Статья "Мифология Древнего Египта на занятиях изобразительного искусства для дошкольного и младшего школьного возрастов"

Мельникова Наталья Александровна

Дети дошкольного и младшего школьного возраста лучше всего входят в тему через сказку . Поэтому, я подумала, что тема мифов не будет для них слишком сложна, главное, адаптировать их для этого возраста. 2-3 года, все же маловаты, поэтому я взяла 2 группы детей : 4-5 и 5-6 лет и 7-9 лет. И хотела взять тему мифов Древней Греции. Но, подумалось мне, древнеегипетская мифология незаслуженно обиженна вниманием. Хотя и по вполне понятным причинам. Объясняется это в первую очередь тем, что миросозерцание античных греков нам несравненно ближе. Представление эллинов о красоте, справедливости, их иерархии нравственно-этических ценностей и, главное, художественное осмысление и выражение всех этих категорий во многом совпадают с теми либо иными аналогами из нашей современности или из относительно близких к нам по времени эпох. Поэтому идейно-смысловой подтекст греческого мифа легко понимает (в первом приближении) и неподготовленный читатель. Поэтика же древнеегипетской мифологии чужда миросозерцанию человека ,воспитанного на европейской культуре. Это сильно затрудняет восприятие мифов, а следовательно и их популяризацию. Труднее всего усваивать древнеегипетскую мифологию из-за ее алогичности. Но детям в столь юном возрасте, логика не особенно свойственна, поэтому они легко относятся к вещам, которые взрослого человека ввергают в ступор. Все мифы Египта можно разделить на 3 части. Мифы о сотворении мира, мифы о солнечном боге и мифы об Осирисе. Я решила, что для первого знакомства с мифами Египта ,надо взять несколько мифов, связанных с порядком мироустройства египтян, с явлениями природы, характерными для Египта (засуха, разлив Нила и т.д.), мифы, объясняющие смену времен года и времени суток, т.е. категории детям наиболее понятные . Сами по себе сюжеты египетских мифов, как правило, не насыщены увлекательными приключениями: в них преобладают философские рассуждения богов, величественные монологи. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, который за этими событиями стоит. Мифы, как стихотворения, символически, в образно-художественной форме передают представления египтян о законах природы, о красоте, о смысле жизни, о том, каким должен быть, по их понятиям, справедливый государственный уклад .Таким же содержанием наполнены и мифы Эллады, но в них оно передается иными способами. Полный острыми событиями эллинский миф воспевает возможности человека, его способность преобразовать своей деятельностью мир, улучшить его. Монументальный, статичный миф Древнего Египта зовет человека слиться с природой, принять раз и навсегда заведенный мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться что-либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему. В древнеегипетской мифологии героев, совершающих подвиги, подобно Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов; египетский миф не прославляет воинскую доблесть. Он славит творца, созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире. И этот взгляд на жизнь, тоже имеет право на жизнь. Рисуя по мотивам сказаний и мифов, дети одновременно знакомятся и с сопутствующими категориями: костюм, архитектура, косметика, украшения, и т.д. Таким образом, затронув один аспект культуры страны, неизменно хочется углубиться и в другие. Поэтому мне , в дальнейшем, захотелось провести отдельные занятия, посвященные интересным и знаковым моментам из жизни египтян: рождению, взрослению, учебе, работе и т. д. Их отношению к земной и загробной жизни. Интересна также для детей тема священных животных (ибис, сокол, крокодил, бык ,кошки, павианы и т. д.), о том, с какими они силами олицетворялись, как жили священные животные , как им поклонялись. Тема Египта очень обширна и за один раз ее не охватить. Должна быть некая система. Поэтому, как мне кажется, тему Египта можно разбить на блоки и сделать, например, темой года. Так же, как темой года может стать Греция, Япония или Китай. Если соотнести тему года с программой, по которой я работаю ( Копцева Т.А. "Природа и Художник"), то в блоке «Мир природы» можно провести занятие по природе Египта , рассказать о великой реке Нил, о ее разливах. О пустыне, о сильном ветре хамсине, который дует в апреле, о климате и т.п. В блоке «Мир животных» можно посвятить несколько занятий животному миру Египта и рассказать о священных животных. В блоке «Мир человека» затронуть быт Египтян : одежда, посуда, транспорт (лодки, повозки и т.д.), архитектура и многое другое. А в блоке «Мир искусства» поговорить о мифотворчестве египтян. Занятие №1, блок «Мир природы»: «Пустыни и оазисы Египта» Занятие №2, блок «Мир природы»: «Великая река Нил» Занятие №3, блок «Мир природы»: «Обитатели Красного моря» Занятие №4, блок «Мир животных»: «Животные мир Египта» Занятие №5, блок «Мир животных»: «Священные и мифологические животные Древнего Египта» Занятие №6, блок «Мир человека»: «Костюм древнего египтянина» Занятие №7, блок «Мир человека»: «Транспорт Древнего Египта» Занятие №8, блок «Мир человека»: «Жилище древнего Египтянина» Занятие №9, блок «Мир искусства»: «Архитектура Древнего Египта» Занятие №10, блок «Мир искусства»: «Мифы Древнего Египта. Создание мира. Первые боги » Занятие №11, блок «Мир природы»: «Мифы Древнего Египта. Бог Ра» Занятие №10, блок «Мир искусства»: «Мифы Древнего Египта. Цикл об Осирисе» Все знают, что мифы надо знать, но не все могут ответить на вопрос: «зачем?». Невозможно переоценить эстетическое значение мифов: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии и мифологии Египта- есть они а скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т. д. Что касается словесности, то прекрасно сказал об этом в свое время А. С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности». И египетская и греческая мифология описывает всевозможные системные конфликты и эффективные способы их решения. Это - семейный ролевой сценарий, со своими отцом, матерью и детьми, это - архетипы реальности и поэтические метафоры эмоциональных состояний. В мифе о сотворении мира зарождается система, структура организованного миропорядка из хаоса. Атум -Ра и Зевс устанавливают закон, единый для всех, они во главе иерархической пирамиды со строгим делегированием функций. Обитатели Олимпа и боги божественной девятки олицетворяют, поименовывают все силы, которые несут божественную искру осознания и смысла реальности. Боги закрепляются в сознании в своём диапазоне проявлений, становятся узнаваемыми, а значит - предсказуемыми. Греческий мир делится на божественное – то есть сознательное и контролируемое – и чудовищное, стихийно-буйное, непредсказуемое и поэтому страшное. При этом боги всегда побеждают, а значит- бояться в общем-то нечего. По большей части в греческом мифе царит мир (обычные семейные скандалы и политические интриги), а прорыв хаоса оказывается лишь поводом для героических поступков. У греков описывается 12 архетипов, составляющих базовую структуру осознания реальности .В Афинах это— Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия. Монументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от эллинского, воспевающего возможности человека, зовет человека слиться с природой, принять заведенный мудрый порядок, подчиниться ему.У египтян 9 (боги божественной девятки). Эннеада - изначальная девятка богов. Атум символизирует первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник из первобытного хаоса - Нуна вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, родил, выплюнув изо рта богов-близнецов воздух Шу и влагу Тефнут. Появление детей у Атума влечет появление двойственности. Тефнут и Шу породили Геба - бога Земли и Нут - богиню неба, после чего Шу их разделил. Это особенность египетской мифологии, в других мифологических системах Земля имеет женское начало, а небо - мужское. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Каждый бог эннеады держит в правой руке символ жизни - анх, а в левой - символ власти уас. Слово «миф» с греческого языка («mythos») переводится как «слово». Под мифом подразумевают повествование о духах, богах и древних героях. Исторически миф стал первой формой культуры человека, его отображения действительности. В мифе, как в единой системе, представлено все моральное, художественное, познавательное и практическое освоение мира. Его целостный образ и объяснение. Так, с помощью мифов в образной манере, древние люди передавали сложенные веками знания и представления о природе, взаимоотношении с ней человека, общественной жизни. Мифы складывались еще до появления мировых религий и обожествляли не абстрактных богов, а сами силы природы и стихийные страсти души человека, которые считались продолжением природной стихии. Существует много видов мифов. Космогонические, этнологические и антропологические объясняют сотворение мира и его упорядочение, появление людей. Календарные мифы осмысляют природно-хозяйственные циклы жизни и связанные с ними ритуалы и обряды. Эсхатологические мифы закрепляли представления о смерти и потустороннем мире. Есть и культово-биографические мифы, рассказывающие о жизненных испытаниях древних героев. Вывод: Мифология - это сказки для взрослых. Только в эти сказки для взрослых нужно входить постепенно, получая информацию дозировано и адаптировано к возрасту, с малых лет, тогда эти сказки прочнее закрепятся в сознании и станут помощниками в жизни. Потому что, Миф – это инструмент для осознания реальности и своего места в ней, для самопознания, социализации и развития, для самосовершенствования и успешности в сложном, развивающемся и меняющемся мире. То, что составляет неизменную структуру - архетипы реальности. Изобразительное искусство - это один из немногих инструментов, при помощи которого ребенок может не только показать свое отношение к миру, но и ,соответственно, получить информацию о нем, закрепляя ее в образах, созданных самим ребенком. Поэтому, знакомство с мифами в дошкольном возрасте на занятиях по изобразительному искусству необходимо. А вот в какой форме будет происходить это знакомство - решает сам педагог.