Древнерусское искусство

             Древнерусская живопись привлекает яркостью красок, удивительной выразительностью образа, ясностью композиций. Тонкий вкус и понимание цвета, глубина, сдержанность и благородство в выражении чувств, терпение и любовное отношение к творческому труду были свойственны древнерусским художникам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnerusskoe_iskusstvo_sadretdinova.pptx739.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Садретдинова Роза Нарматовна Древнерусское искусство

Слайд 2

Древнерусская живопись привлекает яркостью красок, удивительной выразительностью образа, ясностью композиций. Тонкий вкус и понимание цвета, глубина, сдержанность и благородство в выражении чувств, терпение и любовное отношение к творческому труду были свойственны древнерусским художникам Богоматерь Владимирская Начало XII века. Константинополь .

Слайд 3

Первый расцвет древнерусского искусства падает на XI-XII века - эпоху Киевского государства. Утонченность и совершенство, с которыми выполнены наиболее ранние из дошедших до нас памятников древней живописи (мозаики и росписи Софийского собора в Киеве, собора Михайловского монастыря, иконы, предметы ювелирного искусства), говорят о существовании в то время крупных художников . Андрей Рублев( родился около1370г.-умер в 1430г.) Троица Ветхозаветная.1422-1427 годы

Слайд 4

В Киеве создается своя иконописная школа с художником Алимпием во главе. Киев - столица большого государства - привлекает к себе художников из других стран. Сюда привозятся предметы искусства. Так, согласно летописям, из Византии в начале XII века в Вышгород, под Киевом, привезена была икона Владимирской богоматери, написанная в Константинополе в конце XI - начале XII века. После разделения Киевского государства на отдельные княжества в русских городах образуется много местных школ живописи, получающих свой ясно выраженный, глубоко народный характер: новгородская, псковская, ростовская, тверская, позднее - московская. После нашествия татар, в трудные и тяжелые годы их долгого владычества русский народ медленно собирается с силами. В живописи сохраняются строгость и монументальность образа. В XIII веке произведения получают чрезвычайно суровое содержание.

Слайд 5

Московская живопись получила свое развитие в XIV - начале XV века. В эту пору работает целая плеяда выдающихся мастеров: Андрей Рублев, Феофан Грек (византиец по происхождению), Прохор с Городца, Даниил Черный и другие. Для произведений живописи, созданных Феофаном Греком, характерен глубокий психологизм, часто драматичность образа (фрески церкви Спаса на Ильине в Новгороде). Андрей Рублев расписывал соборы в Московском Кремле и в городе Владимире. Он сумел вложить в них столь большое содержание и философскую глубину, выполнить их с таким мастерством, что стал считаться лучшим художником на Руси.

Слайд 6

Во второй половине XV столетия Москва, объединившая многие княжества, становится мощным государством. Московский царь Иван III именует себя "великим государем всея Руси". Московская живопись получает ведущую роль, и другие школы постепенно сливаются с нею, но в Москве в течение долгих лет очень ценят "новгородские иконы", "суздальские письма", "псковских мастеров" и стараются приобрести эти произведения. Русская икона в эту эпоху (конец XV века) отличается особой красотой. Живопись сияет тонкими оттенками яркого и нежного цвета. Изображение становится более светским, нарядным и изящным. В живописи появляется повествовательность; художники окружают основное изображение в иконе клеймами, или маленькими картинами с изображением жизни святого, или "жития", в котором реальное оказывается смешанным с "чудесами".

Слайд 7

Сохраняя в основном иконописные особенности письма, русские художники XVII века стали изображать огромное количество подробностей, взятых из жизни, их окружающей: таковы в их картинах детали архитектуры, виды городов и храмов, изображения холмистых гор, долин, рек, озер, цветов, всевозможных зверей и т. д. Тела людей стали писать объемнее, лица светлее и реальнее. Ведущими художниками в XVII веке были Симон Ушаков, Иосиф Владимиров, Никита Павловец - так называемые "царские изографы". Они сильно способствовали введению в изобразительное искусство реалистических приемов.

Слайд 8

Дрсвнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ. В том тысячелетии, которое занимает вся история русского искусства, на древнерусский период приходится более семи веков. В конце XVII века собственно завершается история древнерусской живописи. В XVIII веке ее сменяет реалистическая картина. Переход к реалистическим формам в русском искусстве совершался постепенно. Древнерусская живопись, перерождаясь, изживает самое себя. Теряя свои особенности, она уступает место новому, реалистическому искусству.

Слайд 9

Глоссарий Деисус - (греч. δεησις — прошение, моление; деисис ) — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора ), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества ( трехфигурный деисус ). Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих (многофигурный деисус ). Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. На формирование данной иконографии оказала влияние литургия. Икона - ( ср.-греч . εἰκόνα от др.-греч . εἰκών «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого постановлением Седьмого Вселенского собора 787 года. Иконопись - вид живописи, религиозной по темам, сюжетам, и назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, способствующих молитве и поклонению невидимому Богу и святым, перед их видимыми образами. Искусство - (от церк.-слав . искусьство (лат. eхperimentum — опыт); ст.-слав . искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области].

Слайд 10

Левкас - (греч. λευκός белый, светлый, ясный) — в иконописи название грунта, представляющего собой меловой , размешанный на животном или рыбьем жире клей с добавлением льняного масла. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску. После высыхания шлифуется. В Древней Руси левкас шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу . «Северные письма» - условный термин, принятый в искусствоведении для обозначения происхождения стилистически близких произведений иконописи, созданных местными живописцами русского Севера в 15-18 вв. Вначале северные письма развиваются как наиболее демократическая ветвь новгородской школы живописи. С 16 в., наряду с определённым влиянием иконописи московской школы, формируются местные художественные традиции (в т. ч. обонежские , карельские, устюжские и другие "письма"). В 17 в. демократические основы северных писем усилились под влиянием народной росписи по дереву. Для северных писем в целом характерны частое использование апокрифов, наивная наглядность образов, декоративность и простота живописных приёмов. Темпера - ( итал . tempera , от латинского temperare — смешивать краски) — краски , приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко — только во фресках — нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо. «Фряжское письмо» - (или фряжская манера от др.-рус . « фрязи », « фряги », также живоподобие ) — приёмы иконописи и стенописи, отличающееся внешней достоверностью в передаче материального мира. Иконы фряжского письма появляются в России со второй половины XVII века под влиянием западноевропейского искусства.

Слайд 11

Список использованной литературы: Алпатов М.В. "Древнерусская иконопись" / М.В. Алпатов. - М., - 1984. – 246с. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.– М.: «Просвещение», 1993. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики / В.В. Бычков. - Киев, - 1991. – 288с. Бычков В.В.Русская средневековая эстетика XI-XVII века / В.В. Бычков. - М., - 1992. – 346с. Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 6 : Живопись. Т. 1. До-Петровская эпоха. — [1913]. — 536 с Евтушенко В., Шкляр А., С., Иконы Заонежья в государственном Русском музее. Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 г Замятина Н.А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000 - 272 с. История и культурология . Изд. Второе, перераб . и доп.: Учебное пособие для вузов/Н.В. Шишова, Т.В. Акулич , М.И. Бойко и др.- М.: Логос, 2000.-456с.