Открытый урок "Искусство силуэта"
Данный конспект может быть использован при подготовке занятий по изобразительному искусству на тему "Силуэт".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУДО « Дом детского творчества»
пос. Мостовского
_________Ж.А. Тупичкина
«_______»_____2015г.
Вид занятия: открытый урок
Тема: «Искусство силуэта».
Цель: познакомить обучающихся с выразительными средствами графики и рассказать о происхождении слова “силуэт”. Дать представление о разнообразии графических средств.
Задачи:
- формировать представление о силуэте как выразительном средстве графики, который даёт возможность показать форму пятен, их конфигурацию, характер, движение, читаемость;
- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать знания о художественной целостности окружающего мира;
- воспитывать художественный вкус, нравственно – эстетическое восприятие мира, любовь к искусству и творчества;
- прививать трудолюбие, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: белый или черный лист бумаги (А4), графитный карандаш, ластик, черная, белая гуашь, кисти, баночка с водой.
Зрительный ряд: образцы рисованных и вырезных силуэтов, работы учителя.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Вступительная беседа.
- Ребята, сегодня мы познакомимся с Силуэтом. Что же это такое? Силуэт – это очертание предметов подобно его тени. В узком смысле «силуэт» — вид рисунка, т.е. плоскостное однотонное изображение. А сейчас отгадав загадки мы узнаем какие цвета используются в силуэтном изображении:
Он из всех неяркий самый,
Только веришь или нет -
Можно видеть этот цвет
И с закрытыми глазами!
Ответ: Чёрный.
У тетрадного листочка
И у сахара кусочка,
И у соли, и у мела
Цвет какой бывает? -...
Ответ: Белый
-Ребята, когда-то давным-давно в древнем Китае появилось искусство вырезания силуэтов из бумаги и это не случайно т.к именно в Китае была изобретена бумага. А также мы видим, что Древние Греки тоже умело применяли силуэтные изображения на своих вазах. А 200 лет назад это искусство проникло во Францию. Министр финансов Франции Маркиз – Эжен де Силуэт любил распоряжаться деньгами и было у него ещё одно пристрастие - он увлекался вырезанием портретов из чёрной бумаги. Силуэт был знатен и богат, но его мало кто любил, потому что он воровал деньги из казны. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени. У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его ещё длиннее. Но люди, покупавшие газеты, всё равно узнавали своего министра финансов, весело смеялись, тыкая в газету. Силуэтные изображения стали входить в моду. Такими портретами стали украшать стены комнат, кабинетов, шкатулки, драгоценности. Силуэт стал популярным в качестве дешевого и быстрого портретного изображения. Но можно ли объяснить популярность силуэтов только модой? Какая еще мода продержалась более 100 лет? Причина очень проста: вторая половина 18 века - это массовое строительство кораблей, эпоха Великих географических открытий и силуэты разных кораблей нужны мореплавателям наравне с картами. Ведь чем раньше опознаешь что за корабль на горизонте, тем вернее принимается решение о поведении - убегать, нападать или сближаться со своими. Условия освещенности, видимости очень часто даже с помощью подзорной трубы не позволяли увидеть флаг и чаще всего опознание корабля можно было сделать только по его контуру, силуэту. И во время Второй мировой войны каждый корабль воюющих сторон своевременно снабжался силуэтами новых вражеских кораблей, которые срисовывали и фотографировали разведчики-шпионы. Иногда принимались меры по изменению силуэта - ставили ложные трубы, маскировали какие-то элементы палуб и все лишь для введения противника в заблуждение. В мирной жизни силуэт часто встречался в книжных иллюстрациях. А художники рисующие в силуэтной технике называются - художники-графики. Самые известные художники-графики – Н.Ильин, Г. Нарбут, Е.Кругликова
В повседневной жизни мы можем видеть силуэтное изображение повсюду: этикетки, фотография, изображения на вазах, татуировки, иллюстрации, т.д.
-А теперь посмотрите на доску! Перед вами несколько изображений одного и того же животного. Что это за животное? Почему?
- Прибежал белый кролик на чёрное поле.
- Прибежал черный кролик на белое поле.
- Прибежал третий – цветной кролик.
- Чем он отличается от других кроликов, кроме цвета?
- У цветного кролика шерстка внутри проработана – тут и черточки, и точечки, пятнышки. А на черно-белых изображениях мы видим кроликов или очертания?
- Очертание.
- На что похожи силуэтные изображения?
- На тень.
- Так что же такое силуэт? Давайте сделаем вывод и попробуем дать определение силуэту.
- Силуэт - это однотонное изображение похожее на тень. Силуэт внутри не прорабатывается. Он воспринимается как пятно.
- Сколько цветов используют для изображения силуэта? Какие?
- Один цвет. Чёрный или белый.
(Хвалю за правильные ответы)
III. Практическая работа.
-А сейчас я предлагаю вам сделать простое силуэтное изображение домашнего животного (Кошка). Для этого нам понадобятся: белый или черный лист бумаги (по выбору), графитный карандаш, ластик, черная, белая гуашь, кисти, баночка с водой.
(Во избежание зрительного и физического переутомления провожу физ. минутку)
IV. Подведение итогов урока.
По завершению занятия – анализирую работы детей, выясняем у кого самая удачная композиция, интересное и выразительное животное и т.д.
Задаю закрепляющие вопросы:
- Какое изображение называют силуэтным?
- Где появился силуэт?
- Понравился ли вам этот вид изобразительного искусства?
- Чем он так привлекателен?
- Как называются художники, выполняющие силуэты?
Составила:
Педагог дополнительного образования: ________ М.П. Ярмухамедова