«ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ПАСТЕЛЬЮ»

Ивкин Евгений Васильевич

Что такое пастель. Краткая история пастельной живописи. Основные и вспомогательные  материалы для пастельной живописи. Последовательность работы пастелью, рисуем букет роз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titul.docx10.21 КБ
Файл 2015tehnika_risovaniya_pastelyu.docx22.65 КБ
Файл literatura.docx11.3 КБ

Предварительный просмотр:

АУ «ОУ ДОД Детская художественная школа»

ДОКЛАД

«ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ПАСТЕЛЬЮ»

Подготовил: преподаватель Ивкин Евгений Васильевич

Радужный

2015год



Предварительный просмотр:

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ПАСТЕЛЬЮ.

Введение.

        Слово пастель указывает на итальянское происхождение (pasttllo  от  pasta – паста). Существует два разных употребления слова пастель. Одно обозначает растение, из которого экстрагировали  голубой  краситель, что дало повод  употреблять  его в красильной промышленности в ХVI-ХVIII вв. особенно во Франции.

       Другое касается меловой субстанции, из которой вылеплены палочки, в которые вводят  пигменты разных цветов. Этот материал позволил развитие  живописной техники, над которой никогда не переставали экспериментировать художники. Рецепты его изготовления восходят к ХV-ХVI векам.

       Пастель – цветной порошок  с бесконечно изменяющими оттенками и полутонами, более тысячи шестисот пятидесяти оттенков, яркость которых не меркнет от времени – разрешает быстроту письма, немедленную передачу эмоций или идей, легкость стирания, возобновление работы, исправления, наложения другого оттенка. Пастель представляет собой одновременно линию и цвет. Она может  также повторяться  и распространяться в клубке расплывающихся  линий, черточках  любого колорита, создающих плотную и яркую текстуру.

       Пастель часто называют живописным рисунком. Она действительно прошла долгий путь  от рисунка  тремя цветами до полноценной живописной техники, популярной в эпоху барокко и столь любимой импрессионистами. Сегодня в распоряжении пастелистов десятки цветов, позволяющих создавать удивительно проникновенные и лиричные  произведения в различных жанрах.

       Пастельная живопись представляет собой  в  значительной степени продолжение рисунка. Для работы пастелью не нужны ни краски, ни кисти, ни растворители – лишь  бруски спрессованного пигмента. Если рисунок – основа всего изобразительного искусства, то пастельная техника – логическое  введение в мир живописи.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПАСТЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ

        Пастель первоначально вспомогательная, со временем стала одной из самых излюбленных техник  величайших европейских художников. Она получила распространение с  ХVII в.,  достигла своего апогея в ХIХ в., а ныне превратилась в одно из основных средств художественного выражения.

       Техника пастельной живописи довольно молода по сравнению с другими  классическими техниками. Её  прообраз – рисунок углем, использовавшийся для  предварительных набросков. Но позже пастель превратилась в самостоятельную и богатую возможностями технику.  Этому, несомненно, способствовали её широчайшие возможности в передаче цветных оттенков. Матовость и нежная бархатистая фактура – наиболее яркие эстетические особенности пастели.

       Живость красок и пленительная мягкость оттенков привлекали к ней художников с ХVII -  ХVIII вв. и импрессионистов  ХIХ в., уделявших особое внимание передаче тончайших нюансов цвета и воздуха.

        В эпоху  раннего Возрождения рисунок стал не просто подготовительным этюдом, наброском, но и самостоятельным произведением искусства. До нас дошли многочисленные рисунки, выполненные сангиной, мелом, углем. Именно сангина (красно-коричневый карандаш) и мел (белый и бурый) были предшественниками  пастели.

       «Техника работы сухими красками» (пастелью) о которой говорил Леонардо да Винчи в своих сочинениях, включала в себя и др. цвета, кроме красного, белого и бурого, присутствующих в рисунках, дошедших до наших дней.

        Тысячи набросков, этюдов и подготовительных рисунков для картин созданы  Рубенсом, на основе всего трех цветов ( черный камень, сангина и белый мел) положили начало стилю, воспринятые всеми его последователями.

       В ХVIII в. Пастельная живопись достигла пика своего технического совершенства. Её признали достойной звания высокого искусства. Пастель стала излюбленным изобразительным  материалом для многих известных художников той эпохи.

       Именно в это время художники научились максимально использовать её возможности. Это был небывалый расцвет утонченной пастельной живописи: идиллический мир аллегорических персонажей, помпезные фигуры придворных и в особенности женские образы, идеально подходящие для передачи в  мягких  тонах, - все это нашло воплощение в лучших образцах изобразительного искусства ХVIII в.

       В эту эпоху пастель по своим возможностям стала приближаться к масляной живописи и достигла такого  совершенства, что, глядя  на некоторые портреты, созданные великими художниками ХVII-ХVIII веков невозможно определить, выполнены они маслом или пастелью.

       Художники, стремившиеся в полном объеме использовать возможности новой техники, добились того, чтобы пастель с максимальной достоверностью и экспрессивностью передавала любую фактуру, объем, свет и цвет.

       В ХVII-ХVIII вв. пастелью работали многие выдающиеся мастера, в их числе Шарль  Лебрен (1619 – 1690гг.), Жозеф Вивьен (1675 – 1757гг.), одна из самых утонченных портретистов за всю историю живописи, Морис Кантен де Латур (1704 -1788), художник, всецело посвятивший  себя пастельной технике, Жан Антуан Ватто (1684 – 1721), Франсуа Буше (1703 -1770) и др.

       С конца  ХVIII в. Пастель стала приобретать все более широкое распространение. Пейзаж стал привлекать к себе все больше художников, искавших средства для передачи мимолетных явлений природы. Пастель была  одним из таких средств.

       Хотя пейзаж как жанр родился значительно раньше ХIХ в., прежде он редко имел самостоятельную ценность и чаще всего представлял собой идеализированный фон для мифологических или библейских сцен. Распространение пастели в начале ХIХ в. совпало с развитием пейзажа как самостоятельного жанра, богатого и непредсказуемого. Художники стали писать природу с натуры, а пастельная техника подходит для работы на пленре.

        Реалистическое искусство ХIХ в. изменило прежние предсавления о красоте и отошло от канонов, установленных классицистами. Художник – реалист прежде всего стремится отображать настоящую жизнь, наблюдая обычаи и поведение людей своей эпохи. Предметом изображения становятся такие явления и реалии тогдашней жизни, как индустриализация, транспорт, места развлечений, мода. Из всех существоваших живописных техник пастель наиболее подходила для передачи мгновений  постоянно меняющегося мира: она позволяла схватывать мимолетное, едва уловимое и в то же время реалистичное, воплощая его в экспрессивных линиях, растушеванных цветовых пятнах, мягких бликах. Быстрая техника работы пастелью предоставляла художникам – реалистам   возможности, соединяя  в себе спонтанность рисунка и цветовое богатство живописи.В то время пастелью работали такие художники как Эжен Делакруа, Курбе, Эжен Буден и др.

        В импрессионизме пастель достигает своего величайшего расцвета.  Импрессионисты  стремились передавать действительность цветом, считая его  наиболее ярким  средством художественного выражения. И пастель  как нельзя лучше подходила для такой цели. Все крупнейшие художники –импрессионисты, такие как Эдуард Мане, Эдуард Дега, Камиль Писсаро, Клод Моне, Берта Моризо, обращались к этой технике, пастель часто занимала центральное место в их творчестве.

       Стремясь уловить изменения освещенности или движение фигуры, импрессионисты выработали  быструю, порывистую, нервную и в то же время. Уверенную манеру. Развившийся из этих установок дивизионизм (наложение мазков чистого цвета) способствовал вытеснению полутонов и серых оттенков, присущих академическом искусству и открыл дорогу поиску новых цветовых эффектов.Многие художники – авангардисты ХХ в.: постимпрессионисты, символисты, фовисты, экспрессионисты и др. – использовали для своих  творческих экспериментов пастель, превратив эту технику в одно из наиболее раскрепощенных средств художественного выражения. Некоторые художники комбинировали пастель с другими материалами, расширяя тем самым её возможности.

       Импрессионисты решительно расширяли рамки использования пастели, и начиная с ХХ в. практически все художники стали обращаться к этой технике для создания как  эскизов, так и крупных произведений.

Материалы для пастельной живописи

      Пастельные краски представляют собой прессованные пигменты с добавлением небольшого количества смолистого вещества – гуммиарабика, концентрация пигмента в пастели намного выше, чем в других красках, что и обуславливает чистоту её цвета. Пастель не нуждается в разбавителях, не требует времени для высыхания и при нанесении на основу сохраняет свой цвет. Пастельные краски отличаются высокой устойчивостью. Написанные ими картины не портятся и не растрескиваются, не желтеют и не темнеют с течением времени.

       Однако пастель, как и акварель чувствительна к свету и со временем может поблекнуть.

        Трудно представить себе что-нибудь более  простое, чем принцип работы  пастелью, поскольку   правил в пастельной живописи, по сути, не существует. Однако кое-что знать все же необходимо.

       В зависимости от процентного содержания  порошкового пигмента  и склеивающего  вещества, пастель может быть  мягкой, твердой и в виде карандашей. Отличие твердой пастели от мягкой состоит в том, что первая сильнее спрессована и содержит большее количество гуммиарабика.

Твердую пастель можно комбинировать с мягкой, особенно на начальном этапе, она не пачкает бумагу, не рассыпается  и незаменима при выполнении графической части работы

БУМАГА

       Для пастельной живописи подходит любая бумага, обладающая  достаточной шероховатостью, чтобы удерживать пигмент. Бумага с  шероховатой поверхностью представляет больше возможностей для пастельной живописи, так как позволяет накладывать несколько слоев друг на друга.

       Шероховатая бумага для акварельной живописи  прекрасно подходит для работы пастелью ,хотя  ярко белый цвет, характерный для этой бумаги, несколько затрудняет естественную гармонизацию тонов.

      Художники  эпохи Возрождения, рисовавшие сангиной и мелом, обнаружили, что для придания работе особой выразительности можно использовать тонированную бумагу. На цветной основе легче добиться единства используемых тонов и, кроме того, некоторые участки можно оставлять не закрашенными, не боясь, что работа будет производить впечатление незавершенности.

       Чаще всего пастелисты используют бумагу коричневого, охристого и серого цвета. Правильно подобранный цвет основы не только облегчает задачу гармонизации цветового  строя картины, но и усиливает её выразительность.

Вспомогательные материалы.

       Набор пастели и бумага – основной материал для работы, однако помимо них художник должен иметь в своем распоряжении различные вспомогательные инструменты и приспособления, обеспечивающие удобство  работы.

        В процессе работы могут потребоваться как каучуковые, так и мягкие ластики веерообразная кисть, хлопчатобумажная тряпочка, растушки для тщательного растушевывания тонкого слоя пигмента, а так же фиксатив – аэрозоль для закрепления пастели, чтобы избежать осыпания пигмента.

       Многие художники отдают предпочтение непосредственной манере письма, основанной на энергичных штрихах и пятнах. Другие пастелисты уделяют большое внимание технике исполнения, тщательно подбирают цвет и фактуру бумаги.

       Каждый художник придерживается  собственной манеры, отвечающей его эстетически установка и требованиям темы.

       Любая живописная работа продвигается от малого к большому, от простого к сложному, от легкого к насыщенному, от штриха к пятну. Бруски пастели используют на начальном этапе работы, пастельными карандашами подчеркивают контуры и прорисовывают детали в конце работы.

       



Предварительный просмотр:

Литература :

  1. «Пастель». Женевьева  Моннье

1995by bykking International  

Париж, перевод на русский язык;

  1. «Пастель. Подробный практический курс», М. ООО «Издательство Мир книги», 2006год.