МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке и прохождению ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке  и прохождению

ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ по специальности 

050139 Изобразительное искусство и черчение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_gia_izo.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Московской области

« Губернский профессиональный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке  и прохождению

ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

по специальности

050139 Изобразительное искусство и черчение

базовой подготовки

Серпухов

2014г.


Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета  ГАОУ СПО МО ГПК  № 01 от  23.08.2012 г.

Составитель: Бологова Т.В., методист  ГАОУ СПО МО ГПК.

Рецензент: Зудилина Е.В., заведующий художественно-графическим отделением ГАОУ СПО МО ГПК.

Методические рекомендации по подготовке и прохождению Государственной (итоговой) аттестации являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение.

Методические рекомендации  предназначены  для студентов специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение по подготовке и проведению  Государственной (итоговой)  аттестации базовой подготовки.

В методических рекомендациях  изложены требования,  предъявляемые на Государственной (итоговой)  аттестации, направленные на выявление готовности к профессиональной деятельности выпускников специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение.

Методические рекомендации  составлены в соответствии с требованиями ФГОС  СПО.

Методические рекомендации адресованы студентам очной  формы обучения.

В электронном виде методические рекомендации размещены на файловом сервере колледжа по адресу:   Методический кабинет


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

1 ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ        5

2 ПОДГОТОВКА  И  ПРОВЕДЕНИЕ  ГИА        9

2.1 Критерии  оценки  уровня  и   качества  подготовки  выпускника        9

2.3 Защита выпускной квалификационной работы        10

   2.3 Контроль готовности ВКР        11

   2.4 Структура дипломной работы        2

   2.5 Требования к защите ВКР        4

3. ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ        7

Приложение 1 Примерные темы дипломных работ        18

Приложение 2 Шаблон титульного листа Дипломной работы        20

Приложение 3 Общие правила оформления  ВКР        1

1 Оформление текстового материала        2

2 Оформление иллюстраций        3

3 Оформление списка литературы и ссылок на неё в тексте        23

4 Оформление приложений        24

Приложение 5 Оформление библиографических ссылок        25

ЛИТЕРАТУРА        27


Уважаемый студент!

Данное пособие предназначено для студентов всех форм последнего года обучения по специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение.

В настоящих  методических  рекомендациях отражена  совокупность требований к Государственной (итоговой) аттестации, содержание и форма ее проведения, критерии  оценки уровня готовности к профессиональной деятельности, условия  подготовки и процедура  проведения ГИА.

В  методических  рекомендациях  изложены  общие  требования  к защите выпускной квалификационной работы (ВКР), подготовка которой базируется  на  нормативных  правовых  актах  РФ  в  сфере образования.

Пособие составлено на основе следующих документов:

  • федерального государственного образовательного стандарта базовой и углубленной подготовки  по специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение;
  • рекомендаций Минобразования  России (письмо Министерства образования России от 10 июля 1998г. № 12-52 111 ин/12-23);
  •  Положения о подготовке и проведении Государственной ( итоговой) аттестации.
  • программой Государственной  (итоговой) аттестации выпускников колледжа для специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение;

Подготовка и прохождение Государственной (итоговой) аттестации состоит из следующих этапов:


1 ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

Целью ГИА является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) среднего профессионального образования в части оценки качества сформированности компетенций  и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Задачей ГИА является определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, соответствующих его квалификации.

ГИА проводится Государственной аттестационной комиссией по специальности, которая  создается на основании Приказа Министерства образования и науки и № 968 от 16.08 2013г « Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования». Численность ГАК не может быть  менее 5 человек. Ответственный секретарь ГАК назначается директором из числа работников колледжа.

Государственную аттестационную комиссию по специальности возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Председателем ГАК является представитель работодателя.

Заместителем председателя государственной аттестационной комиссии может быть назначен директор, заместитель  директора или заведующий отделением.

ГАК формируется из преподавателей колледжа и лиц и специалистов предприятий, организаций, учреждений по профилю подготовки выпускников. Состав членов ГАК утверждается директором колледжа и составляет не менее 5 человек.

Государственная (итоговая) аттестация для специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение является формой заключительного этапа подготовки специалистов в колледже и представляет собой защиту выпускной квалификационной работы.

ГИА проводится в следующей форме для базового уровня   подготовки  

  • для базовой подготовки – защита выпускной квалификационной работы, тематика которой соответствует содержанию одного или нескольких профессиональных модулей;

Дисциплины, выносимые на государственную (итоговую) аттестацию, определяют подготовку выпускников к профессиональной деятельности по программе базового уровня:

     -ПМ.01 Преподавание изобразительного искусства в                    общеобразовательных учреждениях;

              - ПМ.02 Преподавание черчения в общеобразовательных

                учреждениях;

           - ПМ.03 Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-            прикладного искусства и черчения;

            - ПМ.04 Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

Оценка качества подготовки выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

  • оценка уровня освоения дисциплин;
  • оценка уровня овладения компетенциями.

Область профессиональной деятельности выпускников:

обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных      программ по изобразительному искусству и черчению в учреждениях общего образования;

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

        - задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс обучения изобразительному искусству и черчению при проведении уроков и организации внеурочной деятельности;

      - задачи, методы, средства и процесс воспитания при реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению;

      -  задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями (организациями) образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам организации урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству и черчению;

      -    документационное обеспечение обучения и воспитания детей в процессе реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению в учреждениях общего образования.

.

На основании требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы учитель изобразительного искусства и черчения должен быть готов к следующим видам профессиональной деятельности и обладать компетенциями:  

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами по вопросам организации музыкального образования.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ВПД 1

ПК. 1.1

Определять цели и задачи, планировать уроки изобразительного искусства.

ПК. 1.2

Организовывать и проводить уроки изобразительного искусства.

ПК. 1.3

Оценивать процесс и результаты учения.

ПК. 1.4

Анализировать уроки изобразительного искусства.

ПК. 1.5

Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения изобразительному искусству.

ВПД 2

ПК 2.1

Определять цели и задачи, планировать уроки черчения.

ПК 2.2

Организовывать и проводить уроки черчения.

ПК 2.3

Оценивать процесс и результаты учения.

ПК 2.4

Анализировать уроки черчения.

ПК 2.5

Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения изобразительному искусству.

ВПД 3

ПК 3.1

Выполнять графические работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.

ПК 3.2

Выполнять живописные работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках. 

ПК 3.3

Выполнять объемно-пластические работы с натуры, по памяти и представлению в различных материалах.

ПК 3.4

Выполнять работы по декоративно-прикладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремеслам в различных материалах, художественно-творческие композиции.

ПК 3.5

Читать и выполнять чертежи и эскизы в ручной графике.

ВПД 4

ПК 4.1

Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательном учреждении.

ПК 4.2

 Организовывать и проводить внеурочные мероприятия.

ПК 4.3

Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочных мероприятиях.

ПК 4.4

Анализировать внеурочные мероприятия.

ПК 4.5

Вести документацию, обеспечивающую проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Студент, не прошедший в течение установленного срока обучения аттестационные испытания, входящие в состав государственной (итоговой) аттестации, отчисляется из колледжа и получает академическую справку установленного образца. Выпускники, не прошедшие итоговые аттестационные испытания, допускаются к ним повторно не ранее следующего периода работы государственной аттестационной комиссии.

Студентам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине, директором колледжа может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более чем на один год. В случае изменения перечня аттестационных испытаний, входящих в состав ГИА, выпускники проходят аттестационные испытания в соответствии с перечнем, действовавшим в год окончания курса обучения.


2 ПОДГОТОВКА  И  ПРОВЕДЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

Итоговая государственная аттестация осуществляется государственной аттестационной комиссией (ГАК).

Основные функции ГАК:

  • комплексная оценка уровня подготовки выпускника и соответствия его подготовки требованиям ФГОС;
  • комплексная оценка сформированности профессиональных и общих компетенций;
  • решение вопроса о присвоении квалификации по результатам государственной (итоговой) аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома о среднем профессиональном образовании.

Для подготовки к ГИА в соответствии с  учебным планом выпускникам предоставляется время в объеме 6 недель непосредственно перед прохождением аттестационных испытаний.

Аттестационные испытания, входящие в состав ГИА выпускников, полностью соответствуют основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

ГИА выпускника состоит из следующих аттестационных испытаний:

  • защита выпускной квалификационной работы.

К итоговой аттестации допускаются студенты, выполнившие требования, предусмотренные курсом обучения по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом колледжа.

Список студентов, допущенных к ГИА, формируется заведующим учебным отделением служебной запиской на имя директора ГАОУ СПО МО ГПК в срок не позднее 2 недель до проведения ГИА. Допуск студентов к ГИА объявляется приказом директора ГАОУ СПО МО ГПК.

Графики консультаций и календарные планы выполнения выпускной квалификационной работы выдаются каждому студенту до 1 февраля последнего года обучения, но не позднее, чем за три недели до начала преддипломной практики.

На период подготовки к ГИА составляется график консультаций. Консультации проводят преподаватели дисциплин и МДК, выносимых на ГИА, и научные руководители ВКР.

2.1 Критерии  оценки  уровня  и   качества  подготовки  выпускника

Ответы оцениваются по пятибалльной системе.

В критерии оценки уровня подготовки студентов входят:

  • уровень усвоения материала, предусмотренного учебными программами дисциплин и МДК;
  • обоснованность, четкость и краткость изложения ответов;
  • уровень практических знаний и умений, позволяющих решать профессиональные задачи.

Результаты аттестационных испытаний, включенных в государственную (итоговую) аттестацию, определяются оценками:

  • «отлично»;
  • «хорошо»;
  • «удовлетворительно»;
  • «неудовлетворительно».

.

2.2 Защита выпускной квалификационной работы

Этап проходит в форме защиты выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы.

Дипломная работа – заключительная работа учебно-исследовательского характера. Дипломная работа выполняется студентами, обучающимися по естественно-научным, гуманитарным, экономическим и творческим специальностям и представляет собой самостоятельное исследование какого-либо актуального вопроса в области избранной студентом специальности. Она   имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и практических навыков выпускников. Дипломная работа предполагает достаточную теоретическую разработку темы с анализом экспериментов, наблюдений, литературных и др. источников по исследуемому вопросу. Для выпускников творческих специальностей дипломными работами могут являться произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптура и др.;

Тематика ВКР

  • для базовой подготовки ГИА проводится  в форме защиты ВКР, тематика которой соответствует содержанию одного или нескольких профессиональных модулей;

Профессиональный цикл специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение включает в себя профессиональные модули:

  • ПМ.01 Преподавание изобразительного искусства в                    общеобразовательных учреждениях;
  • ПМ.02 Преподавание черчения в общеобразовательных

     учреждениях;

  •  ПМ.03 Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-            прикладного искусства и черчения;
  • ПМ.04 Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

Выпускная квалификационная работа должна отвечать ряду обязательных требований:

  • демонстрировать уровень сформированности общих и профессиональных компетенций;
  • самостоятельность исследования;
  • связь предмета исследования с актуальными проблемами современной науки;
  • демонстрация уровня готовности выпускника хотя бы к одному из видов профессиональной деятельности;
  • анализ литературы по теме исследования;
  • наличие у автора собственных суждений по проблемным вопросам темы;
  • логичность изложения, убедительность представленного фактологического материала, аргументированность выводов и обобщений;

      Тематика выпускных квалификационных работ  определяется  при разработке Программы ГИА. Закрепление тем выпускных квалификационных работ за студентами оформляется не позднее первого ноября последнего года обучения. Одновременно происходит распределение студентов по научным руководителям. К каждому руководителю может быть прикреплено не более 8 студентов.

  1.   Контроль готовности ВКР

Каждому студенту назначается рецензент выпускной квалификационной работы  из числа  внешних специалистов, хорошо владеющих  вопросами, связанными с данной тематикой.

По утвержденным темам научные руководители выпускной квалификационной работы разрабатывают индивидуальные задания для студентов, которые рассматриваются ПЦК эстетических дисциплин, подписываются научным руководителем и председателем ПЦК.

Задания на выпускные квалификационные работы утверждаются заместителем директора по учебной работе и выдаются студентам не позднее, чем за две недели до начала преддипломной практики.

По утвержденным темам научные руководители составляют индивидуальные графики консультаций, на которых контролируется выполнение выпускной квалификационной работы.

Контроль степени готовности ВКР осуществляется по следующему графику:

п/п

% готовности

Содержание

Срок

Примечание

1

40%

Частично готова теоретическая часть работы. Эскизный вариант дипломной работы представляет собой визуально-ассоциативный ряд окончательного графического решения.

До 30 декабря

(допуск к сессии)

2

70%

Полностью готова теоретическая часть, практическая часть в черновом варианте разработки концепции, процесс эскизирования, проработка вариантов и выбор окончательного решения. Создание целостного художественного образа.

До 12 апреля

(допуск к сессии)

3

80%

ВКР готова и переплетена, без отзыва и рецензии. Устранение недочетов практического решения дипломной работы и редактирование теоретической части, эскизирование визуального ряда графической части ВКР, выносимой на защиту. Обсуждение на заседании ПЦК готовности ВКР к предварительной защите.

До 15 мая

4

90%

Готовы презентация и доклад к работе. Предзащита, исправление недостатков по сделанным замечаниям, получение рекомендаций научного руководителя к окончательной защите.

На предзащиту студент-дипломник представляет:

результаты разработки практической  и теоретической части ВКР.

вариант графического решения планшетного ряда с демонстрационными материалами по ВКР;

Экспозиция графических материалов должна быть утверждена на предзащите.

До 01 июня

(допуск к ГИА)

5

100%

Имеются отзыв и рецензия к работе

До 15 июня

(допуск к защите)

С целью определения степени готовности выпускной квалификационной работы и выявления имеющихся недостатков преподавателями специальных дисциплин в последнюю неделю подготовки к ГИА проводится предварительная защита. Результаты предварительной защиты протоколируются.

По своему содержанию выпускная квалификационная работа может быть:

  • научно-исследовательской;
  • проектно-технологической;
  • методической;
  1.  Структура дипломной работы

Титульный лист (шаблон в приложении 2).

Содержание ВКР (желательно сделать электронным для удобства работы с большим объемом текстового материала. Использование электронного оглавления также демонстрирует освоение общей компетенции «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности», которая присутствует во всех специальностях, реализуемых по ФГОС третьего поколения).

Введение должно представлять характеристику объекта исследования, формулировку, актуальность и обоснование темы ВКР, цели и задачи ВКР, ее практическая значимость, методы решения поставленных творческих проблем. Во введении также нужно сказать об объекте и предмете проектирования, информационной базе. Рекомендуемый объем введения 2-4 страницы.

Основная часть дипломной работы состоит из теоретической и практической части.

В теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы. Здесь можно дать историю вопроса, показать степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы. Должны быть раскрыты понятие и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки, можно остановиться на современных тенденциях развития в области преподавания. При этом целесообразно использовать различный иллюстративный материал, связанный с разрабатываемой темой. По объему первая глава не должна превышать 30% от всего объема ВКР.    

Практическая часть должна быть представлена методикой, продуктом творческой деятельности в соответствии с видами профессиональной деятельности. Данная часть носит  поисково-творческий характер, связанный с поставленными в дипломной работе целями и задачами. Обоснование поставленной проблемы и описание способов ее решения, включая образное, композиционное и цветовое решение продукта творческой деятельности. При этом наряду с традиционными способами изображения иллюстративного материала внимание должно уделяться использованию компьютерной техники. Вся поисковая работа, включающая  в себя поисковые наброски, эскизы, варианты идеи, и другие графические материалы с поясняющими текстами следует ввести в приложение. Объем этой части пояснительной записки не должен превышать 50-60 % общего ее объема. Содержание теоретической и практической частей определяется в зависимости от профиля специальности и темы дипломной работы.

Безопасность и экология (рекомендуемый раздел).

Информационные технологии (рекомендуемый раздел).

          Электронная документация. Программное обеспечение, в том числе информационная поддержка.

Графическая часть (или слайд-презентация) по выбору студента.

Заключение должно содержать главные выводы, выявляется достигнутый  уровень решения творческой проблемы, даются  рекомендации. Его основное назначение – резюмировать содержание проекта, подвести итоги проведенного исследования. Излагаются полученные выводы и их соотношение с целью дипломного проекта и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Объем заключения составляет обычно 1-2 страницы (5-10% от общего объема пояснительной записки к дипломному проекту).

Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ (Приложение 4).

Приложения располагаются в конце работы и оформляются в соответствии с рекомендациями в Приложении 4. Включают в себя поисковую работу, поисковые наброски, эскизы, варианты идеи, и другие графические материалы с поясняющими текстами.

В отдельных случаях дипломные работы, тематика которых требует коллективных усилий в исследовании поставленной задачи, могут разрабатываться группой обучающихся. При этом индивидуальные задания выдаются каждому обучающемуся со строго регламентированным перечнем вопросов, исключающим их дублирование у нескольких обучающихся одновременно. При защите коллективно выполненного дипломного проекта/работы каждый обучающийся должен выступить с докладом и защитить выполненную им часть. Решение Государственной аттестационной комиссии по результатам защиты дипломного проекта/работы принимается индивидуально для каждого обучающегося.

  1.   Требования к защите ВКР

На защите к ВКР предъявляются следующие требования:

  • глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа литературы;
  • умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц и графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития;
  • критический подход к изучаемым фактическим материалам с целью поиска направлений совершенствования деятельности;
  • аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;
  • логически последовательное и самостоятельное изложение материала;
  • оформление материала в соответствии с установленными требованиями;
  • обязательное наличие отзыва руководителя на дипломную работу и рецензии практического работника, представляющего стороннюю организацию.

При составлении тезисов необходимо учитывать ориентировочное время доклада на защите, которое составляет 8-10 минут. Доклад целесообразно строить не путем изложения содержания работы по главам, а по задачам, то есть, раскрывая логику получения значимых результатов. В докладе должно присутствовать обращение к иллюстративному материалу, который будет использоваться в ходе защиты работы. Объем доклада должен составлять 7-8 страниц текста в формате Word, размер шрифта 14, полуторный интервал.

Структура доклада

Объем

Время

1.

Представление темы работы

До 1,5 страниц

До 2 минут

2.

Актуальность темы

3.

Цель работы

4.

Постановка задачи, результаты ее решения и сделанные выводы (по каждой из задач, которые были поставлены для достижения цели дипломной работы)

До 6 страниц

До 7 минут

5.

Перспективы и направления дальнейшего исследования данной темы

До 0,5 страницы

До 1 минуты

Для выступления на защите студентом самостоятельно должны быть подготовлены и согласованы с руководителем тезисы доклада и иллюстративный материал.

Иллюстрации должны отражать основные результаты, достигнутые в работе, и быть согласованными с тезисами доклада. Форма представления иллюстративного материала:

  • печатный материал каждому члену ГАК (на усмотрение научного руководителя ВКР). Данный материал может включать:
  • эмпирические данные;
  • выдержки из нормативных документов, на основании которых проводились исследования;
  • выдержки из пожеланий работодателей, сформулированные в договорах;
  • другие данные, не вошедшие в слайд-презентацию, но подтверждающие правильность расчетов;
  • в виде слайд-презентации для демонстрации на проекторе.

Сопровождение представления результатов работы презентационными материалами является обязательным.

На выполненную студентом выпускную квалификационную работу научный руководитель пишет отзыв, заверенный личной подписью и печатью колледжа.

Защита  выпускных  квалификационных  работ проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии в специально отведенной аудитории, оснащенной необходимой техникой для демонстрации презентации. На защиту квалификационной работы отводится до 20 минут. Процедура защиты включает доклад студента (не более 10 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы студента. Может быть заслушано выступление руководителя выпускной квалификационной работы, а также рецензента, если они присутствуют на заседании ГАК.

Решения ГАК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты объявляются студентам в этот же день.

Критерии оценки ВКР

Защита выпускной квалификационной работы заканчивается выставлением оценок.

«Отлично» выставляется за ВКР, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, глубокий анализ, критический разбор практики, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. Она имеет положительные отзывы научного руководителя и рецензента.

При ее защите студент-выпускник показывает глубокое знание вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения, а во время доклада использует наглядные пособия (презентацию PowerPoint, таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.

«Хорошо» выставляется за ВКР, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, в ней представлены достаточно подробный анализ и критический разбор практической деятельности, последовательное изложение материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями. Она имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента. При ее защите студент-выпускник показывает знание вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по теме исследования, во время доклада использует наглядные пособия (презентацию PowerPoint, таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.

«Удовлетворительно» выставляется за ВКР, которая носит исследовательский характер, имеет теоретическую главу, базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ и недостаточно критический разбор, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения. В отзывах рецензентов имеются замечания по содержанию работы и методике анализа. При ее защите студент-выпускник проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не всегда дает исчерпывающие аргументированные ответы на заданные вопросы.

«Неудовлетворительно» выставляется за ВКР, которая не носит исследовательского характера, не имеет анализа, не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях. В работе нет выводов либо они носят декларативный характер. В отзывах научного руководителя и рецензента имеются критические замечания. При защите ВКР студент-выпускник затрудняется отвечать на поставленные вопросы по ее теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки. К защите не подготовлены наглядные пособия и раздаточный материал.

При определении окончательной оценки по защите выпускной квалификационной работы учитываются:

  • доклад выпускника;
  • представленный наглядный материал;
  • ответы на вопросы;
  • оценка рецензента;
  • отзыв руководителя.

3. ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Решение Государственной аттестационной комиссии об итоговой оценке по выпускной квалификационной работе, а также  о присвоении квалификации  принимается на закрытом заседании. При спорных оценках приоритет отдается решению председателя государственной аттестационной комиссии.

При успешном прохождении государственной (итоговой) аттестации студенту присваивается квалификация учитель изобразительного искусства и черчения.

Диплом о среднем профессиональном образовании выдается выпускнику образовательного учреждения, прошедшему в установленном порядке государственную (итоговую) аттестацию.

Основанием для выдачи диплома является решение Государственной аттестационной  комиссии.

Диплом с отличием выдается выпускнику на основании оценок, вносимых в приложение к диплому, включающих оценки по дисциплинам, междисциплинарным курсам курсовым проектам, практикам, результаты квалификационных экзаменов по модулям и результаты государственной (итоговой) аттестации. По результатам государственной (итоговой) аттестации выпускник должен иметь только оценки «отлично». При этом оценок «отлично», включая оценки по государственной (итоговой) аттестации, должно быть не менее 75%, остальные оценки – «хорошо». Зачеты в процентный подсчет не входят.

Академическая справка выдается студентам  отчисленным с любого курса и не закончившим обучение, в том числе при переводе в другое образовательное учреждение.


Приложение 1

(обязательное)

Примерные темы дипломных работ

по профессиональным модулям

  • ПМ.01 Преподавание изобразительного искусства в                 общеобразовательных учреждениях;
  • ПМ.02 Преподавание черчения в общеобразовательных

     учреждениях;

  •  ПМ.03 Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-            прикладного искусства и черчения;
  1. Обучение учащихся декоративной композиции  в технике батик  на  занятиях по ДПИ в СОШ.
  2. Выполнение поясного портрета в технике масляной живописи на уроках ИЗО в 7 классе СОШ.
  3. Развитие творческих способностей учащихся посредством изготовления каргопольской игрушки на  уроках по ДПИ в СОШ.
  4. Развитие творческих способностей учащихся посредством росписи по керамике.
  5. Обучение рисованию архитектуры и городского пейзажа в технике мягких материалов на уроках ИЗО в СОШ.
  6. Развитие эстетического вкуса учащихся посредством изучения русского женского народного костюма на занятиях по ДПИ в СОШ.
  7. Обучение учащихся технике Борецкой росписи на занятиях по ДПИ  в СОШ.
  8. Обучение учащихся основам композиции  на  примере живописи натюрморта на уроках ИЗО в СОШ.
  9. Развитие объемно-пространственного мышления учащихся при выполнении живописи натюрморта.
  10. Развитие объемно-пространственного мышления у учащихся при выполнении этюда пейзажа.
  11. Развитие цветовосприятия  у учащихся СОШ на уроках ИЗО посредством изучения декоративного натюрморта.
  12. Обучение учащихся основам композиции конструктивно-пластического пейзажа на  уроках ИЗО в СОШ.
  13. Развитие объемно- пространственного мышления у учащихся при выполнении  городского пейзажа на уроках ИЗО в СОШ.
  14. Изучение техники петельного гобелена на внеклассных занятиях по ДПИ в СОШ.
  15. Изучение  декоративной композиции на примере составления эскизов платка на занятиях по ДПИ в СОШ.
  16. Развитие восприятия тонально-цветовых отношений в пленэрном этюде у учащихся СОШ на уроках ИЗО.
  17. Художественно-эстетическое развитие учащихся при изучении особенностей авторской росписи «Протвинка» на занятиях по ДПИ в СОШ.
  18. Художественно-эстетическое развитие учащихся на примере изучения хохломской росписи «Кудринка» на занятиях по ДПИ в СОШ.
  19. Развитие композиционных и колористических навыков у учащихся на уроках ИЗО в СОШ.
  20. Обучение учащихся технике аппликации из мягких материалов на уроках ДПИ в СОШ.

  • ПМ.04 Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  1. Художественно-эстетическое развитие учащихся посредством изготовления работ из папье-маше на внеклассных занятиях по ДПИ в СОШ.
  2. Художественно-эстетическое развитие учащихся на внеклассных занятиях по ДПИ в СОШ.
  3. Развитие творческих способностей учащихся при работе с природным материалом на внеурочных занятиях по ДПИ в СОШ.
  4. Развитие творческих способностей учащихся посредством работы с нетрадиционными художественными материалами на внеклассных занятиях по ДПИ в СОШ.
  5. Обучение учащихся различным техникам батика в  художественной росписи по ткани на внеклассных занятиях по ДПИ в СОШ.
  6. Обучение технике холодного батика на внеклассных занятиях по ДПИ в СОШ.


Приложение 2

(обязательное)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ                          «ГУБЕРНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по специальности                                                                                 

код и название специальности

по теме _                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Разработал студент                                                                 группы        

                                                   ________           __________________

                                                     подпись                        расшифровка подписи

____   _________ 20_____

Руководитель дипломной  работы     ____________        _____________________

         подпись                                           расшифровка подписи

____   _________ 20_____

Рецензент                                            ____________         _____________________

         подпись                                           расшифровка подписи

____   _________ 20_____

Город, год


 

Приложение 3

(рекомендуемое)

Общие правила оформления  выпускных квалификационных работ

1 Оформление текстового материала

Текстовая часть работы должна быть исполнена  в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2,5; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Объем ВКР должен составлять не менее 30 и не более 50 страниц. Все страницы работы должны быть пронумерованы. Номер страницы ставится на середине листа нижнего поля.

Весь текст ВКР должен быть разбит на составные части. Разбивка текста производится делением его на разделы (главы) и подразделы (параграфы). В содержании работы  не должно быть совпадения формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы, а также совпадения названий глав и параграфов. Названия разделов (глав) и подразделов (параграфов) должны отражать их основное содержание и раскрывать тему работы.

При делении работы на разделы (главы) согласно ГОСТ 2.105-95 обозначение производят порядковыми номерами – арабскими цифрами без точки и записывают с абзацного отступа 1,25 см.  При необходимости подразделы  (параграфы) могут делиться на пункты. Номер пункта должен состоять из номеров раздела (главы), подраздела (параграфа) и пункта, разделённых точками.  В конце номера раздела (подраздела), пункта (подпункта) точку не ставят.

Если раздел (глава) или подраздел (параграф) состоит из одного пункта, он также нумеруется. Пункты при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы (главы), подразделы (параграфы) должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Наименование разделов (глав) должно быть кратким и записываться в виде заголовков (в красную строку) жирным шрифтом, без подчеркивания и без точки в конце. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов.

Нумерация страниц основного текста и приложений, входящих в состав  работы, должна быть сквозная.

В основной части работы дается реферативный обзор литературы по разрабатываемой проблеме, сравнительный анализ аналоговых вариантов, излагаются пути решения творческих задач, связанных с поиском художественного образа и методика достижения поставленной цели, проводиться сравнительный анализ разработанных вариантов и дается обоснование принятому варианту.  Каждая глава должна заканчиваться выводами, где в краткой форме излагаются результату данного этапа работы и конкретизируются задачи и методы их решения в последующих главах.  ВКР должна состоять не менее чем из двух глав. Также могут присутствовать таблицы, схемы, графики с соответствующими ссылками и комментариями.

В работе должны применяться научные и специальные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в специальной и научной литературе. Если принята специфическая терминология, то перед списком литературы должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание работы.

При написании введения необходимо правильно формулировать обязательные элементы (таблица 1).

Таблица 1

Требования к структуре ВКР

Элемент введения

Комментарий к формулировке

Актуальность темы

Раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности в научных трудах

Цель работы

Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации

Задачи работы

Определяются, исходя из  развития цели работы. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Как правило, формулируются 3 – 4 задачи

Объект изучения

Дать определение явлению, на которое направлена исследовательская деятельность

Предмет изучения

Дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения явления

Информационная база исследования

Перечислить источники информации, используемые для исследования

Практическая значимость исследования

Не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов  и предложений придает работе большую практическую значимость

Структура работы

Кратко изложить содержание глав работы

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Его основное назначение – резюмировать содержание работы, подвести итоги проведенного исследования. В заключении излагаются полученные выводы и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

2 Оформление иллюстраций

Все иллюстрации, помещаемые в работу, должны быть тщательно подобраны, ясно и четко выполнены. Рисунки и диаграммы должны иметь прямое отношение к тексту, без лишних изображений и данных, которые нигде не поясняются. Количество иллюстраций в работе/проекте должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации следует располагать как можно ближе к соответствующим частям текста. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте работы/проекта. Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми.

Ссылки на иллюстрации разрешается помещать в скобках в соответствующем месте текста, без указания см. (смотри). Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации записывают сокращенным словом смотри, например, см. рисунок 3.

Размещаемые в тексте  иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами, например: Рисунок 1, Рисунок 2 и т.д. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы). В этом случае номер иллюстрации должен состоять из номера раздела (главы) и порядкового номера иллюстрации,  разделенных точкой, например Рисунок 1.1.

Надписи, загромождающие рисунок, чертеж или схему, необходимо помещать в тексте или под иллюстрацией.

3 Оформление списка литературы и ссылок на неё в тексте

Список литературы составляется с учетом правил оформления библиографии (Приложение 22). Список используемой литературы должен содержать 20 – 25 источников (не менее 10 книг и 10-15 материалов периодической печати), с которыми работал автор дипломной работы/дипломного проекта. Литература в списке располагается по разделам в следующей последовательности:

  • нормативные материалы (законы, постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ, письма, инструкции, распоряжения Министерств и ведомств РФ, ГОСТы);
  • научные, технические и учебно-методические издания;
  • ресурсы сети Интернет.

Источники в каждом разделе  размещаются в алфавитном порядке. Для всей литературы применяется сквозная нумерация.

При ссылке на литературу в тексте пояснительной записки следует записывать не название книги (статьи), а присвоенный ей в указателе «Список литературы» порядковый номер в квадратных скобках.  Ссылки на литературу нумеруются по ходу появления их в тексте записки. Применяется сквозная нумерация или нумерация по разделам (главам).

4 Оформление приложений

В приложениях помещают материал, дополняющий основной текст.   Приложениями могут быть, например, поисковые наброски, эскизы, варианты идеи, и другие графические материалы с поясняющими текстами, таблицы большого формата, расчеты, технологические карты, и т.д.

Приложения оформляют как продолжение основного на последующих ее листах или в виде самостоятельного документа.

В основном тексте на все приложения должны быть даны ссылки, например: Производные единицы системы СИ (Приложения 1, 2 и 5).

Приложения располагают в последовательности ссылок на них в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием наверху справа страницы слова Приложение и его обозначения.

Приложения обозначают арабскими цифрами, за исключением цифры 0.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой и выравнивается по правому краю (например, Приложение 1).


Приложение 4

(рекомендуемое)

Оформление библиографических ссылок

(по ГОСТ 7.1.-84, 7.11 – 78, 7.12 – 77, 7.82 – 2001)

Книги одного, двух, трех авторов

  1. Дмитриевский А.В., Тюфяков А.С. Бензиновые двигатели / М.: Машиностроение,  1986. – 213 с.
  2. Каменев А.Ф. Технические системы: закономерности развития. – М.: Машиностроение, 1985. – 185 с.
  3. Руднева Е.В. Эмиссия корпоративных ценных бумаг, М.: Издательство «Экзамен», 2001. – 288 c.

Книги четырех и более авторов

  1. Электронное управление автомобильными двигателями / Г.П. Покровский., Е.А. Белов., С.Г. Драгомиров и др. - М.: Машиностроение,  1994. – 678 с.

Словари и справочники

  1. Автомобильный справочник. Пер. с англ. 1-е русское изд. – М.: Изд-во «За рулем», 2000. 896 с.
  2. Новый политехнический словарь / Под ред. А.Ю. Ишлинского. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 671 с.
  3. Попржедзинский Р.А. и др. Технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей: Справочник. — М.: Транспорт, 1988.-196 с.

Издания, не имеющие индивидуального автора

  1. Специальные способы литья: Справ. / Под оющей ред. В.А. Ефимова. – М.: Машиностроение, 1991. – 734 с.
  2. Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей: Материалы IX Междунар. научно-практ. конф. Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2003. – 564 с.

Многотомные издания

  1. Двигатели внутреннего сгорания. Т.1. Достижения в области развития ДВС / Серия «Итоги науки и техники». – М.:ВИНИТИ, 1975. – 208 с.

Патентные документы

  1. Патю 5159915 США, МПК F 02 M 31/00. Электродвигатель топлива для электромагнитной форсунки / Morris M.J., Dutton J.C. – 6 с.

Нормативные документы

  1. Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999 г.
  2. ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности. С изменениями с 01.1999 г.
  3. ГОСТ 7.9 – 77 Реферат и аннотация. М.: Изд-во стандартов, 1981. – 6 с.
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30  ноября 1994 г.  N 51-ФЗ (с последующими изменениями).
  5. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля  1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 29.12.2001) (с последующими изменениями и дополнениями).
  6. Федеральный Закон  от  26  декабря  1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных  обществах"  (с последующими изменениями и дополнениями).

Составная часть документов

  1. Вырубов Д.Н. Испарение топлива // Сб. «Камеры сгорания авиационных ГТД»/ М., 1957. –С. 178-194.
  2. Гершман И.И., Пик О.К. Исследование развития и испарения топливной пленки // Тр. НАМИ. – 1965. – Вып. 75. – С. 3-29.
  3. Литвин Л.Я. Особенности рабочего процесса двигателей с искровым зажиганием при повышеннной турбулентности заряда // Двигателестроение. -  1987. - №11. С. 7-9.

Электронные издания и Интернет-ресурсы

  1. БиблиоСерт: Сб. законодательных и нормативных документов по сертификации: [более 1000 документов]. – [Электронный ресурс] (около 110 Мбт). – М.: Стандарты и качество, 2002. – 1 электрон. Опт. Диск (CD ROM).
  2. http://www.openet.ru
  3. www.disclosure.fcsm.ru.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт базовой и углубленной подготовки  по специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение.
  2. Рекомендации Минобразования  России (письмо Министерства образования России от 10 июля 1998г. № 12-52 111 ин/12-23).
  3. Документированная процедура «Положение о порядке и проведении ГИА».
  4. Программа Государственной  (итоговой) аттестации выпускников колледжа для специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение.
  5. Методические рекомендации по организации, выполнению и защите выпускных квалификационных работ.