Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по учебному предмету «РИСУНОК»

Стасюк Евгений Александрович

Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная автономная организация

дополнительного  образования

 «Детская школа искусств имени А.В. Ливна»

 Дополнительная общеразвивающая

образовательная программа

по  учебному предмету

«РИСУНОК»

Разработчик: Стасюк Е.А, преподаватель художественных дисциплин Большетарховское Отделение МАОДО « ДШИ им. А.В. Ливна»



Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.

Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет, учебный предмет «Рисунок» реализуется 5 лет, с 1 по 5 класс.

Срок освоения учебного предмета «Рисунок» для детей, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год (6-й или 6-й класс).

Содержание программы дополнительного года обучения может предусматривать подготовку обучающихся, к поступлению в средние или высшие учебные заведения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

При реализации программы учебного предмета «Рисунок» продолжительность учебных занятий с первого по пятый (шестой) классы составляет 33 недели ежегодно.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 5 лет составляет 990 часов, в том числе аудиторные занятия - 561 часов, самостоятельная работа - 429 часа.

При реализации программы «Живопись» с дополнительным годом обучения общая трудоемкость учебного предмета «Живопись» составляет

1188 часов, в том числе аудиторные занятия - 660 часов, самостоятельная работа - 528 часа.

Экзамен проводится в четвёртом  классе  во втором полугодии. В остальное время видом промежуточной аттестации служит творческий просмотр (зачет).

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной аттестации

Учебный предмет «Рисунок» со сроком обучения 5 лет

(программа «Живопись» со сроком обучения 5 лет)

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

1

2

3

4

5

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аудиторные занятия

48

51

48

51

48

51

64

68

64

68

561

Самостоятельная работа

32

34

32

34

32

34

48

51

48

51

429

Максимальная учебная нагрузка

80

85

80

85

80

85

112

119

112

119

990

Вид промежуточной аттестации

зачет

зачет

зачет

экзамен

зачет

Учебный предмет «Рисунок»

с дополнительным годом обучения

(программа «Живопись» со сроком обучения 6 лет)

Вид учебной работы

Годы обучения

Всего

часов

Классы

6

Полугодия

11

12

Аудиторные

занятия

16

17

33

Самостоятельная

работа

16

17

33

Максимальная учебная нагрузка

32

34

66

Вид

промежуточной

аттестации

зачет

Форма проведения учебных занятий

Занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Рисунок» предпрофессиональной программы «Живопись» со сроком обучения 6 лет составляет:

  • аудиторные занятия:

     1 - 3 классы – по 3 часа в неделю;

     4 - 5 классы – по 4 часа в неделю;

     6 - класс – по 3 часа в неделю.

  • самостоятельная работа:

1 – 2 классы – по 2 часа в неделю

3 – 6 классы – по 3 часа в неделю.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах, фестивалях  и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Цель и задачи учебного предмета

           Цель:

           Целью учебного предмета «Рисунок» является художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи:

  • освоение терминологии предмета «Рисунок»;
  • приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
  • формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач;
  • приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;
  • формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом сложившихся традиций реалистической школы обучения рисунку, а также принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Рисунок» построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного мышления.

Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости.

Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по рисунку носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания по своему усмотрению, что дает ему возможность творчески применять на занятиях авторские методики.

Главной формой обучения является длительный тональный рисунок, основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с длительными постановками выполняются краткосрочные зарисовки и наброски, которые развивают наблюдательность и зрительную память обучающихся, дают возможность быстрее овладеть искусством рисунка.

В первые годы, на примере рисования простых форм предметов дается представление о наглядной (наблюдательной) перспективе, понятия о светотеневых отношениях, некоторые сведения о пластической анатомии животных и человека. В последующие годы обучения осуществляется переход к изображению более сложных комбинированных форм, изучаются законы линейной и воздушной перспективы, приемы решения живописного и творческого рисунка, передача пространства. Постепенно обучающие приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к обогащенному общему. На завершающем этапе обучения происходит ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного и тонального рисования головы человека. Значительно расширяются и усложняются композиционные, пространственные и тональные задачи в рисовании

ориентированные на подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.

На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние (самостоятельные) задания.

Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и темам: 

  • технические приемы в освоении учебного рисунка;
  • законы перспективы; светотень;
  • линейный рисунок;
  • линейно-конструктивный рисунок;
  • живописный рисунок; фактура и материальность;
  • тональный длительный рисунок;
  • творческий рисунок; создание художественного образа    

    графическими средствами.

УЧЕБНО  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый  год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

I полугодие

Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка

1.1.

Вводная беседа о рисунке.

Организация работы

урок

1

-

1

1.2.

Графические изобразительные средства

урок

29

8

11

1.3.

Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия

урок

30

4

6

1.4.

Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт

урок

15

8

12

1.5.

Зарисовка комнатного растения

урок

5

6

9

1.6.

Зарисовка чучела птицы

урок

6

9

           

80

32

48

II полугодие

Раздел 2. Линейный рисунок

2.1.

Зарисовки фигуры человека

урок

5

2

3

Раздел 3. Законы перспективы. Светотень

3.1.

Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива

урок

5

2

3

3.2.

Светотеневая зарисовка простых по форме предметов

урок

10

4

6

3.3.

Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности

урок

10

4

6

Раздел 4. Живописный рисунок.

 Фактура и материальность

4.1.

Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал)

урок

5

4

6

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

5.1.

Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах

урок

10

6

9

5.2.

Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на сером фоне

урок

15

6

9

5.3.

Натюрморт из двух предметов быта

урок

14

6

8

5.4.

Контрольный урок

урок

1

-

1

85

34

51

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Первый год обучения

I полугодие

Раздел I. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ В ОСВОЕНИИ УЧЕБНОГО РИСУНКА

1.1. Введение. Рисунок  - основа изображения.

Знакомство с материалами для рисунка (1 час)

Рисунок – основа зрительно воспринимаемой формы.

Линия, штрих, пятно как выразительные средства рисунка.

Линия – след от движущейся точки, результата движения карандаша или другого рисующего материала по листу.

Штрих – совокупность линий. Разновидность штриха: прямой, наклонный, пересекающийся.

Пятно – часть поверхности, характеризующаяся плоскостностью.

Тон – степень светлоты поверхности.

Инструменты и материалы для создания рисунка: бумага, карандаш, тушь, кисть, перо, уголь, сангина.

Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих», «пятно».

1.2. Графические изобразительные средства (11 часов)

Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие «тон», «тоновая растяжка», «сила тона».

ЗАДАНИЕ 1.

Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона.

ЗАДАНИЕ 2.

Выполнение упражнений на деление вертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (четные и нечетные) части. Использование карандаша как измерительного инструмента.

ЗАДАНИЕ 3.

Рисунок шахматной доски.

ЗАДАНИЕ 4.

Деление прямоугольника на 16 равных частей. Техника работы штрихом в 2 тона.

ЗАДАНИЕ 5.

Рисунок орнамента с использованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т д.). Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных линий.

Формат: для заданий  1,2, 4 – А4; для заданий 3,5 – А3.

Материал: графитный карандаш, уголь, сангина, тушь.

Самостоятельная работа: рисование геометрических орнаментов по памяти, упражнения по выполнению штриховки и тональной растяжки, карандаш Т, ТМ, М.

  1. Рисунок простых плоских предметов.

Симметрия. Асимметрия (6 часов)

Симметрия – соответствие, подобие, равенство частей формы друг с другом.

Ассиметрия – отсутствие симметрии, неравенство частей формы между собой.

ЗАДАНИЕ 1.

Рисунок простейших плоских природных форм с натуры: листьев, перьев, бабочек, коры деревьев.

ЗАДАНИЕ 2.

Копирование рисунков тканей, декоративных народных орнаментов. Понятие «композиция», «симметрия» «асимметрия» в учебном рисунке. Совершенствование техники работы штрихом.

Формат А4.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: рисование простых плоских предметов.

  1. Рисунок геометрических фигур и предметов быта.

Пропорции. Силуэт (12 часов)

Форма в рисунке как основа внутренней  конструкции предмета и его поверхности.

Пропорция – размерное соотношение элементов ил частей формы между собой, а так же между различными формами, в основе определения пропорций лежит метод сравнения, в художественной практике существует метод определения пропорций, называемый визированием.

Силуэт – очертание предмета.

ЗАДАНИЕ 1.

Тональный рисунок плоских геометрических фигур, различных по соотношению сторон и тону. Понятие «силуэт». Знакомство со способами визирования карандашом. Правильная передача тональных отношений.

ЗАДАНИЕ 2.

Зарисовки с натуры предметов, имеющих различный силуэт и размер (3-5 предметов).

Передача в рисунке пропорций, симметричности или ассиметричность каждой формы;  использование в работе вспомогательных линии.

Формат для задания 1 - А4; для задания 2 – А3.

Материал – графитный карандаш, гелиевая ручка.

Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов простой формы.

1.5. Зарисовка комнатного растения (9 часа)

Краткосрочный рисунок комнатного растения. Передача силуэта, развитие глазомера.

Формат А3.

Материал – графитный карандаш, тушь, кисть.

Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки по памяти.

1.6. Зарисовка чучела птицы (9 часа)

Силуэтные зарисовки чучела птицы. Передача пропорций, развитие глазомера.

Формат А3.

Материал – графитный карандаш, тушь, кисть.

Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки по памяти.

II полугодие

Раздел 2. ЛИНЕЙНЫЙ РИСУНОК

2.1. Зарисовки фигуры человека (3 часа)

Две схематичные зарисовки фигуры человека в статичном состоянии. Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка).

Формат А4.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.

Раздел 3. ЗАКОНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ. СВЕТОТЕНЬ.

3.1. Линейные зарисовки геометрических предметов.

Наглядная перспектива (3 часа)

Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости  предмета так, чтобы создавалась иллюзия глубины изображения.

Наглядная (наблюдательная) перспектива – использование для создания на плоскости иллюзии глубины непосредственных зрительных впечатлений: одинаковые по высоте предметы кажутся тем меньше, чем дальше от нас находятся; вертикальные иллинии в изображении выглядят вертикально, а горизонтальные линии зрительно изменяют свое направление.

Беседа о перспективе. Линейный рисунок геометрических тел, расположенных на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Применение линий различного характера для выразительности рисунка.

Формат А4.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: линейные зарисовки простых предметов.

3.2. Светотеневая зарисовка

простых по форме предметов (6 часов)

Понятия «Объемная форма», «Светотень», «Свет»,  «Блик», «Тень». Приёмы выполнения рисунка геометрических фигур цилиндрической формы.

Объемная форма – трехмерная форма.

Светотень как градация освещенности поверхности формы:

Свет – освещенная светлая часть света;

Блик – максимально светлая часть света.

Тень (собственная) – часть поверхности, оказавшаяся за пределами распространения света.

Падающая тень – тень отбрасываемая формой на соседние предметы.

Знакомство с понятием «светотень». Тональная зарисовка отдельных предметов быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону (без фона). Светотеневая прокладка тона по теням. Понятие о градациях светотени. Передача объемной формы при помощи светотени. Композиция листа. Освещение верхнее боковое.

Формат А4.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: светотеневые зарисовки предметов.

3.3. Зарисовка предметов простой формы

с учетом тональной окрашенности (6 часов)

Тональные отношения как разница тонов различных участков рисунка.

Тональный контраст – сильное отличие тонов по светлоте.

Тональный ньюанс – слабое отличие тонов по светлоте.

Тональный масштаб – сохранение пропорциональных натуре светотеневых отношений.

Тональная зарисовка предметов простой формы. Передача формы предметов с учетом тональной окрашенности без фона. Композиция листа. Освещение верхнее боковое.

Формат А4.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры и по памяти.

Раздел 4. ЖИВОПИСНЫЙ РИСУНОК. ФАКТУРА И МАТЕРИАЛЬНОСТЬ.

4.1. Тональная зарисовка чучела животного (6 часа)

(мягкий материал)

Понятие о живописном рисунке. Зарисовки чучела животного. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха. Освещение естественное.

Формат А4.

Материал – уголь, сангина.

Самостоятельная работа: зарисовки животных с натуры и по памяти.

Раздел 5. ТОНАЛЬНЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК.

5.1. Рисунок предметов быта

на светлом и темном фонах (9 часов)

Конструкция формы как строение, взаимное расположение, способ связи частей формы между собой в зависимости от их функций.

Тональная зарисовка фруктов и овощей, предметов, простых по форме и светлых по тону, на сером фоне. Выявление объема предмета и его пространственного расположения на предметной плоскости. Передача материальности. Композиция листа. Освещение верхнее боковое.

Формат А4.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры.

5.2. Натюрморт из двух предметов быта

светлых по тону на сером фоне (9 часов)

Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта простой формы и светлых по тону на сером фоне. Особенности компоновки в листе группы предметов с учетом освещения. Тоновое решение. Передача пространства и взаимного расположения предметов на плоскости. Освещение верхнее боковое.

Формат А4.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов.

5.3. Натюрморт из двух предметов быта (8 часов)

Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. Выявление знаний, умений, навыков полученных в первом классе. Освещение верхнее боковое.

Формат А-4.

Материал – графитный карандаш.

5.4. Контрольный урок (1 час)

Второй  год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

 (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

I полугодие

Раздел 1. Творческий рисунок.

Создание художественного образа графическими средствами

1.1.

Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне

урок

15

6

9

Раздел 2. Законы перспективы. Светотень

2.1.

Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе

урок

10

4

6

2.2.

Зарисовки каркасных проволочных моделей в перспективе

урок

10

4

6

2.3.

Рисунок гипсового геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар)

урок

15

6

9

2.4.

Зарисовки предметов, подобных телам вращения, с натуры и по памяти

урок

15

6

9

2.5.

Рисунок гипсового куба

урок

15

6

9

80

32

48

II полугодие

Раздел 3. Линейный рисунок

3.1.

Наброски фигуры человека

урок

5

2

3

Раздел 4. Живописный рисунок.

Фактура и материальность

4.1.

Зарисовки чучела птицы

урок

10

4

6

4.2.

Зарисовки предметов, различных по материалу

урок

10

4

6

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

5.1.

Натюрморта из двух предметов быта призматической формы

урок

20

8

12

5.2.

Натюрморт из предметов призматической и цилиндрической формы

урок

20

8

12

5.3.

Натюрморт из предметов простой формы разных по тону и материалу

урок

19

8

11

5.4.

Контрольный урок

урок

1

-

1

85

34

51

Второй год обучения

Ι полугодие

Раздел 1. ТВОРЧЕСКИЙ РИСУНОК.

Создание художественного образа графическими средствами.

1.1. Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне (9 часов)

Натюрморт  (фр. мертвая природа, натура)  - жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, цветов, снеди, различных атрибутов искусства.                     

Свето – воздушная перспектива как средство изображения глубины пространства в рисунке; кажущиеся изменения тона и тональных отношений, очертаний предметов под воздействием воздушной среды, возникающие по мере удаления от глаз наблюдателя.

Рисование тематического натюрморта с комнатным растением и предметами простой формы на светлом фоне. Композиция листа. Поэтапное светотеневое изображение предметов. Выразительная передача образа, формы и строения растения. Различное расположение листьев в пространстве. Знакомство с перспективными явлениями при рисовании с натуры растительных форм. Особенности выполнения фона. Освещение верхнее.

Формат А3.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки комнатных растений.

Раздел 2. ЗАКОНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ И СВЕТОТЕНЬ В РИСУНКЕ

2.1. Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе (6 часов)

Пространство в рисунке как иллюзия глубины (трехмерность) изображения.

Наглядная (наблюдательная) перспектива – использование для создания на плоскости иллюзии глубины непосредственных зрительных впечатлений: одинаковые по высоте предметы кажутся тем меньше, чем дальше от нас находятся; вертикальные иллинии в изображении выглядят вертикально, а горизонтальные линии зрительно изменяют свое направление.

ЗАДАНИЕ 1.

Линейный рисунок прямоугольника и квадрата в вертикальном и горизонтальном положении с одной и двумя точками схода.

ЗАДАНИЕ 2.

Линейный рисунок круга в горизонтальном положении.

Закрепление понятия об уровне глаз рисующего (линия горизонта, точка схода). Знакомство с понятием перспективного сокращения с одной и двумя точками схода, с приемом построения окружности в перспективе.

Линейно-конструктивные зарисовки створки двери, оконного проема, стола и т. д. Композиция листа.

Формат А4.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы.

2.2. Зарисовки каркасных проволочных моделей в перспективе (6 часов)

Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости  предмета так, чтобы создавалась иллюзия глубины изображения.

Линейный рисунок каркасных геометрических тел (куб, призма, параллелепипед). Повторение правил перспективы. Углубленный анализ конструктивной формы предметов. Грамотное построение предметов в соответствии с их различным расположением к уровню зрения. Композиция листа.

Формат А4.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы.

2.3. Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (12 часов)

(цилиндр, конус, шар)

Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар.), расположенных ниже уровня глаз. Анализ конструктивной формы тел вращения. Грамотное построение с учетом законов перспективы. Особенности передачи объема. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое.

Формат А3.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы.

2.4. Зарисовки предметов, подобных телам вращения

с натуры и по памяти (9 часов)

Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях. Светотеневая передача форм предметов. Тренировка зрительной памяти. Освещение верхнее боковое.

Формат А4.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы.

2.5. Рисунок гипсового куба (9 часов)

Рисунок гипсового куба, расположенного ниже уровня глаз. Закрепление правил перспективы. Грамотное построение. Композиция листа. Освещение верхнее боковое.

Формат А3

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки предметов геометрической формы.

II полугодие

Раздел 3. ЛИНЕЙНЫЙ РИСУНОК

3.1. Наброски фигуры человека (3 часа)

Рисование сидящей фигуры человека. Закрепление знаний об основных пропорциях фигуры человека, посадка, точка опоры. Выразительность линейного наброска при минимальном количестве графических средств. Освещение верхнее боковое.

Формат А4.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.

Раздел 4. ЖИВОПИСНЫЙ РИСУНОК. ФАКТУРА И МАТЕРИАЛЬНОСТЬ

4.1. Зарисовки чучела птиц (6 часов)

Рисование птиц, различных по характеру формы и тональной окраске. Углубление знаний об особенностях живописного рисунка. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности оперения. Освещение естественное.

Формат А3.

Материал – уголь, сангина.

Самостоятельная работа: зарисовки птиц по памяти.

4.2. Зарисовки предметов различных по материалу (6 часов)

Рисование простых предметов, различных по материальности, матовых и блестящих (дерево, стекло, металл и т.д.). Особенности моделирования светотенью формы предметов разных фактур. Освещение направленное.

Формат А4.

Материал – мягкий графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов различной материальности.

Раздел 5. ТОНАЛЬНЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК

5.2. Натюрморта из двух предметов быта

призматической формы (12 часов)

Рисунок натюрморта из предметов призматической формы (книги, коробки, шкатулки и т.д.), расположенных ниже уровня глаз. Возможно включение мелких предметов. Композиционное размещение, прорисовка конструкции, уточнение пропорций и перспективного построения. Тональная проработка формы предметов. Обобщение тональных отношений. Освещение верхнее боковое.

Формат А3.

Материал – мягкий графитный карандаш.

Самостоятельная работа: композиционные наброски.

5.3. Натюрморт из предметов призматической

и цилиндрической формы (12 часов)

Рисунок натюрморта из предметов быта различных по форме, на фоне драпировки с крупным рисунком, на уровне глаз. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта группы предметов. Освещение контрастное.

Формат А3.

Материал – мягкий графитный карандаш.

Самостоятельная работа: копирование рисунков ткани.

5.4. Натюрморт из предметов простой формы,

различных по тону и материалу (11 часов)

Рисунок натюрморта из предметов кухонной утвари или предметов домашнего обихода. Выявление знаний, умений, навыков полученных во втором классе. Освещение верхнее боковое.

Формат А3.

Материал – графитный карандаш.

5.4. Контрольный урок (1 час)

Третий  год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

I полугодие

Раздел 1. Творческий рисунок.

Создание художественного образа графическими средствами

1.1.

Тематический натюрморт «Осенний»

урок

18

9

9

Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок.

2.1.

Натюрморт из гипсовых геометрических тел

урок

18

9

9

2.2.

Сквозной рисунок предметов комбинированной формы

урок

18

9

9

2.3.

Рисунок однотонной драпировки с простыми складками

урок

18

9

9

Раздел 3. Тональный длительный рисунок

3.1.

Натюрморт из предметов быта, один из которых имеет комбинированную форму, расположенных на уровне глаз учащихся

урок

24

12

12

96

48

48

II полугодие

Раздел 4. Линейно-конструктивный рисунок

4.1.

Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа

урок

18

9

9

4.2.

Рисунок чучела птицы

урок

12

6

6

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

5.1.

Натюрморт с чучелом птицы

урок

24

12

12

5.2.

Натюрморт из двух предметов быта, расположенных ниже уровня глаз учащихся

урок

24

12

12

5.3.

Натюрморт из 2-х предметов комбинированной формы разных по тону.

урок

23

12

11

5.4.

Контрольный урок

урок

1

-

1

102

51

51

Третий год обучения

Ι полугодие

Раздел 1. ТВОРЧЕСКИЙ РИСУНОК.

СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ГРАФИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ

 

1.1. Тематический натюрморт «Осенний» (9 часов)

Тональный рисунок тематического натюрморта «Осенний» (предметы быта простой формы, муляжи овощей и фруктов). Освоение принципов последовательности ведения рисунка, умение доводить рисунок до определенной степени завершенности. Овладение начальными навыками целостного видения натуры. Развитие композиционного мышления, работа над эскизом. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое.

Формат А-3

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: композиционные зарисовки овощей и фруктов.

Раздел 2. ЛИНЕЙНО - КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК

2.1. Натюрморт из гипсовых геометрических тел (9 часов)

Рисунок натюрморта из двух гипсовых геометрических тел с введением легкого тона (куб, цилиндр или конус). Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Композиция листа.

Формат А3

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: рисование геометрических предметов по памяти.

2.2. Сквозной рисунок предметов комбинированной формы (9 часов)

Тональные зарисовки трех отдельных предметов комбинированной формы, расположенных на разных уровнях глаз учащихся (бидон, крынка, гипсовая ваза и т.д.). Фон светлый. Освещение верхнее боковое.

Формат А3

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.

2.3.  Рисунок однотонной драпировки с простыми складками (9 часов)

Движение формы  как направлении осей основных частей формы.

Опорные точки как части формы (поверхности) несущие на себе нагрузку.

Тональный рисунок драпировки в трех плоскостях с простыми складками. Знакомство с формообразованием складок ткани и методом их изображения. Построение складок драпировки с учетом пространства, ритма и воздушной перспективы, выявление их объема при помощи светотени. Фон нейтральный. Освещение четко направленное.

Формат А3, А2

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки, выполнение копий с работ старых мастеров.

Раздел 3. ТОНАЛЬНЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК

3.1. Натюрморт из предметов быта,

расположенных на уровне глаз учащихся (12 часов)

Тональный рисунок натюрморта из нескольких предметов быта различных по тону и материалу, один из которых имеет комбинированную форму, на уровне глаз обучающегося. Композиция листа, выбор формата. Точность передачи пропорций и силуэта предметов. Фон нейтральный, средний по тону. Освещение нижнее боковое.

Формат А-3

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.

II полугодие

Раздел 4. ЛИНЕЙНО - КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК

4.1. Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа (9 часов)

Линейно-конструктивный рисунок простого симметричного гипсового орнамента невысокого рельефа с введением легкого тона. Предельно точная передача конструктивных особенностей рисунка орнамента. Последовательность ведения рисунка. Освещение верхнее боковое.

Формат А-3

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: копирование орнаментов с образцов

4.2. Рисунок чучела птицы (6 часов)

Линейно-конструктивный рисунок чучела птицы с введением легкого тона. Выявление конструктивных особенностей формы. Точность передачи характерности изображаемого предмета.  Фон светлый. Освещение верхнее боковое.

Формат А3

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц.

Раздел 5. ТОНАЛЬНЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК

5.1.Натюрморт с чучелом птицы (12 часов)

Закрепление материала предыдущего задания. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Передача больших тональных отношений. Выявление локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени. Цельность изображения натюрморта. Продолжение знакомства с приемами работы мягким материалом. Фон светло-серый нейтральный.

Формат А3

Материал — уголь, сангина, мел.

Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц.

5.2. Натюрморт из крупных предметов быта (12 часов)

Тональный рисунок натюрморта из крупных предметов быта, расположенных ниже уровня глаз (на полу). Предметы натюрморта контрастны по тону и размеру. Особенности передачи перспективного сокращения (ракурса). Выделение композиционного центра. Выявление больших тональных отношений. Передача объема предметов и пространства в натюрморте. Освещение верхнее боковое.

Формат А3

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.

5.3. Натюрморт из 2-х предметов комбинированной формы,

различных по тону (11 часов)

Закрепление всего материала, пройденного в 3 классе. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Построение предметов с учетом перспективных сокращений, выявление их объема и пространственного расположения с учетом освещения. Цельность изображения натюрморта. Освещение верхнее боковое.

Формат А3

Материал – графитный карандаш.

5.4. Контрольный урок (1 час)

Четвертый  год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

I полугодие

Раздел 1. Тональный длительный рисунок

1.1.

Натюрморта из трех гипсовых геометрических тел

урок

21

9

12

1.2.

Рисунок гипсовых частей лица

урок

28

12

16

1.3.

Натюрморт из крупного предмета быта и драпировки со складками

урок

28

12

16

Раздел 2. Живописный рисунок. Фактура и материальность.

2.1.

Натюрморт с металлической и стеклянной посудой

урок

28

12

16

Раздел 3. Линейный рисунок

3.1.

Зарисовки фигуры человека в движении

урок

7

3

4

112

48

64

II полугодие

Раздел 4. Законы перспективы. Светотень

4.1.

Рисунок цилиндра в горизонтальном положении. Построения окружности в пространстве

урок

14

6

8

4.2.

Зарисовки предметов быта (кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальном положении

урок

14

6

8

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

5.1.

Рисунок однотонной драпировки

прикреплённой за две опорные точки

урок

21

9

12

5.2.

Натюрморт с предметом цилиндрической формы в горизонтальном положении и драпировкой

урок

28

12

16

Раздел 6. Линейно-конструктивный рисунок

6.1.

Натюрморт в интерьере с масштабным предметом

урок

21

9

12

6.2

Натюрморт из трех предметов быта и драпировки со складками.

урок

21

9

12

119

51

68

Четвёртый год обучения

Ι полугодие

Раздел 1. ТОНАЛЬНЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК

1.1. Натюрморт из трех гипсовых геометрических тел (12 часов)

Рисунок натюрморта из трех гипсовых геометрических тел с фоном и тональным разбором предметов. Закрепление знаний, умений и навыков в рисовании гипсовых геометрических тел, полученных в третьем классе. Грамотная компоновка изображения предметов в листе. Применение  в рисунке основных правил перспективы. Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Фон серый. Освещение верхнее боковое.

Формат А2.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.

1.2. Рисунок гипсовых частей лица (16 часов)

Рисование гипсовых частей лица на уровне глаз рисующего. Знакомство с особенностями конструкции частей лица (призматический характер носа, шарообразность глазного яблока). Фон светло серый. Освещение направленное, выявляющее форму детали.

ЗАДАНИЕ 1.

Рисунок гипсового слепка частей лица «Давида»: «Нос»

Изучение конструктивных особенностей частей лица человека.

ЗАДАНИЕ 2.        

Рисунок гипсового слепка частей лица «Давида»: «Губы».

Изучение конструктивных особенностей частей лица человека.

Формат А3.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: рисование автопортрета.

1.3. Натюрморт из крупного предмета быта

и драпировки со складками (16 часов)

Тональный рисунок натюрморта из крупного предмета быта и драпировки со складками. Грамотная компоновка изображения предметов в листе. Передача конструкции предмета и ритма складок драпировки. Передача пространства в натюрморте с учетом линейной и воздушной перспективы. Выявление объема предмета и складок с помощью светотени. Фон нейтральный. Освещение верхнее, боковое.

Формат А2

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.

Раздел 2. ЖИВОПИСНЫЙ РИСУНОК. ФАКТУРА И МАТЕРИАЛЬНОСТЬ

2.1. Натюрморт с металлической и стеклянной посудой (16 часов)

Натюрморт с предметами разной материальности из металла и стекла. Характерные особенности передачи материальности металла и стекла графическими средствами. Грамотная компоновка в листе. Передача больших тональных отношений. Цельность изображения натюрморта. Фон нейтральный. Освещение четко направленное.

Формат А2

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки металлических и стеклянных предметов.

Раздел 3. ЛИНЕЙНЫЙ РИСУНОК

3.1. Зарисовки фигуры человека в движении (4 часа)

Ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного рисования человека. Пластика движений.

Формат А4

Материал – графитный карандаш (3М-9М).

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.

II полугодие

Раздел 4. ЗАКОНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ. СВЕТОТЕНЬ.

4.1. Рисунок цилиндра в горизонтальном положении (8 часов)

Методы построения окружности в пространстве.

Линейный рисунок окружности в перспективе (вертикальная плоскость). Точное построение окружности с учетом перспективного сокращения. Передача выразительности линий в пространстве. Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок цилиндра в горизонтальном положении с введением легкого тона, с сохранением линий построения, без фона, с прокладкой тона в собственных и падающих тенях. Освещение верхнее, боковое.

Формат А3

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.

4.2. Зарисовки предметов быта

в горизонтальном положении (8 часов)

Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок предметов быта цилиндрической формы (ведро, кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальном положении с введением легкого тона. Закрепление материала предыдущего задания на примере предметов быта. Построение предметов с учетом пропорций, линейной и воздушной перспективы. Освещение верхнее, боковое.

Формат А3

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: наброски предметов быта.

Раздел 5. ТОНАЛЬНЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК

5.1  Рисунок однотонной драпировки

прикреплённой за две опорные точки (12 часов)

Тональный рисунок драпировки в трех плоскостях прикреплённой за две опорные точки. Построение складок драпировки с учетом пространства, ритма и воздушной перспективы, выявление их объема при помощи светотени. Фон нейтральный. Освещение четко направленное.

Формат А3, А2

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки, выполнение копий с работ старых мастеров.

5.2. Натюрморт с предметом цилиндрической формы

в горизонтальном положении и драпировкой (16 часов)

Закрепление материала предыдущих заданий. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Последовательность ведения рисунка, выполнение эскизов, перевод на формат. Передача больших тональных отношений. Выявление локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени. Цельность изображения натюрморта. Освещение верхнее боковое.

Формат А3

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.

Раздел 6. ЛИНЕЙНО - КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК

6.1. Натюрморт в интерьере с масштабным предметом (16 часов)

Линейно-конструктивная зарисовка угла интерьера (комната, класс, коридор) с введением масштабного предмета (стол, стул и др.). Соотношение масштаба предмета с пространством интерьера. Компоновка изображения в листе. Построение фрагмента интерьера с учетом линейной и воздушной перспективы. Прокладка тона в собственных и падающих тенях. Освещение направленное.

Формат А2

Материал – мягкие материалы (соус, пастель, сангина, уголь)

Самостоятельная работа: зарисовки интерьера.

6.2. Натюрморт из трех предметов быта

и драпировки со складками (12 часов)

Закрепление всего материала, пройденного в процессе обучения. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Построение предметов с учетом перспективных сокращений, выявление их объема и пространственного расположения с учетом освещения. Владение приемами рисунка, умение пользоваться графическими средствами. Освещение верхнее боковое.

Формат А2

Материал – графитный карандаш.

Пятый  год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

I полугодие

Раздел 1. Тональный длительный рисунок

1.1.

Натюрморт из трех-четырех гипсовых геометрических тел

урок

21

9

12

1.2.

Рисунок драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на геометрическом предмете

урок

21

9

12

1.3.

Натюрморт из двух-трех предметов быта и гипсового орнамента высокого рельефа и драпировки со складками

урок

28

12

16

Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок

2.1.

Рисунок черепа человека

урок

21

9

16

2.2.

Зарисовка фигуры человека в интерьере

урок

21

9

8

112

48

64

II полугодие

Раздел 3. Фактура и материальность в учебном рисунке

3.1.

Натюрморт из предметов с различной фактурой и материальностью и четким композиционным центром

урок

35

15

16

3.2.

Зарисовка головы человека (обрубовка)

урок

14

6

12

Раздел 4. Создание художественного образа графическими средствами

4.1.

Тематический натюрморт «Мир старых вещей».

урок

35

15

20

Раздел 5. Тональный длительный рисунок.

5.1.

Рисунок античной гипсовой головы

(итоговая работа)

урок

34

15

19

5.2.

Контрольный урок

урок

1

1

119

51

68

Пятый год обучения

Ι полугодие

Раздел 1. ТОНАЛЬНЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК

1.1. Натюрморт из трех-четырех гипсовых геометрических тел (12 часов)

Рисунок натюрморта из гипсовых геометрических тел с фоном и тональным разбором предметов. Закрепление знаний, умений и навыков в рисовании гипсовых геометрических тел, полученных в процессе обучения. Компоновка изображения предметов в листе, выбор формата. Применение в рисунке основных правил перспективы. Грамотная постановка предметов на плоскости. Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Фон серый. Освещение верхнее боковое.

Формат А2

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.

1.2. Рисунок драпировки со сложной конфигурацией складок,

лежащей на геометрическом предмете (12 часов)

Тональный рисунок светлой драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на геометрическом предмете (цилиндр, шар). Передача зависимости характера складок от особенности формы предмета. Выявление основных пропорций складок и их конструкций. Передача объема и пространства с помощью светотени. Более глубокое изучение закономерностей образования складок, закрепление знаний, полученных в четвертом классе. Освещение направленное.

Формат А3.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки, выполнение копий с работ старых мастеров.

1.3. Натюрморт из предметов быта и гипсового орнамента высокого рельефа с драпировкой (16 часов)

Тональный рисунок натюрморта из предметов быта с введением орнамента высокого рельефа и драпировки со складками Компоновка натюрморта в листе, выбор формата. Выявление пространства и материальности с помощью тона, тональная разработка деталей, обобщение. Освещение верхнее, боковое.

Формат А-2

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: создание набросков.

Раздел 2. ЛИНЕЙНО – КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК

2.1. Рисунок черепа человека (16 часов)

Анатомическая основа головы человека является череп. Структура черепа лежит в основе любого рисунка головы.

Череп состоит из двух частей – мозговой, имеющей форму сплюснутого с двух сторон шара, и лицевой – состоящей из глазных и челюстных костей.

В геометризированной форме эта часть напоминает призму.

Рисование черепа человека в 2 – х поворотах на уровне глаз. Пластические особенности черепа. Перспектива и трехмерность черепа, конструктивные особенности. Плоскость лицевая и боковая. Пропорции и симметричность. Компоновка изображения в листе.

Формат А-3

Материал – графитный карандаш

Самостоятельная работа: зарисовки портретов.

2.2. Зарисовка фигуры человека в интерьере (8 часов)

Зарисовки фигуры человека в интерьере, с передачей его рода деятельности.

Раскрытие образа человека через тематическую постановку. Передача пропорций человеческой фигуры, выявление самого характерного, взаимосвязи фигуры с интерьером. Совершенствование навыков работы мягкими материалами.

Формат по выбору.

Материал по выбору.

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека в движении.

II полугодие

Раздел 3. ЖИВОПИСНЫЙ РИСУНОК. ФАКТУРА И МАТЕРИАЛЬНОСТЬ

3.1. Натюрморт из предметов с разной фактурой и материальностью и четким композиционным центром (16 часов)

Рисунок натюрморта повышенной сложности из предметов быта (стекло, металл, керамика, дерево и т.д.). Реализация накопленного опыта за предшествующий период обучения. Демонстрация навыков в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы и планов, на которых они расположены. Передача материальности предметов с соблюдением общего тона. Четкость в последовательности выполнения работы.

Формат А2

Материал по выбору.

Самостоятельная работа: наброски различными художественными материалами.

3.2. Зарисовка головы человека (обрубовка) (12 часов)

Ознакомление с основными пропорциями, правилами и особенностями линейно-конструктивного рисования головы человека, на примере гипсовой обрубовки.

Этапы построения изображения головы:

  1. Композиционное размещение изображения на листе. Приблизительно наносим пропорции головы, включая пропорции шею; затем рисуем овал с крестовиной, которая даёт возможность уже на первой стадии рисунка наметить пространственное положение всей головы. Затем отмечаем линию, разделяющую лицевую поверхность от боковых. Последние находится в тени и покрывается свободной лёгкой штриховкой.
  2. Уточняются пропорции всего объёма головы и отношение величины лицевой и мозговой части головы. Уточняется изгиб срединной линии. Намечаются линии разреза глаз, надбровных дуг, основания носа, разреза губ, линия верхнего и нижнего краёв уха. Определяется величина плоскостей глазниц, носа, губ, уха.
  3. Более точная проработка светотеневыми отношениями всех плоскостей объёма головы с учётом линейного и тонового объёма: чем ближе форма, тем она контрастнее, т.е. сильнее и свет, и тень. Чем дальше от рисующего форма, тем контрасты слабее, т.е. ослабевает и свет, и тень..

Формат А3, А2

Материал – графитный карандаш

Самостоятельная работа: конструктивный рисунок обрубовки по памяти.

Раздел 4. ТВОРЧЕСКИЙ РИСУНОК

СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ГРАФИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ

4.1. Тематический натюрморт «Мир старых вещей» (20 часов)

Последовательность ведения рисунка, выполнение эскизов, поиск пластической идеи будущей работы. Перевод эскиза на формат. Расширение композиционных понятий. Владение приемами рисунка, умение профессионально пользоваться графическими средствами. Выразительное решение постановки с передачей ее эмоционального состояния.

Формат А2

Материал – по выбору

Самостоятельная работа: выполнение копий с работ старых мастеров.

Раздел 5. ТОНАЛЬНЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК

5.1. Рисунок античной гипсовой головы (19 часов)

(итоговая работа)

Выполнение рисунка гипсовой головы с одной точки зрения в процессе выполнения основного задания. Пластические особенности головы. Перспектива и трехмерность головы, конструктивные особенности. Плоскость лицевая и боковая. Пропорции и симметричность. Передача характерных особенностей модели посредством светотени. Построение в соответствии с основными этапами ведения рисунка. Компоновка изображения в листе.

Формат А2

Материал – графитный карандаш

Самостоятельная работа: зарисовки головы человека в различных положениях.

5.1. Контрольный урок (1 час)

Шестой  год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

I полугодие

Раздел 1. Линейно-конструктивный рисунок

1.1.

Натюрморт из четырех-пяти предметов (гипсовые геометрические тела и предметы быта)

урок

24

12

12

1.2.

Рисунок капители

урок

24

12

12

1.3.

Рисунок гипсовой головы (обрубовка) с поворотом в три четверти

урок

24

12

12

1.4.

Рисунок гипсовых частей лица (нос, губы, глаз)

урок

24

12

12

96

48

48

II полугодие

Раздел 2. Тональный длительный рисунок

2.1.

Рисунок черепа человека

урок

18

9

9

2.2.

Рисунок античной гипсовой головы

урок

30

15

15

2.3.

Конструкции конечностей человека

урок

12

6

6

Раздел 3. Создание художественного образа графическими средствами

3.1.

Тематический натюрморт с атрибутами искусства (итоговая работа)

урок

42

21

21

102

51

51

Шестой год обучения

Ι полугодие

Раздел 1. ЛИНЕЙНО – КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК

  1. Натюрморт из четырех-пяти предметов

(гипсовые геометрические тела и предметы быта) 

(12 часов)

Рисунок натюрморта из гипсовых геометрических тел с фоном и тональным разбором предметов. Закрепление знаний, умений и навыков в рисовании гипсовых геометрических тел, полученных в процессе обучения. Компоновка изображения предметов в листе, выбор формата. Применение в рисунке основных правил перспективы. Грамотная постановка предметов на плоскости. Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Фон серый. Освещение верхнее боковое.

 Формат А2.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта

1.2. Рисунок капители (12 часов)

Рисование капители с разных точек зрения. Компоновка изображения предмета в листе. Крепкое конструктивное построение, с легкой прокладкой тона. Освещение направленное.

Формат А3.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: выполнение копий с работ старых мастеров.

1.3. Рисунок головы человека (обрубовка) (12 часов)

Рисование головы человека (обрубовка) в повороте ¾. Изображение конструктивной основы головы человека, ее симметричной формы и частей с учетом перспективы, передача объема посредством светотени. Модель выше уровня глаз. Фон светло серый. Освещение боковое, средней интенсивности.

Формат А3.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: конструктивный рисунок обрубовки по памяти.

1.4. Рисунок гипсовых частей лица (12 часов)

Рисование гипсовых частей лица (нос, глаза и т.д.) на уровне глаз рисующего. Знакомство с особенностями конструкции частей лица (призматический характер носа, шарообразность глазного яблока). Фон светло серый. Освещение направленное, выявляющее форму детали.

Формат А3.

Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: рисование автопортрета.

II полугодие

Раздел 2. ТОНАЛЬНЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК

2.1. Рисунок черепа человека (9 часов)

Рисование черепа человека в разных поворотах на уровне глаз. Пластические особенности черепа. Перспектива и трехмерность черепа, конструктивные особенности. Плоскость лицевая и боковая. Пропорции и симметричность. Компоновка изображения в листе.

Формат А2

Материал – графитный.

Самостоятельная работа: зарисовки портретов.

2.2. Рисунок античной гипсовой головы (15 часов)

Выполнение набросков гипсовой головы с различных точек зрения в процессе выполнения основного задания. Пластические особенности головы. Перспектива и трехмерность головы, конструктивные особенности. Плоскость лицевая и боковая. Пропорции и симметричность. Передача характерных особенностей модели посредством светотени. Построение в соответствии с основными этапами ведения рисунка. Компоновка изображения в листе.

Формат А3, А2

Материал – графитный.

Самостоятельная работа: зарисовки головы человека в различных положениях.

2.3. Конструкции конечностей человека (6 часов)

Рисунок кисти или стопы человека. Изучение конструктивной основы кисти или стопы человека. Закономерности анатомического построения верхней и нижней конечностей. Пропорции, характер формы костей конечностей. Объемно-пространственная характеристика форм. Линейно-конструктивное построение рисунка.

Формат А3, А2

Материал – графитный карандаш

Самостоятельная работа: зарисовки конечностей человека в различных положениях.

Раздел 3. ТВОРЧЕСКИЙ РИСУНОК.

СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ГРАФИЧКСКИМИ СРЕДСТВАМИ.

  1. Тематический натюрморт с атрибутами искусства.

Итоговая работа (21 час)

Рисование сложного натюрморта из предметов комбинированной формы из различного материала в разных положениях (гипсовая маска, античная голова-бюст, капитель; кисти, палитра, драпировка со складками и т.д.). Передача в законченном тональном рисунке сложной группы предметов в пространстве. Проверка и закрепление знаний, умений и навыков, полученных за предыдущие годы обучения: в композиции рисунка натюрморта, в правильном и свободном построении, в тональном решении предметов, в передаче пространства, линейной и воздушной перспективы.

Формат А2

Материал – графитный карандаш

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
  • знание законов перспективы;
  • умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
  • умение моделировать форму сложных предметов тоном;
  • умение последовательно вести длительную постановку;
  • умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
  • умение принимать выразительное решение постановок с передачей их  

    эмоционального состояния;

  • навыки владения линией, штрихом, пятном;
  • навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
  • навыки передачи фактуры и материала предмета;
  • навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

Требования к уровню подготовки обучающихся

на различных этапах обучения

  1. год обучения

знать:

  • выразительные средства рисунка: линию, штрих, пятно;
  • понятия «форма», «пропорция», «симметрия», «светотень», «конструкция формы»,  «тональные отношения»;
  • средства изображения пространственного положения предметов: наглядная и воздушная  перспектива;
  • имена известных мастеров рисунка и некоторые их работы: А. Иванов, В. Суриков, И. Шишкин, К. Саврасов, А. Васильев, С. Ботичелли,

Б. Микеланджело

уметь:

  • грамотно пользоваться материалами и инструментами для рисунка;
  • грамотно располагать рисунок на листе (применять знания, полученные на уроках  «Композиции»);
  • передавать в рисунке пропорции и симметричность формы с помощью  

    пропорциональных отношений натуры и использования в работе    

    вспомогательных построений;

  • применять в рисунке основные правила наглядной и воздушной и перспективы;
  • видеть, понимать и передавать в рисунке тональные отношения натуры.
  • анализировать работы: оценивать степень выполнения поставленной задачи.
  1. год обучения

знать:

  • понятия: «композиция в рисунке», «движения формы», «опорные точек», «фактура», «целостность формы», «конструктивное построение»;
  • как выявлять пространственное положение объемной формы в рисунке;
  • этапы компоновки портрета  фигуры человека в рисунке;
  • что точка зрения относительно натуры и формат являются средствами создания  художественного образа в рисунке;
  • назначение видоискателя;
  • назначение предварительных композиционных зарисовок;
  • имена известных мастеров рисунка и некоторые их работы: З. Зальцман, Н. Гончаров, А. Дюрер, Леонардо да Винче, К. Брюллов, В. Серов, О. Гросс, Рафаэль Санти, И. Репин, Г.Мясоедов;

уметь:

  • пользоваться видоискателем при выборе точки зрения, формата;
  • использовать предварительные композиционные зарисовки в работе над рисунком;
  • передавать в рисунке конструкцию формы; компоновать изображения человека или  животного;
  • передавать в рисунке пропорции и характер головы и фигуры человека, а так же фигуры животного;
  • выявлять в рисунке фактуру изображаемых предметов;
  • цельно воспринимать и воспроизводить форму в рисунке;
  • конструктивно изображать сложную форму;
  • выявлять глубину пространства в рисунке с помощью средств линейной и    

   световоздушной перспективы;

  1. год обучения

знать:

  • понятия: «целостность формы» и «конструктивное построение»;
  • как выявлять пространственное положение объемной формы в рисунке;
  • имена известных мастеров рисунка и некоторые их работы: О. Гросс, Рафаэль Санти, И. Репин, Г. Мясоедов.

уметь:

  • целостно воспринимать и воспроизводить форму в рисунке;
  • конструктивно изображать сложную форму;
  • выявлять глубину в рисунке с помощью средств линейной и свето – воздушной  перспективы;

4        год обучения

знать:

  • понятия: «главное» и «второстепенное» в рисунке, «настроение» в рисунке, «художественный образ» в рисунке;
  • средства выявления «главного» и «второстепенного» в рисунке;
  • средства выявления «настроения» в рисунке;
  • средства создания художественного образа в рисунке;
  • средства выявления портретного сходства;
  • имена известных мастеров рисунка и некоторые их работы: О. Домье,

    Э.Мане, О. Гросс.

уметь:

  • выявлять главное и второстепенное в рисунке;
  • создавать рисунок с настроением;
  • передавать портретное сходство;
  • создавать цельный художественный образ в рисунке;

5        год обучения

знать:

  • понятия: «главное» и «второстепенное» в рисунке, «настроение» в рисунке, «художественный образ» в рисунке;
  • строение черепа и его анатомические особенности;
  • основные принципы упрощения сложной формы предметов до наипростейших форм (метод геометризации формы Д.Н. Кардовского);
  • конструктивную основу конечностей  человека;
  • имена известных мастеров рисунка и некоторые их работы: П. Рубенс, А. Дюрер, К. Петров-Водкин;

уметь:

  • пользоваться при построении головы человека геометризации формы (метод «обрубовки»)
  • передавать портретное сходство;
  • создавать цельный художественный образ в рисунке;

6        год обучения

знать:

  • понятие  о  линии  горизонта  в  рисунке;
  • понятие линейно-конструктивного рисунка, тонального рисунка, светотеневого  рисунка, наброска, зарисовки;
  • последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой    деятельности;
  • пространственную систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте   (перспектива, конструктивное строение, светотень);
  • систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивного строения формы, перспективы, светотени);

уметь:

  • правильно выбирать точку обзора постановки,
  • линейно-конструктивно  строить  куб,  пирамиду,  цилиндр  в разных положениях на  плоскости, призму, предметы быта;
  • передавать  частично  объем  изображаемых  предметов  с применением тона;
  • выполнять наброски с натуры фигуры человека.
  • правильно составлять композицию на листе и изображать предметы в натюрморте;
  • передавать все части головы человека с индивидуальными особенностями;
  • в работе над рисунком идти от общего к частному, не забывая о главной задаче,   оставленной перед ним;
  • свободно рисовать карандашом, пером, пастелью, углем;
  • самостоятельно работать над любыми видами композиций;
  • творчески подходить к выполнению заданий;
  • строить все виды перспективы;
  • передавать пропорции тела человека его лица, характер движения и поз;
  • изображать натюрморт с различными предметами, разными материалами;
  • самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведения художников с музыкальными и литературными произведениями;

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.

Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.

Виды и формы промежуточной аттестации:

  • Контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
  • экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).

Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ обучающихся преподавателями. Экзамены проводятся в форме творческого просмотра работ обучающихся за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

Критерии оценок

По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Оценка 5 «отлично»

Предполагает:

  • самостоятельный выбор формата;
  • правильную компоновку изображения в листе;
  • последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
  • умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала;
  • владение линией, штрихом, тоном;
  • умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
  • умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
  • творческий подход.

Оценка 4 «хорошо»

Допускает:

  • некоторую неточность в компоновке;
  • небольшие недочеты в конструктивном построении;
  • незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
  • некоторую дробность и небрежность рисунка.

Оценка 3 «удовлетворительно»

Предполагает:

  • грубые ошибки в компоновке;
  • неумение самостоятельно вести рисунок;
  • неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка;
  • однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
  • незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.

На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы. В старших классах отводится время на осмысление задания, в этом случае роль преподавателя - направляющая и корректирующая.

Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка, несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты мастерства.

Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень законченности рисунка будет определяться степенью решения поставленных задач.

По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.

Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению учебного предмета обучающимися.

Активное использование учебно-методических материалов необходимо обучающимся для успешного восприятия содержания учебной программы.

Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебник; учебные пособия; презентация тематических заданий курса рисунка (слайды, видео  фрагменты); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические  разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты и методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ.

Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и учебные пособия; обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; видеофильмы.

Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации; материалы для углубленного изучения.

Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно-методических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой обучающихся по приобретению практических умений и навыков на основе теоретических знаний.

Рекомендации по организации

самостоятельной работы обучающихся

Обучение рисунку должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние задания должны быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку обучающегося.

Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список методической литературы

1. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003

2. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963

3. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957

4. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961

5. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984

6. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Эксмо, 2010

7. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006

8. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986

9. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010

10. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А. Серова. М: Просвещение, 1975

11. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит. искусства». 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985

12. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989

13. Учебный рисунок: Учеб. пособие / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. художеств СССР. Под ред. В. Королёва.

- М.: Изобраз. искусство, 1981

13. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002

14. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006

Список учебной литературы

1. Барышников А.П. Перспектива. -  М., 1955

2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004

3. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008

4. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005

5. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006

Средства обучения

Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски.

Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, гипсовые модели.

Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.

Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.