«Роль образовательной среды школы в духовно-нравственном развитии ребенка».

Велибекова Валентина Николаевна

«Роль образовательной среды школы в духовно-нравственном развитии ребенка».

 

Мы живем в мире, где нигилизм и товарно-рыночная психология отодвигают истинные человеческие ценности на задний план, разрушают нравственные идеалы, засоряют умы школьников. Именно поэтому сегодня особенно значимо  духовно-нравственное развитие обучающихся.

 

В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений – все это либо положительно, либо отрицательно сказывается на формировании личности.

 

Задача педагогов, работающих с детьми, в том, чтобы организовать для детей комфортную окружающую среду, в которой они живут, учатся, работают. Педагоги должны вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и созданию красоты, научить детей думать не только о себе, уважать окружающих людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_imts.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль образовательной среды школы в духовно-нравственном развитии ребенка».

Мы живем в мире, где нигилизм и товарно-рыночная психология отодвигают истинные человеческие ценности на задний план, разрушают нравственные идеалы, засоряют умы школьников. Именно поэтому сегодня особенно значимо  духовно-нравственное развитие обучающихся.

В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений – все это либо положительно, либо отрицательно сказывается на формировании личности.

Задача педагогов, работающих с детьми, в том, чтобы организовать для детей комфортную окружающую среду, в которой они живут, учатся, работают. Педагоги должны вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и созданию красоты, научить детей думать не только о себе, уважать окружающих людей.

Для достижения этой цели важно сочетать в духовно-нравственном воспитании всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни. Школа  должна обращать внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на духовно-нравственное развитие личности.

Педагоги школы №174 Центрального района нашли оригинально решение данных задач. Усилиями педагогического коллектива в  школе  была создана уникальная образовательная среда, способствующая всестороннему развитию учащихся, повышению качества образования и духовно-нравственному воспитанию.

Школа превратилась в своеобразную «картинную галерею», вместившую в себя  множество репродукций картин выдающихся мастеров мировой живописи.  На каждом этаже школы, рядом с каждым кабинетом находятся копии  картин из собраний музеев мира.  В школьной галерее размещены  работы как всемирно известных мастеров, так и совсем начинающих авторов.

Картины, наполнившие здание, можно сказать, поделили пространство школы на предметно-средовые секторы. На втором этаже, рядом с кабинетами начальной школы, разместилась экспозиция «Времена года» где собраны картины воспевающие красоту русской земли, рядом рекреация  «В гостях у сказки» где можно увидеть произведения В.Васнецова, иллюстрирующие народные русские сказки и былины. На этом же этаже помещен  цикл картин на тему «детство» - это  детские и семейные портреты, жанровые картины иллюстрирующие быт детей в разные исторические эпохи.

Среди этих произведений хочется выделить полотно Б.Бельского «Устный счет в школе Рачинского». Это произведение стало центральным среди произведений 2-го этажа, и это не удивительно, ведь оно не просто рассказывает нам об истории развития образования, но и говорит о важности «учения» в целом. Рядом с этой картиной разворачиваются целые научные конференции, в которых принимают участие учителя истории, литературы, обществознания, математики и изо. Ученики с удовольствием анализируют произведение, разглядывают его и даже решают записанный на доске сельской школы пример для устного счета.

Третий и четвертый этажи, где основное свое время проводят учащиеся среднего и старшего звена, включают в себя собрание натюрмортов, пейзажей и портретов. Среди них можно выделить «Неизвестную» Крамского – картину не оставляющую  учеников равнодушными и ставшую для многих старшеклассников воплощенным образом «Незнакомки» из стихотворения А.Блока.  Не вдалеке, разместился совсем иной женский образ «Джоконда» созданная непревзойденным Леонардо да Винчи. Эта копия, также не раз становилась предметом дискуссий и исследовательских работ.

На первом этаже школы расположена Art-галерея «Античность». Здесь можно увидеть копии древнеримских и греческих скульптур, верховного бога олимпа  Зевса,  непобедимого в боях сына его Геракла, прекрасного Аполлона и гипсовую голову древнеиталийской богини Юноны. Рядом со скульптурами размещены копии бессмертных произведений монументальной и станковой живописи. Среди которых особое место занимает  фреска Рафаэля Санти «Афинская школа», картина Д.Энгра «Апофеоз Гомера».

Созданная в рекреации атмосфера оказывает благоприятное воздействие на учеников, вдохновляясь прекрасными творениями художников прошлого, юные таланты пишут свои полотна, лучшие из которых пополняют школьный художественный музей «золотая лестница».

Говоря о среде школы, нужно отметить, что воспитательная функция картинной галереи не сводится только к воспитанию, через «созерцание» прекрасного. Работа с картинами, активно включаются в образовательный процесс.  В школе существует и активно реализуется программа « Картинная галерея школы как образовательная технология».

Цель программы:

  • познакомить учащихся  с основными художественными стилями, направлениями, школами, памятниками, творчеством выдающихся мастеров мирового искусства
  •  показать неразрывность развития искусства с развитием человеческого общества
  • формирование творческого мышления

Тематический план  программы включает в себя вышеперечисленные разделы:

  1. «В гостях у сказки»
  2. Художники о детях
  3. Натюрморт
  4. Пейзаж
  5. Город Петра
  6. Наш Пушкин
  7. Живопись, музыка, танец

Изучение каждого раздела проходит в соответствии с  возрастными особенностями учащихся. Всем известно, что именно в младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей воспитательной работы, именно в этом возрасте дети активно познают мир, нормы общественного поведения, именно сейчас у ребенка вырабатываются собственные предпочтения и взгляды. Поэтому работа с картинной галереей школы начинается с первого класса. Созерцание  красот родной страны формирует у ребят чувство патриотизма, рассматривание «семейных портретов» помогает  сформировать ориентацию на дружбу, семью, сотрудничество. Картины иллюстрирующие «учение» мотивируют обучающихся на достижение результатов в образовании.

В рамках программы проводятся исторические и искусствоведческие конференции, литературные чтения. Учащиеся от мала до велика пишут сочинения по картинам, знают алгоритм анализа живописного полотна, владеют искусствоведческой терминологией. Все это благотворно влияет на письменную и главным образом устную речь обучающихся, обогащает словарный запас, помогает правильно и грамотно строить высказывание по теме.

Помимо этого, в процессе обучения учащиеся:

  • узнают имена и биографии художников
  • узнают жанры изобразительного искусства.

К средней школе учащиеся умеют:

  • анализировать художественное произведение
  • в результате фаселитированных бесед способны выражать свое впечатление, полученное в результате восприятия художественного произведения.

Кроме того, эксклюзивная среда в школе способствует расширению кругозора учащихся, приобщению их к культурному достоянию.    Созерцание   произведений  искусства, окружающих ребят в течение года, играет большую роль в их духовно-нравственном воспитании, ведь  еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека.