Программа"Мастерская гения"

Мерзликина Наталья Анатольевна

Программа для одареных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmamasterskaya_geniya_-_kopiya.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района  Хабаровского края

 

Образовательная программа

дополнительного образования детей

художественно-эстетической направленности

«Мастерская гения»

Возраст детей 15-17 лет

Срок реализации 3 года

                                                                                      Автор программы:

                                                                   Мерзликина Наталья Анатольевна,

                                                                   Педагог дополнительного образования

2015

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………….2
  2. Учебно-тематический план …………………………………………………………….5
  3. Содержание программы………………………………………………………………...6
  4. Методическое обеспечение……………………………………………………………..8
  5. Условия реализации образовательной программы…………………............................9
  6. Список использованной литературы…………………………………………………...9
  7. Список литературы для родителей…………………………………………………....10

Пояснительная записка

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании подростков. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры подростка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, подростки получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Наиболее способные  подростки, которые прошли 2 уровня обучение по программам «От фантазии к творчеству», «Творчество» хотят продолжить обучение по изобразительной деятельности. Поэтому возникла необходимость в создании экспериментальной программы III уровня под названием «Мастерская гения» для одарённых детей старшего возраста. В изостудии «Многоцветие» получилось 3-ёх уровневое обучение: I уровень – программа «От фантазии к творчеству» для детей 7-10 лет, II уровень – программа «Творчество» для детей 11-14 лет, III уровень – программа «Мастерская гения» для детей 15-17 лет.

1.1. Направленность образовательной программы – художественно-эстетическая, дополнительная образовательная программа «Мастерская гения» направлена на более глубокое изучение материала по изобразительному искусству. Основной упор в программе делается на пробуждение в детях желания самостоятельного творчества.

1.2. Новизна программы заключается в том, что она рассчитана для одарённых подростков. По итогам освоения программы возможно поступление по профилю деятельности в средне-специальные и высшие учебные заведения.

Она актуальна и педагогически целесообразна, т.к.  является третьим этапом к программам «От фантазии к творчеству», «Творчество» изостудии «Многоцветие», вызывает интерес со стороны детей и родителей, востребована учреждением.

1.3. Цель:  создание условий для развития и самореализации одарённых подростков, для развития творческих способностей и личностных качеств посредством углублённого обучения изобразительному искусству.

Задачи:

Образовательная: приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра в различных видах художественной деятельности.

Воспитательная: формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством.

Развивающая: развивать в каждом подростке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студии занимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, поэтому учитываются индивидуальные особенности подростков, обеспечивается индивидуальный подход к каждому из них.

1.4. Отличительной особенностью программы является то, что она создана для одарённых детей изостудии «Многоцветие» старшего школьного возраста, имеющих определенные знания, умения, навыки в изобразительной деятельности, желающих продолжить заниматься и развивать свой творческий потенциал и индивидуальные способности, выполнять творческие работы, участвовать в выставках и конкурсах различного уровня. При составлении программы учитывались оптимальные потребности, возможности и пожелания каждого подростка.

1.5. Возраст детей. Программа адресована старшим школьникам 15-17 лет. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Программа составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей подростков, направлена на практико-ориентированное обучение. Условия набора детей в коллектив по желанию, после прохождения I уровня по программе «От фантазии к творчеству», II уровня по программе «Творчество» изостудии «Многоцветие», но возможно зачисление детей по возрасту. Наполняемость в группах составляет  — 10-12 человек.

1.6. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 3 года обучения  – 216 часов в году, 6 часов в неделю.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  • Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно

самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с подростками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

  • Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности подростка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании, обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
  • Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации подростков. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  • Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
  • Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Подросток не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого подростка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

В данной программе используются элементы инновационных технологий: игровые,  личностно-ориентированные, технология сотрудничества. Цель игровых форм обучения: активизация и интенсификация учебного процесса. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Личностно-ориентированные технологии это технологии, направленные на личность подростка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её потенциалов. Личность подростка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью образовательной системы. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.

Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Сотрудничество - это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и подростка.

        Формы и режим занятий. На  занятиях  используются  индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации деятельности.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.  

Формы проведения занятий: комбинированные, теоретические, практические, диагностические, контрольные и т.п. Занятия могут быть в виде  экскурсии – пленэра, учебных и практических занятий с использованием мастер-классов и экспериментов. Такие формы обучения развивают в каждом подростке стремление к художественному самовыражению и творчеству.

Время проведения занятия 40 минут, в соответствии с Уставом учреждения, санитарными нормами и возрастными  особенностями детей.

1.7. Ожидаемые результаты:

Обучаясь по данной программе, обучающиеся должны знать:

  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;
  • значение понятий: графика, живопись, натюрморт, пейзаж, композиция, боди – арт;
  • различные виды декоративно-прикладного искусства: батик, флористика, основы дизайна и архитектуры.

Должны уметь:

  • работать в определённой цветовой гамме;
  • добиваться тональной и цветовой градации для передачи объёма предметов;
  • передавать движение фигуры, мимику лица человека;
  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  • свободно рисовать акварелью и маслом композиции;
  • решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом;
  • составлять архитектурные проекты.

Способы определения результативности. Ребята проходят входящую и выходящую диагностику. Рекомендуется использовать педагогическое наблюдение, педагогический анализ и мониторинг.  В педагогический мониторинг входят тесты, диагностика личностного роста подростков и ведение журнала участия детей в конкурсах разных уровней.

1.8.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставки, конкурсы, тесты, отзывы детей, родителей.

2. Учебно-тематический план

1 год обучения 216 часов

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

1

Рисунок. Техника рисования человека.

30

5

25

2

Работа с маслом: рисование цветов

30

5

25

3

Батик.

30

5

25

4

Боди - арт

20

5

15

5

Солёное тесто.

30

5

25

6

Пейзажи по временам года.

46

5

41

7

Архитектура и дизайн.

30

5

20

                                                                  Итого:

216

35

181

2 год обучения 216 часов

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

1

Рисунок. Техника рисования человека.

30

5

25

2

Натюрморт маслом.

30

5

25

3

Батик.

30

5

25

4

Боди - арт

20

5

15

5

Картины из солёного теста.

30

5

25

6

Восковые мелки

46

5

41

7

Архитектура и дизайн.

30

5

20

                                                                  Итого:

216

35

181

3 год обучения 216 часов

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

1

Рисунок. Техника рисования человека в движении.

30

5

25

2

Натюрморт маслом.

30

5

25

3

Батик.

30

5

25

4

Боди - арт

20

5

15

5

Картины из солёного теста.

30

5

25

6

Керамика

10

5

5

7

Портреты.

36

5

34

8

Архитектура и дизайн.

30

5

20

                                                                  Итого:

216

40

176

3. Содержание программы

Каждый год обучения предусматривает различные виды деятельности: рисунок карандашом, акварелью, маслом, боди-арт, батик, декоративно-прикладное творчество и т.п. Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали, с усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового уровня знаний, увеличились часы практической работы.  Упор делается на самостоятельность исполнения художественного произведения.

1 год  обучения

Рисунок. Техника рисования человека. (30 ч.)

Теория Мышцы лица и их действия. Вид головы в фас и профиль вместе с фрагментами шеи.

Практика Входящая диагностика. Мастер-класс по изображению головы в фас и профиль вместе с фрагментами шеи.

Работа с маслом: рисование цветов. (30 ч.)

Теория Формы и фактуры цветов. Рекомендации по фактуре. Сложные лепестки. Соцветия с общей фактурой. Полевые цветы. Задание формы линией.

Демонстрационные рисунки и особые советы. Фиолетовый подмалёвок теней. Передача яркости лепестков с помощью лессировки. Амариллис в действии. Белые цветы. Эффекты батика на мятой бумаге. Лессировка акриловыми красками. Передача эффекта сечения.

Практика  Письмо цветов маслом в форме диска, цветов сферической формы, цветов конической формы,  цветов сложных форм. Изображение складок и «оборок». Создание бархатистых поверхностей с помощью ватных тампонов.

Батик. (30 ч.)

Теория Техника батика: техника свободной росписи, техника монотипии по ткани, техника росписи с помощью прозрачного контура silk, техника росписи с помощью цветных контуров silk, техника трафаретной росписи, техника травления с использованием соли, узелковая техника, техника росписи в несколько слоёв, техника витража, техника горячего батика.

Практика Мастер-класс техники свободной росписи. Изделия для интерьера: шторы, скатерти, подушки, абажуры, панно.

Боди-арт (20 ч.)

Теория Знакомство с боди-арт.

Практика  Создание эскизов боди – арт. Дизайн костюмов.

Солёное тесто. (30 ч.)

Теория  Техника работы с солёным тестом. Подарок на Новый год.

Практика  Сувениры: новогодние сердечки и веночки, зверюшки зодиака.

Пейзажи по временам года. (46 ч.)

Теория  Цвет неба, воды, фруктов и цветов. Форма скал, водопадов, облаков, пейзажа. Животных в пейзаже. Особенности зимнего пейзажа.

Практика Пленэры. Рисование неба в цвете, воды в цвете, фруктов и цветов в цвете. Рисование скал, водопадов, облаков, пейзажа. Рисование животных в пейзаже. Простой натюрморт в цветном карандаше. Зимний пейзаж в цвете.

Архитектура и дизайн. (30 ч.)

Теория  Архитектура и дизайн. Охранные грамоты России – памятникам архитектуры. Памятники архитектуры г. Хабаровска.

Практика  Выходящая диагностика. Мастер-класс: дизайн комнаты. Архитектурное здание по выбору.

2 год обучения

Рисунок. Техника рисования человека. (30 ч.)

Теория  Скелет человека. Строение мышц. Пропорции человека. Рисование с натуры.

Практика  Входящая диагностика. Рисование человека: Голова и шея. Глаза и рот. Туловище. Ноги и руки.

Натюрморт маслом. (30 ч.)

Теория 100 великих музеев мира. Знакомство с мировой художественной культурой. Рисунок как основа графики. Законы светотени. Правила нанесения штрихов.

Практика. Ваза. Мастер-классы: узоры на воде с помощью масляных художественных красок, графические композиции с помощью отпечатков растений на бумаге, муаровые переливы акварели.

Батик. (30 ч.)

Теория Техника батика: техника свободной росписи, техника монотипии по ткани, техника росписи с помощью прозрачного контура silk, техника росписи с помощью цветных контуров silk, техника трафаретной росписи, техника травления с использованием соли, узелковая техника, техника росписи в несколько слоёв, техника витража, техника горячего батика.

Практика Мастер-класс техники свободной росписи. Костюмы и аксессуары, сувениры и занимательные подарки, значки и спички.

Боди-арт (20 ч.)

Теория  Роспись по телу. Виды росписи.

Практика Создание эскизов боди – арт. Дизайн костюмов.

Солёное тесто. (30 ч.)

Теория Творческие поделки из солёного теста. Подарок своими руками.

Практика   Семья свинок. Тестяные куклы.

Восковые мелки. (46 ч.)

Теория Нанесение краски, смешивание красок. Растушёвывание. Техники: штампа, плавления, глажения, фроттаж. Смешанная техника: акварель. Граттаж.

Практика  Рисунок маков, сирени, букета цветов, бабочки, Вазы с цветами.

Архитектура и дизайн. (30 ч.)

Теория  Архитектура и дизайн. Архитектурное проектирование. Дизайн интерьеров.

Практика  Выходящая диагностика. Мастер-класс: дизайн студии. Архитектурный проект по выбору.

3 год  обучения

Рисунок. Техника рисования человека в движении. (30 ч.)

Теория  Опорные точки сидящей фигуры с поднятыми руками. Опорные точки для наброска фигуры человека. Мышцы тела в движении.

Практика  Рисование фигуры человека: Наброски фигуры. Голова. Глаза, нос, уши и рот. Человек в движении.

Натюрморт маслом. (30 ч.)

Теория Техника работы с маслом. Живопись мировой культуры. Выделение основных частей композиции.

Практика Входящая диагностика. Книга. Мастер-классы: узоры на воде с помощью масляных художественных красок, графические композиции с помощью отпечатков растений на бумаге, муаровые переливы акварели. Флористика.

Батик. (30 ч.)

Теория Техника батика: техника свободной росписи, техника монотипии по ткани, техника росписи с помощью прозрачного контура silk, техника росписи с помощью цветных контуров silk, техника трафаретной росписи, техника травления с использованием соли, узелковая техника, техника росписи в несколько слоёв, техника витража, техника горячего батика. Основы дизайна.

Практика Мастер-класс техники свободной росписи. Роспись футболок. Цветы по шёлку. Наволочки  для дома.

Боди-арт (20 ч.)

Теория Мировой опыт росписи по телу.

Практика Создание эскизов боди – арт. Дизайн костюмов.

Солёное тесто. (30 ч.)

Теория Декоративно-прикладное творчество из солёного теста. Подарок.

Практика  Декоративные тарелки.

Керамика. (10 ч.)

Теория Стекло. Стеклянные фантазии.

Практика Мастер-класс по декупажу бутылок. Эксперимент оформления бутылки.

Портреты. (36 ч.)

Теория Изображения портретов. Пропорции лица.

Практика  Портрет человека. Рисунок головы.

Архитектура и дизайн. (30 ч.)

Теория  Архитектура и дизайн. Архитектурное проектирование. Дизайн интерьеров.

Практика  Выходящая диагностика. Мастер-класс: дизайн художественных ворот. Архитектурный проект по выбору.

4. Методическое обеспечение

Программа предусматривает использование методических разработок занятий,  экскурсий, игр и т.п.   Используются следующие виды дидактических материалов:

  • Схематический или символический (оформленные стенды, плакаты);
  • Картинно-динамический (репродукции картин, слайды, фотоматериалы);
  • Смешанный (видеозаписи, учебные кинофильмы);
  • Дидактические пособия: разработки учебных занятий, занятий на пленэре, мастер-классов по художественному творчеству, беседы:   Мировая культура в живописи, художественные произведения знаменитых художников и т.п.

5. Условия реализации образовательной программы

  • обеспечение учебными помещениями: кабинет,  занятия проводятся по утверждённому расписанию;
  • кадровое обеспечение программы: желательно, чтобы педагог имел  педагогическое  образование, соответствие квалификационной категории, опыт профессиональной деятельности и знание современных педагогических технологий; реальное кадровое обеспечение: Мерзликина Наталья Анатольевна; образование средне-специальное, Благовещенское педагогическое училище № 2 , специальность: учитель изобразительного искусства и черчения; должность –  педагог дополнительного образования; участия в программе необходимо, т.к. являюсь её автором; педагогический стаж –  19 лет; первая квалификационная категория; потребности в материально-техническом оснащении и перспективы развития - связаны с компьютерным обеспечением;
  • материально-техническое обеспечение программы: мольберты - это необходимое оборудование  на весь период реализации программы для заявленного контингента обучающихся;
  • информационное обеспечение программы – литература, заявленная в программе;
  • программно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение программы:
  • наличие партнеров по осуществлению образовательного процесса: объединения Центра;
  • соответствие СанПиН 2.4.4.1251-03 в части определения рекомендуемого режима занятий соблюдается, для детей 11-14 лет занятие проводится в течение 40 минут, перерыв 5 минут.                                                                                                                                     Вывод: таким образом, обучение по программе может осуществляться в любом образовательном учреждении дополнительного образования детей.

6. Список использованной литературы

1.   Гордон л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека в движении. – М: 2002;

2.   Вулф Р. Основы техники рисования цветов акварелью. – Минск: 2003;

3.   Береснева Г.К. Ткань. Бумага. Тесто. – М: 2001;

4.   Кубеев М. 100 великих музеев мира. – М: 2010;

5.   Крадин Н.П. Охраняются государством. – Хабаровск: 1999;

7.   Пипер А. Восковые мелки. – М: 2007

8.   Аллахвердова В.Э. Батик. Глина. Дерево. – М: 2001;

9.   Журнал «Архидом» Архитектура и дизайн. - № 5, 2003;

10. Журнал «Архидом» Архитектура и дизайн. - № 1, 2007.

7. Список литературы для детей

  1. Джонсон К. Наброски и рисунок. – Минск, 2003;
  2. Авсиян О. Натура. Рисование по представлению. - М: 1985;
  3. Алексеев С. О цвете и красках. – М: 1964;
  4. Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: 1996;
  5. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: 1996;
  6. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: 1996;