Методическая разработка на тему: «Организация учебных занятий по рисованию с натуры.»

Правильная организация учебно-воспитательного процесса - основной залог успешного выполнения образовательных и воспитательных задач рисования с натуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Организация учебных занятий по рисованию с натуры.»

Правильная организация учебно-воспитательного процесса - основной залог успешного выполнения образовательных и воспитательных задач рисования с натуры. В первую очередь сюда относится организация, подготовка учащихся к занятиям. Учитель обязан с первого урока приучить детей добросовестно, с любовью готовиться к каждому занятию. Ведь правильная организация подготовки учащихся к уроку является важным условием их постоянного внимания во время занятий.

На первом же уроке детям необходимо назвать перечень инструментов и принадлежностей, особенно необходимых для занятий по рисованию с натуры. Самый распространенный и обязательный инструмент школьника - простой карандаш (с мягким графитом - М, 2М). Простой карандаш служит для выполнения самостоятельных законченных рисунков, используется и для подготовительных рисунков, предваряющих работу красками. Мягкий серый оттенок карандаша дает богатую игру линий и тоновых оттенков, поэтому необходимо с самого начала учить детей следить за сохранностью карандаша, иметь всегда при себе карандаш необходимого качества. Каждый ученик обязан иметь мягкую резинку, точилку для карандашей.

 На уроках рисования с натуры пользуются акварельными красками. Важнейшее свойство акварельной живописи - прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы, чистота цвета, мягкость тончайшего красочного слоя. Детям надо объяснить, как обращаться с красками. Акварель надо хранить в прохладном месте. Для акварели необходима (хорьковая, барсучья, беличья и т.п.) круглая кисть. Кисти надо хранить в образцовой чистоте. После работы кисти должны быть тщательно промыты водой или даже водой с мылом. Промытые кисти лучше хранить в вертикальном положении, каждая закатывается в бумажный чехол, чтобы не повредились волоски.

Программа по изобразительному искусству предусматривает работу гуашевыми красками.

 Гуашь краска, в которой в качестве связующего обычно употребляется водный раствор какого либо клея с небольшой добавкой смягчающих и консервирующих веществ. Храниться гуашь должна в плотно закрытых банках, в сухом и прохладном месте. Если они начали засыхать. То перед употреблением их нужно размешать с небольшим добавлением клеевой воды (1 - 2%-ый раствор клея). Засохшую гуашь заливают клеевым раствором на трое суток, а затем тщательно размешивают. Для работы с гуашевыми красками применяются как мягкие кисти, так и щетинные. В качестве художественных материалов на занятиях рисования с натуры могут быть использованы школьные цветные мелки или пастель.

 Пастель - цветные мелки, спрессованные в виде палочек, обернутых в бумагу. Пастельные карандаши бывают твердые, средней мягкости, мягкие. Техника работы пастелью подкупает особой свежестью, мягкостью красок и нежной бархатистой фактурой. Пастелью работают на шероховатой поверхности бумаги. Пастелью можно рисовать и писать. Если упор делается на рисунок, то форма передается в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение выполняется подкраской несколькими тонами. В живописи можно добиться сложной гаммы цветовых отношений натуры, при этом штрихи, нанесенные пастелью, можно растирать пальцем, растушевкой, сухой кистью или оставлять в чистом виде, подобно мозаике. Широкие плоскости прокладывают палочкой, повернутой плашмя. Как и акварель, пастель не любит исправлений. В отличие от жидких красок совершенно не меняет своего цвета: каким был мазок в тот момент, когда его положили, таким он и останется навсегда. Существенный недостаток пастели - слабое сцепление поверхности частиц краски, которые легко обсыпаются, об этом следует предупредить учеников. Аккуратность, бережность в обращении с этим художественным материалом обязательны.

Уголь - художественный материал, применяемый в основном при выполнении набросков с натуры. Рисунки, выполненные углем, отличаются бархатистым тоном, лишенным интенсивной черноты. Уголь представляет собой стержни, сформированные из специальной угольной массы. Прессованный уголь приготавливается из угольного порошка, скрепляемого клеем. Наброски, выполненные углем, быстро осыпаются и не подлежат длительному хранению,поэтому учителя редко пользуются углем в своей педагогической практике. Нужно помнить, что рабочее место ученика не должно быть загромождено посторонними предметами. На столе раскладываются только те инструменты и принадлежности, которые нужны на данном этапе.

С первых уроков учителю необходимо обращать самое серьезное внимание на правильную рабочую позу учащихся. К этому надо приучать постепенно, постоянно делая напоминания.

Очень большое значение в организации учебного процесса имеет подготовка учителя к уроку. Широкое применение наглядных пособий на уроках рисования с натуры. Использование самых различных приемов работы, необходимость активизации познавательно-творческих способностей учащихся обязывает учителя заранее подготовить соответствующее оборудование для урока.

Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для занятий изобразительным искусством предусмотрено иметь драпировки, игрушки дымковские, Богородские, хохломские изделия, керамические изделия, гипсовые модели, наборы фруктов и овощей, различные предметы быта и т.п. Кроме того, в перечнях перечислены различные инструменты, материалы, печатные пособия. Для лучшей наглядности нужно иметь натурные подставки. В том случае, когда необходимо изучать перспективные сокращения предметов, нужно пользоваться специальными подставками для натуры, позволяющими установить натуру ниже уровня горизонта, на уровне горизонта и выше. В качестве натуры применяются модели не только большого размера, но и маленькие. В этом случае они ставятся на несколько подставок. Очень важно продумать все мельчайшие детали в постановке натуры, только тогда можно ждать от учащихся хороших результатов работы.

Предметы натурной постановки лучше ставить на фоне белой, бледно- желтой, бледно-голубой драпировки. Если натурный раздаточный материал небольшого размера, можно их ставить на белый лист бумаги. Фон должен соответствовать цветовым отношениям предметов натурной постановки, помогать ученикам читать форму и конструкцию рисуемых предметов. Подбор натуры - важная задача. Натура не только позволяет научить детей правилам рисования, но и развивает их эстетический вкус. Задача учителя при постановке модели и выборе ее заключается в том, чтобы дать детям максимальную возможность наглядно увидеть явления светотени. Только при этом можно добиться грамотных и выразительных рисунков. В зависимости от целей урока необходимо подбирать натуру соответствующей окраски и формы. Для линейного рисунка углем, карандашом, фломастером, пером лучше подбирать натуру с выразительным контурным очертанием (игрушки-машины, предметы спорта, детали механизмов и т.п.) Для рисования красками берется натура простых по форме предметов открытой, яркой окраски. Можно для большей выразительности бесцветной натуры использовать яркий красочный фон.

Важным моментом в четкой организации учебного процесса является своевременное оснащение урока наглядным методике - иллюстрированным материалом. Одним из путей повышения эффективности уроков рисования с натуры является использование в учебном процессе слайдов, репродукций картин известных мастеров. При этом следует не просто демонстрировать эти наглядные средства, а активизировать мысль учеников, чтобы они сами могли, рассматривая произведение искусства, уяснить законы конструктивного строения предметов, перспективы, светотени, цветоведения, совершенствовать свой эстетический вкус.

Знания, полученные учащимися в процессе ознакомления с художественными произведениями, содействуют успешному овладению изобразительными навыками, а также расширяют понимание характера образной выразительности в связи с применением различных материалов, разной техники.

С самого первого урока учитель должен овладеть вниманием детей. Здесь приходят на помощь различные методические приемы, способствующие организации внимания. Следует помнить и о быстрой утомляемости детей, особенно во время серьезной работы. Нужно своевременно давать детям какую - то разрядку. В этот короткий перерыв дети некоторое время отвлекаются от своей работы, и она им не надоедает. Кроме того, отдыхают руки. Поэтому учащиеся после перерыва с новыми силами возьмутся за рисование. Чередуя различные виды работ, учитель легко может поддерживать организованный порядок во время уроков.

Отношение детей к рисованию во многом зависит от учителя. Учитель может им привить любовь к рисованию, но может и оттолкнуть их. Поэтому нужно очень чутко и внимательно относиться к рисункам учащихся, не упуская из виду ни одной работы. Только учитель, хорошо владеющий методикой преподавания, имеющий тесный контакт с детьми, умеющий целенаправленно организовать учебный процесс, может рассчитывать на осуществление воспитательно - образовательных задач урока, только в этом случае рисование с натуры будет играть большую роль в общем развитии учащихся. Учитель, болеющий за свое дело, постарается помочь школьникам развить художественные способности, научит их творчески мыслить. Положительную роль в воспитании и развитии учеников играют специально организованные лекции, беседы, вечера, встречи с деятелями искусства.

Экскурсии неизменный спутник занятий. На экскурсиях внимание детей обращается на живописные и композиционные эффекты пейзажа. Путем наводящих вопросов учитель заставляет учеников целенаправленно рассматривать и изучать объекты природы. Здесь же должны практиковаться и самостоятельные работы детей - наброски и зарисовки уголков природы или отдельных окружающих объектов.

Большую воспитательную роль в развитии художественного вкуса учащихся играют выставки ученических работ. Такие выставки могут организовываться к концу года, по поводу школьных торжеств, праздников.

При оформлении выставки важное значение имеет экспозиция работ. Лучше всего работы размещать на открытой, хорошо просматриваемой стене. Важное значение имеет подбор материала для экспозиции. На выставках дети подолгу задерживают свой взгляд у выразительного рисунка, обсуждая все его достоинства.