Методы и приемы духовно-нравственного воспитания на уроках изобразительного искусства.

Удивительно, но уже маленькие дети приносят в школу художественные штампы: синие тучки на белом небе, белая земля с изображенной на ней черной дорогой и т. д.  Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно-нравственные качества обучающихся. Таким образом, необходимо развить у учащихся умения организации самостоятельной деятельности, чтобы дети могли украшать свою жизнь.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся.

Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы духовно-нравственного воспитания на уроках изобразительного искусства

Удивительно, но уже маленькие дети приносят в школу художественные штампы: синие тучки на белом небе, белая земля с изображенной на ней черной дорогой и т. д.  Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно-нравственные качества обучающихся. Таким образом, необходимо развить у учащихся умения организации самостоятельной деятельности, чтобы дети могли украшать свою жизнь.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся.

Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.

Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются:

 1.научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой;

 2.развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.

Прежде чем выполнить задание, я организую предварительную работу – наблюдение натуры. Заранее, перед уроком, даю ребятам определенный план наблюдения или вывожу на экскурсии. Например, при выполнении этюда на тему «Первый снег» я обращаю внимание детей на зимние деревья, какого цвета ствол дерева,что темнее зимой – небо или земля, какого цвета небо и т.д. Тем самым я организую глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятие, развивая зрительную память, наблюдательность (ведь можно смотреть и не видеть), а так же  бережное отношение к родной природе.

Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Каждый ребенок мечтает когда-нибудь попасть в сказку. Попасть в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне. Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев. Важно, чтобы в конце беседы был подведен итог, главная мысль, заложенная в сказке.

Также на уроках учащиеся рассматривают репродукции художников, при этом они определяют, из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Дети учатся анализировать работы известных художников – как поразительно те передают огромное пространство яркого, солнечного неба от зенита до горизонта! А вблизи это пространство состоит из мазков. И, правда, чистого небесного цвета среди красок не найти. Здесь можно наблюдать массу неожиданных, разнообразных авторских приемов, которые помогают художнику передать свое отношение к окружающему миру и проявить свою индивидуальность.

Предварительный анализ зимней природы и работ художников помогает учащимся создавать самостоятельные живописные работы. Свои наблюдения ребята могут реализовать в творческих работах.

Использование национального и краеведческого материала на уроках изобразительного искусства, прививает чувство патриотизма  к своей малой Родине. В ходе практической работы, ребята узнают обычаи и традиции своих предков, символы и цветовую гамму, использовавшуюся в творческих работах.

Познание предметного мира через натюрморт. Во время изображения натюрморта у детей есть возможность проанализировать форму  предметов, цвет, отношение нескольких предметов между собой. Ребята начинают интересоваться предметами, которые находятся в постановке,  ведь в основном я использую те предметы, которые уже не используются в быту, которыми пользовались «наши» бабушки, прабабушки. Некоторые предметы ребята сами приносят в «наш» натурфонд.

Так же знакомство, наблюдение за своей малой Родиной, того населенного пункта где они проживают происходит во время пленэра. В первое время, когда я их начала выводить на пленэр, ребята с удивлением наблюдали что природа очень разнообразная: ели на дальнем плане не зеленые как они привыкли представлять , а с синим, голубым оттенком; трава не зеленая, а с полным набором оттенков красок.  

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся, такие как темы «материнства», «мудрость старости», где учащиеся выполняют живописные портреты мамы, бабушки, дедушки.

Также важна тема «Сопереживание» (тема урока в 4-м классе), которая помогает учащимся понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания. Ребята самостоятельно находят и придумывают сюжет по данной теме. Выполнение таких заданий развивает у учащихся собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, формирование у обучающихся таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание.

«Человек и его украшения» ребята изучают, рассматривают, знакомятся со своей Родиной. В предметах быта, как люди одеваются и украшают одежду в наше время и раньше, таким образом,  раскрывается представление о мире, о красоте человека. Рассматривают женский и мужской образ.

Грамотно рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. Но занятия живописью дают значительно больше. Они воспитывают чувства формы, ритма, гармонии, цвета. А это уже воспитание и художника и зрителя. Именно уроки изобразительного искусства требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому ученику в будущем. Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно-нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому.