Игровые технологии в начальной школе на уроках ИЗО. Методические рекомендации и примеры использования в программе Б.М.Неменского (1-4) на уроках ИЗО.

Шмыгова Ольга Викторовна

В данной статье рассматриваются варианты игровых технологий, подходящих для реализации на занятиях изобразительным искусством в начальной школе. Статья содержит методические рекомендации и примеры использования данных технологий в программе Б.М.Неменского (1-4).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Методические рекомендации и примеры использования в программе Б.М.Неменского (1-4) на уроках ИЗО.

       Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и умений в рамках отдельной дисциплины. В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых умений  и знаний, включая организацию этого процесса. Обучение изобразительному искусству в младшем школьном возрасте  должно строиться на основе игры. 

Строится игровая технология как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы. Но начинать данную  работу  необходимо с опорой на психолого-теоретический материал.

Согласно классификации Г.К.Селевко, игровые технологии – достаточно обширные группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Селевко Г.К. выделяет следующие цели:                                                               расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование определенных мнений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общенаучных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

 Воспитывающая направленность:

 воспитание самостоятельности, воли;

формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;

воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

 Развивающая направленность:

развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения;      развивать мотивации учебной деятельности.

Социализирующая направленность:

являются приобщение к нормам и ценностям общества;

адаптация к условиям среды;

стрессовый контроль, саморегуляция;

обучение общению;

психотерапия.

Таким образом, игровые технологии являются одной из эффективных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги получения знаний.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью .

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Основные направления, по которым реализуются игровые методы и приемы на уроке:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  4. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К. Селевко классифицировал педагогические игры по таким критериям как: область деятельности, характер педагогического процесса, игровая методика, предметная область, игровая среда.

Для подробного изучения видов педагогических игр, в первую очередь следует разделить их по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса

выделяются следующие группы игр:

  1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  2. познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
  3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
  4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.

Три большие группы составляют: игры с готовыми «жесткими» правилами; игры “вольные”, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Важнейшие из других методических типов; предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По содержанию “вольные” (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда. Различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с техническими средствами обучения, а также с разными средствами передвижения.

И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

Таким образом, игровую технологию следует понимать как включение достаточно обширной группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, что позволяет сделать учебный процесс интересным и увлекательным. А это не мало важно для развития творческих способностей учащихся. Из всего многообразия педагогических игр учителю необходимо выбрать ту, которая наиболее точно передаст содержание учебного материала, заинтересует учеников, и будет являться катализатором развития творческих способностей у учеников.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через игровую технологию обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, она имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба.

Для успешного развития творческих способностей ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто необходимо, чтобы он захотел включиться в их решение. Вот тут-то игровая технология может оказаться незаменимым помощником учителя. При осознанном и продуманном ее использовании у детей формируются такие необходимые качества, как:

  1. положительное отношение к школе, к учебному предмету;
  2. умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
  3. умение слушать друг друга;
  4. добровольное желание расширять свои возможности;
  5. раскрытие собственных творческих способностей;
  6. самовыражение, самоутверждение.

Именно эти качества вызывают у ученика интерес и желание продолжать учебную деятельность и способствуют развитию творческих способностей.

Игровые технологии обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Творческие игровые технологии в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. По этому поводу К.Э. Циолковский говорил: “Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные“. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить “способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются”. Например, урок в форме путешествия, где все действия и переживания определяются игровыми ролями и происходят в воображаемых условиях. Отличительная черта этих игр – активность творческого воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игровой технологии у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий .

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить “приобретение такого опыта” у учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Игровые технологии вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность.

“Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать”.

Творческое развитие личности не может происходить вне развития ее активности – познавательной, коммуникативной деятельности. Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение и заинтересованность в результатах образовательного процесса, является педагогическая игра. Такая организация учебного процесса очень вариативна и поэтому в зависимости от возраста, специфики учебного предмета, подготовленности учащихся, может осуществляться в различных формах (так, например, весь класс может делиться на несколько взаимодействующих ролевых групп или отдельные учащиеся наделяются индивидуальными ролями). Важно, чтобы учитель при организации и анализе проведения педагогической игры обращал внимание на степень включенности учеников в игру, активность, проявляемую инициативу и способность к импровизации, на возможность проигрывания (стало, быть, освоения).

Г.К. Селевко в своей концепции выделяет следующие концептуальные положения игровых технологий обучения:

  1. Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознание уникальности своего интеллекта, самого себя.
  2. Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие.
  3. Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии и саморазвитии.
  4. Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на общее развитие учащихся, выявление и «взращивание» открытых талантов.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Таким образом, использование игровых технологий создает внешние и внутренние условия, позволяющие снять эмоциональную напряженность, повысить уверенность в собственных силах ученика, вызвать познавательный интерес, что способствует проявлению творческих способностей. А также игровая технология позволяет сформировать такие качества, как положительное отношение к школе, к учебному предмету; умение и желание включаться в коллективную учебную работу; умение слушать друг друга; добровольное желание расширять свои возможности; раскрытие собственных творческих способностей; самовыражение, самоутверждение.

Игровая технология на занятиях по изобразительному искусству.

Главной задачей учителя изобразительного искусства является привитие любви и интереса к искусству, к процессу творческого созидания, следствием чего является максимальное развитие творческих способностей учащихся. Для решения данной задачи можно использовать методы развивающего обучения. На наш взгляд, наиболее эффективным окажется использование игровой технологии. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы . Известно, что в игре человек полностью раскрывается, он не скован в выражении собственных чувств и эмоций, и может даже открыть не проявлявшиеся до этого момента способности. Также известно, что творческие способности могут проявиться в изобразительной деятельности наиболее ярким образом. И в игровой и в изобразительной деятельности важен не только результат, но и получение удовольствия от процесса, а результатом будет являться развитие творческих способностей. Мы можем предположить что, соединив эти 2 деятельности в рамках школьного курса изучения изобразительного искусства, можно получить положительные изменения в развитии творческих способностей учащихся.

Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10 – 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь).

По целям и формам построения  образовательного процесса изобразительного искусства в начальной школе – активное применение игровых технологий предполагает программа “Изобразительное искусство и художественный труд” под редакцией Неменского Б.М. Программы “Изобразительное искусство.

Главным смысловым стрежнем данной программы, по которой я работаю вот уже 17 лет,  являются связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности “углубления в себя” осознания своих внутренних переживаний. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой форме как “Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки” эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают сперва структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем помогают и в более сложном осознании искусств.

Из опыта работы

Серия уроков по разделу «Мастер Постройки».

(Программа “Изобразительное искусство” 1-4

под редакцией Б.М. Неменского)

Цель - развитие творческих способностей первоклассников с помощью включения игровой технологии в урок изобразительного искусства.

Темы уроков с включением игровых технологий для учащихся 1х классов:

  1. 1.Знакомство с “Мастером Постройки” (путешествие с Мастером Постройки)
  2. Дом для себя (игра “Ассоциация”)
  3. Какие можно придумать дома (путешествие в страну Вообразилию)
  4. Город, где мы живем (“Расскажи о городе рисунком”)
  5. Сказочный город (“Помоги сказочному герою”)
  6. Все, что мы видим, имеет конструкцию (“У нас в гостях кот Василий”)
  7. Объемная аппликация (игра “Пластика и характер”)
  8. Все предметы можно построить (игра “Удивительные превращения”)
  9. Дом снаружи и внутри (“Кто в домике живет?”)
  10. Обобщающий урок (урок-викторина)

    Существенной особенностью данной серии уроков - включение игровых технологий на этапах объяснения нового материала, проведения самостоятельной работы и анализа результатов. Так, например, по теме “Сказочный город” учащимся было предложено придумать город для героев  сказок – Смешариков, которые выступали в качестве экспертов в конце урока. Деятельность детей была организована в 3 функциональных микрогруппах: архитекторы, строители, дизайнеры. Стоит отметить, что формирование групп происходило при помощи трех разрезных карт с изображениями героев сказки, которые беспорядочно раздавались ученикам и которые в течение трех минут следовало собрать. В результате в группах работали дети с разным уровнем развития творческих способностей. Курировал их работу Мастер Постройки. Архитекторы разрабатывали сказочные дома, строители подбирали материал и возводили постройки, дизайнеры декорировали их. Следует отметить, что идеи оформления, размещения, изготовления построек активно обсуждались детьми, каждая группа выдвигала несколько решений, достаточно интересных по способам их реализации.

На занятии по теме “Дом для себя” на этапе объяснения материала ребята отгадывали загадки о животных, которые живут на территории Московской области, например, такие:

Длинные ушки, быстрые лапки.

Серый, но не мышка.

Кто это? (зайчишка)

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..(лиса)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех (волк)

Бурый, косолапый

По лесу бредёт.

Любит “одолжить” он

У лесных пчёл мёд (медведь)

Затем сами перевоплощались в них, при этом, не говоря, кто есть кто. Вдруг испортилась погода и, чтобы звери не намокли под дождем, им необходимо было укрытие, каждому своё. И ребята, взявшись за краски и кисти, принялись строить дома, при этом их работу контролировал хозяин тайги Медведь. На этапе анализа результатов, ребята по несколько человек демонстрировали свои работы, а остальные в это время должны были, угадать для какого животного оно построено. Если у ребят не получалось отгадать, то хозяин работы должен был при помощи пантомимы изобразить это животное.

На занятии по теме “Город, где мы живем” у ребят была не простая задача. На этапе объяснения нового материала была проведена небольшая викторина о нашем городе, направленная на выявление знаний о достримечательностях  Железнодорожного. Задавались следующие вопросы:

  1. В честь кого установлен памятник в центре, на ул. Пролетарская?
  2. Какая улица и школа расположены в центре города?
  3. Какая стела встречает гостей города на въезде?
  4. Как называется парк, в котором можно покружиться на каруселях?
  5. Где в городе можно узнать об истории нашего края?
  6. Как называется место, где проходят спортивные мероприятия?
  7. Перечислите места, где летом работают фонтаны?
  8. В каком парке города расположен памятник героям ВОВ?
  9. Соборы нашего города?
  10. Где в Железнодорожном можно посмотреть детские сказки, спектакли?

Викторина прервалась визитом иностранных туристов, не понимающих по-русски и не знающих ничего о Железнодорожном. И как не пытались им что-либо рассказать дети, туристы ничего не понимали. И тогда ребятам пришла идея создать панораму города. Выделив наиболее красивые места города, класс разделился на небольшие подгруппы по 2-3 человека, и начали рисовать. Туристы пристально смотрели за тем, что они делают. В конце урока туристам была представлена панорама города, на которой были изображены различные районы и красивые места Железнодорожного.  Туристы рассматривая картину уже намечали план посещения этих мест, выделяя наиболее интересные. А после оставили сообщение, которое перевили учителя иностранного языка, в котором выражали огромную благодарность.

Серия подобных уроков незамедлительно даёт ряд позитивных закономерностей, например, дети более гибко строят собственные художественные образы, изменяется характер использования цветовой гаммы и построения композиции, работы  более оригинальны в целом. Это свидетельствует о влиянии игровой технологии на развитие творческих способностей учащихся.

В связи с данным опытом были разработаны методические рекомендации по включению игровой технологии в уроки изобразительного искусства в первом классе.

Методические рекомендации по включению игровой технологии в уроки изобразительного искусства

Необходимо, чтобы на уроке изобразительного искусства были учтены следующие моменты:

1.Сотворчество учителя и ученика;

2.Диалогичность;

3.Четкость поставленных задач и вариативность при их решении;

4.Освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно-значимых смыслов.

5. На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.

В связи с этими требованиями, рекомендую использовать следующие формы уроков с включение игровой деятельности:

                                   

При этом важно:

вызвать у учащихся познавательный интерес;

создать проблемную ситуацию;

поддерживать эмоциональный фон в классе;

снизить вероятность неудачи при выполнении работы;

продумать каждое задание;

выслушать мнение каждого и оценить его;

дать четкий инструктаж.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьева, Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М.:1979.- с. 18.
  2. Плигин, А.А. Пути обновления школьного образования. /Развитие познавательных стратегий школьников: из опыта работы городской экспериментальной площадки / А.А. Плигин. – М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2006, С. 7 – 20.
  3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998 г. С. 202-217
  4. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А.Шмаков. – М.: Новая школа, 1994.- 239с.

Приложение 1

 Классификация педагогических игр по Г.К.Селевко.

Критерии

Виды педагогических игр

по области деятельности

физические

интеллектуальные

имитационные

неимитационные

трудовые

рекреационные

социальные

управленческие

спортивные

психологические

по характеру педагогического процесса

обучающие: тренинг, контроль, обобщение

познавательные, воспитывающие, развивающие, исследовательские

репродуктивные, продуктивные, творческие, проектировочные

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические, реабилитационные

по игровой методике

предметные

сюжетные

деловые

ролевые

оргдеятельностные

эмпристические

имитационные

драматизации

тренинговые

по предметной области

математические, химические, экологические, биологические, физические;

литературные, музыкальные, театральные

трудовые, технические, производственные

спортивные, туристические, народные, военно-прикладные

обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие

по игровой среде

без предметов, с предметами

настольные, комнатные, уличные

компьютерные, телевизионные, с использованием ТСО

технические, со средствами передвижения

Приложение 2.

Тема: Знакомство с Мастером Постройки.

Научится:

придумывать и изображать сказочный дом для себя

и своих друзей или сказочные дома героев детских книг

УУД: 

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- использовать знаково-символические средства для решения задачи;

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- использовать общие приемы решения задач;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- формировать собственное мнение;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- обращаться  за помощью к учителю, одноклассникам

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- концентрировать волю;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;                                                    -использовать речь для регуляции своего действия;

- уметь организовать место занятий.

 - определять последовательность действий.

Оборудование:

для учителя: презентация с участием трех Мастеров

для ученика: краски, кисти, альбом

План:

1.Организационный момент

2.Объяснение нового материала

В кабинете развешаны картины зданий, сооружений, на столах лежат дома из бумаги.

Учитель: ребята, как вы думаете, кто же мог “навести такой порядок” в кабинете? А ведь у нас сейчас урок изобразительного искусства.

В кабинет “заходят” Мастер Изображения и Мастер Украшения (мультимедийные герои)

М.И.: вы не видели здесь нашего брата? мы все утро его ищем, но поскольку здесь все увешано его рисунками, то наверняка он здесь.

М.У.: Чтобы поймать его, нам нужна ваша помощь. Я буду называть слова, а вы приготовьте ладоши. Когда скажу слово «строить», вы очень быстро хлопаете. Играем

М.И.: ну вот мы его и поймали. А теперь время волшебства – снимаем с него шапку-неведимку, и вот он, знакомьтесь!

Знакомятся с мастером постройки, который приглашает ребят в удивительное путешествие. Мастер Постройки проводит их по известным местам мира, страны и МО, объясняя, что всё это можно построить. Но неожиданно он вспомнил, что он еще не побывал в одном городе и зовет туда ребят. Ребята видят, что в этом городе нет ничего построенного. Мастер Постройки очень огорчается.

Учитель: Давайте поможем Мастеру Постройки, ведь это не так сложно. Сейчас каждый из вас представит, что он самый настоящий строитель. Ваша задача состоит в том, чтобы построить что-либо для этого города. Краски, кисти и бумага это все что от вас потребуется, ну и конечно необходима фантазия.

3.Самостоятельная работа.

Мастер Постройки и учитель следят за тем, чтобы все, что дети делают, было «качественно» построено.

4.Выставка.

После выполнения работы, дети выстраивают свои рисунки, так, чтобы казалось, что это город. Мастеру Постройки очень нравится результат, и он благодарит учеников, а учитель проводит анализ работ.

5.Итог.

Тема: Дом для себя

Научится:

 придумывать и изображать сказочный дом для себя

и своих друзей или сказочные дома.

УУД: 

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- использовать знаково-символические средства для решения задачи;

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- использовать общие приемы решения задач;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- формировать собственное мнение;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- обращаться  за помощью к учителю, одноклассникам;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- концентрировать волю;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;                                                                         --использовать речь для регуляции своего действия;

- уметь организовать место занятий.

 - определять последовательность действий.

Оборудование:

для учителя: рисунки животных, живущих в Московской области (далее МО)

для ученика: краски, кисти, альбом

План:

  1. Организационный момент;
  2. Объяснение нового материала.

Дети отгадывают загадки:

Длинные ушки, быстрые лапки.

Серый, но не мышка.

Кто это? (зайчишка)

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? (лиса)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех (волк)

Бурый, косолапый

По лесу бредёт.

Любит “одолжить” он

У лесных пчёл мёд (медведь)

         Далее вспомнили, какие еще животные живут в МО.

Каждый выбрал для себя животного, но при этом, не говоря другим о том, кто он такой. Затем необходимо было изобразить дом того животного, в которого перевоплотились ученики.

  1. Самостоятельная работа.

получив инструкцию, дети приступили к выполнению задания, а за их работой наблюдал хозяин тайги – Медведь.

  1. Выставка.

по пять человек ученики выходили к доске со своими рисунками, а остальные пытались отгадать, для кого построен этот дом. Те, у кого не угадывали по рисунку, должны были с помощью пантомимы изобразить это животное. Проводился анализ работ

  1. Итог.

Тема:  «Какие можно придумать дома?»

Научится:

придумывать и изображать сказочный дом для себя

и своих друзей или сказочные дома для героев детских книг;

видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики
в форме различных предметов.

УУД: 

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- использовать знаково-символические средства для решения задачи;

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- использовать общие приемы решения задач;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- формировать собственное мнение;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- обращаться  за помощью к учителю, одноклассникам

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- концентрировать волю;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия;

- уметь организовать место занятий.

 - определять последовательность действий.

Оборудование:

для учителя: фартук, наглядность

для ученика: пластилин, доска, нож для пластилина, фартук

План:

  1. Организационный момент;
  2. Объяснение нового материала.

В кабинет пытаются войти слон, жираф и крокодил. У детей спрашивают, почему им трудно пройти. Все объясняется тем, что крокодил - длинный, жираф - высокий, а слон – квадратный и войти в одну комнату у них не получится. У детей спрашивается, какие дома должны быть у этих животных. Дети фантазируют. Далее говорится о том, что некоторые насекомые живут в цветах, значит цветы – это тоже для кого то дома. Дети приводят свои примеры, что еще может быть домом. Далее ученикам предлагается отправиться в загадочную страну Вообразилию и придумать свои необычные дома. Далее – инструктаж по работе с пластилином

  1. Самостоятельная работа.

дети лепят из пластилина дома в форме овощей, фруктов, цветов и за всем этим процессом наблюдают слон, крокодил и жираф

  1. Выставка.

дети представляют свои работы, проговаривая название домика и для кого он сделан, а учитель вместе со слоном, жирафом и крокодилом оценивают эти работы.

  1. Итог.

Тема:  «Город, где мы живем. Железнодорожный мой.»

Научится:

создавать работу на основе игровой экскурсии (работа в группах);

описывать реальные архитектурные впечатления.

УУД:

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

формировать умение работать в мини-группе, иметь собственное мнение, уважать мнение других.

Оборудование:

для учителя: наглядность

для ученика: бумага, гуашь, кисти или мелки

План:

  1. Организационный момент
  2. Объяснение нового материала:

Дети отвечают на вопросы мини-викторины о г.Железнодорожный:

  • В честь кого установлен памятник в центре города?
  • В честь какого поэта открыт сквер в центре города?
  • Какая стела встречает гостей города на въезде?
  • Как называется парк, в котором установлен памятник героев ВОВ?
  • Где в городе можно увидеть спортивные мероприятия?
  • Перечислите места, где летом работают фонтаны?
  • На какой улице  города много необычных клумб?
  • Какие в городе есть храмы?
  • Где в городе можно посмотреть детские сказки, спектакли?

Неожиданно викторина прерывается визитом иностранцев, которые ни слова не знают по-русски, а их переводчик опаздывает. А самое интересное, что они даже не знают в какой город попали. У детей не простая задача: рассказать как можно больше о нашем городе. Но как это сделать, если они нее знают языка. Учитель предлагает разбиться на группы при помощи детской считалочки и нарисовать самые красивые места в нашем городе.

  1. Самостоятельная работа.

На этом этапе дети в подгруппах рисуют достопримечательности, а путешественники внимательно наблюдают.

  1. Выставка.

Учащиеся собирают макет города и показывают туристам, которые уже прокладывают себе экскурсионный путь. Туристы прощаются с детьми и уходят, оставив записку, которую позже прочитал опоздавший переводчик. В записке написаны слова благодарности детям

  1. Итог.

Тема: Сказочный город

Научится:

 изображать фантазийные дома для сказочных героев и другие городские сооружения в процессе КТД.

УУД: 

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- использовать знаково-символические средства для решения задачи;

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- использовать общие приемы решения задач;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- формировать собственное мнение;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- обращаться  за помощью к учителю, одноклассникам

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

уметь рационально строить командную  творческую деятельность,

- концентрировать волю;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия и действия других;

- определять последовательность действий.

Оборудование:

для учителя: сказка “Смешарики”

для ученика: бумага, гуашь, кисти.

План:

  1. организационный момент;
  2. объяснение нового материала.

Учитель с детьми читает сказку, проводит ее анализ. В кабинете появляются герои этой сказки. Дети их сразу узнают. Смешарики рассказывают, что они ушли из своей книжки и теперь им негде жить. Детям раздаются три разрезанных открытки с изображениями героев, с помощью которых они делятся на три группы: архитекторы, строители и дизайнеры. Ученики высказывают свое мнение о том, что это за профессии. Вывод подводит учитель. Дети получают задание придумать один сказочный город для героев и приступают к работе.

  1. Самостоятельная работа.

Работа проходит в группах, каждый принимает участие в работе, за этим следят сказочные герои, а также они высказывают пожелания о том, в каком городе хотели бы жить.

  1. Выставка.

В итоге получается одна большая картина города, которая очень нравится героям.

  1. Итог.

Тема: «Все, что мы видим, имеет конструкцию.»

Научится:

Создавать, моделировать  из простых геометрических форм изображения зданий и автомобилей .

УУД:

Регулятивные:

определять последовательность действий.

Познавательные:  

использовать знаково-символические средства для решения задачи. 

Коммуникативные: 

обращаться
за помощью к учителю, одноклассникам.

Оборудование:

для учителя: презентация

для ученика: цветная бумага, коробочки, ножницы, клей, фломастеры.

План:

1.Организационный момент

2.Объяснение нового материала

Учеников спрашивают, что такое конструктор, выслушиваются все ответы. Конструктор – это игра, в которой из отдельных элементов нужно собрать какую-то фигуру. А что же такое конструкция? ответ на этот вопрос дает кот «ученый» Василий. Конструкция – это какое-либо строение. Учитель предлагает попробовать собрать какую-то фигуру из коробочек. Дети в основном собирают здания, автомобили. Учитель предлагает изобразить какое-нибудь животное. Дети показывают различные варианты. Кот Василий спорит, что животных с помощью коробочек изобразить нельзя и дети пытаются доказать ему обратное, собрав конструкцию кота. Кот Василий говорит, что все животные, сделанные из коробочек одинаковы. Учитель напоминает ученик о Мастере Украшения, и дети приступают к самостоятельной работе.

3.Самостоятельная работа

Ученики изготавливают разных животных и украшают их. За процессом наблюдает кот Василий.

4.Выставка

Дети выставляют работы на  показ, тем самым, доказывая коту, что все, что мы видим, имеет конструкцию. Учитель проводит анализ работ

5.Итог.

Тема: «Строим зверя. Аппликация».

Научится:

создавать из простых геометрических форм изображения животных

в движении, в технике аппликации.

УУД: 

Регулятивные:

определять последовательность действий.

Познавательные:  

использовать знаково-символические средства для решения задачи. 

Коммуникативные: 

обращаться за помощью к учителю, одноклассникам.

Оборудование:

для учителя: наглядность

для ученика: картон, нарезанные прямоугольники разной величины, клей.

План:

1.Организационный момент

2.Объяснение нового материала

На доске висят прямоугольники разного размера. Детям предлагается собрать из них какого-либо животного. Дети выполняют задание. Далее игра, по правилам похожа на “море волнуется раз…”. Отличие заключается в том, что дети принимают на себя образ, заданный учителем и показывают движение этого животного. После игры учитель обращает внимание на то, что у каждого получился свой неповторимый образ, хотя все изображали одно и тоже животное. Это говорит о том, что вы передали животному свой характер. Характер стоит передавать при помощи цвета, формы и движения. Что из этих параметров мы можем применить? (движение)

Продолжается работа с доской. Посмотрите на животное, которое у нас получилось. Оно стоит на месте. А как же сделать, чтобы оно шло или сидело? дети показывают свои варианты на доске. Результаты обсуждаются всеми детьми, далее приступают к работе.

3.Самостоятельная работа

каждый изображает свое животное, стараясь показать его характер через движение.

4.Выставка

ученики показывают свои работы, выходят к доске группами по пять человек, остальные отгадывают какой характер у каждого животного. После оценивания всех работ, дети показывают сценки с использованием аппликаций (собака сидит, а кошка крадется)

5.Итог.

Тема: «Все предметы можно построить».

Научится:

конструировать из бумаги упаковки  и украшать их, производя правильных порядок учебных действий.

УУД:

Регулятивные: 

концентрировать волю.

Познавательные:

 использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Оборудование:

для учителя: наглядность

для ученика: лист бумаги, клей, ножницы, цветная и упаковочная бумага.

План:

1.Организационный момент

2.Объяснение нового материала

Учитель спрашивает у детей, что можно получить из обычного листа? Далее сворачивает лист в форму конуса и повторяет вопрос. Дети высказывают свои предположения. Что нужно сделать, чтобы лист ожил? Может ли эта фигура превратиться в птицу, в животное, рыбу? Сейчас вы разделитесь на три команды по рядам. 1 ряд – рыбки, 2 ряд – птички и 3 ряд – животные. Когда я называю птицу, то хлопнуть должен 2 ряд. Когда называю рыбу то топнуть должен 1 ряд, когда назову животное, то 3 ряд должен подпрыгнуть. Таким образом, дети повторяют названия птиц, рыб и животных.

3.Самостоятельная работа.

Далее делают заготовку в форме конуса, а после этого все превращаются в волшебников и начинают колдовать над бумагой, превращая ее в рыбку, птичку или любое животное, при этом предлагается использовать как упаковочную бумагу, так и цветную бумагу.

4.Выставка

К доске выходят по трое учеников (с фигурой рыбы, птицы и животного) и рассказывают о работах друг друга.

5.Итог.

Тема: «Дом снаружи и внутри».

Научатся:

понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

УУД: 

Познавательные УУД:

овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- использовать знаково-символические средства для решения задачи;

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- использовать общие приемы решения задач;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- формировать собственное мнение;

использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- обращаться  за помощью к учителю, одноклассникам

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- концентрировать волю;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия;

- уметь организовать место занятий.

 - определять последовательность действий.

Оборудование:

для учителя: наглядность

для ученика: бумага, краски, кисть

План:

1.Организационный момент

2.Объяснение нового материала

На доске вывешены изображения зданий, дети предполагают, что может быть внутри (магазин, квартира) и как располагаются комнаты, лестницы. На доске появляется надпись «тридцать три сестрицы на одной живут странице» отгадывают загадку. У каждого из нас есть свои буквы: в имени, в фамилии и т. д. Значит, у «наших» букв есть свои домики, например, имя, в котором эта буква живет. Далее дети представляют, что было бы, если мы жили в букве, каким этот дом был бы.

3.Самостоятельная работа

Далее дети рисуют дом в виде буквы, при этом показывая, что находится внутри и снаружи дома. За всем этим следят буквы русского алфавита.

                4.Выставка

дети составляют из букв-домиков слова и выходят к доске, а остальные выбирают самый веселый дом, самый крепкий дом, самый интересный дом и т.д.

  5. Итог.

Тема: Обобщающий урок

Научатся:

создавать работу  по замыслу в выбранной технике; описывать, представлять свою работу.

УУД:

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

формировать умение работать в команде.

Оборудование:

для учителя: карточки, плакат с лабиринтом

для ученика: бумага, краски, кисть, ножницы, клей, пластилин, коробочки

План:

1.Организационный момент

2.Объяснение нового материала

Дети отвечают на вопросы викторины:

Что такое конструкция?

Что такое форма?

Что такое пропорция

На доске появляется плакат с лабиринтом. В лабиринте 3 входа, а центре Мастер Постройки. Класс делится на три команды и занимает место у своего входа (флажки). За каждый правильный ответ команда продвигается на один шаг. За выполненное задание на з шага. Сначала дети отгадывают загадки ученого кота Василия (урок “все, что мы видим, имеет конструкцию”).

И белить, и красить можно,

Ею можно рисовать,

Только надо осторожно

Чтоб себя не замарать. (Кисть)

Палочка волшебная есть у меня друзья.

Палочкою этой могу построить я

Башню, дом и самолет,

И огромный пароход! (Карандаш)

Для меня резинка, братцы, лютый враг!

Не могу я столковаться с ней никак.

Сделал я кота и кошку - красота!

А она прошлась немножко - нет кота!

С ней хорошую картинку не создать!

Так во всю ругал резинку ...(Карандаш)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)

В белом поле по дороге

мчится конь мой одноногий

и на много-много лет

оставляет он свой след. (Ручка, карандаш)

Далее детям раздаются карточки с заданием придумать дома, как архитекторы, как строители, как дизайнеры при этом дом можно нарисовать, можно слепить из пластилина или собрать из коробочек.

3.Самостоятельная работа

Дети выполняют полученное задание, при этом нельзя, чтобы другие команды узнали, какой дом вы придумываете.

4.Выставка

Ребята по группам выходят со своими работами и демонстрируют их остальным. Все команды проходят лабиринт и их работы выставляют в классный уголок.

5.Итог.

Размещено