конспект занятия "Художник Г. Райшев и его самобытность".
Занятие для учащихся объединения "Скульптура" по ознакомлению с искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiyadokument_microsoft_office_word_vosstanovlen_avtosohranennyy.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия
Тема:Художник Г. Райшев и его самобытность.
Цель: Знакомство с самобытным мансийским художником Г. Райшевым
Задачи:
- познакомить учащихся через творчество художника с бытом, природой легендами северного края;
- воспитывать любовь к творчеству, проявлять толерантность к коренным жителям нашего края:
Тип занятия: комбинированный
Задание:выполнить эскизы на тему «Легенды народов Югры».
Материал для работы: Альбомы для зарисовок,простые карандаши, стёрки, точилки.
Оборудование:Компьютер, видеопроектор.
Демонстрационный материал.Презентация на тему «Художник Г. Райшев и его самобытность»
Литературный ряд.
«Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» Бальмонт
Структура занятия
№ п/п | Этапы занятия | Время |
1. | Организационный момент. | 1 мин |
2. | Эмоциональный настрой. | 1 мин. |
3. | Изучение нового материала. | 15 мин. |
4. | Закрепление нового материала (работа над эскизами) | 23 мин. |
5. | Подведение итогов. | 5 мин. |
Ход занятия
- Организационный момент (1 мин.).
2. Эмоциональный настрой (1 мин.).
Использование художественного слова (стихотворение).
Константин Бальмонт
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о солнце
В предсмертный час!
3. Изучение нового материала ( 15). Тема:«Художник Г. Райшев и его самобытность»
3-1. Биография художника Г.Райшева
№ слайда | Содержание | Примечание |
3 | Геннадий Степанович Райшев Родился 1 ноября 1933 года в деревне Сивохрап близ села Самарово Остяко-Вогульского (ныне Ханты-Мансийского) автономного округа на притоке Оби Салыме в семье охотника-ханты Степана МироновичаРайшева и жены его чалдонки (русской коренной сибирячки) Евгении Федоровны, урожденной Коневой. В 1937 году отец был репрессирован и вскоре погиб. Воспитание Геннадия, его младших сестры и брата выпало на долю бабушки по материнской линии Афанасеи Михайловны. | Посмотрите какое доброе лицо у художника, его мягкая улыбка располагает к себе |
4 | После окончания в 1944 году начальной школы пришлось на три года прервать обучение и помогать семье охотничьим промыслом. В начале зимы 1948 года Райшевы вместе со многими односельчанами покинули родную деревню, вскоре опустевшую, и переселились в село Лемпино. Здесь Геннадий возобновил учебу в школе, а осенью того же года оказался в Сургуте, небольшом городке Тюменской области, в интернате. Одним из его учителей стал Аркадий Степанович Знаменский, потомок известного художника и этнографа М.С. Знаменского. В интернате Райшев продолжал заниматься рисованием, к которому пристрастился с раннего детства. Для заработка писал на клеенке популярные в то время коврики. | |
5 | В 1954 году Геннадий уехал в Ленинград и поступил на северное отделение Педагогического института им. А.И. Герцена, где в 1959 году получил диплом преподавателя русского языка и литературы и где занимался на вечернем отделении художественно-графического факультета. Одновременно посещал натурные классы Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и методично изучал собрания Эрмитажа и Русского музея. | |
6 | В 1959 году женился на своей сокурснице Галине Алексеевне Ивановой. Вернувшись в Сургут, вел уроки рисования в средней школе, которую в свое время окончил. В Сургуте родился сын Аркадий. Оказавшись через год на родине Галины Алексеевны в Шугозере Тихвинского района Ленинградской области, Райшевы в течение двух учебных лет преподавали русский язык и литературу. К этому времени относятся первые профессиональные живописные полотна и рисунки Геннадия Степановича. | |
7. | Для Райшева путь в искусство был труден. Его живопись и графика долго встречали настороженное отношение и из-за остроты поднятых в них социальных и экологических проблем и из-за непривычности выразительных средств. Да, и сегодня, при всем признании в нем коллегами истинного художника, при неподдельном интересе к нему любителей искусства, Райшев остается во многом непонятым. | |
8 | Одни акцентируют в его творчестве этнографическое начало, другие относят Райшева к наивному искусству. Между тем, зная с детства быт сибирских народов, восхищаясь и вдохновляясь их прикладными изделиями и изобразительными примитивами, осознавая свою внутреннюю связь с такими художниками Севера, как ТыкоВылко и Константин Панков, сам Райшев являет тип иного мастера. Его творчество не только эмоционально, но и глубоко продуманно, неотрывно от сложных художественных исканий XX века. | |
9 | Начало творческого пути Райшева пришлось на время так называемой оттепели, знаменательное для жизни нашей страны, нашей культуры. На рубеже 1950-х – 60-х годов у советских художников появилась возможность, правда, далеко неполная, говорить о том, что их действительно волнует, осваивать традиции, ранее находившиеся под запретом. | |
10 | Райшев жадно впитывал впечатления от Врубеля и Чюрлениса, Ван-Гога и Гогена, Сезанна и Матисса. Наиболее близкой оказалась ему экспрессионистическая тенденция, ярко проявившаяся как в гравюре, так и в живописных полотнах 60-х годов – в пейзажах, портретах, натюрмортах. На протяжении десятилетия экспрессионистические черты усиливались, становясь основой художественного мышления: появились откровенная деформация фигур, заострение характеристик, гротеск. | |
11 | «Я знаю, на какой земле я родился, как первый луч солнца меня осветил, дал собственное зрение видеть кругом. То, что встретило меня в этой жизни, стало источником любви. Вода, трава и утки, облака, люди и их сказки. Это основа, на которую можно опереться», - говорит художник. | |
12 | В 70-е годы Райшев обрел самостоятельность, выработал индивидуальный, ни на кого не похожий стиль, во многом опирающийся на пространственное и пластическое мышление народов Сибири. В картинах, объединенных общей темой «Хантыйские легенды», воспоминания детства сливаются с фольклорными образами. Болото глядит оранжевыми глазами ягоды–морошки. | |
3-2 | Беседа по картинам художника | |
13 | Картина под названием « Осина» 1977г Что можно о ней сказать ? | |
14 | «Глаза черёмухи». Можете ли вы увидеть глаза у черёмухи? | |
15 | «Под красной сосной» Как вы думаете, почему под красной сосной | Время заката…. |
16 | Изображение деревьев Почему изображение на картине деревьев одинаковое , асам цвет, колорит картины отличается? | Вечер, и день |
17 | Сирень | |
18 | Что означает движение фигур на фоне воды? | Ловля рыбы. Рыбаки |
19 | Давайте поразмыслим над следующими картинами | |
20 | Обратите внимание. Речка у художника не голубоватого цвета, как вы привыкли рисовать?Что можно сказать об этом? | |
21-22 | Почти сказочный пёйзаж. И обычный пейзаж | |
23-29 | Изображение людей в виде сказочных героев легенд до простых рабочих персонажей. | |
30 | Современный город | |
31-35 | Корабли в виде птиц, птицы, животные…. | |
36-40 | Серия картин Легенды Югры | |
41-42 | И всё это идет по кругу, своеобразный круговорот воды и жизни в природе. | |
43 | По планете идёт человек, как бы говоря, «Я хозяин своей земли и должен её беречь» | |
44 | Райшев не только художник, который пишет картины опираясь на легенды, он ещё и иллюстратор, портретист и пейзажист. А это одна из иллюстраций к книги о Пушкине А.С.к 100 летию со дня его рождения. | |
45 | В г Х.Мансийске есть учреждение Ханты-Мансийского автономного округа «Галерея-мастерская художника | |
46 | Художник в мастерской с юными почитателями его таланта | |
47 | В городе | |
48 | «Постигая жизнь, дохожу до символа, иероглифа и снова иду обратно, чтобы насытить их чувственными началами». Эти слова художника помогают понять сложность его стремлений. Каждая встреча с ним обещает открытие. Еще в молодости избравший своим учителем все мировое искусство, но никому прямо не подражавший, Райшев достиг свободы самовыражения, овладел различными художественными приемами и средствами. |
4. Закрепление нового материала: работа над созданием эскиза (23 мин.).
5. Подведение итога занятия (5 мин.).
- Что нового вы сегодня узнали на занятии?
- Какое вы испытали чувство, всматриваясь в картины худохника?
- Давайте рассмотрим ваши работы.
Обсудим; трудно вам было выполнять задание?
- Как вы оцениваете свою работу?