Рабочая программа по ИЗО, 1 класс, Перспективная Начальная школа, ФГОС

Рабочая программа по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_1_klass.docx81 КБ

Предварительный просмотр:

оМуниципальное казённое образовательное учреждение

 Урывская основная  общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

Рассмотрено на заседании                                       Принято на заседании                                    Утверждаю

методического объединения                                   педагогического совета                                   директор школы_________В.В. Калачева                                                                                                                                          «____»________20       г.                                             «_____»_________20    г.                                 Приказ №____ от «____»_________20    г. Протокол №                                                               Протокол №        

 

 

Рабочая программа по учебному предмету

Изобразительное искусство

ступень первая класс первый

на 2014-2015 учебный год

Программа составлена на основе авторской программы по

изобразительному искусству 1-4 кл.

автор И.Э. Кашековой

Москва, Академкнига/Учебник, 2013

                                           Составитель: учитель Чернопазова Г.И.

                                                                        квалификационная категория вторая

Урывка 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерных программ по учебным предметам, на основе концепции системы «Перспективная начальная школа».

 и на основе авторской   программы  «Изобразительное искусство» И.Э. Кашековой 1-4 классов входящей в        федеральный        перечень учебников,        рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (система «Перспективная начальная школа»).Учебно-методический комплект по изобразительному искусству для начальной школы включен в Федеральный список учебных пособий для начальной школы. Программа «Изобразительное искусство» представляет собой целостный интегративный курс, который системно соединяет в себе основы всех видов пространственно-визуальных искусств.

 Программа направлена на достижение планируемых результатов освоения         основных        образовательных        программ        (личностных, метапредметных        и        предметных)        в        предметной        области  «искусство».

Программа        разработана        на        основе        обязательного        минимума содержания        начального        общего      образования        (предметная      область «Искусство») и рассчитана на четыре года изучения в 1-4 классах.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование        ассоциативно-образного,        пространственного        мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции.

Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Программа направлена        на        помощь        ребенку        при        вхождении        в        современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия на его духовный мир.

Приобщение современного человека к искусству, как вековому культурному        опыту        человечества,        основанному        на        преемственности поколений,     передававших        своё     восприятие        мира,     воплощённое        в художественных образах, значимо для его эстетического и этического воспитания. Гуманистический и педагогический потенциал искусства использовался в традиционном и в официальном образовании во все времена.

Искусство является одной из форм познания окружающего мира. Художественное познание, принципиально отличаясь от научного, дополняет и гармонизирует картину мира.

Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие        личности        учащихся        средствами        искусства,        получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

В соответствии с этой целью решаются задачи:

- воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. - развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой        деятельности,        разными        художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается с учетом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».

Общая характеристика предмета «Изобразительное искусство»

Программа состоит из 21 раздела, последовательно раскрывающих взаимосвязи искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное поле искусства и обучающих основам языка художественной выразительности.

В        структурировании        художественного        материала        нашел        свое отражение концентрический принцип – опора на наиболее значимые явления культуры и произведения различных видов и жанров искусства, с которыми учащиеся встречались в дошкольном возрасте и обращаются на предметах гуманитарного цикла в начальной школе. Использование этого принципа      даст        возможность        формировать      устойчивые        связи        с предшествующим        художественно-эстетическим     и        жизненным     опытом школьников.

Каждый        раздел        курса        включает        рекомендованные        примерной программой       блоки,        отражающие        деятельностный        характер        и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Ка говорит искусство?», «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?», «Опыт художественно-творческой деятельности».

Таким образом, в каждом разделе, каждой теме программы учитывается        специфика        искусства:        содержание        учебного        материала, эмоционально-ценностная направленность тематики заданий, знакомство с языком художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных искусств и дизайна, художественно-творческий опыт в разных видах и жанрах искусства, использование различных материалов и техник. Каждое задание одновременно раскрывает разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную.

Программа нацеливает на знакомство с изобразительным искусством от витагенного (жизненного) опыта ребенка. В таком контексте искусство,

станет ближе и понятнее, приобретет для ученика личностный смысл, т.к. хорошо знакомые понятия выглядят убедительнее, чем нечто новое, неизведанное, а искусство дает возможность взглянуть на известные явления другими глазами.

Главная цель и смысл любого искусства – художественный образ. Поэтому уже с первого класса при восприятии произведения искусства и в художественной        деятельности        необходимо        стремиться        к        пониманию ребенком этой специфики искусства. Однако знакомство с понятием «художественный образ», так же как и с языком («азбукой») искусства, начнется со второго класса. Содержание освоения искусства в первом классе – пропедевтическое. В рамках программы ребенок готовится к этому, постепенно входя в искусство через свой собственный небольшой, но очень яркий и важный для него жизненный опыт.

Опыт освоения реального мира синхронизируется с опытом освоения искусства, итогом является осознание главных общечеловеческих ценностей как жизни, так и искусства. Семейные и школьные будни и праздники, общение и игры с друзьями, природа во всем многообразии ее проявлений – все это становится объектом внимания больших и маленьких художников, шаг за шагом осваивающих окружающий мир и явления в нем происходящие.

Содержание учебного материала второго        класса акцентирует основное внимание на художественной грамоте: осознании художественного образа – как основы и цели любого искусства, языке художественной выразительности пластических искусств, художественных материалах и техниках. Это очень важный год с точки зрения художественной грамоты и осмысления сути искусства. Сведения и навыки, полученные во втором классе, будут углубляться и отрабатываться в следующие годы обучения.

С целью научить ребенка пониманию сложности, многомерности и в то же время выразительности и лаконичности художественного образа, особое внимание уделяется процессу работы художника над его созданием в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала – зарисовки – отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла.

Учащиеся начинают понимать, что для создания художественного образа необходимо владеть языком (азбукой) искусства, который по ассоциации с родным языком, позволяет передавать информацию. Сделать эту информацию выразительной и эмоциональной помогут общие средства художественной выразительности изобразительных искусств – композиция, ритм,        пропорции,        фактура,        симметрия-асимметрия.        Они        определяют выразительность и саму сущность художественного образа в любом произведении искусства.

Следующая задача обучения изобразительному искусству – научить ребенка интерпретировать художественные образы народных культур на основе постижения их многозначности и возможностей трансформации, как

на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельности реализуется как доминирующая в содержании учебного материала 3 и 4 классов. Из привычного реального мира вещей, людей и событий третьеклассник входит в фантастический мир сказочных образов. Опыт общения со сказкой ребенок уже имеет, но только теперь он узнает: что образы мифов и сказок не просто детские забавы, а основа всей культуры -они учат человека жить и побеждать неприятности.

Древние представления живут в сознании современного человека, в произведениях        разных        видов        искусства        (изобразительное        искусство, литература,      музыка,      декоративно-прикладное,        архитектура,        танец). Знакомство с ними поможет ученику понять любое произведение искусства прошлого и современности. Ребенок осмысляет изображение сказки, сказочных образов: героев и антигероев, фантастических сказочных существ и реальных людей, животных и птиц, природных стихий и элементов природы, выраженных языком пластических искусств - живописи и графики, скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Различные        виды        изображений:        скульптурные,        живописные        и графические (идеограммы, пиктограммы); абстрактные, геометрические и фигуративные       представляли        знаковые        и        символические        коды, использующиеся древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. С помощью изображения человек научился останавливать время. В предыдущих классах дети косвенно прикоснулись к таким значимым первообразам культуры как Солнце, Древо, Птица, Конь, к символике цвета и линии. Теперь они знакомятся с другими важными образами народной культуры, вошедшими в архетипические универсалии символического языка человечества.

Ребенок впервые целостно постигает традиции народной культуры: оформление жилища и его связь с природой, образ города и деревни в жизни и в искусстве, образы человека в народной одежде; осваивает семантику традиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых и злых сил природы и т.д.), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу. Впервые осознает поликультурность и наднациональный характер этих образов.

В содержании материала 3 класса искусство предстает как генератор культуры,        кратко        рассматриваются        его        функции:        формирование эстетического восприятия мира; художественное познание окружающего мира; универсальный способ общения; воплощение в зримых образах идеи религии и власти, прославление и увековечивание правителей и героев; способность внушать определенные идеи и пробудить чувства и сознание. Формирование        специфики        городов,      запечатлённой      в      памятниках архитектуры.

В продолжение освоения символики образов искусства учащиеся знакомятся с символикой стихий: земли, огня, воды и воздуха в литературе, музыке, изобразительном искусстве разных народов. Одновременно идет

знакомство со знаковыми мифологическими образами искусства, связанными с этими стихиями, а также с современными праздниками, использующими традиционные        ритуалы.        Важными        для        понимания        представлений        и верований людей представляется символическое значение предметов и их отражение в искусстве.

Художественные образы мирового искусства предстают на примере искусства античной Греции, средневековой Европы и нескольких регионов Востока (Арабского мира, Индии и Китая). Рассматриваются архитектура и природа, определяющая характер построек; образы человека и его одежда, а также наиболее значимые для каждой культуры образы и традиции. Благодаря их естественному разнообразию на примере разных культур учащиеся        знакомятся        с        изобразительной        культурой        театра        (маски, театральный костюм, декорации), архитектурой и скульптурой, декоративно-прикладным искусством (герб, витраж, художественные росписи, предметы быта – часы, зеркало, лампа, восточные амулеты и т.п.).

Поскольку именно на основе этих межнациональных, межэтнических образов-представлений формировалось искусство, ими оно питалось на протяжении тысячелетий, знание его основ поможет ребенку войти в мир художественных образов и свободно их интерпретировать в искусстве любого народа, любой эпохи. Причем интерпретация может происходить как в устной литературной, так и в художественно-творческой форме.

Особенности изучаемого курса:

- опора на эмоциональный витагенный опыт ребенка;

- понимание основной специфики искусства – художественного образа;

- акцент на развитие визуальной культуры, освоение знаково-символических кодов искусства, позволяющих активно использовать его коммуникативную функцию;

- вовлечение ребенка в диалог с искусством и по поводу искусства с целью развития речи, оценочных суждений;

- постоянное обращение к региональной культуре и искусству: музеям, памятникам архитектуры, художественным промыслам, традициям родного края.

Наряду с основной формой организации учебно-воспитательного процесса – уроком – в процессе изучения программы рекомендуется активно использовать внеаудиторные занятия: экскурсии в художественные и краеведческие        музеи,        в        архитектурные        заповедники,        региональные культурные центры, на выставки, в театры и концертные залы.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися в процессе изучения курса «Изобразительное искусство» должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

Согласно ФГОС, предмет «Изобразительное искусство» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Изучается в 1-4 классах в объеме 135 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. Программа составлена таким образом, что при возможности добавления часов из школьного        компонента         или        благодаря        интеграции        предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» («Изобразительное искусство и        художественный        труд»)     за     счёт        вариативности        заданий        можно использовать программу для проведения уроков 2 часа в неделю. Программа изобразительное искусство для 1 класса рассчитана на 30 часов (1 час в неделю), за счет школьного компонента добавлено 3 часа, итого 33 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

При        изучении предмета особое значение уделяется ценностной интерпретации индивидуального опыта ребенка. Человек относится к окружающему миру не бесстрастно, любое практическое отношение, так же как и практическая деятельность, всегда эмоционально окрашены, несут субъективные предпочтения, включают личную оценку. Особенно в этой связи важен опыт эстетический. Его значимость в жизни человека обусловлена тем, что эстетический опыт питает лучшие душевные качества человека – бескорыстие, открытость к прекрасному, способность к терпению, пониманию, сопереживанию, устремленность к творчеству.

Приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям средствами изобразительного искусства поможет научить эмоционально-эстетически воспринимать окружающий мир, а значит, гармонизировать свои отношения с ним. В переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту приобщение к изобразительному искусству целесообразно строить на конструктивной синхронизации: «Большие и маленькие художники о самом главном», которая, смыкаясь на определенном этапе, выведет ребенка на осознание главных общечеловеческих ценностей, воспринятых и прочувствованных через личностный субъективный опыт, пополненный опытом восприятия произведений пластических искусств (изобразительных, декоративных, архитектуры и дизайна), представляющих и интерпретирующих для данного возраста темы детства, материнства, природы, дружбы, любви к большой и малой Родине, заботы о животных.

Опираясь, на знакомые и личностно пережитые ценности, можно бережно ввести первоклассника в новый для него мир – мир искусства. Ему будет легче открыть и принять ценности искусства, если они соотносятся с известными явлениями окружающего мира, с переживаниями событий. В образе родного дома объединяются его внешний вид и внутреннее убранство, мама и другие члены семьи, игрушки, детские книжки, еда, одежда, наконец, домашние животные, т.е. все то, что знакомо, привычно и каждый день окружает        ребенка        дома.        Однако        искусство        позволяет        увидеть        и прочувствовать все это по-другому: так как видел это художник, который жил в иное время, в иной стране, но также как и современный человек дорожил своим домом, семьей, любил маму, детей, близких людей, ценил пищу, заботился о тех, кто нуждался в его помощи. Искусство позволяет заглянуть в чужой, незнакомый мир, узнать о том, чем жили, чему радовались люди, что их огорчало.

Осваивая во 2 классе понятие «художественный образ», ребенок учится понимать, что художественный образ – это не только плод фантазии, мастерства, но одновременно изучения и наблюдения окружающего мира, умения его трансформировать и интерпретировать в художественно-творческой деятельности.

В        3-4        классах        школьник        получает        возможность        научиться интерпретировать художественные образы народных культур на основе постижения их многозначности и возможностей трансформации, как на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельности. Из привычного реального мира вещей, людей и событий третьеклассник входит в фантастический мир сказочных образов. Опыт общения со сказкой ребенок уже имеет, но только теперь он узнает: что образы мифов и сказок не просто детские забавы, а основа всей культуры – они учат человека жить и побеждать неприятности. Ребенок осмысляет изображение сказки, сказочных образов: героев и антигероев, фантастических сказочных существ и реальных людей, животных и птиц, природных стихий и элементов природы, выраженных языком пластических искусств – живописи и графики, скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

На примерах, предоставляемых произведениями искусства, учащиеся личностно переживают понятия «добро и зло», «хорошо и плохо», «правда и ложь», «герой и злодей», «жизнь и смерть», «бескорыстие и жадность», «прекрасное и безобразное», «сострадание и жестокость».

Ребенок        целостно        постигает        традиции        народной        культуры: оформление жилища и его связь с природой, образ города и деревни в жизни и в искусстве, образы человека в народной одежде; осваивает семантику традиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых и злых сил природы и т.д.), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу. Впервые осознает поликультурность и наднациональный характер этих образов.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

- в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; - в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;

- в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

Метапредметные        результаты        освоения        изобразительного искусства в начальной школе:

- в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве,        в        национальных        образах        предметно-материальной        и пространственной     среды        и        понимании     красоты        человека;        умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;

-        в        трудовой        сфере:        обретение        творческого        опыта, предопределяющего        способность      к      самостоятельной        продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору

в        познавательной        сфере:        развитие        художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному        восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся:

- получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;

- узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них; -      определяют      средства      выразительности      при      восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений

разных видов и жанров искусства;

- интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;

-        имеют        представление        о        знаково-символической        природе изобразительного искусства;

- применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.

Учебно-тематический     план   предмета

 «Изобразительное искусство»

 1 класс.

п/п

№ раздела

Тема  раздела

Кол-во

часов

1.

1.

Мой дом в искусстве

15

2.

2.

Мои друзья всегда со мной

6

3.

3.

Природа - лучший учитель художника

12

Итого

33


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Примерная программа по изобразительному искусству (Д)1. Авторские программы по изобразительному искусству (Д). Примерная программа, авторские        рабочие        программы        входят        в        состав        обязательного программно-методического        обеспечения     кабинета        изобразительного искусства.

2. УМК для проведения уроков изобразительного искусства (К). При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по несколько экземпляров учебников из других УМК по ИЗО. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

3. Учебники по изобразительному искусству (К). Рабочие тетради (К).

4. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков ИЗО) (Д) 5. Методические журналы по искусству (Д) федеральных изданий.

6. Учебно-наглядные пособия в виде таблиц и плакатов формата А4 (Ф), (Д).

7. Хрестоматии литературных произведений к урокам ИЗО (Д) 8. Альбомы по искусству (Д)

9. Книги        о        художниках        и        художественных        музеях,        по        стилям изобразительного искусства и архитектуры (Д)

10. Словарь искусствоведческих терминов (П)

11. Портреты русских и зарубежных художников (Д) по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях.

12. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента (Д). 13. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта (Д).

1 (Д) – демонстрационный экземпляр; (К) – полный комплект – на каждого ученика класса; (Ф) – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на 2-х учеников); (П)- комплект, необходимый для работы в группах – один экземпляр на 5-6 человек.


14. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека (Д).

15. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному        искусству        (Д).        Все        таблицы,        схемы        могут        быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

16. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте (К).

17. Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники        (Д),        которые        могут        быть        ориентированы        на        систему дистанционного     обучения,        либо     носить        проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). Возможно использование следующих программ: Cake-walk Pro Audio 8, 5 и 9 Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo//

18. Электронные библиотеки по искусству (Д), включающие комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы        художественно-познавательной        деятельности,        в        т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное        искусство,        музыка),     аудио-        и        видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов     из        научно-популярных        изданий,     фотографии,     анимация. Электронные     библиотеки могут     размещаться на     CD-ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

19. Игровые художественные компьютерные программы.

20. Музыкальный центр (Д) или аудио магнитофон с возможностями использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей

21. CD / DVD-проигрыватели (Д), видеомагнитофон (Д)

22. Телевизор с диагональю не менее не менее 72 см.; мультимедиа проектор (Д)

23. Мультимедийный        компьютер        с        художественным        программным обеспечением (Д).

24. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций (Д).

25. Экран (на штативе или навесной) (Д). Минимальные размеры 1,25х 1,25. 26. DVD - фильмы: по памятникам архитектуры; по художественным музеям;

по видам изобразительного искусства; по творчеству отдельных


художников; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству; по художественным технологиям (Д).

27. Керамические изделия (вазы, кринки и др.) (П)

28. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.), драпировки (П)

29. Строительные        конструкторы        для        моделирования        архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона) (Ф).

30. Театральные куклы (Д). Маски (Д)

РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

33 ЧАСА

п/п

Тема

урока

Кол-во

часов

Виды

деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты

Ведущие

формы деятельности

Примечания

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1. Мой дом в искусстве (15 часов)

1-2

Мой дом в искусстве. Дом, в котором я живу

2

Индивидуальная работа, обучающие упражнения. Конструирование, рисование, аппликация по воображению. Изображение дома таким, каким ребенку хочется его видеть.

Получать возможность научиться приемам ТБ, работе с разными художественными материалами.

Научатся конструировать здание в объеме из пластилина или бумаги, украшать его.

Научатся рисовать здания.

Познавательные УУД: Сравнивать предметы, находить в них общие черты. Воссоздавать целое по его части.

Личностные УУД: Воспринимать и эмоционально оценивать окружающие здания.

Беседа с учащимися о проделанной работе. Оценивание вместе с учителем.

3

Моя мама

1

Рисование по воображению. Изображение себя вместе с мамой. Художественное восприятие произведений изобразительного искусства.

Научатся изображать себя рядом с мамой. Получат возможность научиться новым словам, характеризующим образ матери (отзывчивая, усталая, встревоженная), использовать разные художественные материалы.

Познавательные УУД: Находить среди заданных слов для справки те, которые помогут раскрыть собственные ощущения от образа.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге, совместно обсуждать, анализировать вместе с учителем.

Личностные УУД:

Эмоционально Воспринимать и

сравнивать образы матери у разных художников.

Оценка работ вместе с учителем

4-5

Семья – «семь – я»

2

Индивидуальная работа. Рисование по воображению. Изображение своей семьи, художественное восприятие произведений искусства.

Научатся создавать элементарные композиции на заданную тему из наскальных фигур на плоскости. Получат возможность научиться элементарным сведениям о способах размещения фигур на листе.

Познавательные УУД:

Использовать слова для справки и подбирать новые для описания сюжета, осознанно рассматривать художественное произведение.

Регулятивные УУД:

По плану задавать описание сюжета художественного произведения.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге, отстаивать свое мнение, давать оценку семьям  с картин художников.

Личностные УУД:

Эмоционально отзываться на произведения искусства.

Беседа с детьми. Оценка и анализ работ вместе с учителем.

6

Семья за обедом

1

Индивидуальная работа, парная. Рисовать по воображению. Изображение предметов, которые могут рассказать об образе жизни их хозяина.

Научатся изображать предметы и орудия труда простой формы.

Получат возможность научиться понимать роль деталей картины в создании целого образа произведения.

Познавательные УУД:

Осознавать связь между предметами, изображенными в картине с человеком.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге, придумывать и рассказывать истории об образе жизни человека по предметам.

Личностные УУД:

Внимательно рассматривать и интерпретировать сюжет, давать описание художественных произведений.  

Оценка работ вместе с учителем.

7

«Красна изба пирогами»

1

Индивидуальная работа. Лепка пряника.

Получат возможность узнать способы изготовление пряника на Руси и научатся изготавливать пряники из  пластилина, применяя технологии лепки от большой формы различными способами.  

Познавательные УУД:

Выполнять художественное о задание в рельефе. Передавать в образе предмета характер человека, которому он предназначен. Иметь представление о чаепитии на Руси и других странах.

Коммуникативные УУД:

Внимательно слушать, работать в паре выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

Личностные УУД:

Уметь выполнять оценку своей деятельности.

Беседа с учащимися оценка работ.

8

Мои игрушки

1

Конструирование из бумаги, создание игрушки

Научатся конструировать и украшать детскую игрушку из бумаги.

Получат возможность научиться применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. Работать с ножницами

Познавательные УУД:

Искать и находить в Интернете, справочной литературе материал на заданную тему.

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог, давать оценку и отстаивать свое мнение.

Регулятивные УУД:

Составлять план работы, действовать согласно плану.

Личностные УУД:

Размышлять и понимать роль художника в производстве игрушки.

 

Устный опрос, беседа. Оценивание своей деятельности.

9

Мои книжки

1

Индивидуальная работа. Рисование.  Изображение портрета главного героя любимой книжки

Научатся изображать портрет главного героя любимой книжки.

Получат возможность научиться размещать на листе фигуру человека, иметь представление о способах работы над портретом.

Познавательные УУД:

Находить книги с знакомыми произведениями, но в другом оформлении. Узнавать известных детских художников, различать их художественную манеру.

Понимать, что такое портрет в искусстве.

Личностные УУД:

Эмоционально отзываться на художественное произведения искусства,  внимательно рассматривать книги, их оформление.

Устный опрос, индивидуальный. Фронтальный. Оценка работ

10-11

Одежда

2

Индивидуальная, парная, моделирование.

Рисование:

1. создание разных  фасонов одежды, работа в рабочей тетради

2. рисование костюмов для любимого сказочного героя

Научатся с помощью художественных материалов изображать фасоны одежды для куклы-модели. Научатся изображать одежду для героев сказок, применяя основные средства художественной выразительности.

Познавательные УУД:

Находить информацию о художнике-модельере. Соотносить образы персонажей сказок со временем, которое в них отражается по костюмам. Находить книги со сказками и анализировать иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге, уважать мнение собеседника, рассматривать и описывать костюмы героев.

Личностные УУД:

Оценивать свою творческую деятельность. Воспринимать профессиональное творчество художников-модельеров. Определять одежду для праздника, спорта, прогулок.

Устный опрос

12

Мебель

1

Коллективная работа. Конструирование. Мебель для сказочного персонажа.

Получат возможность познакомиться с понятием «декор» и «стиль». Научатся приемам и этапам работы с бумагой, конструировать стул, скамеечку.

Познавательные УУД:

Моделировать и предлагать свой план. Анализировать разнообразие форм и стилей мебели, выбирать, отбирать, то что подходит по стилю. Понимать связь между предметами мебели и вкусом. Коммуникативные УУД:

Умение работать в коллективе.

 

13

Животное у нас дома

1

Рисование по представлению. Изображение домашнего животного

Получат возможность получить знания о художниках, изображающих животных. Научатся изображать домашних животных разными художественными материалами.

Познавательные УУД:

Используя слова для справок описывать животных, их поведение.

Коммуникативные УУД: высказывать свое мнение о изготовленных работах

Личностные УУД:

Выражать собственные чувства к домашним животным. Воспринимать окружающий  мир и произведения искусства. Наблюдать

за жизнью домашних животных, их привычками, понимать, что у животных свой характер.  

Устный опрос. Индивидуальный, фронтальный. Беседа, оценка с помощью учителя

14

Все дома

1

 Индивидуальная работа, художественное восприятие произведений искусства. описание картин на тему семейного отдыха.

С помощью художественных средств выразительности научатся описывать разные семьи, изображенные художниками. Получат возможность научиьтся описывать картины по плану, используя слова для справок (добрый, уютный и т.д.)

Познавательные УУД:

Анализировать картины, различать их характер.

Регулятивные УУД:

Составлять план описания и четко действовать согласно плану.

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог, поддерживать разговор, высказывать свое мнение

Личностные УУД:

Адекватно воспринимать произведения художников. Придумывать название картин.

Описание картин. Беседа.

15

Отдых семьей

1

Индивидуальная, парная. Рисование по воображению. Изображение отдыха семьей. Рождественские каникулы

Научатся изображать семьи на отдыхе, размещать изображение на всей плоскости листа. Получат возможность познакомиться с сюжетами картин А.Дейнеки, Ренуара на темы семейного отдыха

Познавательные УУД:

Находить в альбомах по искусству в Интернете картины художниках на заданную тему. Описывать картины, пользуясь планом.

Личностные УУД:

Оценивать свою творческую деятельность, создавать творческие работы на основе собственного замысла.

Устный опрос. Оценка и анализ работ вместе с учителем.

Раздел 2. Мои друзья всегда со мной (6 часов)

16

Мой самый лучший друг

1

Индивидуальная работа. Рисование по воображению. Изображение своего лучшего друга или подруги

Получает возможность научиться понимать особенности изображения детей художником. Научатся изображать своего друга, отражая чем  увлекается герой портрета.

Познавательные УУД:

Соотносить образы друга в живописи, графики и поэзии.

Коммуникативные УУД:

Высказывать свое мнение о готовых работах, считаясь  с мнением других товарищей. Решать творческие задачи на уровне импровизации.

Личностные УУД:

Проявлять личностное эмоционально-ценностное отношение к образам детей, изображаемых художником.

Устный, индивидуальный, фронтальный опрос. Анализ работ

17

Мы вместе учимся и играем

1

Коллективная работа. Рисование, аппликация: «Веселая переменка», «На прогулке» (по выбору)

Получат возможность развивать навыки рисования, работы с ножницами. Научатся изображать  фигуру ребенка в разных ракурсах, соблюдая основные пропорции

Познавательные УУД:

Анализировать художественно-образное содержание картин , художественный язык художников разных народов.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в коллективной художественной деятельности

Личностные УУД:

Принимать позитивный опыт общения, отраженный в произведениях искусства.

Устный опрос. Контроль за выполнением упражнений. Оценка работ.

18-19

Мы мечтам. День рождения друга

2

Индивидуальная работа. Художественное восприятие.

1. Произведение изобразительного искусства. Рассказ по картинам

2. Аппликация. Поздравительная открытка

Научатся описывать картины, используя слова для справок. Получат возможность освоить приемы стилизации в изображении растений, животных, птиц.

Научатся создавать поздравительную  открытку другу.

Познавательные УУД:

Овладевать умениями творческого мышления с позиций художника.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в описании картин, поддерживать разговор, вступая в диалог.

Личностные УУД:

Формирование эстетических потребностей от общения с искусством

Устный опрос. Анализ творческой деятельности

20

Четвероногий друг

1

Индивидуальная, парная. Лепка по представлениям. Вылепить из пластилина себя и собаку.

Научиться использовать художественные материалы (пластилин), применять приемы лепки с приставными деталями.

Познавательные УУД:

Понимать специфику оформления поздравительной открытки.

Регулятивные УУД:

Выполнять работу по плану, вносить свои идеи в выбор сюжета, конструкцию, декор оформления

Личностные УУД:

Внимательно рассматривать, комментировать фотографии и рисунки художника

21

Праздник с друзьями

1

Индивидуальная работа. Конструирование из бумаги. Головной убор для любимого героя сказки.

Научатся конструировать изделия из бумаги для своего персонажа. Получат возможность научиьтся с помощью основных средств художественной выразительности реализовать собственные замысли в художественные изделия

Познавательные УУД:

Знать и называть какие праздники встречал с друзьями.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в подготовке к праздникам, инсценировкам, исполнять роль сказочных персонажей

Личностные УУД:

Предавать опыт творческой деятельности в создании костюма для праздника, исполнения ролей

Беседа с учащимися. Устный опрос. Самостоятельное оценивание работы

Раздел 3. Природа - лучший учитель художника (12 часов)

22-23

Природа Земли

2

Виртуальное путешествие. Беседа с детьми

Научатся выполнять зарисовки с изображением природы, понимать слова и пейзаж.

Получат возможность научиться определять какие цвета используют художники для изображения природы разных времен года

Познавательные УУД:

В Интернете находить фотографии с особенностями изображений природы севера, юга, востока.

Коммуникативные УУЛ:

Участвовать в беседе, составлять сводный рассказ, высказывать свое мнение

Личностные УУД:

На основании личностной оценки, рассматривать и комментировать ландшафты разных географических зон Земли

Устный опрос. Индивидуальный, фронтальный

24

Посмотри на небо

1

Индивидуальная работа. Рисование по воображению белых пушистых облаков на чистом небе

Научатся изображать облака на чистом небе. Получат возможность научиться приема работы пистелю, мелками. Расширять знания о художниках – пейзажистах

Познавательные УУД:

Искать и представлять по очертаниям облаков животных, птиц. Создавать задуманные образы.

Регулятивные УУД:

Выявлять основные изобразительные средства, составлять план  работы, работать по плану.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в творческой деятельности класса  

Личностные УУД:

Внимательно наблюдать, видеть разные состояния природы

Устный опрос, индивидуальный, фронтальный. Анализ, оценка деятельности

25

Поля, луга, поляны

1

Индивидуальная работа. Рисование по впечатлению, изображение фрагмента поля, луга, полянки.

Художественное восприятие произведений искусства

Научатся изображать фрагменты поля, луга, поляны. Материал (гуашь, пастель).

Расширять знания о художниках – пейзажистах, применять основные художественные средства в творческих работах.

Познавательный УУД:

Соотносить фрагменты картин с изображением природы, с картинами художников, находить откуда они.

Коммуникативные УУД:

Вступать в общение друг с другом по поводу размышлений об искусстве.

Личностные УУД:

Эмоционально отзываться на произведение изобразительного искусства. проявлять интерес к творчеству художников-пейзажистов.

Устный опрос. Оценка качества работ вместе с учителем

26-27

Море и горы

2

Индивидуальная работа, парная. Аппликации, изображение моря, гор.

Научатся изображать моря и горы в технике аппликация. Получат возможность расширить знания о художниках – маринистах

Познавательные УУД:

Соотносить образы морей и гор в живописи с произведениями литературы. Анализировать образы морей в картинах художников – маринистов.

Коммуникативные УУД: умение работать в парах, распределять действия при работе

Личностные УУД:

Рассматривать и давать эстетическую оценку произведениям искусства

Оценка работ, устный опрос, беседа

28-29

Деревья

2

Индивидуальная, парная. Изображение тонкого, нежного или большого мощного дерева.

Выполнение пейзажа в технике коллажа

Научатся создавать пейзаж. Получат возможность научиьться новому виду изобразительного искусства графика и смешанной технике коллаж.

Познавательные УУД:

Находить изображение деревьев в пейзажах художников, описывать их характер. Пользоваться справочной литературой.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге, выполнять работы в смешанной технике

Личностные УУД:

Осуществлять свой собственный замысел в творческой деятельности

Устный опрос. Выставка работ, оценивание с помощью учителя

30

Насекомые

1

Коллективная работа. Рисование по впечатлению. Аппликация (бабочка, паук, стрекоза). Наклеивание на бумагу.

Научиться изображать и украшать насекомых.

Получат возможность научиться создавать из элементов  целостную композицию.

Познавательные УУД:

Анализировать предметы, давать характеристику по впечатлению.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в коллективной деятельности. Давать оценку, участвовать в диалоге

Личностные УУД:

Внимательно рассматривать  изображения, находить общие и специфические черты.

Анализ работ вместе с учителем, оценка. Устный опрос.

31

Домашние животные на природе

1

Индивидуальная работа. Техника выполнения по выбору изображения домашнего животного в различных техниках.

Научатся изображать домашних животных в различной технике. Получат возможность научиться подбирать художественную технику согласно замыслу.

Познавательные УУД:

Рассматривать изображения животных в произведениях искусства, используя слова для справок давать анализ, оценку характера животных.

Коммуникативные УУД:

Использовать свой собственный замысел для создания композиции, адекватно воспринимать произведения искусства.

Личностные УУД:

Формирование бережного  отношения к домашним животным, уход и забота за ними

Устный опрос, беседа, оценка работ.

32

Дикие животные

1

Индивидуальная работа. Рисование, изображение дикого животного

Научатся изображать дикое животное. Получат возможность научиться передавать облик и характер дикого животного в живописи и графики, используя художественные материалы, расширять знания о художниках

Познавательные УУД:

С точки зрения художника давать характеристику качествам диких животных, определять какие подчеркивают художники в своих произведениях.

Коммуникативные УУД:

Воплощать образ животного в своих композициях, отстаивать свое мнение

Личностные УУД:

Размышлять о сказочных героях, которые были животные. Выражать свои чувства.

Устный опрос, индивидуальный, фронтальный. Оценка работ

33

Обобщающий урок. Мы все – жители планеты Земля

1

Коллективная работа. Панно. Смешанные техники. «Мы все жители планеты Земля»

Научатся работать в коллективе, выполнять композиции. Получат возможность научиться осваивать основы языка животных. Графика, скульптуры, художественное конструирование

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Участвовать в выполнении коллективной работы. Выражать свое отношение к окружающему миру

Личностные УУД:

Видеть и ценить, что всегда находится рядом с тобой (окружающий мир)

Выставка работ. Беседа