Работа с картиной на уроке как средство развития художественно творческих способностей личности

Костина Любовь Николаевна

Основой преподавания изобразительного искусства является его деятельное освоение.  На первый план выходит опыт творческой активности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Более того, раздел, связанный с постижением школьниками основных закономерностей живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных и зрелищных искусств, вытекающих из их изобразительной природы, и самих произведений искусства, прежде всего, предполагает не просто знакомство с авторами произведений, а собственно художественную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_kartinoy.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с картиной на уроке как средство развития художественно творческих способностей личности

Основой преподавания изобразительного искусства является его деятельное освоение.  На первый план выходит опыт творческой активности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Более того, раздел, связанный с постижением школьниками основных закономерностей живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных и зрелищных искусств, вытекающих из их изобразительной природы, и самих произведений искусства, прежде всего, предполагает не просто знакомство с авторами произведений, а собственно художественную деятельность.

Непосредственное участие детей в разнообразной художественно-творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования ее идеалов, вкусов и потребностей, развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность и дарования.

Огромное влияние на воспитание и развитие школьников имеют наглядные пособия на уроках. Учитель может сколько угодно разъяснять особенности живописи, но дети не смогут воспринять эти объяснения без визуального наблюдения соответствующих видов искусства. Поэтому крайне важно сделать занятия наглядными, окружить ребенка различными произведениями  искусства. Это не только сделает занятие более доступным и интересным, но и позволит детям непосредственно прикоснуться к живому источнику художественной культуры.

Чрезвычайно велика роль картины в развитии художественно творческих способностей учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

Наблюдая способности к рисованию, можно отметить взаимосвязь между наблюдательностью и способностями, большим влечением к рисованию. Развивая в детях наблюдательность, нужно стараться использовать все возможности, а художественные произведения, передающие настроение автора и несущие информацию о способах и средствах изображения окружающего мира, - сильный фактор повышения выразительности детского рисунка.

Картины применяются главным образом для  уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения.
Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ.
Средства художественной выразительности, с помощью которых художник создает произведение искусства, дают зрительно воспринимаемый образ.
Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдения за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.

Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения на плоскости. Например, педагог показывает картину, чтобы объяснить изображение отдаленных предметов, которые в жизни ребенок воспринимал расположенными на ровной земле. Рассматривая картину, ребенок видит, что земля изображается не одной линией, а широкой полосой, а удаленные предметы располагаются выше, близкие — ниже, к краю листа.

Чтобы ребенок мог осознать использованный художником прием, нужно разъяснить их, так как на картине ребенок воспринимает лишь конечный результат. Подобное рассматривание и анализ картины целесообразнее проводить в начале урока.

Иногда в процессе занятия возникает необходимость показать некоторым детям картину для уточнения какой-либо детали. Затем картина убирается, так как картина, оставленная перед детьми в течение всего занятия, может привести к механическому перерисовыванию, а копирование приносит большой вред — тормозит развитие изобразительных умений. Для ребенка невозможно осознать все приемы и изобразительные средства, использованные художником, поэтому он будет срисовывать, не понимая, почему нарисовано так, а не иначе.

Отбирая произведения  изобразительного искусства для изучения школьниками, учитель должен руководствоваться следующими принципами:

-  художественно-эстетической ценностью произведений изобразительного искусства;

-  разнообразием видов и жанров изобразительного искусства;

-  традиционностью видов народного творчества;

- учёт индивидуальных и возрастных возможностей школьников

- единством эстетического восприятия и художественной практики школьников.

Но существует проблема, восприятия художественного произведения которая, всегда интересовала и продолжает интересовать как самих художников, теоретиков искусства, критиков, так и тех, кому адресовано изобразительное искусство – зрителей.

  Данная проблема сложна и многогранна. Задача педагога состоит в попытке разобраться и проанализировать процессы постижения художественного смысла произведения, стать посредником между маленьким зрителем  и  искусством. Для этого можно использовать методы художественно-эстетического воспитания, способствующие развитию художественно творческих способностей учащихся на уроках ИЗО.

Рассмотрим некоторые из них

метод поэтапных открытий: постепенность вживания в тему, раскрытие через переживание различных ее граней.

Процесс постижения произведений изобразительного искусства на уроках усложняется из-за маленького жизненного опыта детей, отсутствия жизненной позиции, а также нехваткой времени на уроке.

Школьной программой по изобразительному искусству предусмотрены как специальные часы знакомства с творчеством того или иного художника, так и наполнение зрительного ряда – произведений художников как иллюстраций и как способов подачи и раскрытия темы урока. И вот здесь учителю нужно построить, зачастую, короткую беседу так, чтобы ученик мог усвоить информацию, которую несет то или иное художественное произведение.

Что дает метод поэтапных открытий?

Развивает умение слушать.

Дает возможность аргументировать свои идеи.

Личностный рост учеников через расширение кругозора.

Овладение учениками умениями анализировать произведение.

Рост осознания учениками собственного «я».

Метод единства восприятия и созидания: любое эстетическое переживание по поводу воспринимаемого художественного произведения можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности.

Изобразительное видение формируется за счет образного видения ученика – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта, явления. Для этой цели необходимо проводить различные  игры на уроках.

Игра в художников и зрителей: на протяжении урока учащиеся выступают то в роли зрителей, то в роли художников, тем  самым приобщаясь к специфике основных видов художественной деятельности (восприятия и созидания).

Что дает метод единства восприятия и созидания?

Новые возможности для самораскрытия

Умение решать свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.

Развивает навык сотрудничества.

Следующий метод – метод широких ассоциаций – направлен на творческую интерпретацию содержания художественного произведения. Каждый человек воспринимает художественное произведение субъективно, соотнося  его с собственным жизненным опытом, общение же с искусством помогает достраивать этот опыт.

    В своей практике учитель изобразительного искусства сталкивается с тем, что у школьников мало жизненных впечатлений, знаний элементарных основ изобразительной грамоты и умений общаться с изобразительными материалами. Создается проблемная ситуация – противоречие между желанием что-либо изобразить и умением это сделать. Цель учителя ИЗО заинтересовать и научить, обогатить зрительные представления детей, развить воображение, вооружить школьников изобразительными умениями и знаниями, достичь определенного уровня изобразительной грамотности в изображении тех или иных элементов композиции с натуры, по памяти и по воображению.

Метод широких ассоциаций может использоваться:

1.Как прием в методе передачи знаний, когда содержание картины несет непосредственное знание о психологических явлениях.

2.Как прием для постановки проблемы.

3.Как художественная ситуация, направленная на духовное начало в человеке.

4.Как способ исследования своего «я».

Активизировать деятельность ребенка, повысить его мотивацию к общению с искусством поможет метод индивидуальной и коллективной поисковой работы.

Поисковая работа находит выражение в коллекционировании репродукций по выбранным темам, в создании индивидуальных и коллективных альбомов, в подготовке докладов, устройстве выставок, в чтении литературы по искусству, посещении выставок, Самостоятельная работа школьников развивается и направляется педагогом в соответствии с основными учебно-воспитательными задачами каждого года обучения. В результате учащиеся должны получить представление о роли искусства в жизни общества; знать основные этапы зарубежного искусства, искусства своего народа.

Этот метод:

1 – открывает большие возможности для самодвижения.

2 – укрепляет творческий потенциал.

3 – помогает учащимся выйти на свои личностные особенности через свое отношение к произведениям искусства.

4 – помогает найти резервы в собственной индивидуальности, дает возможность найти точку опоры в своей уникальности.

Использование на уроках метода диалогичности позволяет научить ребенка общаться с произведением искусства, вступать с ним в диалог, ибо общение с искусством всегда диалогично.

Так как, по сути, урок является уроком-проблемой, то само собой невозможно обойтись без диалогических форм общения на протяжении всего занятия. Ученики задают вопросы, решают художественные задачи, предлагают свою точку зрения о увиденном,  обсуждают назревшую проблему и  в конце урока приходят к какому-то определенному мнению.

В ходе урока, общаясь с учениками, учитель уточняет для себя, какие темы усвоены прочно, а над какими следует поработать на последующих занятиях: у каких учеников сформировано умение к сотрудничеству, а какие предпочитают работать в одиночку. Кроме того диалог становится поиском ответа на многие вопросы. Делая анализ художественного произведения, учащиеся постигают в диалоге общечеловеческие ценности, тайны человеческой натуры, особенности своего характера. Организуя диалог, педагог стремится, учитывая степень активности учащихся, преодолевать их слабые стороны, опираться на сильные стороны, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель.

Метод диалогичности помогает:

1- приобрести жизненно необходимый навык делового общения, умение формулировать вопрос, вести дискуссию.

2- теоретически обосновывать проблему или находить способы ее решения.

3- развивать умения выступать публично;

4- развить субъектную активность;

5- развивать умение слушать;

6-утвердиться ученику как личности;

7.понять, что большинство проблем имеют многозначное решение.

Для активизации мышления используется метод сравнений, когда из веера возможностей разного решения проблемы ребенок может выбрать одну.

Для этой цели на уроках желательно проводить сравнительный анализ произведений профессионального или народного искусства в контексте основной темы, задач урока и четверти. В сравнения вовлекаются природа, музыка, поэтическое слово. Это помогает ученику видеть разные пути воплощения художественного замысла.

Что дает метод сравнений?

1.Открыть свой путь к искусству.

2.Помогает донести идею о том, что человеку нужно во всем искать свое и уметь выделить это свое из окружающего мира, понять цену этому своему.

3.Найти себя как художника, зрителя.

Работа с произведением искусства сложна, но очень интересна. Задачей педагога является сделать встречу детей с искусством занимательной и, главное, эффективной в плане развития умения “расшифровывать” художественные произведения. Поэтому можно определить  план, по которому следует строить беседу о произведении искусства.

  • Выяснение общего впечатления, производимого картиной. Здесь учитель просит внимательно всмотреться, вслушаться, а затем рассказать о том, что, прежде всего, поразило их в произведении автора. Постепенно обобщаются ответы детей, подводятся самостоятельные выводы. Определение названия.
  • Внимательное изучение фрагментов и частей, деталей произведения, их сопоставление. В итоге формируется идейное содержание. Здесь применяется интеграция искусств: подбираются соответствующие литературные или музыкальные произведения или их фрагменты, сопоставление содержания картин с уже известными прозаическими, поэтическими или музыкальными произведениями.
  • Анализ художественных средств, используемых автором произведения. При рассматривании произведений изобразительного искусства обращается внимание на технику выполнения рисунка, на особенности композиции и колорита, на ритм и другие средства выразительности. Здесь важно выявить те методы и средства, которые могут применить дети в своей практической деятельности.

Очень важным моментом является систематическое рассматривание художественных произведений на уроках рисования. Современные образовательные программы рекомендует это делать на каждом уроке. Я согласна с этим, потому что постоянное обращение к произведениям искусства, рассматривание средств и методов его выполнения развивают наблюдательность и умение “читать” художественное произведение, положительно влияет на  развитие художественно творческих способностей личности, а это в свою очередь, ведёт к получению выразительного детского рисунка.