Строгановский дворец.

Пятунина Татьяна Анатольевна

В статье рассказывается об истории строительства Строгановского дворца, о его хозяевах, об архитекторе Воронихине и о других выдвющищихся деятелях русской культуры !8-19 веков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strog_dv.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Строгановский дворец

Этот старейший на Невском проспекте дворец расположен на берегу р. Мойки. Это самая ближняя к Неве малая река. В узкой полосе между Невой и Мойкой в первой половине 18 века располагалась парадная часть Петербурга. В это время застройка на Мойке носила в основном усадебный характер: дома, обращенные парадным фасадом к реке, стояли в глубине от берега, среди садов. Однако в середине 18 в. парадная застройка уже «перешагнула» за Мойку, а «Невская першпектива» начала приобретать значения главной магистрали города.

На противоположном берегу реки вы видите бледно-розовое, трехэтажное здание с белыми деталями  это Строгановский дворец.

Строгановский дворец, возведенный в 1752-24 гг. по проекту Растрелли, имеет уже черты городской резиденции: один фасад выходит на проспект, другой, тоже парадно оформленный  на красную линию набережной. Здание это, как и большинство произведений Растрелли, стало превосходным образцом русского барокко, для которого характерна динамика форм, сочность декоративного убранства, подчеркнутая пышность.

Отсюда нам хорошо виден фасад, выходящий на Мойку, он украшен четырьмя колоннами и двумя пилястрами. Над колоннами – разорванный фронтон с гербом владельцев дворца. На гербе можно увидеть изображение головы медведя, эмблемы Великого Новгорода, (т.к. предки Строганова были новгородскими купцами). Щит с гербом поддерживают не традиционные львы, а соболя  это напоминание о больших заслугах семьи Строгановых в деле освоения Сибири.

Здесь в доме Строгановых и живет Воронихин. Он получает возможность видеть тех, кто посещал этот дом (Державин, Фонвизин, Мартос, Боровиковский, и другие выдающиеся деятели русской культуры). Александр Сергеевич Строганов был личностью незаурядной и во многом противоречивой. Вот как писал о нем Вигель:

«…он всегда был покровитель художников и любитель художеств; с иностранными вкусами и воспитанием сочетал русские навыки и хлебосольство. Жил он барски, по воскресеньям угощая не одним рождением, но и талантами отличающихся людей.

Он был старик, просвещенный, умный и благородный, однако же, вместе с тем довольно искусный царедворец, чтобы ладить со всеми любимцами царей и пользоваться благосклонностью четырех венценосцев».

Положение Воронихина в доме Строгановых было двойственное: крепостной живописец и в то же время дворовый человек, слуга…Однако, безусловно, атмосфера дома, который посещали многие выдающиеся люди того времени, могла оказать на Воронихина только самое благотворное влияние.

Александр Сергеевич Строганов сумел оценить способности и талант Воронихина. Не случайно молодой художник становится постоянным спутником младшего Строганова – Павла, в его путешествиях по России. (Такие путешествия Александр Сергеевич Строганов считал обязательным элементом воспитания и образования сына).

Большую роль в жизни Воронихина сыграл воспитатель Павла Строганова Жильбер Ромм (в последствии – один из видных деятелей Французской революции). Умный француз познакомил Воронихина с основами наук.

Однако, только в 1786г. , 26-ти лет от роду, Воронихин получает «вольную». Вскоре вместе с Павлом Строгановым и Роммом отправляется в Европу: Швейцария Средняя Франция и, наконец, Париж. В Париже, как писал один из первых биографов Воронихина, он «продолжая изучение древней и новейшей архитектуры, к приобретенным уже своим обширным и многоразличным сведениям присовокупил еще познание ботаники, физики, естественной истории, математики».

В 1789г. начинается Французская революция. Екатерина II потребовала возвращения юного Строганова в Россию, вместе с ним возвращается и Воронихин.

В 90-е годы он принимает участие в работах по перестройке парадных интерьеров дворца: почти все залы оформляются в стиле классицизма. Первоначальную отделку сохранил только танцевальный зал, расположенный в центре корпуса, выходящего на Мойку. (Это единственный сохранившийся подлинный интерьер Растрелли).

Талантливый живописец, Воронихин создает акварельные изображения новых интерьеров дворца. За наиболее удачную из этих акварелей «Вид картинной галереи графа Строганова» Воронихин был удостоен своего первого академического звания – назначенного в академики перспективной и миниатюрной живописи» (1794г.)

В конце 18 века Воронихин выполняет ряд работ по заказу Строганова. И, наконец, при содействии Строганова, Воронихин получает первый «правительственный» заказ – проект колоннад у подножия Петергофского каскада.

Однако главным делом жизни Воронихина стал Казанский собор. Огромную роль в создании этого шедевра русской архитектуры сыграл и Александр Сергеевич Строганов.