Статья "Педагогическое моделирование "Коллаж "Осеннее дерево""

Рокина Юлия Сергеевна

План занятия "Коллаж "Осеннее дерево"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВЁРНУТЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. педагога

Рокина Юлия Сергеевна

Название объединения

Название программы

Творческая мастерская «Апельсин»

«Радуга творчества»

Год обучения

-

Тема занятия

Коллаж «Осеннее дерево»

Цель занятия

Знакомство с техникой коллажа через выполнение задания в данной технике. Наблюдение разнообразия в растительном мире на примере строения листьев деревьев.

Задачи

Образовательные

-познакомить с понятием коллажа

-научить использовать графические элементы в работе с коллажем

Развивающие

-способствовать развитию художественного вкуса, чувства формы и творческого воображения

-способствовать развитию умения работать самостоятельно

-способствовать формированию аккуратности, усидчивости, внимательности, целеустремленности

-создать условия для развития творческих способностей через знакомство с техникой коллажа

Воспитательные

-вызвать эмоциональный отклик у детей

-содействовать формированию интереса к творчеству

-расширить кругозор

-воспитывать трудолюбие, эстетический вкус

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый

Методическое и дидактическое обеспечение занятия

Раздаточный материал, гербарий «листья»

Литература

для

подготовки

занятия

Обязательная

Халабузарь П.В. «Эстетическое воспитание в школах искусств: книга для учителей: из опыта работы» Просвещение 1988

Бесчастнов Н.П. «Черно-белая графика» Москва 2008

Воеводский И. «Вырезашки или все дети талантливы» СПб 2007

Аранова С.В. «Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического»  СПб.: КАРО, 2004.

Безрукова В.С.  «Все о современном уроке в школе: проблемы и решения» 2004

Оборудование

Проектор(?), доска

Ожидаемые результаты

Воспитанники создадут коллаж на тему «Осеннее дерево», усвоят понятие «коллаж».


ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание

Время

1.Вступительная часть.

Дети входят в класс и произвольно садятся на места.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна, я педагог ДДТ «Союз», сегодня я вас приглашаю в свою творческую мастерскую «Апельсин».

Я подготовила для каждого из вас по такому апельсину, который лежит на вашей парте. Напишите пожалуйста ваше имя на нем, чтобы я могла к вам обращаться по именам.

Теперь я вижу все ваши имена и мы можем двигаться дальше.

        2.Основная  часть.

 Ребята, сегодня я хочу предложить каждому из вас создать осенний коллаж! Кто-нибудь знает что такое «коллаж»?

Давайте я вам дам небольшую подсказку, а вы попробуете дать определение слову «коллаж».

Слово коллаж пришло к нам из французского языка и в переводе означает «приклеивание». Кто-нибудь догадался, что такое коллаж?

Правильно! Коллаж — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Ребята, с отличиями по цвету все понятно, мы знаем с вами бесконечно-много цветов и оттенков, а кто мне скажет, что означает отличие по фактуре?

Правильно! А теперь давайте посмотрим, как это выглядит на практике. Потрогайте пальчиками парту, а теперь дотроньтесь до вашей кофты, а теперь проведите рукой по листу бумаги. Вы чувствуете различия? Это и есть разные фактуры. Мы с вами теперь знаем, что у дерева есть разная фактура, у ткани и даже у бумаги. Каждая поверхность имеет свою особенную фактуру. Что же это означает, если мы вернемся к определению коллажа? Все верно! В изобразительных целях применялись разные материалы: обрывки газет, фотографий, обоев, наклеивались на фон куски ткани, щепки и т. п.

Коллаж может быть дорисованным любыми графическими средствами — тушью, акварелью, цветными карандашами и фломастерами.

Теперь мы с вами знакомы с понятием коллажа и можем приступить к его выполнению, но перед этим давайте проверим все ли у нас с вами готово для работы.

Что нам понадобится? Отлично! У нас с вами есть бумага для фона, цветная бумага для элементов коллажа, простой карандаш и ластик, клей, ножницы и фломастеры.

Т.Б. по использованию рабочих инструментов.

Ребята, как вы думаете, что можно изобразить на коллаже?

Все верно! Буквально все, что волнует, что любимо, что дорого. Коллаж, как и живописное полотно — это воссоздание только небольшой части картины жизни, которая не имеет границ. И чем больше художник видит, слышит и запоминает, чем богаче его фантазия, тем значительнее творческие находки.

Я предлагаю вам выглянуть в окно и посмотреть, что у нас там происходит? Верно! Какое время года? Какие изменения произошли в природе? А что нас ожидает дальше? Ребята, вы большие молодцы! Вы знаете, что художник – это своеобразный волшебник, который каждый раз создает новую реальность в своей картине!? Так вот сегодня мы с вами будем выступать тоже в роли волшебников и попробуем остановить мгновение. А именно, мы создадим коллаж, который сможет передать ваше сегодняшнее настроение и состояние в природе. Для этого мы сделаем фантазийное осеннее дерево! У вас на партах приготовлены сухие листочки, давайте посмотрим на них и постараемся вспомнить каким деревьям они принадлежат .

Все правильно!

Посмотрите внимательно на каждый листок, обратите внимание какое индивидуальное внутреннее строение у каждого из них. Заострите внимание на крае листа. Вы видите, что у одних листочков гладкий край, другие имеют зубчики, у каждого листика они разные по размеру. Ребята, вы видите, как разнообразно природа разукрасила каждый листик? Обратите внимание, что нет двух одинаковых листочков! А еще интересно то, что один листик может быть раскрашен несколькими зелеными или желтыми, красными и оранжевыми. А кому-то из вас мог достаться листик, на котором есть все эти цвета.

Теперь мы с вами готовы приступить к работе.

           3.Практическая часть

Что прежде всего нужно сделать, чтобы получилось дерево? Правильно! Нам нужно сделать ствол. У вас на партах есть цветная бумага. Посмотрите на нее, как вы думаете, какой лист мы можем использовать для ствола? Правильно! Возьмите в руки лист с текстурой дерева, переверните его чистой стороной. Так как мы будем делать свое фантазийное дерево, я предлагаю в качестве ствола использовать силуэт вашей руки. Давайте обведем руку, так как показываю это я. Отлично! Теперь нам надо вырезать ствол нашего будущего дерева и приклеить его к фону.

Я вижу, что все справились и готовы приступать к следующему этапу.

Что еще не хватает вашему дереву? Правильно! Листвы.

Воспитанники моей творческой мастерской подготовили для  вас вот такие листы бумаги, выкрашенные в разные цвета. Мы с вами будем их использовать для листочков, которые будут на вашем дереве. Мы с вами обсуждали, что листочки на деревьях выкрашены в разнообразные цвета, именно поэтому я поставила задачу перед своими ребятами создать разнообразные листы в осенней гамме. Теперь мы  можем взять по цветному листу и снова перевернуть его белой стороной. Простые карандаши приготовлены для того, чтобы вы могли нарисовать листочки той формы, какой пожелаете. Приступаем.

Те кто нарисовали листики для своего дерева могут начинать вырезать их. Когда все листики будут готовы, приложите их к дереву таким образом, как вы хотите, чтобы они были. После этого поднимите руку, я подойду и посмотрю, если результат и вас и меня устроит мы сможем их начать приклеивать.

Замечательно!

Ребята, сейчас наступает завершающий этап для нашего коллажа. Помните, в начале занятия мы говорили, что после того, как все приклеено, можно дорисовать работу графическими материалами. У вас на партах есть фломастеры, используйте их, чтобы нарисовать прожилки у листиков, может кто-то хочет добавить улетающих на юг птиц, дождевое облако или лучики солнца.

4. Итогово-обобщающая часть

Ребята, у вас получились замечательные работы! Кто мне скажет, как называется эта техника? А кто даст ей точное определение? Отлично! Может кто-то мне напомнит, что такое фактура? Ребята, вы создали работу в технике коллаж, скажите: вам показалась сложной она в исполнении? Вам понравилось в ней работать? Какие сложности возникли у вас ? Теперь вы можете пробовать работать в данной технике самостоятельно, дома, и использовать каждый раз новые материалы.

Ребята, вы отлично поработали сегодня! Могу сказать, что каждый из вас большой молодец. Мне очень понравились работы, которые вы выполнили сегодня и я хочу наградить каждого из вас за старания.

4 мин

 

8 мин

 28 мин

 5 мин