Интегрированный открытый урок по теме:«Русский колокольчик»

Открытый урок по теме:

«Русский колокольчик»

 

Цель: Знакомство с русскими традициями, звучанием колоколов

Задачи:

Образовательные: Раскрыть значение колокола в жизни русского человека, познакомить с особенностями звучания колоколов и их видами;

Развивающие: Развить творческое мышление, культуру общения, слушания, чувство ритма;

Воспитательные: Воспитать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение русских традиций, любовь к русской музыке, желание слушать и исполнять ее.

 

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, запись музыкальных произведений, презентация, клавишный синтезатор, аккордеоны, народные инструменты (ложки, треугольник), раздаточный материал, колокольчики для образцов, глиняные колокольчики, кисти, краски (гуашь), вода для рисования.

 

Тип урока: нестандартный, комбинированный, интегрированный.

 

Методы обучения: сравнения, практический, объяснительно – иллюстративные, репродуктивный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Открытый урок56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:

«Русский колокольчик»

Цель: Знакомство с русскими традициями, звучанием колоколов

Задачи:

Образовательные: Раскрыть значение колокола в жизни русского человека, познакомить с особенностями звучания колоколов и их видами;

Развивающие: Развить творческое мышление, культуру общения, слушания, чувство ритма;

Воспитательные: Воспитать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение русских традиций, любовь к русской музыке, желание слушать и исполнять ее.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, запись музыкальных произведений, презентация, клавишный синтезатор, аккордеоны, народные инструменты (ложки, треугольник), раздаточный материал, колокольчики для образцов, глиняные колокольчики, кисти, краски (гуашь), вода для рисования.

Тип урока: нестандартный, комбинированный, интегрированный.

Методы обучения: сравнения, практический, объяснительно – иллюстративные, репродуктивный.

Ход урока

- Здравствуйте.

Слайд 1,2,3,4

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко набежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон.

Где-то за дорогой

Замирает звон.

                         (С. Есенин)

- Колокола... Низкие и высокие, густые и тяжелые, легкие, серебристые, грустные и веселые, их голоса всеми народами мира во все времена воспринимались как дар неба — исцеляющий, возвышающий, защищающий человека, его род, его дом. На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время общей молитвы, труда и отдыха, скорби и радости. Они оповещали о грозящих стихийных бедствиях и о приближении врага, они встречали торжественным звоном дорогих гостей и народных героев, звали к единению и соборности.

Слайд 5

- Колокольчик — открытая книзу металлическая чашечка с закрепленным внутри язычком — звучит только в подвешенном вертикальном положении.

- В России колокольчики — седелочные звонки, крепившиеся к седелке лошади, — известны с начала 30-х годов XIX века. В это время московские извозчики уже ездили с седелочными звонками, звон которых был негромким, но очень приятным. Недаром в старину его сравнивали с «малиновым звоном».

- И существовало самых различных колокольчиков великое множество. Более известные или ходовые: «дар Валдая», сибирские, новосибирские, гранные, гладкие, подшейные, гречушные, рыбацкие...

Слайд 6,7

- Части тела колокола назывались также, как и части тела человека: у колокола были язык, ухо (или уши) и тулово

 

Слайд 8

- С целью возрождения традиций древнерусских звонов на новгородской земле проводятся российские фестивали колокольного искусства "Златозарные звоны". Их участниками являются ведущие звонари России. Одна из самых больших и ценных из ныне существующих коллекций колокольчиков в мире собрана в Валдайском музее колоколов. Этот музей является в РФ единственным в своем роде. Уникальный Музей колоколов был открыт в Валдае в помещениях храма Святой Екатерины 16 июня 1995 года.

Слайд 9

Предания утверждают, что христианские колокола родились в Италии в провинции Кампана (оттого и в России они долгое время назывались не колоколами, а кампанами) и сделаны были св. Павлинием по образу и подобию полевых цветков, явившихся ему в видении как голос неба. Металлические «цветки» стали вешать на крышах храмов и звонили они сами собой, при дуновении ветерка.

Слайд 10, 11, 12, 13, 14. Виды колоколов.

 

Слайд 15. Вершков – «Тройка зимой»

- Колокольчик, помимо утилитарного, имел и художественно-эмоциональное значение. Всю дальнюю дорогу он радовал своим звоном сердце, отгоняя скучные думы.

- Об этом говорят отлитые на колокольчиках напутственные надписи и крылатые выражения типа: «Езжай - поспешай, звони - утешай», «Звенит - потешает, ездить поспешает», «Купи - не скупись, езди - веселись», «Звону много - веселей дорога».

Слайд 16

Кто долго жил в глуши печальной,

Друзья, тот верно знает сам,

Как сильно колокольчик дальний

Порой волнует сердце нам…

(А. С. Пушкин)

Слайд 17

- Каждый образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов:

Тройка — кони, сани — колокольчик...

Эх вы, сани! А кони, кони!

Видно, черт их на землю принес.

В залихватском степном разгоне

Колокольчик хохочет до слез.

(С. Есенин)

Слайд 18

- Бубенец, бубенчик — это название пошло от костромичей, но со временем распространилось на огромной территории — от запада России до Урала и от Архангельской губернии до Белгородской, Воронежской и Саратовской.

- О бубенцах в России заговорили только в 50-х годах XIX века, когда вышел запрет на использование колокольчиков в ямщицком обиходе частными лицами. Тогда-то сообразительные ямщики и обратили свой взор на бубенчики, которых можно было цеплять под дугой лошадей, сколько душа пожелает.

Слайд 19

- В фондах уникального валдайского музея собраны морские, речные, железнодорожные, пожарные, корабельные, рыбацкие, шаманские, ямские, кабинетные, дверные, настольные, новогодние, рождественские, подарочные, пастушьи, обрядовые и другие колокола и колокольчики, изготовленные в странах Азии, Америки, Африки и Европы.

- Некоторые современные колокола и колокольчики были специально изготовлены для валдайских музейщиков литейщиками РФ. Кроме собственно колоколов и колокольчиков, специалисты Валдайского музея занимаются сбором любых редкостей, связанных с развитием литейного дела. Это - различные документы, редкие книги по колоколоведению, фотографии известных в прошлом российских литейщиков, ювелирные украшения с колокольчиками, образцы художественного литья из бронзы, колокольные подвески, лубочные картины и открытки с колокольной символикой, новогодние украшения в виде бубенцов, модели храмов с колокольнями, компакт-диски с записями колокольной музыки.

Слайд 20, 21, 22, 23. Образцы.

Слайд 24.

- В фондах Валдайского музея хранятся колокольчики из бронзы и других металлов, из фарфора, хрусталя, стекла и керамики, а также колокольчики, сплетенные из бересты и бисера или, например, сшитые из тканей. Вес самого маленького экспоната составляет всего несколько граммов, веса больших колоколов измеряются пудами.

- С появлением церковных колоколов в Европе сложилась и манера звона в очапные, качающиеся колокола, которая вместе с самими колоколами пришла на Русь и удерживалась до XVII в., пока не появился особый, русский, звон в языки.

Музыкальный блок

- Ребята, вы знаете, каждый колокол обладает своим голосом.

Слайд 25.

- Для того, чтобы колокола звучали по-разному, в медь добавляли золото, серебро, бронзу, чугун, платину и сталь.

• с серебром звук колокола становился более открытый и звонкий;

• от добавления стали -замкнутый;

• от золота – резкий;

• от платины – нежный;

• с чугуном и бронзой колокол будет звучать глуховато.

- Как вы думаете, где находятся колокола? (На колокольне, в звоннице).

Слайд 26.

- Колокола устанавливали на верхнем ярусе церквей в специальной открытой нише, которую называли колокольня или звонница.  Это башня с колоколами на здании церкви или у церкви.                                                                                                                                                                                                                                                                 Она является одной из необходимых принадлежностей храма.

Учитель: - Почему высоко, ведь тяжело их там устанавливать?

Ученики: - Чтобы звон разносился по всей округе

- А кто звонит в колокола?

- Звонарь – это очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг-мов. до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.

- Интересный факт: От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие их них кладут в уши круглые ягоды, например, рябины, калины или затыкают уши ватой.

- И конечно, звонари должны обладать внутреннем чутьём, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.

Слайд 26.Ростовские звоны (слушание)

Слайд 27, 28. 

(Ритмическая разминка хлопками, запись ритмических рисунков на доске)

Учитель: - Что нужно сделать, чтобы ритмические рисунки превратились в музыкальную картинку?

Ученики: - Добавить звуки разной высоты.

Музыкальная картинка

(Класс делится на 3 группы, каждой из которых предлагается свой мотив, при одновременном исполнении которых получается «колокольный звон»)

Учитель: - На что похожа наша музыкальная картинка?

Ученики: - На звон колоколов.

- Секрет протяжного звучания спрятан в самих словах.

Слайд 29.

ЗвО-О-О-О-н ЗвоН-Н-Н-Н-Н

Например, слово ЗВОН можно пропеть по-разному:

Зво-о-о-о-н или Звон-н-н-н

(Пропевание разных вариантов)

Учитель: - Многие века колокольный звон сопутствовал жизни народа, оповещал о беде, сзывал на битву, приветствовал возвращение полков с поля брани, сопровождал празднества.  Русский народ соединил со звоном свои торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значении.

Сами звоны носят разные названия.

 

Слайд 30.День русского человека начинался с колокольного звона.

Благовест (то есть Благая весть) — церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале Богослужения. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары.

Перезвон - Но не только по праздникам звучал колокольный звон, каждая церковь имеет свои перезвоны. (торжественный, гордый, уверенный, жизнеутверждающий). Перезвон (удары в каждый колокол, начиная с самого большого),

- Какие колокола исполняли мелодию и какой из колоколов был за основу? (большой колокол – основа, а средние и малые колокола исполняли мелодию.)

Слайд 31.

Трезвон -  основной вид колокольного звона православной церкви; звон во все колокола (в отличие от благовеста). Переговор многих колоколов.

Набат – тревожное звучание больших и средних колоколов. Тревога.

Праздничный, Торжественный, Красный – (пасхальный, рождественский)

Какие колокола исполняли мелодию и какой из колоколов был за основу? (большой колокол – основа, а средние и малые колокола исполняли мелодию.)

Метельный – звон, указывающий путникам дорогу.

Слайд 32.

Как нежный звук любовных слов

На языке полупонятном,

Твердит о счастье необъятном

Далёкий звон колоколов.

В прозрачный час вечерних снов,

В саду густом и ароматном

Я полон дум о невозвратном,

О светлых днях иных годов.

Но меркнет вечер, догорая,

Теснится тьма со всех сторон;

И я напрасно возмущён

Мечтой утраченного рая;

И в отдаленье замирая,

Смолкает колокола звон.        

                                          (К.Бальмонт)

Слайд 33. (подбери ответ)

- Попробуйте угадать, как называется…

Торжественный звон - красный

Переговор многих колоколов - трезвон

Звон, указывающий путникам дорогу - метельный

Тревожный - набат.

Будничный - перезвон

Слайд 34, 35.

- В народе до сих пор верят, что колокольный звон отпугивает нечистую силу, с его первыми звуками теряет мощь всякое волшебство, сатана тут же прекращает свой шабаш.

Слайд 36.

- В музыке часто используются колокола, бубенчики, колокольчики. Они служат для украшения звучания, для ритма, для колорита.

Ансамбль аккордеонистов «Как у наших у ворот», 2 год, подготовительный класс.

Слайд 37.

Практическая часть.

Преподаватель класса изобразительного искусства: - Сегодня на уроке вы, ребята, услышали многого интересного. Предлагаю взять кисти и краски и раскрасить наши глиняные колокольчики, которые мы приготовили заранее.

- Приступаем к росписи колокольчиков.

Индивидуальная работа с учащимися.

- Замечательные результаты у нас получились, мы на следующем занятии оформим колокольчики и составим выставку наших работ.

- Что вы нового для себя узнали?

- Какую роль занимает колокольчик в обществе и искусстве?

- Вспомните название звонов.

- Вам интересно было узнать новое о колоколах и колокольчиках?

Слайд 38.

- Спасибо за внимание и интересное общение!

Конец урока

Источники:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2013/11/27/urok-muzyki-v-4-klasse-kolokolnye-zvony-rossii
  2. Поисковая система yandex.ru/images