Технологическая карта урока изобразительного искусства (5 класс)

Селезнева Снежанна Сергеевна

Тема урока: "Человек - природа- культура". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства 

Урок 3.

Учитель: Селезнева Снежанна Сергеевна, учитель ИЗО МБОУ СОШ №39 г. Брянска

Учебник: «Изобразительное искусство». Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова, Л. Г. Савенкова. Издательский центр «Вента-Граф», 2015год.

Тема урока: Человек - природа- культура.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Форма урока: Комбинированный.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о пейзаже как жанре искусства. Планируемые результаты: 

Личностные результаты 

  • основы гражданской идентичности - чувство гордости за свою Родину, любви к родному краю;
  • любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;
  • ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Метапредметные результаты

  • умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
  • умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения;
  • умение отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя.

Предметные результаты 

  • учащиеся знают/понимают отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
  • умеют выделять произведения пейзажного жанра от других произведений искусства.

Опорные понятия, термины: пейзаж, жанр искусства, вид искусства.

Новые понятия: городской, сельский, ландшафтный, морской, парковый, архитектурный, индустриальный - пейзаж.

Оборудование и материалы:  Учебник для 5 класса «Изобразительное искусство» Е.А. Ермолинская, Москва, «Вентана-Граф» 2012г.  Раздаточные карточки «Пейзажи».

Примечание: до начала урока ребята формируют 7 команд по 3- 4 человека. Каждая команда имеет свой цвет по цветам радуги. Работа в группах (командах) формирует коммуникативные УУД.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)

1

Организационный момент

Проверка формирования команд. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям.

Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей.

2

Определение темы урока

Учитель организует работу для определения темы урока, демонстрируя.  Посмотрите на эти репродукции и скажите, что их объединяет? Организует обсуждение. Помогает выйти на правильный ответ. Демонстрация темы урока. Учитель предлагает учащимся оценить свои знания о пейзаже на лестнице достижений.

Вступают в диалог с учителем. Формулируют тему урока. Затем делают запись в тетради. Учащиеся рисуют лестницу в пять ступенек, и ставят кружочек на ступеньке соответствующей их самооценке знаний по данной теме.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Регулятивные: оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

3

Актуализация знаний

Учитель актуализирует знания учащихся о пейзаже. С пейзажем вы знакомы, вспомните определение пейзажа. Ученики обычно говорят, что пейзаж это рисунок с изображением природы. Чтобы ребята правильно сформулировали определение, учитель показывает изображения с разными видами искусства, содержащими пейзаж. - Чем отличаются эти произведения и что их объединяет? После обсуждения, делается запись в тетрадь.

Ученики отвечают, про эти произведения выполнены разными материалами. Это разные виды искусства и, вспоминая, называют скульптуру, графику, живопись и декоративно- прикладное искусство. Общее у этих произведений их тема- природа. Значит пейзаж это жанр искусства. Таким образом, ребята формулируют полное определение. Делают запись в тетради.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в ходе обсуждения Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание, сравнение объектов по определенным признакам.

4

Мотивация на изучение нового

Учитель демонстрирует репродукцию картины И. Грабаря «Мартовский снег». - Что должно быть изображено в художественном произведении, чтобы его можно было отнести к жанру пейзажа? Сформулируем признаки пейзажа, обсуждая с детьми произведение И.Грабаря.

Учащиеся рассматривают репродукцию и в ходе обсуждения выясняют, что в произведениях пейзажного жанра присутствуют изображения природы, построек, людей. Но люди только дополняют изображение и не являются главными героями.

Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. Личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать во всем разнообразии.

Познавательные: структурирование знаний.

5

«Открытие» обучающимися нового знания

Каждой команде раздается пакет с набором карточек «Пейзажи». Рассмотрите пейзажи на карточках и найдите лишний пейзаж. После решения этого задания учитель предлагает учащимся назвать оставшиеся пейзажи одним словом - прилагательным. Ответы групп записываются на доске. Таким образом, происходит знакомство с видами пейзажа.

Учащиеся в группах рассматривают карточки с пейзажами и выясняют, какой пейзаж будет лишним. Например: среди изображений моря найдется один пейзаж с видом города. Оставшиеся пейзажи объединяют одним словом, например, морские.

Познавательные: самостоятельное освоение новой темы; структурирование знаний, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие.

Коммуникативные: работа в группах; обмен мнениями.

6

Первичное закрепление и сообщение нового материала.

Учитель демонстрирует изображения с видами пейзажа, чтобы каждая группа знала не только «свой» вид пейзажа, но и визуально все остальные. Учитель рассказывает об истории пейзажа.

Учащиеся записывают виды пейзажа в тетрадь и рассматривают представленные репродукции.

Познавательные: осваивают новую тему.

7

Самостоятельная работа учащихся по учебнику.

Организует самостоятельную работу учащихся по учебнику. А теперь, ребята мы немного поработаем с учебником. Откройте параграф «Пейзаж как образ Родины» прочитайте и ответьте на вопрос: «О чем русские художники хотели рассказать в своих пейзажах?»

Учащиеся читают параграф, сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание.

Познавательные: находят информацию, необходимую для ответа на вопрос; владеют смысловым чтением, могут в устной форме сообщить ответ. Коммуникативные: работают в группах, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение искусства для человека.

8

Повторение и закрепление изученного материала

Учитель проводит дидактическую игру «Зазеркалье», которая основана на словах антонимах. А сейчас, ребята, мы поиграем. Эта игра поможет нам вспомнить те виды пейзажа, с которыми вы сегодня познакомились. Оговариваются  правила игры. Приводит пример с загаданной картиной И. Левитана «Осенний парк», при необходимости помогая найти правильный ответ, фиксирует ход соревнования команд на доске.

Учащиеся видят на доске слово, им необходимо в ходе обсуждения в команде найти слово антоним. При правильном ответе учитель демонстрирует репродукцию картины с искомым названием. Команда, назвавшая правильное слово- антоним, определяет какой вид пейзажа представлен и аргументирует ответ. При правильном ответе получает очко.

Познавательные: закрепление знаний о словах- антонимах; знакомство с творчеством великих художников; восприятие и анализ произведения искусства; структурирование знаний, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам; Коммуникативные: работа в группах; обмен мнениями; адекватно выражают и контролируют свои эмоции.

9

Итоги урока

Подводит итог игры. Ребята, по итогам игры победила …команда. Как вы думаете, что помогло команде выиграть?

Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Делают вывод, что выигравшая команда дружно работала в группе, хорошо отвечала потому, что усвоила новый материал урока.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование.

10

Задание на дом

Узнать о других видах пейзажа, привести примеры. Оформить в виде сообщения на альбомном листе или презентации.

Записывают задание в дневник. Задают уточняющие вопросы.

Регулятивные: Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

11

Рефлексия

Учитель предлагает учащимся поставить кружочек на лестнице достижений в тетради, оценивая уровень усвоения новых знаний. Поднимите руки, кому удалось подняться по лестнице. Молодцы, вы можете поздравить себя и одноклассников с усвоением новых знаний. Урок окончен. До следующих встреч.

Учащиеся рисуют кружочек на ступеньке соответствующей их самооценке знаний по данной теме.

Регулятивные: Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Выводы: 

1. С применением в обучении приемов формирования универсальных учебных действий на новый уровень выходит познавательный интерес учащихся продуктивный и креативный уровень коммуникаций педагога и обучающегося в образовательном процессе.

2. И результат обучения определяется не столько учебником, сколько учителем, его позицией в преподавании, его методикой обучения, его профессионализмом.