Открытый урок по "Композиции" на тему:«Иллюстрация к рождественской истории по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Модникова Татьяна Викторовна

В разработке представлены план конспект урока и презинтация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt.docx18.48 КБ
Файл prezintatsiya.pptx964.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

 « Апрелевская школа искусств»

План – конспект  

районного открытого урока

Преподаватель:  Модникова Татьяна Викторовна

Предмет: Композиция прикладная

Тип занятия: Комбинированный

Класс: 1 класс

Тема:  «Иллюстрация к  рождественской истории  по мотивам  сказки             Э. Т. А. Гофмана  «Щелкунчик и Мышиный король».

Дата проведения: 02. 12.  2015 г.

2015-2016 учебный год

Цель урока для преподавателя:

 Формировать понимание прикладной композиции как неотъемлемой части духовной культуры общества. Формировать у учащихся комплекс начальных знаний, умений и навыков в области прикладной композиции.Способствовать развитию творческой самостоятельной работы с применением знаний о прикладной композиции.

Задачи урока для преподавателя:

Обучающие

Обучение основам прикладной композиции. Обучение разным техникам выполнения прикладной композиции на примере иллюстрации. Обучение приемам составления прикладной композиции. Научить применять полученные знания, умения и навыки творчески. Научить основам планирования, последовательности выполнения действий, контролю на различных этапах выполнения работы.

Развивающие

Развитие интереса к прикладной композиции. Развитие творческих способностей, воображения и фантазии учащихся. Развить художественный вкус, фантазию, пространственное воображение.

Воспитательные

Формировать творческое отношение к выполнению учебных заданий. Приобщить учащихся к пониманию различных видов искусств. Воспитать внимательность, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество. Воспитывать эстетический вкус на примере художественных произведений

Задачи урока для учащихся:

Обучающие

Приобретение знаний основ прикладной композиции.

Освоение разных техник в выполнении прикладной композиции на примере иллюстрации. Освоение  приемов, последовательности в выполнении прикладной композиции на примере иллюстрации.

Развивающие 

Приобретение интереса к прикладной композиции. Развитие творческих способностей, воображения и фантазии. Развитие художественного вкуса.

Воспитательные

Учиться творческому и осмысленному подходу над выполнением прикладной композицией. Стремиться к познанию нового, к пониманию различных видов искусств, к самосовершенствованию (самоконтролю, самооценке, саморегуляции). Стремиться к творческой самореализации, внимательности, аккуратности, трудолюбию, доброжелательному отношению друг к другу, сотворчеству.

Материалы и оборудование:

Акварельная бумага формат А3, карандаши разной твердости, ластик, краски гуашь, кисти разных номеров, презентация, компьютер, проектор, экран.

План урока:

  1. Организационный момент

  1. Введение нового материала

  1. Самостоятельная работа учащихся  

  1.  Подведение итогов (просмотр работ и оценки за выполненные работы)

  1.  Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организация и начало урока. Проверка готовности учащихся.

  1. Слово преподавателя. Рассказ  рождественской истории по мотивам сказки  Э. Т. А. Гофмана  «Щелкунчик и Мышиный король»,  предложение  ее проиллюстрировать. Преподаватель продолжает знакомить учащихся с понятием иллюстрация, симметричная композиция, диагональная (асимметричная ) композиция. Новая тема «Акцент».  На подготовленном формате А3 с фоном и нарисованной веточкой преподаватель показывает поэтапное рисование игрушки «Щелкунчик».

  1.  Самостоятельная работа. Учащиеся рисуют поэтапно игрушку  Щелкунчик, самостоятельно разукрашивают  игрушку «Щелкунчик», рисуют  по своему усмотрению другие игрушки на ветке, снежинки, снег, серпантин и т.д., учитывая понятие  «Акцент» в композиции.  

  1. Подведение итогов. Просмотр работ. Проставление оценок за выполненную иллюстрацию.

  1. Домашнее задание: Придумать новогодние украшение – гирлянду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК «Станковой композиции» д ля Школы искусств 2 класс Преподаватель: Модникова Т.В .

Слайд 2

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ ПО МОТИВАМ СКАЗКИ Э.Т.А. ГОФМАНА «ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ» муз. П.И Чайковского

Слайд 3

Небольшой немецкий городок . Канун Рождества , дом советника Штальбаума . Все готовятся к Рождеству. Множество гостей приглашено на елку, а дети — Фриц и Мари строят догадки, что же на этот раз им преподнесёт в подарок выдумщик и искусник крестный, Дроссельмейер . Наступает вечер, детям открывают комнату, где стоит красавица-ёлка, везде подарки: новые куклы, платья, украшения, сладости. И вот елка зажигается и наступает Рождественский праздник.

Слайд 4

Часы бьют полночь. А среди гостей не видно старика Дроссельмейера — крестного маленькой Мари. А вот и он! Его появление вносит новое оживление.

Слайд 5

Старый чудак всегда придумает что-нибудь забавное. Вот и сегодня он подарил детям игрушечный замок с механическими куклами. Дети в восторге.

Слайд 6

. Но отец детей, опасаясь, что дорогие игрушки испортятся, приказывает унести их до поры до времени. Все расстроились, а крестный ж елая Мари и Фрица, вынул из чемодана новую смешную куклу — Щелкунчика, который умеет раскалывать орехи. Д ети принялись играть с новой игрушкой

Слайд 7

Щелкунчик очень понравился Мари. Но тут озорной Фриц схватил Щелкунчика и вложил ему в рот самый большой орех . Щелкунчик не выдержал и у него сломались зубы. Мальчишка рассмеялся бросил игрушку на пол и убежал.

Слайд 8

Мари подняла с пола изуродованного Щелкунчика. Конечно же крестный Дюсельмаер починил его и Мари уложила Щелкунчика спать на кровать вместо любимой куклы. Наступила ночь.

Слайд 9

Праздник подошел к концу, гости разошлись. В доме уже все спят.. Но Мари не может заснуть, она думает о Щелкунчике. Девочка тихо встает с постели и идет в зал, где остался маленький Щелкунчик.

Слайд 10

Но что это? Из каждой щели в гостиной появляется множество блестящих огоньков. Это глаза мышей . Как страшно! Их становится всё больше и больше, их уже целая армия во главе с М ышиным Королем. Мари ищет Щелкунчика.

Слайд 11

Вдруг лучи луны стали заливать своим волшебным светом зал. Елка стала расти, комната стала огромной, а Мари размером с ёлочную игрушку . Куклы и игрушки все ожили.

Слайд 12

Ужас охватил Мари. Страшные мыши подступают к ней все ближе и ближе. Вдруг маленький Щелкунчик стал командовать ожившим и игрушками и бить тревогу. Вдруг маленький Щелкунчик стал командовать ожившим и игрушками и бить тревогу. Оловянные солдатики построились, пушки выкатились, встали в боевой готовности. Армия Щелкунчика готова.

Слайд 13

Мари от испуга спряталась старый башмак своего деда Щелкунчик вместе со своей армией бросился на Мышиного Короля. Чтобы помочь ему девочка кинула в Короля свою маленькую туфельку, о н опешил. В это время Щелкунчик поднимает свою шпагу и наносит решающий удар. Король ранен и все мыши в панике бросились в бегство.

Слайд 14

Щелкунчик и Мари подошли к елке и скрылись в ее ветвях. Он пригласил Мари побывать в сказочном городе. Здесь полно конфет и пирожных. В городе живут забавные жители, которые очень любят сладости . Мари в восторге, она бросается к Щелкунчику и целует его. Тут же Щелкунчик превращается в прекрасного Принца.

Слайд 15

Р ождественская ночь прошла, и волшебный сон Мари растаял. Неужели это был сон –подумала Мари. Утром к ним в дом пришел крёстный Дроссельмейер , а с ним его племянник, который очень похож на принца из сказочного сна. Молодые люди сразу узнали друг друга и тут же бросились в объятья .

Слайд 16

И бал закружился вновь

Слайд 17

Прекрасная история. И наша задача сегодня с делать иллюстрацию к этой истории научится рисовать главного героя Щелкунчика

Слайд 18

Но сначала давайте вспомним, что такое «иллюстрация »? Правильно «иллюстрация»- это рисунок, фотография, изображение, которое поясняет текст. Но «иллюстрацию» невозможно с делать без композиции

Слайд 19

Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией Композиция — это составление, объединение и гармоничное сочетание частей в единое целое и общее. Что же такое Композиция .

Слайд 20

Рассмотрим несколько вариантов композиции для нашей « иллюстрация» 1. «симметричную композицию» 2. «диагональную композицию»

Слайд 21

«симметричная композиция »- Когда одна часть рисунка на листе бумаги похожа на другую. «диагональная композиция »- Когда рисунок на листе бумаги расположен д иагонально (наискосок)

Слайд 22

Так же композиция бывает «замкнутая» и «открытая». Изображения в « замкнутой» композицией вписывается в лист или холст таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себе.

Слайд 23

«Открытая» композиция стреьится не к центру работы, а ее краям

Слайд 24

В композиции есть еще одно понятие- «АКЦЕНТ» «Акцент» - главная часть композиции , то, что мы замечаем в первую очередь.

Слайд 25

Какой акцент должен быть в композиции на нашей иллюстрации?

Слайд 26

Задание: На прошлом уроке, мы сделали разноцветный, праздничный фон для нашей иллюстрации и научились рисовать на нем веточки ели. Нам осталось нарисовать г лавного героя Щелкунчика