Методическая разработка внеклассного мероприятия "Образ Преподобного Сергия Радонежского, отображенный в русской живописи"

В методической разработке " Образ Преподобного Сергия Радонежского, отображенный  в русской живописи" представлены сведения о жизни С.Радонежского, о русских художниках, изобразивших великого святого . Указан сайт с молитвами Сергию Радонежскому. Материал можно использовать  в 8-11классах, а также в учебных заведениях СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_prepodobnogo_sergiya_radonezhskogo.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Касимовский филиал ОГБОУ СПО «РМСК»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Образ Преподобного Сергия Радонежского,

отображенный в русской живописи».

.

                                                                                      Преподаватель Е.В.Лебедева.

Касимов. 2014год.

Образ Преподобного Сергия Радонежского,

отображенный в русской живописи.

Цель: расширение знаний студентов  о Преподобном Сергии Радонежском  и о произведениях русской живописи, посвященных великому святому.

Задачи:

– ОК 6. Работать в коллективе и  команде, эффективно общаться с коллегами.

– ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

–   ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Место проведения: кабинет №4 №4 истории, основ философии, русского языка и литературы Касимовского филиала ОГБОУ СПО «РМСК»

Участники мероприятия:  ветераны войны и труда г.Касимова, городской Совет ветеранов, студенты  группы 6201-к Гончаренко Н., Светлова И., Маркина А., Гаранина Е., Терехин А.

Слушатели:

Алекскина К., Большаков А., Воронцова А.,, Иванова С.,  Козлов А., Кузнецова В., Макеева К., Смирнова О., Стружанова И., Спирина О., Терехина Т., Филиппов Н.,  Холикова Г., Скорняков С., Алпатикова О., Трофимкина Н., Сасюк М.

Дата проведения:23 декабря 2014г.

Время проведения: 11ч. 30 мин.

План проведения:

1. Вступительное слово  преподаватель Лебедева Е.В.

2. Просмотр презентации и выступление студентов.

3. Православные молитвы Преподобному Сергию Радонежскому. http://muzofon.com/search

4. Заключительное слово  – преподаватель Лебедева Е.В.

Образ Преподобного Сергия Радонежского,

отображенный в русской живописи.

 Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно

решения правды, но имя Сергия Радонежского всегда

останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа.

Николай Рерих.

Слайд№1.

Преподаватель:

       Святой Сергий – всенародный Учитель и воспитатель, заступник Земли Русской во все времена, всеми мерами способствовал утверждению нравственного возрождения Руси, был ее духовным объединителем.

Святой Сергий – великий провидец земли русской. Преподобный сплачивал силы Родины для освобождения от татаро-монгольского ига и благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву в 1380 году.

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Слава о чудесах, совершенных Преподобным, быстро распространилась, и к нему приводили больных, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне со святыми. Но слава не прельщала подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Его образ стал идеалом, воплотившим в себе лучшие качества русского человека и вдохновившим  многих людей на творчество.

В работе «Образ Преподобного Сергия Радонежского, отображенный в русской живописи», представлены наиболее известные произведения русской живописи, раскрывающие непростую жизнь этого великого человека.

Слайд№2., 3

Выступающий.

Известный русский художник Михаил Васильевич  Нестеров занимает особое место в русской живописи рубежа 19-20 веков. Вера древняя, народная, исконная, выросшая из глубин русской истории, - вот его основной мотив. Нет на полотнах художника ни торжественных церковных празднеств, ни богатых монастырей, ни роскошных храмов, ни даже священников. Его святые - странники, пустынники, монахи.   « Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью», - говорил  впоследствии художник.

Образ Сергия был душевно близок Нестерову с раннего детства. Он знал его по семейной иконе и лубочной картинке, где Сергий-пустынножитель кормил хлебом медведя. В представлении художника это был глубоко народный святой, лучший человек древних лет Руси. Именно поэтому образ Сергия Радонежского - монаха Русской церкви, основателя Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователя монашества в Северной Руси, так волновал и притягивал художника.

Слайд№4

Первая его картина из этой серии  - "Видение отроку Варфоломею" - стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве, впоследствии  она была куплена Третьяковым для галереи.

 В основе сюжета лежало религиозное предание. Однажды отец послал Варфоломея ( так звали Сергия в миру) искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца. Варфоломей приблизился к нему, а тот, окончив молитву, благословил его и спросил, чего он ищет, чего хочет. Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Старец помолился за него, а затем, вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к учению.

Для художника очень важным было опереться в своих картинах « на подлинник».

Не сразу Нестерову удается найти модель для головы Варфоломея. Задача была не из легких. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем "сосуд избранный".

Выступающий.

Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, "скорбно дышащим ртом" и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе "не от мира сего" он узнал своего Варфоломея.

Подлинную природу он нашел в деревне Комякино, недалеко от Сергиева Посада. Здесь сама природа словно бы хранила воспоминания о жизни Преподобного. Художника глубоко трогает кроткое очарование северного пейзажа.

Тонкая фигура мальчика, которую художник поместил почти в центре картины, сливается с пейзажем, она кажется органической частью полей, лугов, тонких, трепетных деревьев, зелёных перелесков, этого чистого русского пейзажа с его деревянной церковкой, деревенскими крышами, ёлочками и извилистой речкой.

Художник изображает природу просто и безыскусственно: и дома деревни, и сараи, и чуть красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо-голубыми главками, перекликающимися с голубой полоской светлого облачного неба. Всё пронизано живым, реальным ощущением человеческой жизни, очищенной от повседневной суеты, умиротворённой, прекрасной в своей чистоте.

Но мальчик печален – столько в нём недетской печальной внимательности, какого-то тихого душевного ожидания. Грустный мотив звучит в этом пейзаже, в нём нет ярких красок. Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледным золотым цветом всю картину. Но природа трепетна, она прекрасна в своей тихой, чуть грустной тишине.

Перед мальчиком стоит старец. Лица старца не видно, потому что оно скрыто капюшоном. Капюшон закрывает всю голову старца, но видно часть седой бороды. Седая борода говорит о том, что перед отроком стоит старый мудрец. Старец, чувствуя великое предназначение Варфоломея, словно наклоняется к мальчику. Вокруг головы игумена – нимб, который почти растворяется в желтом цвете деревьев. Руки старца большие, но истощенные, держат ларчик с просфорой. Видно, что это руки человека, который всю жизнь трудился и постился. Старец одет в черный плащ и накидку с красными крестами. Цвет и форма капюшона похожи на купола церкви. Игумен стоит рядом с дубом, который олицетворяет крепость, мудрость и старость. У старца есть все эти качества.

Нестеров добился в этом произведении – и отныне это становится одной из главных особенностей его творчества – удивительной эмоциональности пейзажа, слитности с настроением человека.

Эта живописная работа Нестерова — безусловно, ярчайшая, но не единственная в своем роде. Образ Преподобного Сергия продолжает волновать Нестерова на протяжении всей жизни. Михаил Васильевич упорно стремился в полной мере воссоздать облик Сергия, постичь все грани его святости, самую суть его молитвенного делания, преобразившего Русь, — и выразить при помощи красок то, что невозможно передать словами.

Слайд№.5

Выступающий.

В результате художник создал целую серию картин, посвященных Радонежскому чудотворцу. Так, на протяжении 1890-х художник работает над полотнами "Сергиевского цикла". Пишет картину "Юность Преподобного Сергия" (1897), триптих "Труды Преподобного Сергия" (1897), полотно "Преподобный Сергий" (1898), эскизы к большой картине "Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским" (1898-1899).

Картина « Юность преподобного Сергия». Сюжет для картины Нестеров вновь взял из жития преподобного, которое написал его верный ученик Епифаний.

Здесь к нам обращен уже повзрослевший Сергий, вкусивший первые трудности отшельнической жизни. Но не горе и усталость выражает его взгляд, а радость от пребывания с Богом. Непроходимые леса стали для него родным домом, дикие животные — ближайшими друзьями. Однажды к келье святого пришел ослабевший от голода медведь, которому преподобный Сергий отдал свою краюшку хлеба.

Среднерусский пейзаж с величественным лесом и тихой речкой полон спокойствия и умиротворения. Фигура Сергия Радонежского изображена на невысоком лесном пригорке, на фоне деревянной часовни, среди птиц и зверей. Светлая радость и наивная чистота образа преподобного созвучна весеннему состоянию природу.

Картина «Юность Преподобного Сергия Радонежского» периодически изменялась и правилась автором. В 1897 году Нестеров принес это полотно с рядом других работ "Сергиевского цикла" в дар Третьяковской галерее.

Следующая картина Нестерова показывает нам преподобного Сергия в монашеском одеянии. Кроткий и спокойный взгляд святого, обращенный к зрителю и одновременно устремленный ввысь, к небу, словно призывает за собой. Посох в руке и виднеющиеся вдали постройки говорят нам, что святой Сергий уже руководит собравшейся вокруг него братией. Его подвиг стал известен, и многие люди обращаются к нему за духовным советом.

Слайд№6.

Особого внимания заслуживает триптих «Труды Сергия Радонежского»,  написанный в 1897 году.

Сергий постоянно трудился, делая сам всю крестьянскую работу. Это был его христианский подвиг. Он умел строить избы и церкви, сам шил себе и братии одежду, носил на плечах своих дрова из леса, «и, разбив и наколов, на поленья  разрубив, разносил по кельям (своей братии), толок зерно и жерновами молол, и хлеб пёк, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и  на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».

Составитель Жития подчёркивает, что трудился Сергий для братии – не для себя. Крестьянский труд был для Сергия актом христианского смирения. Главная добродетель Сергия – то, что он труженик. «Бог сделал его тружеником, наставником множества иноков, многочисленной братии игуменов и главой», — пишет автор его Жития

«Сергиев цикл» — это напоминание не только об исторических корнях народа, но прежде всего о его духовной общности, в которой и виделся Нестерову способ преодоления нравственного раскола общества, путь национального и духовного возрождения. Но, к сожалению, тогда, сто с лишним лет назад, слово Нестерова не было услышано его современниками. Тогдашнее русское общество, находясь, по определению самого художника, в состоянии духовного оскудения и нравственного разорения, не услышало, не увидело в живописных образах Нестерова того главного, о чем он говорил так проникновенно и искренне.  

Слайд№7.

Выступающий.

Многие художники, восхищенные жизнью Сергия Радонежского, посвятили ему свои полотна. Один из них – наш современник Сергей Ефошкин – художник-живописец, член Союза Художников России и Международной ассоциации Изобразительных искусств. Он живет и работает в Москве. Сергей Ефошкин является автором живописных исторических циклов, в том числе и о Сергие Радонежском.

Основным источником художнику для воссоздания жизненного пути Сергия Радонежского служит Житие, написанное в 1417–1418 годах учеником преподобного Епифанием Премудрым и переработанное во второй четверти XV века известным агиографом (от греч. «агиос» — святой и «графо» — пишу) Пахомием Логофетом.

Слайд№8.

Творчество Ефошкина — доброе, тёплое, светлое.

На его картинах почти нет пейзажа, главное – сам Преподобный  и его деятельность.

На картинах отражена жизнь Преподобного, когда к нему начали стекаться люди и проситься на спасение, образовался монастырь. "Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал брёвна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, обувь. Плотничал теперь уже отлично. Телесно, не смотря на скудную пищу,  был очень крепок, имел силу против двух человек" .

"Сергий не был проповедником, ни он, ни его ученики не странствовали с пламенной речью и с кружкой для подаяний. Пятьдесят лет он спокойно провёл в глубине лесов, уча самим собою, "тихим деланием. И в этом "делании" - наряду с дисциплиной душевной огромную роль играл тот чёрный труд, без которого погиб бы и он сам и монастырь его." 

Слайд№9.

Работа Сергея Ефошкина «Чудо о птицах» передает чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой обители. Однажды во время молитвы Преподобный услышал голос, который звал его. Преподобный открыл оконце своей кельи и увидел необыкновенный, чудный свет с неба и множество прекрасных, невиданных птиц, сидящих в монастыре и около него «Сергий, ты молишься о своих учениках, и молитва твоя услышана. Посмотри, видишь, сколько монахов собирается под твое руководство! Сколько видишь ты этих птиц, так умножится и число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим». Птицы — это все те, кто продолжает собираться под сводами кельи Преподобного, чтобы последовать его примеру монашеского подвига.

Ещё при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Когда иноки начали роптать на то, что рядом нет воды, преподобный, взяв одного из них, спустился вниз из обители и, найдя небольшую лужу дождевой воды, встав на колени, молился: «Господи, Господи Боже наш, услыши нас грешных в час сей и яви чудо». И услышал Господь молитву Своего угодника и явил чудо. Забил, заискрился ручей. Впоследствии многие, кто пил воду из источника получали исцеление. Об этом – картина « Чудо об источнике».

Блаженный Епифаний Премудрый, автор жития аввы Сергия, свидетельствует, что описать все духовные дарования и чудотворения этого святого невозможно, ибо они совершаются доныне.

Слайд№10

Выступающий.

Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель, Николай Константинович Рерих считал Преподобного Сергия своим учителем и посвятил ему свои творения.

Слайд№11.

Рериха, как и Нестерова, привлекал Сергий – труженик, Сергий - строитель. Полотно так и называется - «Сергий строитель». Н. К. Рерих создавал это произведение в суровые годы для страны – в период её восстановления и начала развития. Страна была измучена войнами, междоусобицами.

Отлично зная историю России, Рерих переосмыслил традиционную трактовку образа Сергия. В его картине отсутствует та отрешённость и святость, которая имеется в изображениях Нестерова. У Рериха Сергий трудится физически над строительством обители, он трудится духовно над построением Руси после 300-летнего разрушительного татарского ига.

Мы видим инока, уверенно работающего топором. Святой Сергий в зимнем лесу в особом состоянии труда. Он трудится  с любовью ко всему окружающему миру. Казалось бы, зима, мороз, но его согревает внутренний огонь.

Картина имеет глубокий символический смысл. Выполненная в бело - голубых тонах – небесных и чистых, картина наполнена цветом, созвучным ясности и нравственной чистоте Сергия. Нравственная чистота, характерная для Его данного воплощения на Земле, чистота незапятнанная – для более полного проявления духа здесь.

Тёплым огоньком почти светится срубленная Сергием часовенка. Она на возвышении, на особом месте, выбранном Сергием, провидцем Земли Русской. Это особое в энергетическом плане место, созвучное Сергию. За часовенкой бегущие линии заснеженных холмов. Всё освещено зимними солнечными лучами, подчёркивающими простор для действий. Заснеженные ёлочки – немые верные свидетели труда Сергия. Вдали сине-голубой, заснеженный, такой же, как и горы, лес со своими препятствиями и испытаниями.

Считается, что  Н. К. Рерих изображает подмосковное место под названием «Маковец». Место с возвышенностями недалеко от речки Кончуры, недалеко от Радонежа. И на картине Н. К. Рериха мы видим речку вдали, вьющуюся между холмами. Впоследствии на этом месте и возникнет Троицкий Собор, как основа Троице-Сергиевой Лавры.  

Еще одна картина Н. К. Рериха - «Святой Сергий Радонежский», созданная в 1932 г.

На переднем плане мы видим Святого Сергия в полный рост на возвышении, на холме. Над Святым Сергием Всевидящее Око. Справа снизу – Лик Христа-Спасителя. За Сергием видны шлемы уходящих на ратный подвиг воинов.

30 декабря 1945 года, за два года до ухода с земного плана, Н. К. Рерих сообщает одному из своих учеников: «Под моей картиной в Праге имеется скрытая надпись «Трижды дано Преподобному спасти Землю русскую. При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь от немцев. Ведь дошли они до самой Троице Сергиевой Лавры, и там ждал их удар». Исследователи отмечают, что надпись сделана старославянской вязью.

Слайд№12.

         Выступающий.

И вновь обращаемся к «Житию преподобного Сергия» его ученика и первого «биографа» Епифания Премудрого: «Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был тоща прославленный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий - муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: "Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься". Великий же князь ответил: "Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери". И, сказав это и получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь.

И конечно же,  благословение Дмитрия Святым Сергием не могло не найти отражения в живописи. Современные художники проявляют особый интерес к этому сюжету.

Автор знаменитого «Военного совета в Филях» Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) написал картину другого военного совета. Это совет великого князя Дмитрия с преподобным Сергием перед Куликовской битвой с полчищами хана Мамая. Мы видим смиренно склонившуюся голову кн.Дмитрия.

Слайд№3, 14, 15..

Преподаватель

Все работы разные, каждая из них зажигает по – своему удивительным ощущением мира преподобного, помогает стать соучастником таинства постижения мира великого Святого.  Живопись, как и любой другой вид искусства, штука субъективная, ведь у каждого свой вкус, неповторимый  стиль. Мы выбрали лишь некоторые работы из бесчисленного множества, посвященные изображению жизни Сергия Радонежского. Они помогают установить живую связь между духовным миром Сергия Радонежского и душою зрителя, развивать в них умение видеть мир глазами художника

Слайд№16.

По словам русского историка В.О.Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... <…> Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».

Молитвы преподобному Сергию Радонежскому.