Конспект открытого занятия объединения «Искусство видеть мир»

 

Дать представление о едином образе матери в искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat_i_ditya.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Починковский Центр дополнительного образования»

Конспект открытого занятия

объединения «Искусство видеть мир»,

3 год обучения

на тему:

«Мать и дитя»

                                   

                                                                             Педагог дополнительного

                                                                                                 образования                                  

         1 квалификационной                                                                                                

                                                                                                  категории

                                                                                                  Горелова Елена

                                                                                                  Владимировна

Починки, 2016

Тема: «Мать и дитя»

Цель: Дать представление о едином образе матери в искусстве.

Задачи:

Обучающая:Совершенствовать навыки и умение в изображении человека.

Развивающая: Развивать навыки рисования по представлению.

Воспитательная: Воспитывать уважение к женщине, матери.

Форма проведения занятия:Практическая работа.

Формы и методы, применяемые на занятии:

  • Словесный(беседа, объяснение)
  • Наглядный (демонстрация репродукций картин, слайдов)
  • Интерактивный (презентация)
  • Практический (выполнение практического задания)

Материалы и оборудование для педагога:

  • Краски акварельные, карандаш, ластик, палитра, вода, кисти, альбомный лист;
  • образец педагогического рисунка;
  • репродукции картин: Пикассо «Мать и дитя», икона «Владимирская Богоматерь», Рафаэль «Сикстинская мадонна», С.Савицкий «Партизанская мадонна», Петров-Водкин «Петроградская мадонна»;
  • пословицы;
  • стихотворения Р.Гамзатова «Мама», А.Майкова «Колыбельная песня», С.Острового «Песня о женщине»;
  • ноутбук, проектор, экран, м/медийная презентация.

Для учащихся:

  • Краски акварельные, карандаш, ластик, палитра, вода, кисти, альбом.

Дата проведения: 25.04.2016

1.Вводная часть

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

(Звучит музыка, на её фоне звучит стихотворение)

Мама… Мамочка…

Бесконечна твоя доброта,

И забота не знает усталости,

Материнской души красота.

Неподвластна невзгодам и старости,

Пусть идут чередою года,

И ложатся морщинки упрямо…

Воспевать имя матери

Будем всегда.

(слайд 1)

Педагог:В искусстве есть великие и вечные темы. Каждое поколение вносит свой вклад в их понимание.

Сегодня тема нашего занятия – «Мать и дитя». От века к веку эта тема волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. На данном занятии мы будем рисовать портрет мамы. Может, кто-то изобразит маму вместе с собой. Главное в портрете мамы – не внешние сходства, главное – передать свои чувства к ней.

2.Основная часть

(слайд 2)

Эпиграфом нашего занятия я взяла слова французского писателя Оноре де Бальзака: «Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение».

- Как вы объясните эти слова?

- Что значит «бездна»?

(Учащийся читает стихотворение Р.Гамзатова «Мама»)

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это – искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо,

В нём исток всего,

Ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его: Мама.

Педагог:Ребята, когда вы встали при произношении слова «мама», вы ещё раз доказали своё уважение к самому близкому и родному человеку в нашей жизни.

Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного. Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости.

Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, передаёт нам свои песни, оберегает нас.

Не случайно народная мудрость слово «мама» поставило рядом с другим великим словом – «Родина».

«Родина-мать» говорят люди, и этим определяют самое священное, что есть на земле.

(слайд 3)

Педагог:Прочитайте пословицы о матери и объясните их значение:

Сердце матери лучше солнца греет.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

При солнышке светло, при матери добро.

Материнская ласка конца не знает.

(Ответы учащихся)

3.Физкультминутка

Я своими нежными руками вышиваю рушничок для мамы.

В синей нитке птицы пролетают, в красной нитке – маки расцветают.

(Слайд 4)

Педагог:Материнская любовь оберегает нас всегда. Когда вы ещё не появились на свет, вы чувствовали тепло своей матери нежность, доброту вы получали с её молоком. Руки мамы качали вас в колыбели, когда вы были маленькими. Это она согревала своим дыханием и убаюкивала своей песней.

(Демонстрируются слайды с картинами Пикассо «Мать и дитя»)

(Учащаяся читает стихотворение А.Майкова «Колыбельная песня»)

Спи, дитя моё, усни!

Сладкий сон к себе мани,

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орёл домой,

Солнце скрылось за водой,

Ветер после трёх ночей

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?!

Али звёзды ты считал?

Али волны ты гонял?»

«Не гонял я волн морских,

Звёзд не трогал золотых,

Я дитя оберегал,

Колыбельную качал!»

(Слайд 5, 6)

Педагог: В разные времена в разных странах художники воспевали материнство, используя свойственные образы своего времени.

Для многих народов образ матери идеализирован в иконе «Владимирская богоматерь» и не менее знаменит образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником – Рафаэлем.

Всмотритесь в эти образы и поделитесь своими впечатлениями.

(Демонстрируются слайды с иконой «Владимирская богоматерь» и картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна»)

(Ответы учащихся)

Педагог: Икона – это один из древних образов. Образ матери одухотворён нежностью. Её лицо прекрасно. Младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое.

Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт к нам своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Младенец – это Христос. Мать предчувствует его тяжёлый путь.

Каждая мать несёт свой бесценный груз – своего ребёнка к людям, к радости и трудностям жизни. Сколько скорби и сострадания выпадает на материнское сердце.

И как уберечь, сохранить своё дитя в трудное военное время?

Педагог:Посмотрите репродукции картин С.Савицкого «Партизанская мадонна» и Петрова-Водкина «Петроградская мадонна».

Внимая ужасам войны,

Святые искренние слёзы…

Слёзы бедных матерей оставляют глубокий отпечаток на лице матери.

(Звучит музыка, на её фоне педагог в образе читает стихотворение)

Ой, зачем ты, солнце красное,

Всё уходишь – не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной,

Сын не возвращается?

Из беды тебя я выручу,

Прилечу орлицей быстрою…

Отзовись, моя кровиночка!

Маленький, единственный…

Белый свет не мил,

Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зёрнышко моё,

Зорюшка моя,

Горюшко моё,

Горюшко моё, - где же ты?

Не могу найти дороженьки,

Чтоб заплакать над могилкою…

Не хочу я ничегошеньки –

Только сына милого.

За лесами мояластынька!

За горами – за громадами…

Если выплаканы глазоньки –

Сердцем плачут матери.

Белый свет не мил,

Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зёрнышко моё,

Зорюшка моя,

Горюшко моё, - где же ты?

Педагог: Женщина – мать даёт жизнь. Она и защищает. Это большая сила. Ни война, ни смерть – ничто не победит её.

4.Практическая часть

(Слайд 7)

Педагог: Сегодня на занятии мы создадим образ своей мамы. Может, кто-то изобразит маму вместе с собой. Задумайтесь и представьте лицо своей мамы. Загляните в её глаза в своём воображении, попытайтесь передать её и свои чувства.

Педагог: Прежде чем мы приступим к работе, повторим правила:

- аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;

- смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;

- никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (т.е.в другой краске), для получения другого оттенка или цвета, использовать палитру;

- нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «причёску», а также долго держать опущенной в воде (искривится волосок);

-карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть лёгкой и без сильного нажима.

Педагог: Вспомним пропорциональное расположение частей лица.

- Какую форму имеет голова? (Овальную, расширяющуюся к верху, сужающуюся к подбородку).

- Чем определяется ширина лица? (Скуловыми костями)

- Каковы соотношения ширины головы к высоте? (Два к трём)

Для изображения лица, голова делится поперечными линиями на три части:

от вершины до надбровных дуг;

от надбровных дуг до кончика носа;

от кончика носа до конца подбородка.

Надо помнить, что:

- длина глаза равна ¼ ширины лица;

- расстояние между глазами ¼ от уголка глаза до уголка;

- ширина крыльев носа равна примерно расстоянию между глазами;

- для определения места нахождения губ расстояние от кончика носа до подбородка делится на три части;

- рот несколько шире крыльев носа;

- уши расположены в среднем отрезке от надбровных дуг до кончика носа;

- у ребёнка форма головы более круглая, все части головы расположены на нижней половине головы.

Помните! Пропорции могут соблюдаться с небольшими отклонениями, создающие своеобразие облика. Слишком сильные отклонения уже будут уродливы.

- Какие должны быть линии? (Текущие или корявые?)

- Какие краски потребуются? (Холодные, тёмные или тёплые, светлые?)

Педагог: Нарисуйте маму в её любимом платье, подумайте, на каком фоне вы её изобразите. Главное – не внешнее сходство, главное – передача своих и её чувств.

(Учащаяся читает стихотворение С.Острового «Песня о женщине»)

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках!

От любой напасти заклиная,

(Ей-то уж добра не занимать!)

Нет, не богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках,

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках!

Всё на свете метится следами,

Сколько б ты ни вышагал путей,

Яблоня – украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках!

(Самостоятельная работа учащихся по созданию образа мамы, в ходе работы педагог наблюдает за работой детей и помогает при необходимости)

5.Подведение итога занятия

(Слайд 8)

Педагог:Как вам кажется, удалось ли вам передать мамин характер?

Что вы хотели пожелать в рисунке о своей маме?

Какие разные и красивые работы получились!Молодцы!

(Занятие заканчивается исполнением песни на мотив «Солнечный круг»)

Солнечный круг, небо вокруг –

Это рисунок про маму.

Как же тебя, мама, люблю,

И про тебя говорю.

Припев: Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Милая ты, добрая ты –

Самая лучшая мама.

Буду тебя я рисовать

И потихоньку шептать.

Припев:Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.