Роль набросков и зарисовок в художественной школе.

В этой статье говориться о роли набросков и зарисовок в художественной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль набросков и зарисовок

в художественной школе.

Наброски и зарисовки, как непосредственная передача изобразительными средствами окружающей действительности, имеют очень древнюю историю. В набросках первобытного художника преобладает принцип простейшего, наиболее быстрого и жизненно верного изображения видимого мира. Этот принцип, особенно важный и постоянный для искусства рисунка всех времен, есть принцип фиксирования линиями, так или иначе проведенными по данной поверхности контурного очертания предмета.

В эпоху итальянского Возрождения мы встречаем четкое разграничение понятий длительного рисунка и быстрого, «непосредственного» рисунка — наброска, с присущими для каждого вида рисования особыми целями и задачами. Так Джордже Вазари пишет: «Те, что набрасываются слегка и едва намечаются пером или чем-либо другим, называются набросками»[1]. И дальше: «Набросками... мы называем вид первоначальных рисунков, исполненных для того, чтобы найти положение фигур и первоначальную композицию произведения: они выполняются как бы в виде пятна и служат предварительным намеком на целое. А так как они набрасываются художником пером, иными рисовальными принадлежностями или углем в короткое время, в порыве вдохновения и лишь для того, чтобы проверить пригодность своего замысла, то они и называются набросками»[2].

В отличие от длительного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали сложного целого, наброски и зарисовки с натуры предполагают чаще всего передачу общего впечатления, самого главного в объектах изображения, или же, наоборот, отдельных частностей натуры. Вместе с тем в наброске в не меньшей степени; чем в длительном рисунке, предполагается правильность передачи формы, пропорций, объема, пространственного положения предмета, психологического состояния изображаемого человека, эстетической сущности окружающей действительности. Для наброска характерна скорее некоторая простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Главное же заключается в том, что набросок есть непосредственная и возможно более быстрая передача данного впечатления, передача непосредственного восприятия натуры. То есть наброски и зарисовки представляют собой средство выразить первоначальное впечатление от натуры, тогда как в длительном рисунке закрепляют и уточняют форму натуры на основе тщательного ее изучения.

Наброски и зарисовки служат ученику художественной школы специфическим средством изучения мира. Но этот способ дает возможность не только познавать формы природы, ее пространственные свойства и эстетические особенности, но и творчески овладевать ими, т. е. преобразовывать их, в формы искусства. Причем быстрый рисунок, являясь художественным выражением реальных форм, очертаний, пространства, движений природы и животных, психологического состояния человека, различных отношений объектов и явлений действительности, представляет собой отражение существенных сторон и качеств действительности, самой жизни, а не просто является специфическим средством ее передачи. Отсюда наброски и зарисовки, как и любые другие рисунки, выполняют две функции:

—        учебно-познавательную, когда рисунок служит средством изучения натуры, действительности и накопления профессиональных знаний и умений;

—        творческую, с точки зрения средств реалистического выражения творческого замысла. В этом случае рисунки могут быть самостоятельными художественными произведениями, одним из видов графики, а изучение натуры служит основой для создания художественного образа.

Понятно, что нельзя противопоставлять указанные функции рисунка. Имея определенную направленность, обе функции органически связаны и представляют собой единство в изобразительной деятельности как начинающего заниматься изобразительным искусством,   так   и   зрелого   мастера,   опытного   художника.

Если ученик постоянно целенаправленно выполняет наброски и зарисовки, то у него будет правильно поставлен глаз и он сможет более успешней выполнять задания  по рисунку, живописи, композиции. Микеланджело говорил: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры: рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки. Тому, кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он владеет, ценным сокровищем, потому что он может создавать образы более высокие, чем любая башня, равно как кистью, так и разумом, и не встретит стены, которая не была бы слишком узка и мала для безграничности его фантазии»[3].

В творчестве уже известных мастеров мы встречаем десятки и сотни набросков и зарисовок, которые свидетельствуют о внимательном, вдумчивом изучении закономерностей формы, объема, конструктивного строения объектов окружающего мира, о передаче тех чувств, того волнения, которые охватили художника при встрече с поразившим его явлением, событием. Здесь и рисунки натурщиков и учебных натюрмортов, наброски уличных сцен и портретов современников, зарисовки пейзажа и архитектурных сооружений, животных, эскизы тематических картин и многое другое. Многие наброски, обобщая изображенный образ, его индивидуальные и типические черты, характер, психологию, выразительно и композиционно законченно передавая тот или иной сюжет, действие, состояние природы, полно выражая чувства художника от соприкосновения с действительностью, становятся законченными, самостоятельными работами. Такого рода наброски часто встречаются  в творчестве Рембрандта, Дюрера, Энгра, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. А. Серова, М. А. Врубеля, И. И. Шишкина, известных советских художников — Н. П. Ульянова, Н. А. Андреева, И. И. Бродского, Б. В. Иогансона, Г. С. Верейского, А. М. Лаптева, Н. Н. Жукова, К. И. Финогенова, И. Е. Ефимова и др.

Собрание рисунков впрок является необходимым в дальнейшей творческой работе. Оно позволяет накапливать наблюдения, впечатления действительности, жизни, и нередко служит отправным моментом в создании замечательных произведений искусства.

Большую пользу оказывает рисование на улице, в учреждениях, в гостях и т. п. Помимо накопления впечатлений, такое рисование развивает умение «видеть» действительность, характерные особенности предметов и явлений. Умение же «видеть»— необходимый компонент художественного творчества.

В каждом отдельном случае набросок имеет свое ярко выраженное определенное назначение. Это может быть изучение тех или иных закономерностей натуры, например строения объемной формы предметов, их конструкции, или же законов линейной, воздушной перспективы, светотени во всем разнообразии их сложных взаимоотношений.

Набросок бывает незаменим при рисовании живых моделей — птиц, животных, человека, особенно при изображении движения. Сделать законченный рисунок с движущейся модели невозможно. Даже рисуя натурщика, которого можно установить в позе, выражающей движение, нельзя обычным рисовальным приемом передать ту живость, красоту и правдивость движения, которые получаются в наброске, так как в позе, выражающей движение, человек может выстоять 2—3 минуты, по истечении которых поза его невольно изменится, станет напряженной, неестественной.

 Важны наброски и зарисовки в процессе работы над композицией. Здесь рисунок, выполненный за несколько минут, превращается в средство выявления характерных черт того или иного персонажа, помогает сосредоточить внимание ученикана главном в композиции. Замечательный советский художник К. Ф. Юон (1875—1958), придавая наброску с натуры важнейшее значение как средству познания действительности, в процессе работы над композицией разработал ценную систему быстрого рисования. Он указывал: «Практические работы над композицией, вырабатывающие свободное и творческое овладение фигурами в движении, а также способствующие накоплению живого материала для его использования в течение последующей работы, заключаются в следующем:

1.        Упражнения в схематических набросках лиц, фигур, животных.

2.        Рисование по памяти  и воображению фигур в движении.

3.        Усвоение привычки альбомного рисования как в студиях, так, еще больше, в обстановке живой жизни.

4.        Коллекционирование альбомных зарисовок, фигур, сценок, уголков жилищ, обстановок, тканей, костюмов, частей природы, процессов труда, общественной жизни, домашнего быта.

5.        Изучение в виде зарисовок городской и пригородной, детской, домашней, праздничной и повседневной жизни и всего богатства исключительных или необычных моментов жизни и природы.

6. Зарисовки  всего редкостного или типического, даваемого действительностью» [4].

Особое значение имеет набросок в понимании и прочувствовании красоты, эстетическом освоении действительности — набросок развивает чувство гибкости, изящества линии, красоты штриха, симметричности и пропорциональности изображаемых форм, плавности их очертаний, грациозности движения, жеста, поворота человеческой фигуры и т. д.        

Добиться выразительности быстрых рисунков обучающимся в значительной степени помогает психологический анализ набросков и зарисовок мастеров изобразительного искусства. Такой анализ раскрывает взаимоотношение процессов восприятия, воображения и мышления, участвующих в создании быстрых рисунков, что, в свою очередь, помогает определить значение анализа, синтеза, обобщения, сравнения в определенные моменты построения наброска и, в конечном счете выяснить, с чего же художник начинает набросок, какие ставит перед собой цели и задачи, как продолжает набросок и заканчивает его, на чем концентрирует свое внимание.  


Список использованной литературы.

1. Вазари Джордже. Жизнеописание наиболее заметных живописцев ваятелей и зодчих. М., 1966. т.1.

2. Юон К. Ф. О живописи. М. – Л. 1937

3. Мастера искусства об искусстве. М. – Л., 1937, т. 1.

4.Кузин В.С. Наброски зарисовки. М., « Просвещение». 1981.


[1] Вазари Джордже. Жизнеописание наиболее заметных живописцев ваятелей и зодчих. М., 1966. т.1. с. 234

[2] Там же, с.93.

[3] Мастера искусства об искусстве. М. – Л., 1937, т. 1,с.196 - 197

[4] Юон К. Ф. О живописи. М. – Л. 1937, с. 180 – 181.