Организация интегрированного урока

Коренченко Жанна Николаевна

    Интеграция,  - (от лат. полный, целостный) одно из важных и интересных направлений в современном образовании, должна быть востребована в реальных условиях, так как позволяет объединить несколько предметов обучения, создать целостную картину мира и мотивировать детей к более углублённому изучению предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Коренченко Ж.Н.

Преподаватель изобразительного искусства

МБУ ДО ДШИ п. Кесова Гора Тверской обл.

     В нашей школе искусств, кроме художественного отделения, где я преподаю, существует фольклорное отделение, музыкальное (фортепиано, баян), отделение иностранного языка. Наряду с этим, школа искусств находится в огромном здании районного дома культуры, где разместились библиотека, детский  театр кукол, классы народного танцевального коллектива,  и даже спортивный зал. Такое доброе соседство в общем доме и тесное сотрудничество учителей и методистов открывает большие возможности для проведения интегрированных уроков. Ещё одна причина организации интегрированных уроков  - невозможность посещения всех кружков и секций, даже если  ребёнок собирается и рисовать, и танцевать, "а ещё мне петь охота". Объединить музыку и рисование, танец возможно на интегрированных уроках, - ведь  это интересно детям и всем родителям, которые  мечтают о развитом и образованном ребёнке.

    Интеграция,  - (от лат. полный, целостный) одно из важных и интересных направлений в современном образовании, должна быть востребована в реальных условиях, так как позволяет объединить несколько предметов обучения, создать целостную картину мира и мотивировать детей к более углублённому изучению предмета.

    Урок изобразительного искусства сам по себе уже имеет интегративный характер, так как  даёт ребятам знания из многих разделов культуры, науки, искусства и повседневной жизни. Когда  мы  рисуем иллюстрации к сказкам, обращаемся к литературным произведениям и читаем на уроке. Когда изображаем  русский  праздник или греческое шествие, вспоминаем сведения из истории и географии. Когда говорим о ритме в картинах художников, вспоминаем музыкальные ритмы, и ученик понимает, что всё в мире взаимосвязано. Но очень важно объединить не только понятия из разных изучаемых предметов, но и соединить предметы для усвоения отдельных тем или целого блока уроков на общей основе. То есть, целью интегрированных уроков является реализация межпредметных связей, соединение знаний отдельных предметов в цельную картину мира, чтобы в восприятии ученика сложилось единое представление об окружающем мире и о своём месте в обществе и природе.

    Задачами интегрированных уроков являются:

  • расширение кругозора учащихся, получение информации и новых интересных сведений, что мотивирует учащихся на дальнейшую творческую работу и совершенствование своих умений и навыков,
  • активизация мыслительной деятельности, развитие умений анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать знания из разных учебных предметов, развитие образного мышления,
  • снижение утомляемости и перегрузки учеников за счёт переключения на уроке на другие виды деятельности; вследствие необычного  хода урока у ребёнка проявляется  интерес, что даёт стимул для творчества и проявления интеллектуальных способностей,
  •  воспитание   толерантности , так как изучаемые явления подвергаются рассмотрению с различных точек зрения; формирование  нравственного, осознанного отношения к окружающему,
  •  повышение роли самостоятельной работы учащихся , умения независимо мыслить, ставить перед собой задачи и находить пути их решения, что готовит ребёнка к современной жизни, способствует  самореализации личностных возможностей учащихся,
  • создание условий для творческого роста учителя, возможность неожиданных открытий и удивительных находок, вероятность  посмотреть по-новому на участников учебного процесса, на их взаимоотношения.

Интегрированные уроки вырабатывают следующие компетенции:

  • ценностно-смысловые (осознание  целей  уроков, значимости постигаемого материала),
  • информационные (работа с компьютером и интернетом, умение самостоятельно находить  полезные сведения) ,
  • коммуникативные (умение трудиться в  коллективе, слушать друг друга, общаться, терпимо относиться к человеку  с другой точкой зрения).

    Интегрированный урок требует особой подготовки при тесном сотрудничестве учителей. Вместе с преподавателем фортепиано Овадовской Н.И, мы решили спланировать и провести интегрированный урок на тему "Танец", как обобщающий урок в конце четверти перед зачётом у музыкантов и как урок получения знаний для юных художников. Началась  подготовка с составления детального плана- конспекта  урока. Ход урока подробно записали  и продумали, сколько времени затратится  на каждый этап. Мы выяснили, какой объект  будем изучать на уроке, интересен ли он для детей, актуален ли для педагогов, какие цели преследует наше занятие. Также нужно  продумать, в какой день  провести такой урок, ведь состыковать расписание и собрать детей в одно время бывает проблематично. При  организации интегрированного урока следует выяснить, какие  технические средства будем использовать, и обратить внимание  на расположение необходимого оборудования, чтобы не тратить время на развешивание таблиц во время урока или на поиски раздаточного материала, продумать использование школьной и интерактивной доски, экрана, других технических средств. Для   более  рационального использования времени заранее расставить парты, разложить карточки с заданиями или приготовить краски, кисти  и бумагу. Первую  половину  урока мы решили провести в кабинете музыки, где находится фортепиано и синтезатор, а потом перейти в класс изобразительного искусства для рисования и просмотра видеороликов.

   Оценив возможности детей, их индивидуальные особенности и возраст, мы решили, что часть урока будет проведена как концерт, а во второй части познакомимся с историей танцев, видами танцев, при помощи использования  интерактивной доски, но стараясь не перегружать ребят впечатлениями. Учащиеся  музыкального отделения заранее подготовят небольшие рассказы и стихи к исполнению своего произведения ( к вальсу, польке, немецкому танцу, мазурке). Дети  художественного отделения  готовят  презентацию "Из истории танца" и вопросы для кроссворда с видеорядом различных танцевальных выступлений. Для  успешного  проведения урока важно соединить между собой музыкальный и художественный ряд, и продумать, как перейти от одной темы к другой.  Также   было  решено провести репетицию концерта юных музыкантов , и постановлено обязательно следить за самостоятельной подготовкой учеников , руководить их работой, продумывать появляющиеся проблемы. И, конечно,  после  проведения интегрированного урока проанализировать работу детей и учителей, сделать выводы. Надо  сказать, что  урок прошёл продуктивно, дети не только  были заинтересованы  темой и формой урока, но и вдохновились на создание композиции с танцующими людьми. Конечно, какие-то недостатки могут присутствовать и на хорошем уроке. Уже  сейчас  пришла  мысль,  что эта тема могла быть разработана по-другому, если подключить учителя хореографии, который бы рассказал о движениях в танце, об основных позициях, о костюмах. Можно с учащимися прийти на репетицию танцевального коллектива и сделать наброски танцующих. В любом случае, такой урок хочется совершенствовать и добиваться ещё лучших результатов. В том и  состоит работа учителя: с желанием и интересом продумывать уроки и видеть радостные лица  воспитанников, довольных полученными знаниями и общением со своими преподавателями. В будущем , хотелось бы продумать не один интегрированный  урок, а блок уроков по какой-то важной теме или организовать целый курс интегрированных уроков на целый  год в каждом классе.  Пока  не создаются  в нужном количестве интегрированные пособия и учебники, отобрать и систематизировать изучаемый материал по программе  - для учителей задача серьёзная.

    Интегрированные уроки - необычные по замыслу, организации, методике проведения - больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки желательно всем учителям. Но они  не могут стать главной формой работы из-за недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. Эффективность интегрированных уроков  зависит от высококачественной  предварительной подготовки.

Литература:

  1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П.Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
  2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С.185-214.

3.   Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Бабанский. М.: Педагогика, 1989,- 560 с.

4.    Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс /Под ред. М.Н.Розова.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.- 232с

5.   http://kirovgma.ru