План конспект открытого урока в 2 классе живописного отделения Тема: Рисование чучела птицы.

Тема урока: «Тональная зарисовка чучела птицы».

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Вид: Усвоение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование для учителя:

  • Карточки с изображением разных видов птиц (на каждой парте по две карточки  и ФА-3 в начале урока)
  • Образец рисования ворона
  • Образцы детских работ с прошлых лет (показ перед практической работой и повесить на доску)
  • Изображения птиц
  • Чучело птицы
  • Мольберт
  • Бумага ФА-3, чернографитные карандаш
  • Ластик

Оборудование для обучающихся:

·         Карандаш

·         Ластик

·         Бумага ФА-3 1 лист, ФА-4 -1 лист.

·         Уголь

·         Малярный скотч

Цель урока: знакомство с работой в новом материале, выработка умений анализировать натуру. Развитие руки и глаз обучающихся.

Задачи урока:

  • Грамотно закомпоновать изображение в листе;
  • Передать основные пропорции чучела птицы;
  • Последовательно выполнить работу в тоне мягким материалом;
  • Побудить интерес к изучению предмета;
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Предварительная подготовка:

  • Подготовить на урок карточки с изображением разных видов птиц.
  • Подготовить наглядное пособие «Последовательность рисования утки» (линейный рисунок).
  • Подготовить работы обучающихся с прошлых лет.

План урока:

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

1. Организационный момент                       1 мин.

Приветствие                                            

2. Мотивационное начало урока                  5 мин.

Постановка цели урока                           

3. Объяснение темы урока                          20 мин.

Использование опорного конспекта и презентации     

4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного                               45 мин.

Работа  на ФА- 3 выполнение заданий. Составление схем рисования птиц из геометрических фигур. Выполнение упражнений на закрепление техники работы мягким материалом.

5. Практическая работа                                  15 мин.

Выполнение работы в тоне  «Зарисовка птицы» на ФА-3.                         

6. Подведение итогов                                      15 мин.

                                                                  

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Мотивационное начало урока

Учитель: Здравствуйте!  Тема нашего сегодняшнего урока: «Тональная зарисовка чучела птицы».

Цель нашего урока – выяснить, как работать в построении карандашом и умением анализировать конструктивное строение птиц.

- И для достижения цели нашего урока вам нужно взглянуть на доску.

- Ребята, знаете, сколько  пользы приносят нам птицы? А что вы еще можете сказать, если посмотреть на «братьев наших меньших» глазами художника? (птицы – это часть природы, они украшают окружающий нас мир).

Беседа об анималистке.

- А знаете ли вы, что художника, который рисует животных, называют анималистом? Потому что «animal» - по-английски «животное». Художники, которые в своих картинах рисуют жи­вотных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анимали­стами. А жанр - анималистическим. Он является самым древ­ним. Первобытные люди оставляли на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов (краски они брали из земли, глины, трав). Они преклонялись перед животными, почитали их как богов, изготовляли магические фигурки птиц и зверей из глины, кости, металла. В Древнем Египте люди сооружали ог­ромные скульптуры богов-животных. В Древней Греции изо­бражениями животных украшали посуду, оружие, резные печати и музыкальные инструменты. Во все времена и эпохи человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюде­ния отражал в произведениях искусства: картинах, пышных ил­люстрациях, скульптурах,  фресках, росписи предметов быта.

Анализ внешнего вида птиц

При помощи доски учитель из геометрических фигур изображает птицу.

- Форма крыльев, хвоста, туловища, головы, ног, клюва, шеи  также окраска пернатых удивительно разнообразны. В очерке тела любой птицы лежат простейшее геометрические фигуры, которыми можно обобщить сложную форму. В зависимости от положения туловище птицы изображают окружностью или овалом, голову окружностью, наложенной на абрис (силуэт) туловища или несколько смещенной вверх либо в сторону. К окружности головы пририсовывают ромбический клювик, к овалу туловища - уголками крылья и хвостик в форме трапеции; обозначают глаза, тонкие ножки с пальцами, перья линиями и штрихами, очерчивающими форму частей и намечающими пушистую фактуру поверхности тела.

- Посмотрите на эту птицу, из каких геометрических фигур она состоит? .
- Правильно, это  явление называется анализом конструктивной формы.

Внешний вид птицы сильно зависит от ее среды обитания и образа жизни.

При огромном разнообразии голова, глаза и туловище у всех птиц примерно одинаковой формы, меняются только размеры и оси наклона.

- клюв  бывает  длинный,   короткий,  широкий,  узкий, прямой и кривой; (приведите примеры)

 - шея встречается длинная, короткая, средняя, широкая, узкая;

- ноги - длинные, короткие и средние.

- крылья    и    хвост    также    бывают    длинными    или короткими;

Оперение и окраска птиц очень разнообразны; в качестве украшений некоторые птицы имеют гребни, хохолки, воротники и тому подобные дополнения. ( Свиристель, снегирь, синица и т. д.)

III. Объяснение нового материала

- Сегодня мы научимся рисовать ворона! (учитель вешает таблицу последовательности рисования утки на доску).

 

В качестве основы используем только базовые фигуры: круг, овал, прямые линии. Поэтому рисовать птицу очень просто.

 

- Мы рассмотрели последовательность рисования грача более схематично, теперь более художественный пример на основе вот  такой птицы.

Загадка о вороне

 

 Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?..

(Ворона)


- Вы узнаете, как рисовать ворона мягким карандашом. Умная птица, хочу вам сказать. Далеко не с куриными мозгами, хоть и с перьями.

 

Чтобы обосновать сей довод, приведу несколько фактов в доказательство умища вороны:

Ворона может сосчитать, сколько человек пришло в дом.

Различает и ворон, и людей, и даже запоминает, кто есть кто.

Отличает ружье от палки.

Умеет развлекаться, создает сама себе игры.

Ворона можно обучить командам.

Может подражать человеческому голосу.

Птицы могут бросать камни в источник, чтобы поднять уровень воды.

 

В Японии догадливые вороны подкладывали под машины грецкие орехи, чтобы расколоть их. Причем, специально дожидались красного цвета.

 

Кстати, ученые даже намекают, что эти птички могут быть поумнее некоторых представителей человека разумного. И продолжают ставить эксперименты: загадывают птицам всевозможные логические загадки, а пернатые с ними успешно справляются.

 

Мешают ли нам вороны жить? Да, есть несколько проблем с ними.

 

Проблема один. Вороны разоряют по весне гнезда других птиц, другие птицы уже не в состоянии переклевать всех сельскохозяйственных усато-прыгучих вредителей, всходы на дачах и полях под угрозой. Это проблема фермеров и рьяных огородников.

 

Проблема два. В городе их популяция не регулируется естественным образом, так как они могут найти себе пропитания на всяких мусорках, рядом с бомжами им очень даже уютно. И весной возникает проблема номер один. Короче, это проблема экологов.

 

Проблема три. Защищая свое потомство, ворон способен заклевать и тварь покрупнее самого себя, даже человеку может не поздоровиться.

 

Итак, будем рисовать ворона: мозговитую птицу!

Как нарисовать ворона карандашом поэтапно

 

Шаг первый (Слайд 4).

image

 

В центре листа нарисуем небольшой овал — голову. Теперь от него вниз рисуем туловище. Всегда проще рисовать, если представить форму чего вы рисуете. Сейчас наше туловище чем-то похоже по форме на огурец. Вниз нужно продолжить длинный, угловатый хвост.

 

Шаг второй (Слайд 5)

image

 

Пририсуем к голове клюв. Длинный, ровный. Обозначим глаз. Покажем крыло, начинающееся от верхней части туловища. Оно сложено, а его край немного торчит поверх хвоста. Теперь лапки птицы.

 

Шаг третий (Слайд 6)

image

Оформим клюв: он немного приоткрыт, а верхняя часть чуть выпуклая. Над глазом проведем «бровь», получим угрюмый взгляд ворона. Обведем туловище и голову плавной линией, чтобы получить шею. На крыле покажем полукруг. Он нам понадобится в дальнейшем. Дорисовываем лапки, цепляющиеся за ветку.

 

Шаг четвертый (Слайд 7).

image

Продолжаем работать над лицом птички. Заштрихуем подбородок, нарисуем хохолок на затылке. На крыла и хвосте покажем длинные перья. Проработаем лапки.

 

Шаг пятый

 

Теперь аккуратно штрихуем ворона. Немного растушуем потом. Кажется, неплохо получилось. Вы сами убедились в том, что нарисовать птицу совсем несложно..

 

IV. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного

Учитель:                              

- А теперь оцените работы соседа , насколько правильно выполнено задание?

- Из каких геометрических фигур  у вас состоит ворон и .т.д. ?

- Какие технику углем вы использовали?

 

V. Практическая работа

- Выполнить зарисовку утки углем, используя схемы последовательности ее рисования на ФА- 3

- грамотно закомпоновать изображение в листе

- Используя  конструктивный анализ форм  передать в работах основные пропорции птицы.

Творческий поиск.

Выставка работ учащихся

Критерии оценивания:

·         Грамотная компоновка  птицы на листе

·         Верная передача основных пропорций птицы

·         Аккуратность выполнения

- Кто готов нам показать свои работы, прошу вперед.

(Коллективный анализ), отмечается выразительность птицы, рассказывают, правильно ли передали пропорции.

- Легко вам было выполнять эти задания, и в чем была сложность?

- А теперь все  остальные оцените свои работы. На сколько вы довольны своей работой и поставьте оценку.

VII. Итог урока

- С построением каких птиц  вы сегодня ознакомились?

- Что понравилось вам больше всего на уроке?

- А для чего мы выполняли упражнения на геометрический анализ форм, и где их можно применить?

- Какие работы лучше выполнять в технике угля.

- Сегодня вы замечательно поработали. Спасибо вам. На этом наш урок закончен.