статья "Взаимодействие психолога и педагога дополнительного образования по выявлению и поддержке одаренных детей

Ильина Наталья Николаевна

В статье приводится пример взаимодествия психолога и педагога дополнительного образования в работе с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vzaimodeystvie.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества «Союз»

Выборгского района Санкт-Петербурга

«Взаимодействие психолога и педагога дополнительного образования детей
по выявлению и поддержке одаренных детей»

психолог – Безбородов Михаил Юрьевич

педагог – Ильина Наталья Николаевна

 

Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить его к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость И в этой работе важно не одностороннее наблюдение психолога и педагога, а их системное взаимодействие – регулярный обмен информацией, результатами диагностики, обсуждения, анализ, выбор оптимальных способов решения обозначенных проблем, возникающих порой  в не простом процессе становления личности одарённого ребёнка.

Вашему вниманию предлагается  пример такого взаимодействия.

В начале 2014 -2015 учебного года проводилось диагностическое исследование по выявлению детей с творческим потенциалом или признаками одаренности среди воспитанников коллективов ДДТ «Союз» различной творческой направленности. В данном диагностическом исследовании приняло участие 147 воспитанников от 7 до 13 лет и 11 педагогов дополнительного образования, которые обучают их творческому мастерству.

В основе диагностического исследования дивергентного мышления воспитанников лежали уже хорошо зарекомендовавшие себя креативные тесты Вильямса, состоящие из тестов дивергентного мышления и личностно-творческих характеристик, и опросник креативности Д.Рензулли и Р.Хартмана, модифицированный и адаптированный вариант которых, разработан Еленой Евгеньевной Туник - кандидатом психологических наук, доцентом факультета психологии СПбАППО.

По результатам трех проведенных методик, в творческих коллективах ДДТ «Союз» были выявлены 14 воспитанников с признаками развитого дивергентного мышления, среди которых находились и воспитанники изостудии «Планета цвета». И на примере этого коллектива предлагается рассмотреть взаимодействие психолога и педагога дополнительного образования.

Работая на занятиях с детьми, педагогом было выявлено, что воспитанница Саша Т., отдаёт предпочтение определенным изобразительным материалам и достаточно болезненно реагирует на аргументированный отказ, проявляет упрямство, что тормозит развитие определенных (не входящих в сферу интересов ребенка) изобразительных навыков, и в последующем будет ограничивать выбор соответствующих замыслу композиции изобразительных средств. В работе в группе отвлекается, неактивна в обсуждениях, но способна последовать решению, принятому в группе, поведение неровное, на замечания педагога чаще всего реагирует, но требует дальнейшего контроля. Рабочее место организовывает с помощью педагога, убирает его по окончании работы охотно, но не всегда аккуратно, во взаимоотношениях со сверстниками иногда слишком эмоциональна и резка, вызывает обратную негативную реакцию.

Психолог рекомендовал: игровые занятия в микрогруппах. Следуя данным рекомендациям педагогом были разработаны следующие творческие задания:

«Комната на заказ». Задание выполнялось в парах, составленных педагогом. Суть задания в том, что один из воспитанников выполняет роль «заказчика комнаты», а другой выслушивает его пожелания как «дизайнер», затем они меняются ролями. В описании интерьера фантазия ребёнка-«клиента» никак не ограничивается,  равно как и «дизайнер» в выборе изобразительных средств. В паре с Сашей на этом занятии работала Катя И., воспитанница, умеющая хорошо работать в разных изобразительных техниках, но испытывающая сложность в «придумывании» сюжетов и вариантов композиции. В процессе работы Саша проявила, свойственную ей фантазию, заказав «полностью стеклянную комнату, уходящую под воду с выходом на берег океана», а Катя прекрасно исполнила её замысел «жить и постоянно наблюдать за морскими жителями», используя акварель и маркеры и гелевые ручки. В результате воспитанницы оценили достоинства друг друга, что положительно отразилось и на их общении вне занятий.

«Собирательный образ». Это задание рассчитано на работу воспитанников в микрогруппах, каждая из которых должна собрать из заранее заготовленных элементов портрет в технике аппликации, и не просто портрет, а «образ» со своим характером и настроением. Ребята работали на большом формате бумаге, и за ограниченное количество времени должны были выполнить большой объем работы, что обеспечило активное участие в ней каждого воспитанника. Чтобы успешно справиться с поставленной творческой задачей они, помимо знаний пропорций лица человека, должны были выработать единое композиционное решение, определить последовательность выполнения работы и распределить внутри группы конкретные виды деятельности (вырезание, подбор и приклеивание элементов). Это задание помогло Саше осознать свою значимость в совместном творчестве и, в определённой степени, ответственность за общий результат. В дальнейшем она стала более спокойной и уравновешенной в отношениях со сверстниками.