Как урок влияет на становление личности

Иванова Елена Викторовна

В статье говорится о влиянии урока изобразительного искусства на личность ученика. Учет возрастных особенностей на выбор методов обучения учителем. Применение различного подхода к обучению на уроке: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Как урок влияет на становление личности

      Современная общеобразовательная школа берет ориентир на становление личности, обладающей такими важными качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, проявлять готовность к самообразованию. Существует необходимость повышения уровня и эффективности подготовки учащихся на уроках. Поэтому многие педагоги, продумывая программу проведения урока, озабочены такими вопросами:

- как сделать, чтобы каждое занятие было ученикам интересно;

- как ненавязчиво научить их фантазировать, изобретать;

      - как вырастить личность, способную находить творческие пути решения той или иной проблемы?

     В настоящее время назрела необходимость определения истинного значения и места художественно-эстетического обучения и воспитания школьников в процессе становления и формирования личности.

     Александр Геннадьевич Сайбединов в своей книге «Диалоги с душой» сравнивает образование с «лодкой, в которой нужно доплыть до острова счастья, и по обе стороны этой лодки сидят гребцы – «учителя», успешно гребущие к этой заветной цели. Лодка накренилась оттого, что учителей, сидящих на одной стороне и представляющих традиционный блок обучения, так называемые, «основные предметы» гораздо больше, чем учителей образовательной области «Искусство». Естественно, лодка идёт по кругу, пугая своих пассажиров тем, что вот-вот затонет, а они усиленно вычерпывают воду, реформируя и совершенствуя всевозможные предметы и механизмы для выгребания воды, вместо того, чтобы задуматься: отчего крен…»

     Этот спор можно оценивать как вечный спор за гармонию жизни. Именно этот спор лежит в основе духовного кризиса общества. И очень важно осознать то, что духовность, соприкосновение с нравственными ценностями, не только с теми, которые уже состоялись в культуре, но и с теми, которые ты обрёл сам, в своём созидательном поиске, внимательно вглядываясь в мир, очень влияют на формирование человека.

     Уникальность и значимость уроков изобразительного искусства в том, что в современной логизированной школе они играют совершенно особую роль – развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Изобразительное искусство, да и искусство в широком смысле, непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата. Дойти до этой цели помогают различные технологии и методы, которые применяет учитель на своём уроке.

      Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. Многие темы по изобразительному искусству в начальной школе  строятся на основе прочитанных и увиденных сказок. Целый блок проходит под названием «Добрый и злой сказочный герой».  Сказка входит в мир младшего школьника с самых ранних лет как реальность. Ребёнок верит в волшебство. Сказка привлекает ребенка неограниченностью возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом, удовлетворенным чувством справедливости.

Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал.

Сказки представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями. С помощью них, дети познают такие понятия как: вежливость, совесть, ответственность, героизм.

Сказки помогают узнать, что в мире существует не только добро и мамина любовь, но здесь есть место и для злобы, ненависти, болезней, смерти, но добро всегда стремится бороться со злом и побеждает. Дети начинают подражать героям, в них формируют такие качества как: храбрость, отвага, бескорыстие.

 Постепенно проявляются отношения более высокого порядка - любовь к родной природе, Родине. И, в конечном итоге, все впечатления, представления и знания, которые прошли через душу и сердце ребенка, становятся его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу, что и определяет нравственную и гражданскую позицию человека. Хочется с сожалением отметить, что большинство детей предпочитают иностранные сказки и мультфильмы («Рапунцель», «Русалочка», «Шрек», а такие как «Винни-пух», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Морозко») не знают. Оно и понятно, зарубежные - самые красочные, самые остросюжетные и самые громкие. Наши - в большинстве спокойные, в них часто заложены серьезные обобщения, они заставляют ребенка размышлять, то есть проделывать определенную умственную работу. Это не развлечение, а самый настоящий урок. За юмором отечественных сказок и мультфильмов стоят очень важные знания.

В среднем звене (5 - 6 классы) учащиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях, не дают забыть про обычаи наших предков. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а, следовательно, и когнитивных способностей.

В конце 5 класса ученики выполняют итоговую работу в материале «Ты сам мастер». Ребята сами выбирают материал для работы (кожа, нитки, шпагат, соленое тесто, ткань, пластилин) выполняют работу в техниках квиллинг, папье-маше, декупаж. Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь учатся самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам. По окончании работы ученики рассказывают об этапах работы, кто им помогал, с какими трудностями им пришлось столкнуться.

На протяжении всего года обучающиеся 7-8 классов выполняют работу в парах, группах, коллективные работы. Коллективная работа учащихся позволяет в полной мере погрузиться в творчество, насладится его результатом.

     Коллективные задания помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми, коллективные задания учат общаться, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.

Учащиеся учатся работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивость в выполнении заданий и соревновательность; умение рисковать; способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

      Кульминацией коллективной деятельности является общий успех, оказывающий позитивное влияние на коллектив в целом и на каждого участника в отдельности. Во многом секрет жизненного успеха зависит не только от проявления личностных качеств учащегося. Не достаточно личной творческой и интеллектуальной одаренности, большое значение имеет уровень эмоционального и социального развития. Коллективные работы помогают учиться видеть себя и других в процессе совместного творчества. Коллективная творческая деятельность способствует не только сплочению детского коллектива, в процессе совместной творческой деятельности один процесс рационального разделения обязанностей способен дать эффект, превосходящий любые индивидуальные возможности. Коллективное творчество принципиально отличается от другой деятельности тем, что предполагает не подавление личных интересов и инициатив каждого для достижения определенного результата, а использование энергии и потенциала всех участников проекта для того, чтобы добиться максимума и накоплению каждым ребенком опыта эмоционального сопереживания.

     Учитель, выбравший коллективную форму работы, может наблюдать за постепенно меняющимися отношениями между учащимися. Первые коллективные работы показывают как личные симпатии и антипатии влияют и легко деформируют связи, образующиеся в процессе художественной деятельности. Однако, при дальнейшем ведении разнообразных способов коллективной деятельности подобная зависимость преобразуется в противоположную: деловые отношения оказывают влияние на личностные связи, устанавливается здоровый климат в коллективе.

     Положительное воздействие коллективной формы деятельности на участников образовательного процесса:

   Развитие мотивации учащихся к сотрудничеству. Включенность каждого участника группы в активную работу, а, результат, возникающий в процессе совместной деятельности, формирует дальнейший интерес к творчеству. Общение, дающее возможность каждому проявить свои творческие способности, что ведет к личностному росту участников образовательного процесса. Активизация воспитательного компонента самого процесса обучения, так как происходит невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела. Равноправие каждого участника совместной деятельности. Значительное внимание во время коллективной художественно творческой деятельности необходимо уделить созданию атмосферы сотворчества и взаимодействия. Сам продукт – коллективную работу – можно использовать в качестве наглядного ряда, оформления интерьера школы. Для учителя это всегда возможность решения педагогических проблем, выхода на уровень исследования, эксперимента и разработки инновационных технологий.

     На протяжении всего курса (1-8 классы) учащиеся занимаются тематическим рисованием, рисованием с натуры, декоративно-прикладным искусством. В процессе тематического рисования доминирующая роль принадлежит творческому воображению, зрительной памяти, в процессе рисования с натуры – наблюдению, активному анализу и синтезу объекта изображения. Таким образом, изобразительное искусство занимает важное место в формировании мировоззрения учащихся. Для успешного выполнения рисунка с натуры, тематического и декоративного рисунка необходимым условием является внимание.

Внимание - это важное условие успеха познания школьников окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления и т. д. Важная роль внимания в изобразительной деятельности объясняется специфическими особенностями творческой деятельности учащихся. Особое значение имеет внешнее выражение внимания. Ответственность за учение, свои поступки, интерес к учебным занятиям, увлеченность какой-нибудь деятельностью - все способствует развитию произвольного внимания, формированию умению самостоятельно воспитывать внимание и развитию внимательности как черты личности. Таким образом, развитие внимания связанно со становлением личности школьника.

Понятно, что подавляющее большинство детей, никогда не станет художниками. Более того: традиционно уроки ИЗО, технологии и музыки воспринимаются даже взрослыми (родителями, коллегами) как нечто необременительное, несерьезное. Увы, с таким отношением к «искусствам» постоянно приходится сталкиваться. Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.

В заключение хочется процитировать слова известного художника-графика В.А. Фаворского: «Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоеванных ребенком».

Сообщение подготовлено учителем изо МАОУ СОШ № 13 Ивановой Е.В.

Источники:

https://yandex.ru/search/

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwjAx8HPxtrMAhWGVywKHeT0CwMQFggcMAA&url=http%3A%2F%2Fdeveloppsy.ru%2Fstudenty%2Fsomova%2FP3_skazka.doc&usg=AFQjCNEJTDEYAyY77qnLuKwCRv2RNz32pQ&cadjt

http://lifepsycho.ru/300-vliyanie-skazki-na-formirovanie-lichnosti.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/24/pedagogicheskiy-proekt-vliyanie-narodnoy-skazki-na-formirovanie

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00030171_0.html