Методическая разработка урока

Синицина Мария Сергеевна
Вид занятий: работа по представлению в 4 классе Детской художественной школы ( возраст учащихся 12-13лет) урок по теме: «Мордовский костюм в декоративно композиции, Миологические божества Мордвы». ( Бумага формата А 3, гуашь, простой карандаш, стерка) Тема урока: «Мордовский костюм в декоративно композиции, Миологические божества Мордвы». Композиция на тему: «Мордовское божество в мордовском национальном костюме», «Сказки мордвы». Количество часов по теме – 15 часов. Продолжительность занятия – 3часа. Тип урока: медиаурок. Цель урока: 1. Познакомить с основными видами декоративного украшения одежды; 2. Познакомить детей с древними верованиями мордвы; 3. Обратить внимание учащихся на произведения искусства мордовского народа; 4. Развивать творческие способности; 5. Привитие любви к родному краю, гордости за свой народ, знание и умение ценить традиции своего народа; 6. Приобщить к национальной культуре; 7. Пробудить интерес к культуре родного края; 8. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике. 9. Развитие у учащихся знаний, умений и навыков поэтапного ведения учебной работы. Закрепление знаний правильного композиционного расположения. Воспитание аккуратности и точности выполнения учебного задания. Задача Выполнить работу по переносу рисунка на формат бумаги А 3 с эскиза, согласно поэтапности ведения работы. Оборудование Для преподавателя: 1.Наглядно методические пособия с изображением мордовского костюма, схем композиционного решения. 2.Фотографии и репродукции картин с изображением мордовского народа. 3. Компьютер, презентация на тему «Боги мордвы». 4. Наглядно методические пособия из работ учащихся по теме: «Сказки мордвы». Для учащихся: Бумага формата А3, краски гуашь, карандаши, ластик, кисти беличьи, колонковые №№ 3.5,8,палитра,баночка для воды. Музыкальный ряд: Мордовские национальные песни. План урока: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и целей урока. 3. Изучение нового материала. 4. Работа над эскизами. 5.Перенос рисунка с эскиза на формат бумаги А3. 6.Работа в цвете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx593.56 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры и туризма

Республики Мордовия

Управление культуры

Городского округа Саранск

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Детская художественная школа №4»

Методическая разработка урока

по декоративной композиции

в 4 классе живописного отделения

«Мордовский костюм в декоративной композиции, мифологические божества Мордвы».

                             

                                       Подготовила и провела

                                                                преподаватель живописного отделения

                            Синицина М.С.

Саранск 2016г

Аннотация

Вид занятий: работа по представлению в 4 классе Детской художественной школы ( возраст учащихся 12-13лет) урок по теме: «Мордовский костюм в декоративно композиции, Миологические божества Мордвы». ( Бумага формата А 3, гуашь, простой карандаш, стерка)

Тема урока: «Мордовский костюм в декоративно композиции, Миологические божества Мордвы».

Композиция на тему: «Мордовское божество в мордовском национальном костюме», «Сказки мордвы».

Количество часов по теме – 15 часов.

Продолжительность занятия – 3часа.

Тип урока: медиаурок.

Цель урока:

 1. Познакомить с основными видами декоративного украшения одежды;

2. Познакомить детей с древними верованиями мордвы;

 3. Обратить внимание учащихся на произведения искусства мордовского народа;

 4. Развивать творческие способности;

 5. Привитие любви к родному краю, гордости за свой народ, знание  и  умение ценить традиции своего народа;

 6. Приобщить  к национальной культуре;

 7. Пробудить интерес к культуре родного края;

 8.  Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике. 

  9. Развитие у учащихся знаний, умений и навыков поэтапного ведения учебной работы. Закрепление знаний правильного композиционного расположения. Воспитание аккуратности и точности выполнения учебного задания.

Задача

Выполнить работу по переносу рисунка на формат бумаги А 3 с эскиза, согласно поэтапности ведения работы.

Оборудование

Для преподавателя: 

1.Наглядно методические пособия с изображением мордовского костюма,  схем композиционного решения.

2.Фотографии и репродукции картин с изображением мордовского народа.

3. Компьютер, презентация на тему «Боги мордвы».

4. Наглядно методические пособия из работ учащихся по теме: «Сказки мордвы».

Для учащихся: Бумага формата А3, краски гуашь, карандаши, ластик, кисти беличьи, колонковые №№ 3.5,8,палитра,баночка для воды.

Музыкальный ряд: Мордовские национальные песни.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Изучение нового материала.

4. Работа над эскизами.

5.Перенос рисунка с эскиза на формат бумаги А3.

6.Работа в цвете.

Пояснительная записка

Предмет «Композиция» в учебном плане школы является профилирующим. Программа по композиции тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи, истории искусств. Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы.

На примере анализа произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства демонстрирует ученикам различные подходы к решению композиции в разных видах искусств, дает понятие о единстве формы и содержании, в котором первичным является идея, а композиция — средством ее выражения. Полезно при этом проводить аналогию с другими видами искусств (театром, музыкой, литературой), изучение элементов композицией не предполагает готовых решений, а лишь помогает учащимся более грамотно пользоваться в самостоятельной работе средствами изобразительного искусства, применяя различные техники исполнения (графика, живопись, гроттаж, батик и т.п.). Дальнейший ход обучения должен идти по линии углубления и расширения знаний основ композиции в процессе выполнения учащимися упражнений и практических работ.

Цель учебной дисциплины: ознакомить учащихся с теорией композиции, дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству, развить их образное мышление.

Основными задачами обучения являются:

  1. Обучающие: знакомство с основными законами, правилами и приемами композиции. Изучение выразительных возможностей тона и цвета; поэтапное ведение работы над композицией. Применение различных изобразительных материалов и техник. Умелое применение на практике полученных знаний, умений и навыков, полученных на уроках «Рисунка» и «Живописи». Развитие композиционно-образного мышления; развитие познавательного интереса, развитие мотивации к образному мышлению.
  2. Воспитательные: воспитание художественно – эстетической культуры и художественного вкуса, развить способность учащихся к выработке своих взглядов и суждений на произведения искусств; формирование способности к восхищению и удивлению; эмоционально – образному восприятию;
  3. Развивающие: развитие таких черт как работоспособность, настойчивость, сознательность, творческой самореализации в учебных заданиях по композиции; формирование у каждого учащихся потребности художественному творчеству;
  4. Общепедагогические: воспитание чувства дисциплины, умения анализировать и творчески преодолевать возникающие трудности в процессе обучения;

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, который предусматривает использование фронтальной, индивидуальной форм учебной работы обучающихся. Каждая тема реализуется через две основные формы работы – студийные (классные) и домашние

Виды уроков:

  1. традиционный (сочетающий в себе объяснение и практические упражнения).
  2. комплексный - собеседование, консультации, экскурсии.

Практические упражнения под руководством педагога по закреплению определенных навыков и умений.

Режим занятий:  4 классы по 3 академических часа.

Периодичность занятий: 4классы 1 раз в неделю.

Продолжительность урока  3 академических часа.

Занятия проводятся под руководством педагога, по плану коллективного обучения и индивидуального подхода.

Методы обучения:

- объяснительно — иллюстративный;

- личностно – ориентированные;

- репродуктивный;

- методы контроля и самоконтроля, самостоятельная работа;

- методы стимулирования и мотивации интереса к учению.

Принципы обучения:

- доступность в обучении и воспитании;

- индивидуальный подход;

- коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности;

- наглядность;

- научность;

- принцип сотрудничества;

- прочность, осознанность и действенность результатов;

- связь теории с практикой;

- систематичность и последовательность;

- сознательность, активность, самостоятельность;

- уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

Ход урока

1.Организационный момент(5 мин.)

Подготовка занятию обустройство своего рабочего места.

2.Эмоциональный настрой.(5мин.)

Приветствие учащихся. Сообщение цели и задач урока.

3.Теоретическая часть. Сообщение учебного материала. (20мин.)

Преподаватель в диалоге с учащимися вспоминает и обсуждает посещение краеведческого музея. Обсуждает историю и географию расположения местности, культуру народов мордвы. Показывает фотографии и рисунки с изображением природы. Рисунки на тему «Мордовские сказки» учащихся школы. Обращает внимание учащихся на национальную одежду местных жителей. Просматривают презентацию на тему «Боги мордвы». Что способствует вовлечению учащихся в поиск творческого решения. В процессе дискуссии преподаватель подводит учащихся к поиску эмоционально образного решения, национальной тематики. Дети работают над эскизами, изображая понравившееся божество мордвы в национальном костюме.

Объяснение учащимся, как лучше закомпоновать предметы на формате листа бумаги, определить их пропорции и объём. Дать понятие правильного композиционного решения.

Приложение №1 (посещение музея, фотографии местного населения, национальные костюмы ит.п.)

4.Порядок работы над композицией.

1.Размещение предметов на формат лита бумаги А 3 с готового эскиза. ( Поиск правильного композиционного решения)

2.Определение правильных пропорций предметов.

3. Работа по переносу эскиза.

4. Практическая часть.

Самостоятельная работа учащихся-1 час.

В течение урока с учащимися ведётся индивидуальная и фронтальная работа.

5.Подведение итогов урока -20мин.

Проводиться просмотр работ учащихся. Отмечаются лучшие работы. Разбираются ошибки. Выставляют оценки. Приводят в порядок класс.

Литература:

  1. Мордовский народный костюм. Альбом;  Прокина Т.П., Сурина М.И.

Издательство: Мордовское книжное издательство; Год издания: 1990.

  1. Мордовские народные сказки; Год издания: 1985;

 Издательство: Мордовское книжное издательство. Сказки собраны и литературно обработаны К.Т.Самородовым.

Методические рекомендации:

Наша задача — научить детей понимать красоту, творить, поддерживать их порыв созданию нового.

Для более полного раскрытия и понимания темы рекомендую посетить с учащимися Краеведческий музей, Музей Изобразительного искусства имени С.Д.Эрьзи, выставку работ местных художников города. Изучить особенности национального костюма, географию расположения местности, природу и фауну, культуру мордовского народа , послушать национальную музыку. В музее сделать зарисовки национальных костюмов, бытовых предметов, животных и т.п. Такая интеграция поможет учащимся более глубоко изучить тему и выразить её в правильном композиционном решении.

Для создания ситуации успеха из выполненных работ сделать экспозиционную выставку.

Работы учащихся:

C:\Users\1\Downloads\DSC_0808.JPG    C:\Users\1\Downloads\DSC_0803.JPG     C:\Users\1\Downloads\DSC_0815.JPG

C:\Users\1\Downloads\DSC_0801.JPG        C:\Users\1\Downloads\DSC_0802.JPG      C:\Users\1\Downloads\DSC_0804.JPG