Главные вкладки

    Методическая разработка урока по декоративной композиции в 4 классе живописного отделения.

    Синицина Мария Сергеевна
    Вид занятий: работа по представлению в 4 классе Детской художественной школы ( возраст учащихся 12-13лет) урок по теме: «Мордовский костюм в декоративно композиции, Миологические божества Мордвы». ( Бумага формата А 3, гуашь, простой карандаш, стерка) Тема урока: «Мордовский костюм в декоративно композиции, Миологические божества Мордвы». Композиция на тему: «Мордовское божество в мордовском национальном костюме», «Сказки мордвы». Количество часов по теме – 15 часов. Продолжительность занятия – 3часа. Тип урока: медиаурок. Цель урока: 1. Познакомить с основными видами декоративного украшения одежды; 2. Познакомить детей с древними верованиями мордвы; 3. Обратить внимание учащихся на произведения искусства мордовского народа; 4. Развивать творческие способности; 5. Привитие любви к родному краю, гордости за свой народ, знание и умение ценить традиции своего народа; 6. Приобщить к национальной культуре; 7. Пробудить интерес к культуре родного края; 8. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике. 9. Развитие у учащихся знаний, умений и навыков поэтапного ведения учебной работы. Закрепление знаний правильного композиционного расположения. Воспитание аккуратности и точности выполнения учебного задания. Задача Выполнить работу по переносу рисунка на формат бумаги А 3 с эскиза, согласно поэтапности ведения работы. Оборудование Для преподавателя: 1.Наглядно методические пособия с изображением мордовского костюма, схем композиционного решения. 2.Фотографии и репродукции картин с изображением мордовского народа. 3. Компьютер, презентация на тему «Боги мордвы». 4. Наглядно методические пособия из работ учащихся по теме: «Сказки мордвы». Для учащихся: Бумага формата А3, краски гуашь, карандаши, ластик, кисти беличьи, колонковые №№ 3.5,8,палитра,баночка для воды. Музыкальный ряд: Мордовские национальные песни. План урока: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и целей урока. 3. Изучение нового материала. 4. Работа над эскизами. 5.Перенос рисунка с эскиза на формат бумаги А3. 6.Работа в цвете.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka.docx593.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство культуры и туризма

    Республики Мордовия

    Управление культуры

    Городского округа Саранск

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

     «Детская художественная школа №4»

    Методическая разработка урока

    по декоративной композиции

    в 4 классе живописного отделения

    «Мордовский костюм в декоративной композиции, мифологические божества Мордвы».

                                 

                                           Подготовила и провела

                                                                    преподаватель живописного отделения

                                Синицина М.С.

    Саранск 2016г

    Аннотация

    Вид занятий: работа по представлению в 4 классе Детской художественной школы ( возраст учащихся 12-13лет) урок по теме: «Мордовский костюм в декоративно композиции, Миологические божества Мордвы». ( Бумага формата А 3, гуашь, простой карандаш, стерка)

    Тема урока: «Мордовский костюм в декоративно композиции, Миологические божества Мордвы».

    Композиция на тему: «Мордовское божество в мордовском национальном костюме», «Сказки мордвы».

    Количество часов по теме – 15 часов.

    Продолжительность занятия – 3часа.

    Тип урока: медиаурок.

    Цель урока:

     1. Познакомить с основными видами декоративного украшения одежды;

    2. Познакомить детей с древними верованиями мордвы;

     3. Обратить внимание учащихся на произведения искусства мордовского народа;

     4. Развивать творческие способности;

     5. Привитие любви к родному краю, гордости за свой народ, знание  и  умение ценить традиции своего народа;

     6. Приобщить  к национальной культуре;

     7. Пробудить интерес к культуре родного края;

     8.  Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике. 

      9. Развитие у учащихся знаний, умений и навыков поэтапного ведения учебной работы. Закрепление знаний правильного композиционного расположения. Воспитание аккуратности и точности выполнения учебного задания.

    Задача

    Выполнить работу по переносу рисунка на формат бумаги А 3 с эскиза, согласно поэтапности ведения работы.

    Оборудование

    Для преподавателя: 

    1.Наглядно методические пособия с изображением мордовского костюма,  схем композиционного решения.

    2.Фотографии и репродукции картин с изображением мордовского народа.

    3. Компьютер, презентация на тему «Боги мордвы».

    4. Наглядно методические пособия из работ учащихся по теме: «Сказки мордвы».

    Для учащихся: Бумага формата А3, краски гуашь, карандаши, ластик, кисти беличьи, колонковые №№ 3.5,8,палитра,баночка для воды.

    Музыкальный ряд: Мордовские национальные песни.

    План урока:

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы и целей урока.

    3. Изучение нового материала.

    4. Работа над эскизами.

    5.Перенос рисунка с эскиза на формат бумаги А3.

    6.Работа в цвете.

    Пояснительная записка

    Предмет «Композиция» в учебном плане школы является профилирующим. Программа по композиции тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи, истории искусств. Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы.

    На примере анализа произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства демонстрирует ученикам различные подходы к решению композиции в разных видах искусств, дает понятие о единстве формы и содержании, в котором первичным является идея, а композиция — средством ее выражения. Полезно при этом проводить аналогию с другими видами искусств (театром, музыкой, литературой), изучение элементов композицией не предполагает готовых решений, а лишь помогает учащимся более грамотно пользоваться в самостоятельной работе средствами изобразительного искусства, применяя различные техники исполнения (графика, живопись, гроттаж, батик и т.п.). Дальнейший ход обучения должен идти по линии углубления и расширения знаний основ композиции в процессе выполнения учащимися упражнений и практических работ.

    Цель учебной дисциплины: ознакомить учащихся с теорией композиции, дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству, развить их образное мышление.

    Основными задачами обучения являются:

    1. Обучающие: знакомство с основными законами, правилами и приемами композиции. Изучение выразительных возможностей тона и цвета; поэтапное ведение работы над композицией. Применение различных изобразительных материалов и техник. Умелое применение на практике полученных знаний, умений и навыков, полученных на уроках «Рисунка» и «Живописи». Развитие композиционно-образного мышления; развитие познавательного интереса, развитие мотивации к образному мышлению.
    2. Воспитательные: воспитание художественно – эстетической культуры и художественного вкуса, развить способность учащихся к выработке своих взглядов и суждений на произведения искусств; формирование способности к восхищению и удивлению; эмоционально – образному восприятию;
    3. Развивающие: развитие таких черт как работоспособность, настойчивость, сознательность, творческой самореализации в учебных заданиях по композиции; формирование у каждого учащихся потребности художественному творчеству;
    4. Общепедагогические: воспитание чувства дисциплины, умения анализировать и творчески преодолевать возникающие трудности в процессе обучения;

    Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, который предусматривает использование фронтальной, индивидуальной форм учебной работы обучающихся. Каждая тема реализуется через две основные формы работы – студийные (классные) и домашние

    Виды уроков:

    1. традиционный (сочетающий в себе объяснение и практические упражнения).
    2. комплексный - собеседование, консультации, экскурсии.

    Практические упражнения под руководством педагога по закреплению определенных навыков и умений.

    Режим занятий:  4 классы по 3 академических часа.

    Периодичность занятий: 4классы 1 раз в неделю.

    Продолжительность урока  3 академических часа.

    Занятия проводятся под руководством педагога, по плану коллективного обучения и индивидуального подхода.

    Методы обучения:

    - объяснительно — иллюстративный;

    - личностно – ориентированные;

    - репродуктивный;

    - методы контроля и самоконтроля, самостоятельная работа;

    - методы стимулирования и мотивации интереса к учению.

    Принципы обучения:

    - доступность в обучении и воспитании;

    - индивидуальный подход;

    - коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности;

    - наглядность;

    - научность;

    - принцип сотрудничества;

    - прочность, осознанность и действенность результатов;

    - связь теории с практикой;

    - систематичность и последовательность;

    - сознательность, активность, самостоятельность;

    - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

    Ход урока

    1.Организационный момент(5 мин.)

    Подготовка занятию обустройство своего рабочего места.

    2.Эмоциональный настрой.(5мин.)

    Приветствие учащихся. Сообщение цели и задач урока.

    3.Теоретическая часть. Сообщение учебного материала. (20мин.)

    Преподаватель в диалоге с учащимися вспоминает и обсуждает посещение краеведческого музея. Обсуждает историю и географию расположения местности, культуру народов мордвы. Показывает фотографии и рисунки с изображением природы. Рисунки на тему «Мордовские сказки» учащихся школы. Обращает внимание учащихся на национальную одежду местных жителей. Просматривают презентацию на тему «Боги мордвы». Что способствует вовлечению учащихся в поиск творческого решения. В процессе дискуссии преподаватель подводит учащихся к поиску эмоционально образного решения, национальной тематики. Дети работают над эскизами, изображая понравившееся божество мордвы в национальном костюме.

    Объяснение учащимся, как лучше закомпоновать предметы на формате листа бумаги, определить их пропорции и объём. Дать понятие правильного композиционного решения.

    Приложение №1 (посещение музея, фотографии местного населения, национальные костюмы ит.п.)

    4.Порядок работы над композицией.

    1.Размещение предметов на формат лита бумаги А 3 с готового эскиза. ( Поиск правильного композиционного решения)

    2.Определение правильных пропорций предметов.

    3. Работа по переносу эскиза.

    4. Практическая часть.

    Самостоятельная работа учащихся-1 час.

    В течение урока с учащимися ведётся индивидуальная и фронтальная работа.

    5.Подведение итогов урока -20мин.

    Проводиться просмотр работ учащихся. Отмечаются лучшие работы. Разбираются ошибки. Выставляют оценки. Приводят в порядок класс.

    Литература:

    1. Мордовский народный костюм. Альбом;  Прокина Т.П., Сурина М.И.

    Издательство: Мордовское книжное издательство; Год издания: 1990.

    1. Мордовские народные сказки; Год издания: 1985;

     Издательство: Мордовское книжное издательство. Сказки собраны и литературно обработаны К.Т.Самородовым.

    Методические рекомендации:

    Наша задача — научить детей понимать красоту, творить, поддерживать их порыв созданию нового.

    Для более полного раскрытия и понимания темы рекомендую посетить с учащимися Краеведческий музей, Музей Изобразительного искусства имени С.Д.Эрьзи, выставку работ местных художников города. Изучить особенности национального костюма, географию расположения местности, природу и фауну, культуру мордовского народа , послушать национальную музыку. В музее сделать зарисовки национальных костюмов, бытовых предметов, животных и т.п. Такая интеграция поможет учащимся более глубоко изучить тему и выразить её в правильном композиционном решении.

    Для создания ситуации успеха из выполненных работ сделать экспозиционную выставку.

    Работы учащихся:

    C:\Users\1\Downloads\DSC_0808.JPG    C:\Users\1\Downloads\DSC_0803.JPG     C:\Users\1\Downloads\DSC_0815.JPG

    C:\Users\1\Downloads\DSC_0801.JPG        C:\Users\1\Downloads\DSC_0802.JPG      C:\Users\1\Downloads\DSC_0804.JPG