программа по предмету "Батик"

Хомякова Ольга Сергеевна

Программа учебного предмета  «Батик» разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  изобразительного  искусства  «Живопись».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл batik.docx49.32 КБ

Предварительный просмотр:

Шабалинское муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детская школа искусств»

пгт Ленинское Кировской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ЖИВОПИСЬ»

Предметная область ВО.00.

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

программа по учебному предмету

ВО.00. В.02. БАТИК

 

2013

Одобрено

Методическим советом

МОУ ДОД «ДШИ № »

«___»____________2013 г.

Утверждаю

Директор МОУ ДОД «ДШИ № »

______________

(подпись)

«___»___________2013 г.

Примерная программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного  искусства «Живопись»

Организация-разработчик:

Шабалинское муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств » пгт Ленинское Кировской области

Разработчик:

Носкова Ольга Сергеевна, преподаватель изобразительного искусства

Рецензент:

Рейсма Людмила Григорьевна, преподаватель изобразительного искусства и технологии, высшей квалификационной категории

Рецензент:

__________________________________________________________

М.П.

Пояснительная записка.

Программа учебного предмета  «Батик» разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  изобразительного  искусства  «Живопись».

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования не только на бумаге, но и на ткани – техникой «Батик».

Батик – это оригинальный способ украшения тканей, который заключается в нанесении узора воском с последующей окраской полотна, которые остались не закрашенными.

Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старших группах детского сада при подготовке их к обучению в школе.

Все занятия направлены на развитие творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Занятия батиком способствуют развитию у ребенка:

  1. мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  2. воображения;
  3. логического мышления;
  4. волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.д.);
  5. художественных способностей и эстетического вкуса.

На занятиях дети приобретают практические навыки (владение резервом, трафаретим, рейсфедером, различными художественными материалами, клеем, ножницами), опыт рисования и ручного труда, получают знания о композиции, эскизе, законах перспективы, закрепляют основы цветоведения и имеют представления о цветовом круге, принципах стилизации. Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

БАТИК - это не просто искусство росписи ткани, это медитация, это умение выразить себя и насладиться собой.

С первого же занятия создаются неповторимые изделия.

Освоив основные техники батика, дети получают безграничную свободу творчества, самовыражения.

1. Приобретение навыков различных техник росписи по ткани,

2.. Развитие творческого воображения

3. Освоение ремесла, как вида заработка

А также и, возможно и самое главное АРТТЕРАПИЯ:

1. Освоение конкретных методик гармонизации с применением арттерапии;

2. Поиск ресурсов и обнаружение скрытых возможностей;

3. Снятие эмоциональных блоков (страхи, тревоги, депрессии т. п.)

4. Приобретение свободы и расширение границ;

Цикл занятий состоит из двух разделов:

- овладение техникой батика: изображение животных, птиц, бабочек, сказочных цветов;

- изображение картин, натюрмортов, использование образцов для их моделирования.

Техника батика хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний, умений, позволяет им приобрести практические навыки.

Дети хорошо осваивают технологию, если строго придерживаются последовательности занятий, не нарушают систему. В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства.

Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;

- формирование творческого начала в личности ребенка;

- развитие его индивидуальности;

- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;

Срок реализации учебного предмета «Батик» – 3 года в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с 8 (9)-летним сроком освоения.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»

Таблица 1

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

 график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

6

7

8

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Аудиторные занятия (в часах)

33

33

33

33

33

33

198

Самостоятельная работа

(в часах)

32

32

33

33

33

33

198

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

66

66

66

66

66

66

396

Вид промежуточной

аттестации

К

К

З

Консультации (часов в год)

2

2

2

6

К – контрольный урок

З - зачет

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Батик» и консультации рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский;
  • эвристический.

Образовательная программа базируется на следующих  педагогических идеях:

  • идея личностно-ориентированного подхода - выявить, инициировать, использовать индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. ( И. С. Якиманская)
  • - развитие самостоятельности и творческого мышления у учащихся – в каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании. (Л. Н. Толстой)
  • -  формирование человека как активной и творческой личности - развитие у ученика желания и способности самостоятельно приобретать все новые познания (К. Д. Ушинский)
  • -   дифференцированный подход  в развитии индивидуальности (М. Стар)

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

  • - Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
  • - Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
  • - Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
  • - Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
  • - Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
  • - Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
  • - Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
  • - Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
  • - Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
  • - Принцип интегративности (синтез искусств).

Данный курс преследует цель:

Создание условий для развития мотивации, формирования навыков творческой деятельности и самореализации личности ребенка через знакомство с искусством батика.

Достижение  поставленной цели связывается с решением следующих задач:

1. Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.

2. Использование техники росписи по ткани «Батик» и его видов, с применением нетрадиционных способов рисования на бумаге.

Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:

1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.

2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.

5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.

6. Обучать детей различным приемам преобразования ткани и бумаги, посредством нетрадиционных способов.

7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

9. Познакомить с новым видом прикладного искусства «Батик», закрепить полученные знания и навыки.

10. Дать возможность понять его преимущества, особенности, почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:

1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.

2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.

3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

Чтобы научить детей владеть техникой батика, преподаватели  должны сами хорошо освоить технологию, уметь синтезировать практическую художественную деятельность своих воспитанников.

        

Методы обучения

  • Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

  • Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
  • Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

           Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  1.  Предоставление  ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
  2. Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности. Это обеспечивает  овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
  3. В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент;
  4. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
  5. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
  6. Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучение строится на следующих педагогических  принципах:

  • индивидуализация обучения;
  • развитие способностей к самостоятельному формированию знаний;
  • дифференциация заданий в зависимости от способностей учеников;
  • коллективной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты освоения программы:

             Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый по-настоящему желающий этого ребенок.

Результаты освоения содержания программы отслеживаются по каждому учебному году. Образовательная программа каждого года обучения может корректироваться в зависимости от качественного и количественного состава обучающихся и динамики учебно-воспитательного процесса.

По окончанию обучения курса учащиеся должны знать:

-понятие о холодных и теплых цветах, составные цвета, основные и дополнительные.

- знать названия и особенности различных видов росписи ткани

- ориентироваться в инструментах, приспособлениях

- знать техники росписи ткани

По окончанию обучения курса учащиеся должны уметь:

- подбирать цвет к фону, получать цвет из двух составляющих

- различать составные цвета, основные и дополнительные.

- владеть ножницами, кистями, красками, резервом, рейсфедером.

-работать с трафаретом.

-работать в технике батика.

- владеть различными техниками росписи ткани

По итогам каждого года обучения проводятся выставки работ учащихся, что позволяет наилучшим образом определить степень полученных знаний и уровень удовлетворённости процессом обучения.

Цели занятий батиком для детей

 старшего дошкольного возраста.

Блок задач по сенсорному развитию.

  1. Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и теплых цветах, научить подбирать цвет к фону.
  2. Научить получать цвет из двух составляющих.
  3. Научить различать составные цвета, основные и дополнительные.

Блок задач по умственному воспитанию.

  1. Развивать абстрактное мышление.
  2. Обучать плоскостному моделированию, стилизации растительных и животных форм в декоративные.
  3. Закрепить понятие «зеркальное отражение»

Блок задач по трудовому воспитанию.

  1. Научить владеть ножницами, кистями, красками, резервом, рейсфедером.
  2. Научить работать с трафаретом.
  3. Научить технике батика.

Блок задач по физическому воспитанию.

  1. Развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения.
  2. Развивать координацию движений рук под контролем глаза.

Блок задач по нравственному воспитанию.

  1. Воспитывать усидчивость, терпение, внимание, старательность.

Блок задач по эстетическому воспитанию.

  1. Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
  2. Воспитывать эстетический вкус.
  3. Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
  4. Привить умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык аппликации, лепки, конструирования).

Речевой блок

  1. Развивать активный и пассивный словарный запас детей.
  2. Развивать объяснительную и доказательную речь.
  3. Способствовать введению в активный словарь детей специальных терминов.

Тематический план.

1 год обучения (66 часов год)

Тема

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1.

Ручная художественная роспись тканей. Искусство батика.

урок

8

4

4

2.

Горячий батик.

урок

8

4

4

3.

 Свободная роспись по ткани.

урок

4

2

2

4.

Творческая работа

«бабочки»

урок

8

4

4

5.

 Холодный батик

урок

8

4

4

6.

Двухслойная заливка «Букет»

12

6

6

7.

Пейзаж в батике

урок

28

14

14

  9.

Композиция «Замок»

урок

24

12

12

10.

Панно с использованием флористического материала «Подводный мир»

урок

20

10

10

11.

Панно «дождливый город» с использованием манной крупы

урок

20

10

10

итого

132

66

66

Содержание программы

Тема

Содержание

1

Ручная художественная роспись тканей. Искусство батика.

Основные задачи образовательной программы. Знакомство с историей батика и его видами. Организация рабочего места.

Инструменты и материалы. Техника безопасности.

Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса).

2

Горячий батик.

История. Инструменты и материалы для росписи. Способы росписи горячим батиком (простой, сложный, работа от пятна, эффект кракле).

Задача: Выполнение салфетки с применением эффкта кракле.

     3

 Свободная роспись по ткани.

Способы свободной росписи по ткани (роспись  применением солевого раствора, по тканям аппретируемым загустками, роспись масляными красками). Техника безопасности.

4

Творческая работа

«бабочки»

Работа над собственным изделием. Последовательность работы художника над картиной. Составление эскиза, подбор цветов, работа в красках.

5

 Холодный батик

Техника холодного батика. История. Инструменты и присобления. Последовательность работы.

Задача: выполнение упражнений с трубочкой для резерва.

6

Двухслойная заливка «Букет»

Техника двухслойной заливки.

Задача: создание композиции из растительных форм «Букет» 21*30

- эскиз

- перенос рисунка на ткань

- работа красками(создание фона композиции)

- работа резервом

- нанесение 2 слоя краски

7

Пейзаж в батике

Задача: работа над композицией «У озера» («Отражение») 25*35

-выполнение эскиза, перенос рисунка на ткань

- работа резервом

- работа цветом

    9

Композиция «Замок»

Композиция в вытянутом формате. Подчинение композиции выбранному формату

Задача: работа над композицией 30*50

-выполнение эскиза, перенос рисунка на ткань

- работа резервом

- работа цветом

- декорирование композиции цветными контурам.

10

Панно с использованием флористического материала «Подводный мир»

Сочетание росписи по ткани с другими техниками

техниками

Задача: работа над композицией 25*25

-выполнение эскиза, перенос рисунка на ткань

- работа резервом

- работа цветом

- работа с флористическим материалом, приклеивание на ткань в соответствие с рисунком

- декорирование композиции цветными контурами

11

Панно «дождливый город» с использованием манной крупы

Нетрадиционный способ рисования по ткани

Задача: работа над композицией 25*25

-выполнение эскиза, перенос рисунка на ткань

Нанесение на ткань манной крупы (Приклеивание)

- работа цветом

- декорирование композиции цветными контурами, прорисовывание основного рисунка

итого

2 год обучения (66 часов в год)

2 год обучения (66 часов в год)

Тема

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1.

Фрукты (виноград, яблоко; сливы, яблоко; груши, яблоки)

урок

16

8

8

2.

Рыбки (золотая, телескоп, неончики). Солевая техника.

урок

16

8

8

3.

 Домик – теремок.

урок

20

10

10

4..

Витражи (роспись с помощью аэрографии)

урок

20

10

10

5.

Цветы (горячий батик)

урок

12

6

6

6.

Букет цветов (роспись от пятна)

20

10

10

7.

Маки (узелковый батик)

урок

28

14

14

итого

урок

132

66

66

Содержание программы

Тема

Содержание

1.

Фрукты (виноград, яблоко; сливы, яблоко; груши, яблоки)

Закрепление знаний работы в технике батик. подбор цвета красок

Задача: создание декоративной композиции, включающей в себя фрукты

2.

Рыбки (золотая, телескоп, неончики). Солевая техника.

Солевая техника, как дополнительная для передачи изящной структуры рисунка (воды).

Задача: - эскиз декоративной композиции

- рисование резервом

- работа красками по-сырому

- посыпание солью

- работа цветными контурами

3.

 Домик – теремок.

 рисование сложной конструкции дома – теремка. подбор краски для фона. Использование в работе резерва.

Задача: - рисование резервом

- работа красками (фон-по-сырому, с вливанием 2-3 цветов)

- работа цветными контурами

4.

Витражи (роспись с помощью аэрографии)

понятие «витраж». знакомство с аэрографом.  Упражнение в изображении витража, подбирая краски с помощью цветового круга. выполнение задания по законам симметрии.

Задача: выполнение упражнением на Овладение навыков работы с фломастером-аэрографом

- создание панно вытянутого формата с эффектом витража

 -эскиз витража

- рисование резервом

- работа красками (заполнение элементов с помощью аэрографа)

5.

Цветы (горячий батик)

Рисование цветов в технике простого батика. Резервирующим составом заливать те места, которые не должны быть окрашены. Добиваться четкой прорисовки цветов. Вспомнить названия цветов и их внешний вид.

Задача: выполнение композиции с применением элементов горячего батика: -эскиз

- заливка воском фрагментов, которые не подвергаются окраске

-работа красками

- убираем воск

- прорисовывание элементов контурами

6.

Букет цветов (роспись от пятна)

Рисование цветов в букете техникой батика (роспись от пятна). наносение на ткань расплывчатых пятен разных цветов резервирующим составом, далее покрывая другим цветом.. Подбор контрастных цветов.

Задача: выполнение панно

- работа красками от пятна

- проработка контурами элементов рисунка.

7.

Маки (узелковый батик)

Техника «узелкового батика». закручивание камушков и узелков. закрашивание фон жесткой кистью.

Задача: -завязывание узелков с камушками на ткани различными способами

- прокраска ткани

- сушка изделия

-прорисовывание элементов контурами

итого

3 год обучения (66 часов год)

Тема

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1.

Икебана

урок

32

16

16

2.

 Дельфин (солевая техника)

урок

16

8

8

3.

Раковина (акварельная техника)

урок

16

8

8

4.

Подводное царство. (диптих)

урок

24

12

12

5.

Натюрморт (одуванчики, кувшин, бабочка). Солевая техника, аэрография.

урок

20

10

10

6.

Бабочка и цветы. триптих

урок

24

12

12

итого

132

66

66

Содержание программы

Тема

Содержание

1.

Икебана

Составление икебаны, используя различный материал: рейсфедером, резервом для нанесения контура цветов. С помощью солевой техники нарисовать вазу (кувшин), фактуру ткани.

Задача: создание композиции по замыслу учащихся с применением известных способов росписи ткани

2.

 Дельфин (солевая техника)

Использование соли для высветления  некоторых участков ткани и создания причудливых контуров.

Задача: работа над композицией панно

- эскиз декоративной композиции

- рисование резервом

- работа красками по-сырому

- посыпание солью

- работа цветными контурами

3.

Раковина (акварельная техника)

Изображение раковины в акварельной технике на шелковой ткани. Рисование по мокрому фону в теплых тонах. Прорисовка деталей рисунка тонкой кистью, рисуя ее концом.

Задача: работа над панно

4.

Подводное царство. (диптих)

Использование различных приемов стилизации для передачи сказочной композиции.

Задача: передача выразительности образа рыб, ракушек, мидий, водорослей, раковин, коралл.

5.

Натюрморт (одуванчики, кувшин, бабочка). Солевая техника, аэрография.

Плоскостное моделирование (создание бабочки). применениие различных техник батика (кувшин с помощью аэрографии, одуванчики с помощью солевой техники).  передача выразительности образа.

Задача: -эскиз стилизованной композиции

- рисование резервом

- работа красками «Батик»

- дополнение деталей с помощью резерва

- работа красками

- работа цветными контурами

6.

Бабочка и цветы. триптих

составление сказочной композиции в технике батика.  Использование в работе трафарета и резерва для выполнения бабочки, цветов. применение стилизации для выполнения композиции. Триптих. Особенности композиции триптиха.

Задача: последовательная работа над каждым панно триптиха.

итого

Методика работы с детьми.

Прежде чем приступить к работе в технике батика, необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. С этой целью надо рассказать им о разных способах изображения. Например, вы хотите, чтобы дети нарисовали цветы. Как это можно сделать? Можно выполнить аппликацию цветов, сконструировать (покажите бумажную конструкцию) и, наконец, их можно выполнить в технике батика. Сравнить все виды цветов. Постарайтесь заинтересовать детей цветами, выполненными в технике батика. Расскажите, как это сделано, дайте им хорошо рассмотреть цветы. Показать последовательность выполнения художественной росписи. Далее надо детей познакомить с инструментами и материалом для работы в технике батика, показать, как ими пользоваться.

Рассказав обо всем этом подробно, можно перейти к показу детям выполнения батиком простых рисунков, действуя при этом медленно и последовательно, объясняя каждое действие.

Определив правила работы в технике батика, можно перейти к самостоятельному выполнению сначала простейших, затем более сложных рисунков. Но воспитатель не должен выполнять работу за ребенка. На этом этапе в его задачи входят советы, напоминания, о чем говорилось ранее. Можно задавать вопросы по ходу работы, показать приемы на своей работе.

Большое значение имеет пример сверстника (у кого-то лучше, у кого-то хуже получается). Можно посоветовать обратиться к помощи друга, у которого работа лучше спориться.

Не забывайте хвалить ребенка даже за самый незначительный успех. Старайтесь вселить в него уверенность, в тоже время ненавязчиво приучайте его к аккуратности, старательности, терпению, усидчивости.

Перед тем как приступить к занятиям в технике батика, не забудьте приготовить рабочее место.

Занимаясь с подгруппой детей,  постарайтесь, чтобы каждый ребенок сидел за отдельным столом. Столы надо располагать так, чтобы вы могли видеть всех детей, а дети могли видеть друг друга и свободно общаться друг с другом.

Обучение технике батика может осуществляться в разных формах: на занятиях с подгруппой детей, индивидуально, в кружках.

Ресурсное обеспечение программы

Для достижения прогнозируемых в программе образовательных результатов необходимы следующие ресурсные компоненты:

Методическое обеспечение: методическая литература по профилям программы, мультимедийный фонд, аудиотека, дидактический и раздаточный материал, методический фонд работ обучающихся по основным разделам программы, изделия, фотографии.

Кадровое обеспечение: преподаватель изобразительного искусства.

Финансовое обеспечение: программы осуществляется на основе бюджетного финансирования. Утвержденного директором образовательного учреждения.

Инструменты и материалы, необходимые для работы в технике батика.

Краски.

Выбор красок для росписи в технике батика очень велик, все зависит от вида ткани.

Анилиновые красители – ими работают по хлопку, шелку, шерсти.

Тушь, чернила – для пробных  работ.

Контурный состав (резерв).

Соль.

Соль необходима для свободной росписи. Ей посыпают расписные и еще влажные участки.

Ткань.

Шелк, шерсть, хлопок. Различного цвета и оттенка.

Подрамник, пяльцы.

Для натягивания картин.

Кнопки.

Разные: с пластмассовыми цветными или однотипными головками.

Кисти.

Толстые и тонкие беличьи кисти и жесткие щетинистые кисти крупные и плоские, разных размеров.

Мягкий цветной карандаш.

Используется для перенесения рисованной композиции на ткань.

Набор для росписи тканей «батик», «ученик».

В наборе 5 флаконов с краской, резервуар с полимерным резервом для нанесения контурных линий.

Литература

  1. Аллавердова Е.А. Батик.Глина.Дерево:Домашнее рукоделие,М.:ООО»Издательство Астрель», 2004

  1. Дворкина И.А. Батик.Горячий. Холодный.Узелковый, М.:ОАО Издательство           «Радуга», 2002 .

  1. Жолобчук А.Я. Подарки из батика, М.: ООО»Издательство АСТ»,2003

  1. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция, М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004

  1. Скребцова Т.О. Шелковые картины в технике холодного батика, Ростов н\Дону , 2007