Рабочая программа по "Основам цветоведения"

Антонова Александра Анатольевна

Программа по «Основы цветоведения», в которой основной упор делается на изучение науки о цвете- цветоведение (раздел колористики), цветовые композиции,  разработана на основе  Программы В.С. Кузина  «Рисунок. Живопись. Композиция. Для школ с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла». М. Просвещение  и на научных данных Ньютона, Гете, Филипп Отто Рунге, Шеврёля, Адамса, Бецольда, Гельм Гольца, Оставальда, Кандинского. А также организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.   Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и композиции; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

  1. Пояснительная записка

            Цветоведение - наука о цвете включающая знания о природе цвета, основных, составных, и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.

           Цвет – одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.

           Программа по «Основы цветоведения», в которой основной упор делается на изучение науки о цвете- цветоведение (раздел колористики), цветовые композиции,  разработана на основе  Программы В.С. Кузина  «Рисунок. Живопись. Композиция. Для школ с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла». М. Просвещение  и на научных данных Ньютона, Гете, Филипп Отто Рунге, Шеврёля, Адамса, Бецольда, Гельм Гольца, Оставальда, Кандинского. А также организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.   Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и композиции; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.

           Цель курса – дать представление о науке цветоведения, умению использовать  в практической работе на уроках композиции знания о цветоведение,

Задачи курса

-обучение основам теории и практики  науки цветоведения, раздел колористики;

- обучение основам композиционной грамоты, использование знания о колористике на уроках композиции;

- формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений использовать художественно - выразительные средства цветовой композиции – цвет и мазок;

- развитие у учащихся способности видеть и изображать цветосветовых отношений в предметах;

- развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно- творческой активности.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

           Личностные результаты освоения предмета :

  • понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально- пространственной формы;
  • воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
  • овладение основами культуры практической творческой работы живописными художественными материалами и инструментами;
  • овладение средствами художественного изображения в живописи;
  • развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально – нравственной оценки;

           Метапредметные результаты освоения предмета :

  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре другому восприятию мира;

  • обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • умение эстетически относиться к любому виду деятельности;
  • развитие художественно – образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
  • формирование способности к целостному восприятию мира;
  • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
  • получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации;

            Предметные результаты освоения  предмета :

  • эмоционально – ценностное отношение к искусству  и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетической позиции;
  • активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
  • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного  языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов;
  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
  • умение ориентироваться и самостоятельно находить информации по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
  • понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности;

3. Содержание  курса внеурочной деятельности

              Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаща, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности – средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в цветовой композиции, применить в декоративном искусстве.

             Колористка, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.

             В другом значении колористика мыслится как цветовая среда, или полихромия формирующих ее объектов, которые удовлетворяют человека эстетически и утилитарно. Такое понимание позволяет говорить о колористике города, здания, интерьера, отдельного произведения чаще всего как о результатах профессионального подхода художника или дизайнера в отличие от спонтанно возникающего цветового окружения.

На уроках по цветоведению обучаемые изучают основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристиках цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся, знакомство  учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краски, бумага, кисти и пр.), а также дать учащимся необходимые сведения о цвете (локальный цвет, изменение локальных цветов в свету и тени, светосила цвета в воздушной среде, взаимодействие цветов, холодные и теплые цвета, сближенность и контрастность цветов, спектр и дополнительные цвета).

Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом. Учащиеся должны усвоить, что решение колористических задач не может происходить в отрыве от изучения формы.

       Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

        Основные формы художественной деятельности учащихся:  основной формой работы является рисование с натуры  и по представлению , изображение  объемных предметов и пространства на плоскости , обсуждение работ  товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

        Формы домашних заданий: наброски, для развития зрительного восприятия, и развития моторики рук, как правило быстрые зарисовки, не сложных предметов.

Все сведения даются в процессе практической работы над постановкой,  а также при разборе и  изучении наглядного материала, и при помощи педагогического рисунка.

1 год обучения – основные и дополниельные цвета, ахроматические и хроматические цвета, теплые и холодные цвета, воздушная и линейная перспектива;

2 год обучения – влияние ахроматических цветов на хроматические, теплые и холодные цвета, особенности цветового решения композиции, в зависимости от воздействия внешних факторов;

3 год обучения –  цветовой контраст и цветовая гамма в композиции;

 4 год обучения - характеристика и свойства цвета – тон, насыщенность, светлота;

5 год обучения –знакомство с техниками акварельной живописи, изучение цветового спектра;

6 год обучения – влияние цвета на форму предмета, конструктивная и пластическая форма, искусственное и естественное освещение;

7 год обучения –наличие трех цветов- локальный цвет, цвет гамма и цвет света, влияние освещения на предмет с разных точек зрения;

8 год обучения – физические основы цвета, цветовые иллюзии, психологические основы цвета;

9 год обучения – опыт мировых художников в цветоведение, способы и решения цвета в композициях.


  1. Тематическое планирование

1 год обучения ( 34 часа)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание темы

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

2

«Шестицветик»

2

Основные и дополнительные цвета.

Задание: выполнить шестицветик, смешивая основные цвета.

Понимать роль основных цветов, в образование многоцветия мира. Уметь смешивать из основного дополнительного цвета.

Наброски

3

4

5

6

«Серебрянный замок»

4

Ахроматические цвета. Шкала градации серого.

Задание: выполнить рисунок замка, используя черный и белый цвет.

Уметь смешивать оттенки серого. Продолжать формировать умения организовывать свое рабочее пространство.

Наброски

7

8

9

10

«Радуга в городе»

4

Хроматические цвета.

Задание: выполнить рисунок города с радугой.

Знать хроматические цвета. Использовать приемы композиции- главный предмет располагается в центре листа.

Наброски

11

12

13

14

«Паутинка»

4

Влияние ахроматических на хроматические цвета. Белый высветлят, черный приглушает.

Задание: выполнить рисунок паутинки, смешивая ахроматическими с хроматическими цветами.

Использовать в работе влияние ахроматических на хроматические цвета, для выразительности рисунка. Применять навыки работы с гуашевыми красками. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки.

Наброски

15

16

17

18

«Цветок»

4

Теплые и холодные цвета.

Задание: выполнить рисунок цветка , одна половинка теплая, другая холодная.

Самостоятельно выявить роль теплых цветов на холодные цвета. Продолжать формировать умения организовывать свое рабочее пространство.

Наброски

19

20

21

22

23

24

«Лес холодной страны»

6

Холодные цвета. Смешивание холодных цветов.

Задание: выполнить декоративный пейзаж, окрашивая ее в разные оттенки холодных цветов;

Уметь смешивать холодные цвета, разном пропорциональном отношение. Применять приемы смешивания. Овладеть навыками работы с материалами и инструментами.

Наброски

25

26

27

28

29

30

«Лес теплой страны»

6

Теплые цвета. Смешивание теплых цветов.

Задание: выполнить декоративный пейзаж, окрашивая ее в разные оттенки холодных цветов;

Уметь смешивать теплые цвета, разном пропорциональном отношение. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки.

Наброски

31

32

33

34

«Гусеница»

4

Линейная и воздушная перспектива.

Задание: выполнить рисунок гусеницы, применяя законы линейной и воздушной перспективы.

Применять законы линейной и воздушной перспективы в рисунке. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки.

Наброски

2 год обучения ( 34 часа)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание темы

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

2

3

4

5

 Влияние ахроматических на хроматические цвета «Город»

5

Влияние ахроматических на хроматические цвета. Белый высветлят, черный приглушает.

Задание: выполнить рисунок города хроматическими цветами, отражающегося в ахроматическом озере;

Использовать в работе влияние ахроматических на хроматические цвета, для выразительности рисунка. Применять навыки работы с гуашевыми красками. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки.

Наброски

6

7

8

Теплые и холодные цвета «Перо Жар птицы»

3

Теплые и холодные цвета. Влияние теплых на холодные.

Задание: выполнить рисунок пера Жар- птицы, теплое перо в окружение холодного фона;

Самостоятельно выявить роль теплых цветов на холодные цвета. Продолжать формировать умения организовывать свое рабочее пространство.

Наброски

9

10

11

12

Теплые цвета «Рыбка»

4

Теплые цвета. Смешивание теплых цветов.

Задание: выполнить декоративную рыбку, окрашивая ее в разные оттенки теплых цветов;

Уметь смешивать теплые цвета, разном пропорциональном отношение. Использовать приемы композиции- главный предмет располагается в центре листа.

Наброски

13

14

15

16

Холодные цвета «Рыбка»

4

Холодные цвета. Смешивание холодных цветов.

Задание: выполнить декоративную рыбку, окрашивая ее в разные оттенки холодных цветов;

Уметь смешивать холодные цвета, разном пропорциональном отношение. Использовать приемы композиции - главный предмет располагается в центре листа.

Наброски

17

18

19

20

21

Цветовой тон «Розовы лес»

5

Понятие тон. Тональная раскладка (розового) Качество цвета, которое позволяет сравнить  его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хроматических) и дать ему название.

Задание: выполнить рисунок декоративного леса, используя один цвет;

Уметь используя один цвет, добиваться выразительности рисунка. Применять приемы смешивания. Овладеть навыками работы с материалами и инструментами.

Наброски

22

23

24

25

26

Цветовой тон «Замок снежной королевы»

5

Понятие тон. Тональная раскладка (синего). Качество цвета, которое позволяет сравнить  его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хроматических) и дать ему название. Задание: выполнить рисунок декоративного леса, используя один цвет;

Уметь используя один цвет, добиваться выразительности рисунка. Применять приемы смешивания. Овладеть навыками работы с материалами и инструментами.

Наброски

27

28

29

30

«Мой дом- утром»

4

Состояние природы – утро. Особенности цветового решения пейзажа утром.

Задание: выполнить рисунок утреннего пейзажа, передавая с помощью цвета, особенности утреннего пейзажа;

Уметь в пейзаже с помощью цвета передавать разное время суток. Усвоить ризные цветовые сочетания, в разное время суток.  Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки.

Наброски

31

32

33

34

«Мой дом – вечером»

4

Состояние природы – вечер. Особенности цветового решения пейзажа вечером.

Задание: выполнить рисунок вечернего пейзажа, передавая с помощью цвета, особенности вечернего пейзажа;

Уметь в пейзаже с помощью цвета передавать разное время суток. Усвоить ризные цветовые сочетания, в разное время суток.  Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки.

Наброски

3 год обучения (34 часов)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание темы

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

2

3

4

Ахроматические цвета «Черный кот, белая кошка, серые котята»

4

Ахроматические цвета. Тональная раскладка от черного к белому.

Задание: выполнить рисунок кошек, ахроматическими цветами;

Уметь в рисунке передавать анатомические особенности животных. Формировать умения смешивать цвет. Продолжать формировать навыки работы с гуашью.

Наброски

5

6

7

8

Хроматические цвета. Растяжка. «Осень пришла»

4

Хроматические цвета. Растяжка от красного к фиолетовому.

Задание: выполнить растяжку от красного к фиолетовому, и на фоне растяжки нарисовать силуэтный пейзаж;

Освоить приемы выполнения растяжки цвета. Использовать для выразительности рисунка приемы композиции. Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. гуаши

Наброски

9

10

11

Контрастные цвета. Белое – черное. Силуэт. «Замок»

3

Контрастные цвета. Влияние контрастных цветов друг на друга – белое и черное

Задание: выполнить силуэт черного замка, на белом фоне;

Выявить влияние черного цвета на белый цвет. Учиться работать с силуэтом для достижения выразительности рисунка. Анализировать результаты своей работы.

Наброски

12

13

14

Контрастные цвета. Красное – зеленое. «Яблоко»

3

Контрастные цвета. Влияние контрастных цветов друг на друга – красное и зеленое

Задание: выполнить рисунок красного яблока на зеленом фоне;

Выявить какое влияние имеет зеленый цвет на красный. Уметь использовать приемы рисования гуашью.  Развивать колористические навыки

Наброски

15

16

17

Контрастные цвета Оранжевый – синий «Апельсин»

3

Контрастные цвета. Влияние контрастных цветов друг на друга – оранжевый на синий

Задание: выполнить рисунок оранжевого апельсина на синем фоне;

Выявить какое влияние имеет синий цвет на оранжевый. Уметь использовать приемы рисования гуашью.  Развивать колористические навыки

Наброски

18

19

20

Контрастные цвета. Фиолетовый – желтый. «Лес»

3

Контрастные цвета. Влияние контрастных цветов друг на друга – фиолетовый и желтый.

Задание: выполнить рисунок синего леса, на желтом фоне;

Выявить какое влияние имеет фиолетовый цвет на  желтый. Уметь использовать приемы рисования гуашью.  Развивать колористические навыки

Наброски

21

22

23

24

Локальный цвет «Фрукты»

4

Понятие локальный цвет предмета.

Задание: рисунок фруктов с натуры;

Понимать значение рисования с натуры. Анализировать натуры, с точки колористического решения. Формировать навыки работы с акварелью

Наброски

25

26

27

Плоские геометрические фигуры. Заливка.

3

Приемы акварельной живописи – заливка.

Задание: выполнить рисунок плоских геометрических фигур,  используя технику акварельной живописи – заливка;

Понимать роль композиционного решения рисунка. Формировать навыки акварельной живописи

Наброски

28

29

30

Цветовая гамма. Теплая гамма.

3

Цветовая гамма - это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Холодная цветовая гамма. Полученная путем использования цветов с холодным оттенком.

Задание: выполнить абстрактную композицию из геометрических фигур в теплой гамме;

Понимать понятие цветовая гамма. Продолжать формировать навыки работы с ограниченной  цветовой палитрой(теплые цвета). Анализировать свою творческую работу.

Формировать навыки работы с гуашью

Наброски

31

32

Цветовая гамма. Холодная

гамма

2

Теплая цветовая гамма. Полученная путем использования цветов с теплым оттенком.

Задание: выполнить абстрактную композицию из геометрических фигур в холодной гамме;

Понимать понятие цветовая гамма. Продолжать формировать навыки работы с ограниченной цветовой палитрой ( холодные цвета). Анализировать свою творческую работу.

Формировать навыки работы с гуашью

Наброски

 33

34

Цветовая гамма. Смешанная гамма

2

Смешанная или нейтральная цветовая гамма

( мы объединили эти два понятия). Равновесие в композиции теплых и холодных (смешанная) или отсутствие теплых и холодных (нейтральная) оттенков.

Задание: выполнить абстрактную композицию из геометрических фигур, в смешанной цветовой гамме;

Знать влияние цветовых пятен (холодных или теплых) на равновесие в композиции. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Формировать композиционные навыки

Наброски

 4  год обучения ( 34 часов)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание урока

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

2

3

Растяжка от ахроматических к хроматических  цветам

3

Приемы выполнения растяжки от ахроматических к хроматическим цветам

Задание: выполнить растяжку от цвета к цвету;

Овладеть приемами растяжки. Анализировать собственную творческую работу

Наброски

4

5

6

Растяжка от теплых к холодным цветам

3

Приемы выполнения растяжки от теплого к холодным цветам

Задание: выполнить растяжку от цвета к цвету;

Овладеть приемами растяжки. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки.

Наброски

7

8

9

Созвучие цвета

3

Понятие звонкости цвета. Созвучие их в живописной работе. Созвучие двух цветов.

Задание:  нарисовать двенадцатичастный цветовой круг;

Иметь представление о созвучности цвета. Понимать гармоничность цветовых сочетаний. Совершенствовать технику акварельной живописи.

Наброски

10

11

Свойство цвета: тон, насыщенность, светлота

2

Характеристика цвета. Свойство цвета: тон, насыщенность, светлота.

Задание: выполнить упражнение в заливке применяя свойство цвета;

Расширять знания о цвете. Применять характеристику цвета в работе для выразительности рисунка.

Наброски

12

13

14

15

Светлота «Рыбки»

4

Светлота - яркость. Градация цвета по светлоте:  от темного к светлому.  Степень отличия данного цвета от черного.

Задание: выполнить декоративных рыбок, в одном цвете, разной светлоты;

Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Овладеть композиционными навыками

Наброски

16

17

18

19

20

Цветовой тон «Изумрудный город»

5

Свойство цвета – тон ( качество цвета, сравниваемого с спектральным цветом). Тональная раскладка

Задание: выполнить рисунок замка, в зеленом цветовом тоне;

Расширить знания о цвете. Понимать эмоциональную роль цвета. Формировать навыки работы с палитрой.

Наброски

21

22

23

24

Цветовой тон «Житель изумрудного города

4

Свойство цвета – тон. Тональная раскладка.

Задание: выполнить рисунок человека, в зеленом цветовом тоне;

Расширить знания о цвете. Понимать эмоциональную роль цвета. Формировать навыки работы с палитрой.

Наброски

25

26

27

28

29

Изменение насыщенности «Дождь в городе»

5

Свойство цвета – насыщенность. Изменения

цвета по насыщенности в зависимости от

состояния природы

Задание: выполнить рисунок дождя, с усилением или уменьшением цветовой насыщенности;

Расширять знания о колористике. Уметь наблюдать разные цветовые сочетания в зависимости от погодных условиях. Продолжать развивать навыки работы с акварельными красками

Наброски

30

31

32

33

34

Изменение насыщенности «Солнечный город»

5

Свойство цвета – насыщенность. Изменения цвета по насыщенности в зависимости от состояния природы

Задание: выполнить рисунок города, с усилением или уменьшением цветовой насыщенности;

Уметь наблюдать разные цветовые сочетания в зависимости от погодных условиях. Продолжать развивать навыки работы с акварельными красками

Наброски

5 год обучения ( 34 часов)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание урока

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

2

Техника акварельной живописи. Заливка

2

Приемы техники акварельной живописи. Приемы выполнения заливки

Задание: выполнить упражнения – заливка;

Овладеть основами акварельной живописи и использовать их в своей творческой работе. Творчески подходить к выполнению задания.

Наброски

3

4

5

Техника акварельной живописи: лессировка. «Кувшин»

3

Приемы техники акварельной живописи. Приемы выполнения лессировки

Задние: выполнить рисунок вазы, в технике лессировка;

Освоить приемы техники лессировки. Знать и  использовать навыки композиции в рисунке.

Наброски

6

7

8

9

Техника акварельной живописи: аля- прима. «Яблоко»

4

Приемы техники акварельной живописи. Приемы выполнения аля- прима

Задание: выполнить рисунок яблока, в технике аля- прима;

Овладеть навыками акварельной живописи – аля прима. Творчески использовать особенности техники акварельной живописи аля – прима.

Наброски

10

11

12

Цветовой спектр

3

Знакомство с цветовым спектром. Расположение цветов в цветовом спектре.

Задание: выполнить рисунок цветового круга;

Понимать понятие цветовой спектр. Анализировать собственную творческую деятельность.

Наброски

13

14

Изменение цветового тона

2

Изменения цветового тона. Приемы выполнения рисунка с изменением цветового тона

Задание: выполнить упражнение, 3 цвета изменяющихся по тону;

Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Овладеть композиционными навыками

Наброски

15

16

17

Изменение цветового тона: заливка в прямоугольниках

3

Изменения цветового тона. Приемы выполнения рисунка с изменением цветового тона – заливка в прямоугольниках

Задание: выполнить заливку в прямоугольниках, 5 цветов изменяющихся по тону;

Уметь выполнять заливку, в технике акварельной живописи.   Уметь применять полученные знания при работе.

Наброски

18

19

20

21

22

Изменение цветового тона: , заливка, ступенчатое и непрерывное решение

5

Изменения цветового тона. Приемы выполнения рисунка с изменением цветового тона - заливка, ступенчатое и непрерывное решение

Задание: выполнить упражнения по разному решению цветового тона;

Уметь использовать навыки акварельной живописи в  работе. Анализировать собственную работу.

Наброски

23

24

25

26

27

Изменение цветового тона: заливка, материалы, ткани

5

Изменения цветового тона. Приемы выполнения рисунка с изменением цветового тона  -  заливка, материалы, ткани

Задание: выполнить упражнения по разному решению цветового тона;

Уметь использовать навыки акварельной живописи в  работе. Анализировать собственную работу.

Наброски

28

29

30

31

32

33

34

Декоративная работа по техникам акварельной живописи

7

Обобщение темы – акварельной живописи. Приемы работы акварелью

Задание: выполнить абстрактную композицию из любых предметов, используя техники акварельной живописи;

Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Воплотить  творческие идеи в жизнь.

Наброски

6 год обучения ( 34 часов)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание урока

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

2

Цвет и форма

2

Цвет влияет на форму предмета. Многообразие форм. Цвет в предметах

Задание: выполнить упражнение соответствие цвета форме геометрических фигур;

Проанализировать форму и цвет предмета, сопоставить цвет подходящей ей форме.

Наброски

3

4

5

Конструктивное начало формы: свет, полутон, тень

3

Конструкция предмета. Объем. Свет. Полутон. Тень.

Задание: выполнить рисунок шара;

Выявить конструктивное начало формы. Усвоить приемы передачи объема.

Наброски

6

7

8

9

Пластические продолжение формы: полутон света и тени. Рефлекс, блик

4

Пластическая форма предмета. Полутон света. Полутон тени. Рефлекс. Блик

Задание: выполнить рисунок шара;

Выявить пластическую форму предмета. Анализировать собственную творческую работу.

Наброски

10

11

12

13

Изменение цвета по форме предмета

4

Изменение цвета в зависимости от формы предмета и освещения

Задание: выполнить рисунок вазы, сложной формы, и освещение сбоку;

Проанализировать и выявить причины изменении цвета в зависимости от формы и освещения. Высказывать свою точку зрения.

Наброски

14

15

16

17

Пространственное воздействие цвета

4

Воздействие цвета на предметы. Влияние цвета друг на друга

Задание: выполнить рисунок фруктов;

Использовать приемы акварельной живописи. Совершенствовать навыки работы с натуры

Наброски

18

19

20

21

22

Теория цветовых впечатлений

5

Дать основные понятия и законы в теории цветовых впечатлений. Цветовые проявления в природе

Задание: выполнить рисунок одного и тоже пейзажа, в разное время суток;

Знать законы теории цветовых впечатлений. Предавать изменения в природе по цвету, в зависимости от времени суток. Анализировать собственную творческую работу

Наброски

23

24

25

26

Теория цветовой выразительности

4

Дать основные понятия и законы в теории цветовой выразительности

Задание: выполнить рисунок натюрморта с натуры;

Знать законы теории цветовой выразительности. Применять теорию выразительности цвета в рисунке натюрморта с натуры.

Наброски

27

28

29

30

Искусственное освещение

4

Особенности искусственного освещения. Как меняется цвет при искусственном освещение

Задание: рисунок натюрморта при искусственном освещение;

Знать как изменяются предметы в зависимости от искусственного освещения. Предавать в натюрморте искусственное освещение

Наброски

31

32

33

34

Естественное освещение

4

Особенности естественного  освещения. Как меняется цвет при естественном освещение

Задание: рисунок натюрморта при естественном освещение;

Знать как изменяются предметы в зависимости от естественного освещения. Предавать в натюрморте естественное  освещение

Наброски

7 год обучения ( 34 часов)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание урока

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

2

Три цвета : локальный, цвет  гаммы , и цвет света

2

Цвет предметов. Локальный цвет. Цвет гаммы. Цвет света

Задание: упражнение, рисунок яблока;

Знать свойства цвета. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов

Наброски

3

4

Локальный цвет

2

Локальный цвет- как основа цветового восприятия предмета

Задание: рисунок груши;

Овладеть основными выразительными средствами живописи. Выполнять рисунок с натуры учитывая особенности живописи

Наброски

5

6

Цвет гаммы

2

Дополнительный цвет предмета – цвет гаммы

Задание: рисунок овощей;

Овладеть основными выразительными средствами живописи. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

Наброски

7

8

Цвет света

2

Изменение локального цвета предмета при разном освещение

Задание: рисунок лимона;

Овладеть основными выразительными средствами живописи. Развивать творческий опыт, предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

Наброски

9

10

Освещение: сбоку, сверху, сзади

2

Виды освещений. Освещение сбоку, сверху, сзади. Особенности освещения.

Задание: упражнение шар при освещение с разных точек;

Предавать освещение предметов в работе с натуры. Использовать разные виды освещения для придачи выразительности своей работе

Наброски

11

12

13

14

15

Освещение: сбоку. Ваза

5

Приемы выполнения предмета при боковом освещение

Задание: выполнить рисунок вазы при освещение сбоку;

Передавать освещение предметов в работе с натуры.

Наброски

16

17

18

19

20

Освещение: сверху. Ваза

5

Приемы выполнения предмета при освещение сверху

Задание: выполнить рисунок вазы при освещение сверху;

Передавать освещение предметов в работе с натуры.

Наброски

2122

23

24

25

Освещение: сзади. Ваза

5

Приемы выполнения предмета при освещение сзади

Задание: выполнить рисунок вазы при освещение сзади;

Передавать освещение предметов в работе с натуры.

Наброски

26

27

28

29

30

Влияние фона на предмет. Белое на темном

5

Предмет в связи с фоном. Особенности влияния предмета на фон, и фона предмет. Белые предметы на темном фоне

Задание: выполнить рисунок натюрморта белых предметов на темном фоне;

Знать и применять на практике  свойства изменения цвета при смешивание. Предавать влияние предметов и кружение друг на друга. Творчески использовать особенности акварельной живописи в собственной работе

Наброски

31

32

33

34

Влияние фона на предмет. Темное на белом

4

Предмет в связи с фоном. Особенности влияния предмета на фон, и фона предмет. Темные предметы на  белом фоне

Задание: выполнить рисунок натюрморта черные предметы на белом фоне;

Овладеть основами культуры практической творческой работы. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

Наброски

8 год обучения ( 34 часов)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание урока

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

2

Физические основы цвета

2

Физические явления влияющие на цвет. Образующие цвета.

Знать свойства цвета. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов

Наброски

3

4

5

6

Оптическое смешение цветов

4

Оптическое смешение цвета – условия возникновения смешения. Приемы выполнения смешения.

Задание: фрукты

Овладеть основными выразительными средствами живописи.

Наброски

7

8

Цветовые иллюзии. Выступающие и отступающие

2

Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека

Овладеть основными выразительными средствами живописи. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

Наброски

9

10

Цветовые иллюзии. Иллюзия цвета и фона

2

Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека

Использовать цветовые иллюзии в выгодном положение, для передачи визуальных изменений.

Наброски

11

12

Цветоые иллюзии. Легкие и тяжелые цвета

2

Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека

Использовать цветовые иллюзии в выгодном положение, для передачи визуальных изменений.

Наброски

13

14

Цветовые иллюзии. Фактурные и безфактурные

2

Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека

Использовать цветовые иллюзии в выгодном положение, для передачи визуальных изменений.

Наброски

15

16

Цветовые иллюзии. Активные и пассивные

2

Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека

Использовать цветовые иллюзии в выгодном положение, для передачи визуальных изменений.

Наброски

17

18

Цветовые иллюзии. Мажорные и минорные

2

Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека

Использовать цветовые иллюзии в выгодном положение, для передачи визуальных изменений.

Наброски

19

20

Цветовые гармонии.

2

Гармонизация цвета и приемы сочетания гармоничных цветов.

Овладеть приемами гармоничного сочетания цветов.

Наброски

21

22

Психология цвета.

2

Психологическое влияние цвета. Плюсы и минусы использования цвета в различных ситуациях.

Использовать психологию цвета, для увеличения воздействия на человека.

Наброски

23

24

25

Психология цвета. Упражнение «Страх»

3

Психологическое влияние цвета. Плюсы и минусы использования цвета в различных ситуациях.

Использовать психологию цвета, для увеличения воздействия на человека.

Наброски

26

27

28

Психология цвета. Упражнение «Радость»

3

Психологическое влияние цвета. Плюсы и минусы использования цвета в различных ситуациях.

Использовать психологию цвета, для увеличения воздействия на человека.

Наброски

29

30

31

Психология цвета. Упражнение «Покой»

3

Психологическое влияние цвета. Плюсы и минусы использования цвета в различных ситуациях.

Использовать психологию цвета, для увеличения воздействия на человека.

Наброски

32

33

34

Психология цвета. Упражнение «Движение»

3

Психологическое влияние цвета. Плюсы и минусы использования цвета в различных ситуациях.

Использовать психологию цвета, для увеличения воздействия на человека.

Наброски

9 год обучения ( 34 часов)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание урока

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

2

«Цветной замок нашего настроение»

4

Передача разного настроения с помощью цвета.

Задание: выполнить замок-настроение, используя влияние цвета.

Знать свойства цвета. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов

Наброски

3

4

5

6

Витраж

4

Витраж. Применения витража в интерьере.

Задание: выполнить эскиз витража.

Расширять опыт в художественной практике.  Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов

Наброски

7

8

Рисуем музыку

2

Передача настроения музыки через цвет.

Задание: выбрать музыку, и нарисовать ее, используя цвет.

Овладеть основами культуры практической творческой работы. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

Наброски

9

10

Импрессионизм. Опыт Моне

6

История возникновения импрессионизма. Творчество Моне.

Задание: выполнить творческую работу в манере Моне.

Расширять опыт художественной практики изучая мировое искусство.

Наброски

11

12

Абстракция. Опыт Кандинского

5

История возникновения абстракции. Творчество Кандинского.

Задание: выполнить творческую работу в манере Кандинского.

Расширять опыт художественной практики изучая мировое искусство.

Наброски

13

14

Абстракция Опыт Малевича

5

История возникновения абстракции. Творчество Малевича.

Задание: выполнить творческую работу в манере Малевича.

Расширять опыт художественной практики изучая мировое искусство.

Наброски

15

16

Мир через очки

6

Наложение цветов друг на друга.

Задание: выполнить творческую работу на тему « Мир через очки».

Овладеть основами культуры практической творческой работы. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

Наброски

17

18

Рисуем музыку

2

Передача настроения музыки через цвет.

Задание: выбрать музыку, и нарисовать ее, используя цвет.

Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Воплотить  творческие идеи в жизнь.

Наброски


5. Материально – техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

Библиотечный фонд

-Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, Живопись;

- Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов Рисунок. Живопись. Композиция;

- М.Ф Иваницкий, М.Г. Манизер, К.М. Максимов. Школа изобразительного искусства;

- Н.М. Сокольникова Основы живописи;

- Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов Живопись;

Печатные пособия:

  • Таблица «Элементы цветоведения»;
  • Таблица « Работа акварелью»;
  • Таблица «Рисование фруктов и овощей»;
  • Таблица «Рисование бабочки»;
  • Таблица «Работа акварелью»;
  • Таблица «Изображение пейзажа с учетом воздушной перспективы»;
  • Таблица «Рисование фигуры человека»;
  • Таблица «Рисование кринки акварелью»;
  • Таблица «Цветовой  тон, светлота и насыщенность»;
  • Таблица «Светотень в сюжетных композициях»;
  • Таблица «Цветовая система Ренге и Оствальда»;
  • Таблица «Цветовая композиция»;
  • Таблица «Типы смешения красок»;
  • Таблица «Круг естественных цветов по Гете»;
  • Таблица «Теплые и холодные цвета»;
  • Таблица «Классификация цветовых гармоний»;
  • Таблица «Символика цвета в иконописи»;
  • Таблица «Восприятие контрастов»;
  • Таблица «Цветовая система Менселла. Цветовая система в полиграфии»;
  • Таблица «Колорит»;
  • Таблица «Значение цвета»;
  • Таблица «Цвета и акварель»;
  • Таблица «Гармонизация цвета»;
  • Таблица «Цвет в интерьере»;

Информационно – коммуникационные средства:

-Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

-Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

-Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/ 

-Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm 

Учебно- практические оборудование:

- краски акварельные;

- краски гуашевые;

- бумага А-3;

- кисти «Белка» № 3,5,7;

- емкость для воды;

- палитра;

- простые карандаши;

- зажим;

Модели и натурный фонд:

- гипсовые геометрические тела;

- муляжи овощей и фруктов;

- драпировки;

- макеты;

 -керамические изделия;

- предметы быта;

Специализированная учебная мебель:

- стулья;

- ученический стол;

- доска;

- тумба для натюрморта;

- мольберты;

6. Требования к уровню подготовки учащихся

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

- названия главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);- элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т.д.);

- об основных цветах солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); о главных красках (красная, желтая, синяя);

- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками,

- об элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов (оранжевый – от смешивания желтой и красный красок, зеленый – от смешивания желтой и синей, фиолетовый – от смешивания красной и синей).

- простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетания оттенков цвета, колорит и т.д.);

- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

- изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

-о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;

-основные средства художественной выразительности в живописи : мазок, тон, цвет, форма, перспектива;

-о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

-о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа, а в частности акварельные краски и гуашевые краски;

-о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

Учащиеся должны уметь:

- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

- правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).

- стремиться верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими не нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направления мазков согласно форме.

- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм и очертаний;

- правильно определять и изображать цвет;

- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета;

- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.

-работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;

-уметь пользоваться красками (гуашь и акварель)

-видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

-иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

-развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

- -иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

-работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;

-использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки

Критерии оценки творческих работ

Требования для композиции( основы цветоведения)

Оценка 5 (пять):

  • Верное композиционное размещение предметов  на изобразительной плоскости.
  • Четко прослеживается подготовительный линейный рисунок.
  • Правильно переданы пропорциональные соотношения и верно решена перспектива.
  • При выявлении средствами акварельной( гуашевый)  живописи светотеневой моделировки формы сохранен собственный (локальный) цвет предметов с учетом влияния световой среды и цветового окружения.
  • Определены цветовые соотношения и выразительно цветовое решение.

Оценка 4 (четыре):

  • Работа выполнена с некоторыми нарушениями.
  • Прослеживается правильный подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
  • Правильны пропорциональные соотношения и перспективное решение.
  • Недостаточно учтено влияние на предметы натюрморта ( пейзажа) световой среды и цветового окружения или в отдельных участках.
  • Неверно передается локальный цвет предметов.
  • Недостаточно выразительно цветовое решение предметов.

Оценка 3 (три):

  • Работа выполнена со значительными нарушениями.
  • Прослеживается правильный подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
  • Переданы пропорциональные соотношения.
  • Найдено перспективное решение.
  • Недостаточно выразительно цветовое решение.
  • Недостаточно выявлена форма предметов.
  • Плохо передано влияние световой среды и цветового окружения.
  • В отдельных участках неверно передается локальный цвет предметов.

Оценка 2 (два):

  • Работа выполнена со значительными нарушениями всех условий.
  • Неумелый подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
  • Грубые ошибки в передаче пропорциональных соотношений и перспективы.
  • Грубые ошибки в передаче пропорциональных соотношений и перспективы.
  • Не выявлена форма предметов.

Оценка 1 (один):

  • Работа не выполнена.