Рабочая программа по "Основам цветоведения"
Программа по «Основы цветоведения», в которой основной упор делается на изучение науки о цвете- цветоведение (раздел колористики), цветовые композиции, разработана на основе Программы В.С. Кузина «Рисунок. Живопись. Композиция. Для школ с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла». М. Просвещение и на научных данных Ньютона, Гете, Филипп Отто Рунге, Шеврёля, Адамса, Бецольда, Гельм Гольца, Оставальда, Кандинского. А также организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы. Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и композиции; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kompozitsii_na_2016-2017_uch.god_.doc | 272 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Цветоведение - наука о цвете включающая знания о природе цвета, основных, составных, и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.
Цвет – одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.
Программа по «Основы цветоведения», в которой основной упор делается на изучение науки о цвете- цветоведение (раздел колористики), цветовые композиции, разработана на основе Программы В.С. Кузина «Рисунок. Живопись. Композиция. Для школ с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла». М. Просвещение и на научных данных Ньютона, Гете, Филипп Отто Рунге, Шеврёля, Адамса, Бецольда, Гельм Гольца, Оставальда, Кандинского. А также организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы. Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и композиции; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.
Цель курса – дать представление о науке цветоведения, умению использовать в практической работе на уроках композиции знания о цветоведение,
Задачи курса
-обучение основам теории и практики науки цветоведения, раздел колористики;
- обучение основам композиционной грамоты, использование знания о колористике на уроках композиции;
- формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений использовать художественно - выразительные средства цветовой композиции – цвет и мазок;
- развитие у учащихся способности видеть и изображать цветосветовых отношений в предметах;
- развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно- творческой активности.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения предмета :
- понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально- пространственной формы;
- воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
- овладение основами культуры практической творческой работы живописными художественными материалами и инструментами;
- овладение средствами художественного изображения в живописи;
- развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально – нравственной оценки;
Метапредметные результаты освоения предмета :
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре другому восприятию мира;
- обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
- умение эстетически относиться к любому виду деятельности;
- развитие художественно – образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
- формирование способности к целостному восприятию мира;
- развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
- получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации;
Предметные результаты освоения предмета :
- эмоционально – ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
- восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетической позиции;
- активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов;
- восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
- умение ориентироваться и самостоятельно находить информации по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
- понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
- применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности;
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаща, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности – средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в цветовой композиции, применить в декоративном искусстве.
Колористка, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.
В другом значении колористика мыслится как цветовая среда, или полихромия формирующих ее объектов, которые удовлетворяют человека эстетически и утилитарно. Такое понимание позволяет говорить о колористике города, здания, интерьера, отдельного произведения чаще всего как о результатах профессионального подхода художника или дизайнера в отличие от спонтанно возникающего цветового окружения.
На уроках по цветоведению обучаемые изучают основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристиках цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся, знакомство учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краски, бумага, кисти и пр.), а также дать учащимся необходимые сведения о цвете (локальный цвет, изменение локальных цветов в свету и тени, светосила цвета в воздушной среде, взаимодействие цветов, холодные и теплые цвета, сближенность и контрастность цветов, спектр и дополнительные цвета).
Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом. Учащиеся должны усвоить, что решение колористических задач не может происходить в отрыве от изучения формы.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Основные формы художественной деятельности учащихся: основной формой работы является рисование с натуры и по представлению , изображение объемных предметов и пространства на плоскости , обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
Формы домашних заданий: наброски, для развития зрительного восприятия, и развития моторики рук, как правило быстрые зарисовки, не сложных предметов.
Все сведения даются в процессе практической работы над постановкой, а также при разборе и изучении наглядного материала, и при помощи педагогического рисунка.
1 год обучения – основные и дополниельные цвета, ахроматические и хроматические цвета, теплые и холодные цвета, воздушная и линейная перспектива;
2 год обучения – влияние ахроматических цветов на хроматические, теплые и холодные цвета, особенности цветового решения композиции, в зависимости от воздействия внешних факторов;
3 год обучения – цветовой контраст и цветовая гамма в композиции;
4 год обучения - характеристика и свойства цвета – тон, насыщенность, светлота;
5 год обучения –знакомство с техниками акварельной живописи, изучение цветового спектра;
6 год обучения – влияние цвета на форму предмета, конструктивная и пластическая форма, искусственное и естественное освещение;
7 год обучения –наличие трех цветов- локальный цвет, цвет гамма и цвет света, влияние освещения на предмет с разных точек зрения;
8 год обучения – физические основы цвета, цветовые иллюзии, психологические основы цвета;
9 год обучения – опыт мировых художников в цветоведение, способы и решения цвета в композициях.
- Тематическое планирование
1 год обучения ( 34 часа)
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Содержание темы | Характеристика учебных действий | Домашнее задание |
1 2 | «Шестицветик» | 2 | Основные и дополнительные цвета. Задание: выполнить шестицветик, смешивая основные цвета. | Понимать роль основных цветов, в образование многоцветия мира. Уметь смешивать из основного дополнительного цвета. | Наброски |
3 4 5 6 | «Серебрянный замок» | 4 | Ахроматические цвета. Шкала градации серого. Задание: выполнить рисунок замка, используя черный и белый цвет. | Уметь смешивать оттенки серого. Продолжать формировать умения организовывать свое рабочее пространство. | Наброски |
7 8 9 10 | «Радуга в городе» | 4 | Хроматические цвета. Задание: выполнить рисунок города с радугой. | Знать хроматические цвета. Использовать приемы композиции- главный предмет располагается в центре листа. | Наброски |
11 12 13 14 | «Паутинка» | 4 | Влияние ахроматических на хроматические цвета. Белый высветлят, черный приглушает. Задание: выполнить рисунок паутинки, смешивая ахроматическими с хроматическими цветами. | Использовать в работе влияние ахроматических на хроматические цвета, для выразительности рисунка. Применять навыки работы с гуашевыми красками. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки. | Наброски |
15 16 17 18 | «Цветок» | 4 | Теплые и холодные цвета. Задание: выполнить рисунок цветка , одна половинка теплая, другая холодная. | Самостоятельно выявить роль теплых цветов на холодные цвета. Продолжать формировать умения организовывать свое рабочее пространство. | Наброски |
19 20 21 22 23 24 | «Лес холодной страны» | 6 | Холодные цвета. Смешивание холодных цветов. Задание: выполнить декоративный пейзаж, окрашивая ее в разные оттенки холодных цветов; | Уметь смешивать холодные цвета, разном пропорциональном отношение. Применять приемы смешивания. Овладеть навыками работы с материалами и инструментами. | Наброски |
25 26 27 28 29 30 | «Лес теплой страны» | 6 | Теплые цвета. Смешивание теплых цветов. Задание: выполнить декоративный пейзаж, окрашивая ее в разные оттенки холодных цветов; | Уметь смешивать теплые цвета, разном пропорциональном отношение. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки. | Наброски |
31 32 33 34 | «Гусеница» | 4 | Линейная и воздушная перспектива. Задание: выполнить рисунок гусеницы, применяя законы линейной и воздушной перспективы. | Применять законы линейной и воздушной перспективы в рисунке. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки. | Наброски |
2 год обучения ( 34 часа)
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Содержание темы | Характеристика учебных действий | Домашнее задание |
1 2 3 4 5 | Влияние ахроматических на хроматические цвета «Город» | 5 | Влияние ахроматических на хроматические цвета. Белый высветлят, черный приглушает. Задание: выполнить рисунок города хроматическими цветами, отражающегося в ахроматическом озере; | Использовать в работе влияние ахроматических на хроматические цвета, для выразительности рисунка. Применять навыки работы с гуашевыми красками. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки. | Наброски |
6 7 8 | Теплые и холодные цвета «Перо Жар птицы» | 3 | Теплые и холодные цвета. Влияние теплых на холодные. Задание: выполнить рисунок пера Жар- птицы, теплое перо в окружение холодного фона; | Самостоятельно выявить роль теплых цветов на холодные цвета. Продолжать формировать умения организовывать свое рабочее пространство. | Наброски |
9 10 11 12 | Теплые цвета «Рыбка» | 4 | Теплые цвета. Смешивание теплых цветов. Задание: выполнить декоративную рыбку, окрашивая ее в разные оттенки теплых цветов; | Уметь смешивать теплые цвета, разном пропорциональном отношение. Использовать приемы композиции- главный предмет располагается в центре листа. | Наброски |
13 14 15 16 | Холодные цвета «Рыбка» | 4 | Холодные цвета. Смешивание холодных цветов. Задание: выполнить декоративную рыбку, окрашивая ее в разные оттенки холодных цветов; | Уметь смешивать холодные цвета, разном пропорциональном отношение. Использовать приемы композиции - главный предмет располагается в центре листа. | Наброски |
17 18 19 20 21 | Цветовой тон «Розовы лес» | 5 | Понятие тон. Тональная раскладка (розового) Качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хроматических) и дать ему название. Задание: выполнить рисунок декоративного леса, используя один цвет; | Уметь используя один цвет, добиваться выразительности рисунка. Применять приемы смешивания. Овладеть навыками работы с материалами и инструментами. | Наброски |
22 23 24 25 26 | Цветовой тон «Замок снежной королевы» | 5 | Понятие тон. Тональная раскладка (синего). Качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хроматических) и дать ему название. Задание: выполнить рисунок декоративного леса, используя один цвет; | Уметь используя один цвет, добиваться выразительности рисунка. Применять приемы смешивания. Овладеть навыками работы с материалами и инструментами. | Наброски |
27 28 29 30 | «Мой дом- утром» | 4 | Состояние природы – утро. Особенности цветового решения пейзажа утром. Задание: выполнить рисунок утреннего пейзажа, передавая с помощью цвета, особенности утреннего пейзажа; | Уметь в пейзаже с помощью цвета передавать разное время суток. Усвоить ризные цветовые сочетания, в разное время суток. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки. | Наброски |
31 32 33 34 | «Мой дом – вечером» | 4 | Состояние природы – вечер. Особенности цветового решения пейзажа вечером. Задание: выполнить рисунок вечернего пейзажа, передавая с помощью цвета, особенности вечернего пейзажа; | Уметь в пейзаже с помощью цвета передавать разное время суток. Усвоить ризные цветовые сочетания, в разное время суток. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки. | Наброски |
3 год обучения (34 часов)
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Содержание темы | Характеристика учебных действий | Домашнее задание |
1 2 3 4 | Ахроматические цвета «Черный кот, белая кошка, серые котята» | 4 | Ахроматические цвета. Тональная раскладка от черного к белому. Задание: выполнить рисунок кошек, ахроматическими цветами; | Уметь в рисунке передавать анатомические особенности животных. Формировать умения смешивать цвет. Продолжать формировать навыки работы с гуашью. | Наброски |
5 6 7 8 | Хроматические цвета. Растяжка. «Осень пришла» | 4 | Хроматические цвета. Растяжка от красного к фиолетовому. Задание: выполнить растяжку от красного к фиолетовому, и на фоне растяжки нарисовать силуэтный пейзаж; | Освоить приемы выполнения растяжки цвета. Использовать для выразительности рисунка приемы композиции. Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. гуаши | Наброски |
9 10 11 | Контрастные цвета. Белое – черное. Силуэт. «Замок» | 3 | Контрастные цвета. Влияние контрастных цветов друг на друга – белое и черное Задание: выполнить силуэт черного замка, на белом фоне; | Выявить влияние черного цвета на белый цвет. Учиться работать с силуэтом для достижения выразительности рисунка. Анализировать результаты своей работы. | Наброски |
12 13 14 | Контрастные цвета. Красное – зеленое. «Яблоко» | 3 | Контрастные цвета. Влияние контрастных цветов друг на друга – красное и зеленое Задание: выполнить рисунок красного яблока на зеленом фоне; | Выявить какое влияние имеет зеленый цвет на красный. Уметь использовать приемы рисования гуашью. Развивать колористические навыки | Наброски |
15 16 17 | Контрастные цвета Оранжевый – синий «Апельсин» | 3 | Контрастные цвета. Влияние контрастных цветов друг на друга – оранжевый на синий Задание: выполнить рисунок оранжевого апельсина на синем фоне; | Выявить какое влияние имеет синий цвет на оранжевый. Уметь использовать приемы рисования гуашью. Развивать колористические навыки | Наброски |
18 19 20 | Контрастные цвета. Фиолетовый – желтый. «Лес» | 3 | Контрастные цвета. Влияние контрастных цветов друг на друга – фиолетовый и желтый. Задание: выполнить рисунок синего леса, на желтом фоне; | Выявить какое влияние имеет фиолетовый цвет на желтый. Уметь использовать приемы рисования гуашью. Развивать колористические навыки | Наброски |
21 22 23 24 | Локальный цвет «Фрукты» | 4 | Понятие локальный цвет предмета. Задание: рисунок фруктов с натуры; | Понимать значение рисования с натуры. Анализировать натуры, с точки колористического решения. Формировать навыки работы с акварелью | Наброски |
25 26 27 | Плоские геометрические фигуры. Заливка. | 3 | Приемы акварельной живописи – заливка. Задание: выполнить рисунок плоских геометрических фигур, используя технику акварельной живописи – заливка; | Понимать роль композиционного решения рисунка. Формировать навыки акварельной живописи | Наброски |
28 29 30 | Цветовая гамма. Теплая гамма. | 3 | Цветовая гамма - это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Холодная цветовая гамма. Полученная путем использования цветов с холодным оттенком. Задание: выполнить абстрактную композицию из геометрических фигур в теплой гамме; | Понимать понятие цветовая гамма. Продолжать формировать навыки работы с ограниченной цветовой палитрой(теплые цвета). Анализировать свою творческую работу. Формировать навыки работы с гуашью | Наброски |
31 32 | Цветовая гамма. Холодная гамма | 2 | Теплая цветовая гамма. Полученная путем использования цветов с теплым оттенком. Задание: выполнить абстрактную композицию из геометрических фигур в холодной гамме; | Понимать понятие цветовая гамма. Продолжать формировать навыки работы с ограниченной цветовой палитрой ( холодные цвета). Анализировать свою творческую работу. Формировать навыки работы с гуашью | Наброски |
33 34 | Цветовая гамма. Смешанная гамма | 2 | Смешанная или нейтральная цветовая гамма ( мы объединили эти два понятия). Равновесие в композиции теплых и холодных (смешанная) или отсутствие теплых и холодных (нейтральная) оттенков. Задание: выполнить абстрактную композицию из геометрических фигур, в смешанной цветовой гамме; | Знать влияние цветовых пятен (холодных или теплых) на равновесие в композиции. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Формировать композиционные навыки | Наброски |
4 год обучения ( 34 часов)
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Содержание урока | Характеристика учебных действий | Домашнее задание |
1 2 3 | Растяжка от ахроматических к хроматических цветам | 3 | Приемы выполнения растяжки от ахроматических к хроматическим цветам Задание: выполнить растяжку от цвета к цвету; | Овладеть приемами растяжки. Анализировать собственную творческую работу | Наброски |
4 5 6 | Растяжка от теплых к холодным цветам | 3 | Приемы выполнения растяжки от теплого к холодным цветам Задание: выполнить растяжку от цвета к цвету; | Овладеть приемами растяжки. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки. | Наброски |
7 8 9 | Созвучие цвета | 3 | Понятие звонкости цвета. Созвучие их в живописной работе. Созвучие двух цветов. Задание: нарисовать двенадцатичастный цветовой круг; | Иметь представление о созвучности цвета. Понимать гармоничность цветовых сочетаний. Совершенствовать технику акварельной живописи. | Наброски |
10 11 | Свойство цвета: тон, насыщенность, светлота | 2 | Характеристика цвета. Свойство цвета: тон, насыщенность, светлота. Задание: выполнить упражнение в заливке применяя свойство цвета; | Расширять знания о цвете. Применять характеристику цвета в работе для выразительности рисунка. | Наброски |
12 13 14 15 | Светлота «Рыбки» | 4 | Светлота - яркость. Градация цвета по светлоте: от темного к светлому. Степень отличия данного цвета от черного. Задание: выполнить декоративных рыбок, в одном цвете, разной светлоты; | Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Овладеть композиционными навыками | Наброски |
16 17 18 19 20 | Цветовой тон «Изумрудный город» | 5 | Свойство цвета – тон ( качество цвета, сравниваемого с спектральным цветом). Тональная раскладка Задание: выполнить рисунок замка, в зеленом цветовом тоне; | Расширить знания о цвете. Понимать эмоциональную роль цвета. Формировать навыки работы с палитрой. | Наброски |
21 22 23 24 | Цветовой тон «Житель изумрудного города | 4 | Свойство цвета – тон. Тональная раскладка. Задание: выполнить рисунок человека, в зеленом цветовом тоне; | Расширить знания о цвете. Понимать эмоциональную роль цвета. Формировать навыки работы с палитрой. | Наброски |
25 26 27 28 29 | Изменение насыщенности «Дождь в городе» | 5 | Свойство цвета – насыщенность. Изменения цвета по насыщенности в зависимости от состояния природы Задание: выполнить рисунок дождя, с усилением или уменьшением цветовой насыщенности; | Расширять знания о колористике. Уметь наблюдать разные цветовые сочетания в зависимости от погодных условиях. Продолжать развивать навыки работы с акварельными красками | Наброски |
30 31 32 33 34 | Изменение насыщенности «Солнечный город» | 5 | Свойство цвета – насыщенность. Изменения цвета по насыщенности в зависимости от состояния природы Задание: выполнить рисунок города, с усилением или уменьшением цветовой насыщенности; | Уметь наблюдать разные цветовые сочетания в зависимости от погодных условиях. Продолжать развивать навыки работы с акварельными красками | Наброски |
5 год обучения ( 34 часов)
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Содержание урока | Характеристика учебных действий | Домашнее задание |
1 2 | Техника акварельной живописи. Заливка | 2 | Приемы техники акварельной живописи. Приемы выполнения заливки Задание: выполнить упражнения – заливка; | Овладеть основами акварельной живописи и использовать их в своей творческой работе. Творчески подходить к выполнению задания. | Наброски |
3 4 5 | Техника акварельной живописи: лессировка. «Кувшин» | 3 | Приемы техники акварельной живописи. Приемы выполнения лессировки Задние: выполнить рисунок вазы, в технике лессировка; | Освоить приемы техники лессировки. Знать и использовать навыки композиции в рисунке. | Наброски |
6 7 8 9 | Техника акварельной живописи: аля- прима. «Яблоко» | 4 | Приемы техники акварельной живописи. Приемы выполнения аля- прима Задание: выполнить рисунок яблока, в технике аля- прима; | Овладеть навыками акварельной живописи – аля прима. Творчески использовать особенности техники акварельной живописи аля – прима. | Наброски |
10 11 12 | Цветовой спектр | 3 | Знакомство с цветовым спектром. Расположение цветов в цветовом спектре. Задание: выполнить рисунок цветового круга; | Понимать понятие цветовой спектр. Анализировать собственную творческую деятельность. | Наброски |
13 14 | Изменение цветового тона | 2 | Изменения цветового тона. Приемы выполнения рисунка с изменением цветового тона Задание: выполнить упражнение, 3 цвета изменяющихся по тону; | Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Овладеть композиционными навыками | Наброски |
15 16 17 | Изменение цветового тона: заливка в прямоугольниках | 3 | Изменения цветового тона. Приемы выполнения рисунка с изменением цветового тона – заливка в прямоугольниках Задание: выполнить заливку в прямоугольниках, 5 цветов изменяющихся по тону; | Уметь выполнять заливку, в технике акварельной живописи. Уметь применять полученные знания при работе. | Наброски |
18 19 20 21 22 | Изменение цветового тона: , заливка, ступенчатое и непрерывное решение | 5 | Изменения цветового тона. Приемы выполнения рисунка с изменением цветового тона - заливка, ступенчатое и непрерывное решение Задание: выполнить упражнения по разному решению цветового тона; | Уметь использовать навыки акварельной живописи в работе. Анализировать собственную работу. | Наброски |
23 24 25 26 27 | Изменение цветового тона: заливка, материалы, ткани | 5 | Изменения цветового тона. Приемы выполнения рисунка с изменением цветового тона - заливка, материалы, ткани Задание: выполнить упражнения по разному решению цветового тона; | Уметь использовать навыки акварельной живописи в работе. Анализировать собственную работу. | Наброски |
28 29 30 31 32 33 34 | Декоративная работа по техникам акварельной живописи | 7 | Обобщение темы – акварельной живописи. Приемы работы акварелью Задание: выполнить абстрактную композицию из любых предметов, используя техники акварельной живописи; | Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Воплотить творческие идеи в жизнь. | Наброски |
6 год обучения ( 34 часов)
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Содержание урока | Характеристика учебных действий | Домашнее задание |
1 2 | Цвет и форма | 2 | Цвет влияет на форму предмета. Многообразие форм. Цвет в предметах Задание: выполнить упражнение соответствие цвета форме геометрических фигур; | Проанализировать форму и цвет предмета, сопоставить цвет подходящей ей форме. | Наброски |
3 4 5 | Конструктивное начало формы: свет, полутон, тень | 3 | Конструкция предмета. Объем. Свет. Полутон. Тень. Задание: выполнить рисунок шара; | Выявить конструктивное начало формы. Усвоить приемы передачи объема. | Наброски |
6 7 8 9 | Пластические продолжение формы: полутон света и тени. Рефлекс, блик | 4 | Пластическая форма предмета. Полутон света. Полутон тени. Рефлекс. Блик Задание: выполнить рисунок шара; | Выявить пластическую форму предмета. Анализировать собственную творческую работу. | Наброски |
10 11 12 13 | Изменение цвета по форме предмета | 4 | Изменение цвета в зависимости от формы предмета и освещения Задание: выполнить рисунок вазы, сложной формы, и освещение сбоку; | Проанализировать и выявить причины изменении цвета в зависимости от формы и освещения. Высказывать свою точку зрения. | Наброски |
14 15 16 17 | Пространственное воздействие цвета | 4 | Воздействие цвета на предметы. Влияние цвета друг на друга Задание: выполнить рисунок фруктов; | Использовать приемы акварельной живописи. Совершенствовать навыки работы с натуры | Наброски |
18 19 20 21 22 | Теория цветовых впечатлений | 5 | Дать основные понятия и законы в теории цветовых впечатлений. Цветовые проявления в природе Задание: выполнить рисунок одного и тоже пейзажа, в разное время суток; | Знать законы теории цветовых впечатлений. Предавать изменения в природе по цвету, в зависимости от времени суток. Анализировать собственную творческую работу | Наброски |
23 24 25 26 | Теория цветовой выразительности | 4 | Дать основные понятия и законы в теории цветовой выразительности Задание: выполнить рисунок натюрморта с натуры; | Знать законы теории цветовой выразительности. Применять теорию выразительности цвета в рисунке натюрморта с натуры. | Наброски |
27 28 29 30 | Искусственное освещение | 4 | Особенности искусственного освещения. Как меняется цвет при искусственном освещение Задание: рисунок натюрморта при искусственном освещение; | Знать как изменяются предметы в зависимости от искусственного освещения. Предавать в натюрморте искусственное освещение | Наброски |
31 32 33 34 | Естественное освещение | 4 | Особенности естественного освещения. Как меняется цвет при естественном освещение Задание: рисунок натюрморта при естественном освещение; | Знать как изменяются предметы в зависимости от естественного освещения. Предавать в натюрморте естественное освещение | Наброски |
7 год обучения ( 34 часов)
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Содержание урока | Характеристика учебных действий | Домашнее задание |
1 2 | Три цвета : локальный, цвет гаммы , и цвет света | 2 | Цвет предметов. Локальный цвет. Цвет гаммы. Цвет света Задание: упражнение, рисунок яблока; | Знать свойства цвета. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов | Наброски |
3 4 | Локальный цвет | 2 | Локальный цвет- как основа цветового восприятия предмета Задание: рисунок груши; | Овладеть основными выразительными средствами живописи. Выполнять рисунок с натуры учитывая особенности живописи | Наброски |
5 6 | Цвет гаммы | 2 | Дополнительный цвет предмета – цвет гаммы Задание: рисунок овощей; | Овладеть основными выразительными средствами живописи. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности | Наброски |
7 8 | Цвет света | 2 | Изменение локального цвета предмета при разном освещение Задание: рисунок лимона; | Овладеть основными выразительными средствами живописи. Развивать творческий опыт, предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности | Наброски |
9 10 | Освещение: сбоку, сверху, сзади | 2 | Виды освещений. Освещение сбоку, сверху, сзади. Особенности освещения. Задание: упражнение шар при освещение с разных точек; | Предавать освещение предметов в работе с натуры. Использовать разные виды освещения для придачи выразительности своей работе | Наброски |
11 12 13 14 15 | Освещение: сбоку. Ваза | 5 | Приемы выполнения предмета при боковом освещение Задание: выполнить рисунок вазы при освещение сбоку; | Передавать освещение предметов в работе с натуры. | Наброски |
16 17 18 19 20 | Освещение: сверху. Ваза | 5 | Приемы выполнения предмета при освещение сверху Задание: выполнить рисунок вазы при освещение сверху; | Передавать освещение предметов в работе с натуры. | Наброски |
2122 23 24 25 | Освещение: сзади. Ваза | 5 | Приемы выполнения предмета при освещение сзади Задание: выполнить рисунок вазы при освещение сзади; | Передавать освещение предметов в работе с натуры. | Наброски |
26 27 28 29 30 | Влияние фона на предмет. Белое на темном | 5 | Предмет в связи с фоном. Особенности влияния предмета на фон, и фона предмет. Белые предметы на темном фоне Задание: выполнить рисунок натюрморта белых предметов на темном фоне; | Знать и применять на практике свойства изменения цвета при смешивание. Предавать влияние предметов и кружение друг на друга. Творчески использовать особенности акварельной живописи в собственной работе | Наброски |
31 32 33 34 | Влияние фона на предмет. Темное на белом | 4 | Предмет в связи с фоном. Особенности влияния предмета на фон, и фона предмет. Темные предметы на белом фоне Задание: выполнить рисунок натюрморта черные предметы на белом фоне; | Овладеть основами культуры практической творческой работы. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности | Наброски |
8 год обучения ( 34 часов)
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Содержание урока | Характеристика учебных действий | Домашнее задание |
1 2 | Физические основы цвета | 2 | Физические явления влияющие на цвет. Образующие цвета. | Знать свойства цвета. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов | Наброски |
3 4 5 6 | Оптическое смешение цветов | 4 | Оптическое смешение цвета – условия возникновения смешения. Приемы выполнения смешения. Задание: фрукты | Овладеть основными выразительными средствами живописи. | Наброски |
7 8 | Цветовые иллюзии. Выступающие и отступающие | 2 | Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека | Овладеть основными выразительными средствами живописи. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности | Наброски |
9 10 | Цветовые иллюзии. Иллюзия цвета и фона | 2 | Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека | Использовать цветовые иллюзии в выгодном положение, для передачи визуальных изменений. | Наброски |
11 12 | Цветоые иллюзии. Легкие и тяжелые цвета | 2 | Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека | Использовать цветовые иллюзии в выгодном положение, для передачи визуальных изменений. | Наброски |
13 14 | Цветовые иллюзии. Фактурные и безфактурные | 2 | Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека | Использовать цветовые иллюзии в выгодном положение, для передачи визуальных изменений. | Наброски |
15 16 | Цветовые иллюзии. Активные и пассивные | 2 | Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека | Использовать цветовые иллюзии в выгодном положение, для передачи визуальных изменений. | Наброски |
17 18 | Цветовые иллюзии. Мажорные и минорные | 2 | Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека | Использовать цветовые иллюзии в выгодном положение, для передачи визуальных изменений. | Наброски |
19 20 | Цветовые гармонии. | 2 | Гармонизация цвета и приемы сочетания гармоничных цветов. | Овладеть приемами гармоничного сочетания цветов. | Наброски |
21 22 | Психология цвета. | 2 | Психологическое влияние цвета. Плюсы и минусы использования цвета в различных ситуациях. | Использовать психологию цвета, для увеличения воздействия на человека. | Наброски |
23 24 25 | Психология цвета. Упражнение «Страх» | 3 | Психологическое влияние цвета. Плюсы и минусы использования цвета в различных ситуациях. | Использовать психологию цвета, для увеличения воздействия на человека. | Наброски |
26 27 28 | Психология цвета. Упражнение «Радость» | 3 | Психологическое влияние цвета. Плюсы и минусы использования цвета в различных ситуациях. | Использовать психологию цвета, для увеличения воздействия на человека. | Наброски |
29 30 31 | Психология цвета. Упражнение «Покой» | 3 | Психологическое влияние цвета. Плюсы и минусы использования цвета в различных ситуациях. | Использовать психологию цвета, для увеличения воздействия на человека. | Наброски |
32 33 34 | Психология цвета. Упражнение «Движение» | 3 | Психологическое влияние цвета. Плюсы и минусы использования цвета в различных ситуациях. | Использовать психологию цвета, для увеличения воздействия на человека. | Наброски |
9 год обучения ( 34 часов)
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Содержание урока | Характеристика учебных действий | Домашнее задание |
1 2 | «Цветной замок нашего настроение» | 4 | Передача разного настроения с помощью цвета. Задание: выполнить замок-настроение, используя влияние цвета. | Знать свойства цвета. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов | Наброски |
3 4 5 6 | Витраж | 4 | Витраж. Применения витража в интерьере. Задание: выполнить эскиз витража. | Расширять опыт в художественной практике. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов | Наброски |
7 8 | Рисуем музыку | 2 | Передача настроения музыки через цвет. Задание: выбрать музыку, и нарисовать ее, используя цвет. | Овладеть основами культуры практической творческой работы. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности | Наброски |
9 10 | Импрессионизм. Опыт Моне | 6 | История возникновения импрессионизма. Творчество Моне. Задание: выполнить творческую работу в манере Моне. | Расширять опыт художественной практики изучая мировое искусство. | Наброски |
11 12 | Абстракция. Опыт Кандинского | 5 | История возникновения абстракции. Творчество Кандинского. Задание: выполнить творческую работу в манере Кандинского. | Расширять опыт художественной практики изучая мировое искусство. | Наброски |
13 14 | Абстракция Опыт Малевича | 5 | История возникновения абстракции. Творчество Малевича. Задание: выполнить творческую работу в манере Малевича. | Расширять опыт художественной практики изучая мировое искусство. | Наброски |
15 16 | Мир через очки | 6 | Наложение цветов друг на друга. Задание: выполнить творческую работу на тему « Мир через очки». | Овладеть основами культуры практической творческой работы. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности | Наброски |
17 18 | Рисуем музыку | 2 | Передача настроения музыки через цвет. Задание: выбрать музыку, и нарисовать ее, используя цвет. | Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Воплотить творческие идеи в жизнь. | Наброски |
5. Материально – техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
Библиотечный фонд
-Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, Живопись;
- Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов Рисунок. Живопись. Композиция;
- М.Ф Иваницкий, М.Г. Манизер, К.М. Максимов. Школа изобразительного искусства;
- Н.М. Сокольникова Основы живописи;
- Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов Живопись;
Печатные пособия:
- Таблица «Элементы цветоведения»;
- Таблица « Работа акварелью»;
- Таблица «Рисование фруктов и овощей»;
- Таблица «Рисование бабочки»;
- Таблица «Работа акварелью»;
- Таблица «Изображение пейзажа с учетом воздушной перспективы»;
- Таблица «Рисование фигуры человека»;
- Таблица «Рисование кринки акварелью»;
- Таблица «Цветовой тон, светлота и насыщенность»;
- Таблица «Светотень в сюжетных композициях»;
- Таблица «Цветовая система Ренге и Оствальда»;
- Таблица «Цветовая композиция»;
- Таблица «Типы смешения красок»;
- Таблица «Круг естественных цветов по Гете»;
- Таблица «Теплые и холодные цвета»;
- Таблица «Классификация цветовых гармоний»;
- Таблица «Символика цвета в иконописи»;
- Таблица «Восприятие контрастов»;
- Таблица «Цветовая система Менселла. Цветовая система в полиграфии»;
- Таблица «Колорит»;
- Таблица «Значение цвета»;
- Таблица «Цвета и акварель»;
- Таблица «Гармонизация цвета»;
- Таблица «Цвет в интерьере»;
Информационно – коммуникационные средства:
-Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
-Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
-Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
-Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Учебно- практические оборудование:
- краски акварельные;
- краски гуашевые;
- бумага А-3;
- кисти «Белка» № 3,5,7;
- емкость для воды;
- палитра;
- простые карандаши;
- зажим;
Модели и натурный фонд:
- гипсовые геометрические тела;
- муляжи овощей и фруктов;
- драпировки;
- макеты;
-керамические изделия;
- предметы быта;
Специализированная учебная мебель:
- стулья;
- ученический стол;
- доска;
- тумба для натюрморта;
- мольберты;
6. Требования к уровню подготовки учащихся
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
- названия главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);- элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т.д.);
- об основных цветах солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); о главных красках (красная, желтая, синяя);
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками,
- об элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов (оранжевый – от смешивания желтой и красный красок, зеленый – от смешивания желтой и синей, фиолетовый – от смешивания красной и синей).
- простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетания оттенков цвета, колорит и т.д.);
- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
- изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
-о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;
-основные средства художественной выразительности в живописи : мазок, тон, цвет, форма, перспектива;
-о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
-о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа, а в частности акварельные краски и гуашевые краски;
-о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
Учащиеся должны уметь:
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).
- стремиться верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими не нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направления мазков согласно форме.
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм и очертаний;
- правильно определять и изображать цвет;
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета;
- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.
-работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;
-уметь пользоваться красками (гуашь и акварель)
-видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
-иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
-развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- -иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
-работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;
-использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки
Критерии оценки творческих работ
Требования для композиции( основы цветоведения)
Оценка 5 (пять):
- Верное композиционное размещение предметов на изобразительной плоскости.
- Четко прослеживается подготовительный линейный рисунок.
- Правильно переданы пропорциональные соотношения и верно решена перспектива.
- При выявлении средствами акварельной( гуашевый) живописи светотеневой моделировки формы сохранен собственный (локальный) цвет предметов с учетом влияния световой среды и цветового окружения.
- Определены цветовые соотношения и выразительно цветовое решение.
Оценка 4 (четыре):
- Работа выполнена с некоторыми нарушениями.
- Прослеживается правильный подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
- Правильны пропорциональные соотношения и перспективное решение.
- Недостаточно учтено влияние на предметы натюрморта ( пейзажа) световой среды и цветового окружения или в отдельных участках.
- Неверно передается локальный цвет предметов.
- Недостаточно выразительно цветовое решение предметов.
Оценка 3 (три):
- Работа выполнена со значительными нарушениями.
- Прослеживается правильный подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
- Переданы пропорциональные соотношения.
- Найдено перспективное решение.
- Недостаточно выразительно цветовое решение.
- Недостаточно выявлена форма предметов.
- Плохо передано влияние световой среды и цветового окружения.
- В отдельных участках неверно передается локальный цвет предметов.
Оценка 2 (два):
- Работа выполнена со значительными нарушениями всех условий.
- Неумелый подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
- Грубые ошибки в передаче пропорциональных соотношений и перспективы.
- Грубые ошибки в передаче пропорциональных соотношений и перспективы.
- Не выявлена форма предметов.
Оценка 1 (один):
- Работа не выполнена.
- Мне нравится (1)