Главные вкладки

    Рабочая программа по "Основам цветоведения"

    Антонова Александра Анатольевна

    Программа по «Основы цветоведения», в которой основной упор делается на изучение науки о цвете- цветоведение (раздел колористики), цветовые композиции,  разработана на основе  Программы В.С. Кузина  «Рисунок. Живопись. Композиция. Для школ с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла». М. Просвещение  и на научных данных Ньютона, Гете, Филипп Отто Рунге, Шеврёля, Адамса, Бецольда, Гельм Гольца, Оставальда, Кандинского. А также организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.   Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и композиции; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

       

    1. Пояснительная записка

                Цветоведение - наука о цвете включающая знания о природе цвета, основных, составных, и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.

               Цвет – одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.

               Программа по «Основы цветоведения», в которой основной упор делается на изучение науки о цвете- цветоведение (раздел колористики), цветовые композиции,  разработана на основе  Программы В.С. Кузина  «Рисунок. Живопись. Композиция. Для школ с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла». М. Просвещение  и на научных данных Ньютона, Гете, Филипп Отто Рунге, Шеврёля, Адамса, Бецольда, Гельм Гольца, Оставальда, Кандинского. А также организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.   Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и композиции; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.

               Цель курса – дать представление о науке цветоведения, умению использовать  в практической работе на уроках композиции знания о цветоведение,

    Задачи курса

    -обучение основам теории и практики  науки цветоведения, раздел колористики;

    - обучение основам композиционной грамоты, использование знания о колористике на уроках композиции;

    - формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений использовать художественно - выразительные средства цветовой композиции – цвет и мазок;

    - развитие у учащихся способности видеть и изображать цветосветовых отношений в предметах;

    - развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно- творческой активности.

    1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

               Личностные результаты освоения предмета :

    • понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально- пространственной формы;
    • воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
    • овладение основами культуры практической творческой работы живописными художественными материалами и инструментами;
    • овладение средствами художественного изображения в живописи;
    • развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально – нравственной оценки;

               Метапредметные результаты освоения предмета :

    • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

    умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре другому восприятию мира;

    • обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
    • умение эстетически относиться к любому виду деятельности;
    • развитие художественно – образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
    • формирование способности к целостному восприятию мира;
    • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
    • получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации;

                Предметные результаты освоения  предмета :

    • эмоционально – ценностное отношение к искусству  и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
    • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетической позиции;
    • активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
    • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
    • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного  языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов;
    • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
    • умение ориентироваться и самостоятельно находить информации по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
    • понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
    • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности;

    3. Содержание  курса внеурочной деятельности

                  Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаща, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности – средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в цветовой композиции, применить в декоративном искусстве.

                 Колористка, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.

                 В другом значении колористика мыслится как цветовая среда, или полихромия формирующих ее объектов, которые удовлетворяют человека эстетически и утилитарно. Такое понимание позволяет говорить о колористике города, здания, интерьера, отдельного произведения чаще всего как о результатах профессионального подхода художника или дизайнера в отличие от спонтанно возникающего цветового окружения.

    На уроках по цветоведению обучаемые изучают основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристиках цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний.

    В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся, знакомство  учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краски, бумага, кисти и пр.), а также дать учащимся необходимые сведения о цвете (локальный цвет, изменение локальных цветов в свету и тени, светосила цвета в воздушной среде, взаимодействие цветов, холодные и теплые цвета, сближенность и контрастность цветов, спектр и дополнительные цвета).

    Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом. Учащиеся должны усвоить, что решение колористических задач не может происходить в отрыве от изучения формы.

           Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

            Основные формы художественной деятельности учащихся:  основной формой работы является рисование с натуры  и по представлению , изображение  объемных предметов и пространства на плоскости , обсуждение работ  товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

            Формы домашних заданий: наброски, для развития зрительного восприятия, и развития моторики рук, как правило быстрые зарисовки, не сложных предметов.

    Все сведения даются в процессе практической работы над постановкой,  а также при разборе и  изучении наглядного материала, и при помощи педагогического рисунка.

    1 год обучения – основные и дополниельные цвета, ахроматические и хроматические цвета, теплые и холодные цвета, воздушная и линейная перспектива;

    2 год обучения – влияние ахроматических цветов на хроматические, теплые и холодные цвета, особенности цветового решения композиции, в зависимости от воздействия внешних факторов;

    3 год обучения –  цветовой контраст и цветовая гамма в композиции;

     4 год обучения - характеристика и свойства цвета – тон, насыщенность, светлота;

    5 год обучения –знакомство с техниками акварельной живописи, изучение цветового спектра;

    6 год обучения – влияние цвета на форму предмета, конструктивная и пластическая форма, искусственное и естественное освещение;

    7 год обучения –наличие трех цветов- локальный цвет, цвет гамма и цвет света, влияние освещения на предмет с разных точек зрения;

    8 год обучения – физические основы цвета, цветовые иллюзии, психологические основы цвета;

    9 год обучения – опыт мировых художников в цветоведение, способы и решения цвета в композициях.


    1. Тематическое планирование

    1 год обучения ( 34 часа)

    Тема урока

    Кол-во уроков

    Содержание темы

    Характеристика учебных действий

    Домашнее задание

    1

    2

    «Шестицветик»

    2

    Основные и дополнительные цвета.

    Задание: выполнить шестицветик, смешивая основные цвета.

    Понимать роль основных цветов, в образование многоцветия мира. Уметь смешивать из основного дополнительного цвета.

    Наброски

    3

    4

    5

    6

    «Серебрянный замок»

    4

    Ахроматические цвета. Шкала градации серого.

    Задание: выполнить рисунок замка, используя черный и белый цвет.

    Уметь смешивать оттенки серого. Продолжать формировать умения организовывать свое рабочее пространство.

    Наброски

    7

    8

    9

    10

    «Радуга в городе»

    4

    Хроматические цвета.

    Задание: выполнить рисунок города с радугой.

    Знать хроматические цвета. Использовать приемы композиции- главный предмет располагается в центре листа.

    Наброски

    11

    12

    13

    14

    «Паутинка»

    4

    Влияние ахроматических на хроматические цвета. Белый высветлят, черный приглушает.

    Задание: выполнить рисунок паутинки, смешивая ахроматическими с хроматическими цветами.

    Использовать в работе влияние ахроматических на хроматические цвета, для выразительности рисунка. Применять навыки работы с гуашевыми красками. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки.

    Наброски

    15

    16

    17

    18

    «Цветок»

    4

    Теплые и холодные цвета.

    Задание: выполнить рисунок цветка , одна половинка теплая, другая холодная.

    Самостоятельно выявить роль теплых цветов на холодные цвета. Продолжать формировать умения организовывать свое рабочее пространство.

    Наброски

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    «Лес холодной страны»

    6

    Холодные цвета. Смешивание холодных цветов.

    Задание: выполнить декоративный пейзаж, окрашивая ее в разные оттенки холодных цветов;

    Уметь смешивать холодные цвета, разном пропорциональном отношение. Применять приемы смешивания. Овладеть навыками работы с материалами и инструментами.

    Наброски

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    «Лес теплой страны»

    6

    Теплые цвета. Смешивание теплых цветов.

    Задание: выполнить декоративный пейзаж, окрашивая ее в разные оттенки холодных цветов;

    Уметь смешивать теплые цвета, разном пропорциональном отношение. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки.

    Наброски

    31

    32

    33

    34

    «Гусеница»

    4

    Линейная и воздушная перспектива.

    Задание: выполнить рисунок гусеницы, применяя законы линейной и воздушной перспективы.

    Применять законы линейной и воздушной перспективы в рисунке. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки.

    Наброски

    2 год обучения ( 34 часа)

    Тема урока

    Кол-во уроков

    Содержание темы

    Характеристика учебных действий

    Домашнее задание

    1

    2

    3

    4

    5

     Влияние ахроматических на хроматические цвета «Город»

    5

    Влияние ахроматических на хроматические цвета. Белый высветлят, черный приглушает.

    Задание: выполнить рисунок города хроматическими цветами, отражающегося в ахроматическом озере;

    Использовать в работе влияние ахроматических на хроматические цвета, для выразительности рисунка. Применять навыки работы с гуашевыми красками. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки.

    Наброски

    6

    7

    8

    Теплые и холодные цвета «Перо Жар птицы»

    3

    Теплые и холодные цвета. Влияние теплых на холодные.

    Задание: выполнить рисунок пера Жар- птицы, теплое перо в окружение холодного фона;

    Самостоятельно выявить роль теплых цветов на холодные цвета. Продолжать формировать умения организовывать свое рабочее пространство.

    Наброски

    9

    10

    11

    12

    Теплые цвета «Рыбка»

    4

    Теплые цвета. Смешивание теплых цветов.

    Задание: выполнить декоративную рыбку, окрашивая ее в разные оттенки теплых цветов;

    Уметь смешивать теплые цвета, разном пропорциональном отношение. Использовать приемы композиции- главный предмет располагается в центре листа.

    Наброски

    13

    14

    15

    16

    Холодные цвета «Рыбка»

    4

    Холодные цвета. Смешивание холодных цветов.

    Задание: выполнить декоративную рыбку, окрашивая ее в разные оттенки холодных цветов;

    Уметь смешивать холодные цвета, разном пропорциональном отношение. Использовать приемы композиции - главный предмет располагается в центре листа.

    Наброски

    17

    18

    19

    20

    21

    Цветовой тон «Розовы лес»

    5

    Понятие тон. Тональная раскладка (розового) Качество цвета, которое позволяет сравнить  его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хроматических) и дать ему название.

    Задание: выполнить рисунок декоративного леса, используя один цвет;

    Уметь используя один цвет, добиваться выразительности рисунка. Применять приемы смешивания. Овладеть навыками работы с материалами и инструментами.

    Наброски

    22

    23

    24

    25

    26

    Цветовой тон «Замок снежной королевы»

    5

    Понятие тон. Тональная раскладка (синего). Качество цвета, которое позволяет сравнить  его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хроматических) и дать ему название. Задание: выполнить рисунок декоративного леса, используя один цвет;

    Уметь используя один цвет, добиваться выразительности рисунка. Применять приемы смешивания. Овладеть навыками работы с материалами и инструментами.

    Наброски

    27

    28

    29

    30

    «Мой дом- утром»

    4

    Состояние природы – утро. Особенности цветового решения пейзажа утром.

    Задание: выполнить рисунок утреннего пейзажа, передавая с помощью цвета, особенности утреннего пейзажа;

    Уметь в пейзаже с помощью цвета передавать разное время суток. Усвоить ризные цветовые сочетания, в разное время суток.  Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки.

    Наброски

    31

    32

    33

    34

    «Мой дом – вечером»

    4

    Состояние природы – вечер. Особенности цветового решения пейзажа вечером.

    Задание: выполнить рисунок вечернего пейзажа, передавая с помощью цвета, особенности вечернего пейзажа;

    Уметь в пейзаже с помощью цвета передавать разное время суток. Усвоить ризные цветовые сочетания, в разное время суток.  Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки.

    Наброски

    3 год обучения (34 часов)

    Тема урока

    Кол-во уроков

    Содержание темы

    Характеристика учебных действий

    Домашнее задание

    1

    2

    3

    4

    Ахроматические цвета «Черный кот, белая кошка, серые котята»

    4

    Ахроматические цвета. Тональная раскладка от черного к белому.

    Задание: выполнить рисунок кошек, ахроматическими цветами;

    Уметь в рисунке передавать анатомические особенности животных. Формировать умения смешивать цвет. Продолжать формировать навыки работы с гуашью.

    Наброски

    5

    6

    7

    8

    Хроматические цвета. Растяжка. «Осень пришла»

    4

    Хроматические цвета. Растяжка от красного к фиолетовому.

    Задание: выполнить растяжку от красного к фиолетовому, и на фоне растяжки нарисовать силуэтный пейзаж;

    Освоить приемы выполнения растяжки цвета. Использовать для выразительности рисунка приемы композиции. Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. гуаши

    Наброски

    9

    10

    11

    Контрастные цвета. Белое – черное. Силуэт. «Замок»

    3

    Контрастные цвета. Влияние контрастных цветов друг на друга – белое и черное

    Задание: выполнить силуэт черного замка, на белом фоне;

    Выявить влияние черного цвета на белый цвет. Учиться работать с силуэтом для достижения выразительности рисунка. Анализировать результаты своей работы.

    Наброски

    12

    13

    14

    Контрастные цвета. Красное – зеленое. «Яблоко»

    3

    Контрастные цвета. Влияние контрастных цветов друг на друга – красное и зеленое

    Задание: выполнить рисунок красного яблока на зеленом фоне;

    Выявить какое влияние имеет зеленый цвет на красный. Уметь использовать приемы рисования гуашью.  Развивать колористические навыки

    Наброски

    15

    16

    17

    Контрастные цвета Оранжевый – синий «Апельсин»

    3

    Контрастные цвета. Влияние контрастных цветов друг на друга – оранжевый на синий

    Задание: выполнить рисунок оранжевого апельсина на синем фоне;

    Выявить какое влияние имеет синий цвет на оранжевый. Уметь использовать приемы рисования гуашью.  Развивать колористические навыки

    Наброски

    18

    19

    20

    Контрастные цвета. Фиолетовый – желтый. «Лес»

    3

    Контрастные цвета. Влияние контрастных цветов друг на друга – фиолетовый и желтый.

    Задание: выполнить рисунок синего леса, на желтом фоне;

    Выявить какое влияние имеет фиолетовый цвет на  желтый. Уметь использовать приемы рисования гуашью.  Развивать колористические навыки

    Наброски

    21

    22

    23

    24

    Локальный цвет «Фрукты»

    4

    Понятие локальный цвет предмета.

    Задание: рисунок фруктов с натуры;

    Понимать значение рисования с натуры. Анализировать натуры, с точки колористического решения. Формировать навыки работы с акварелью

    Наброски

    25

    26

    27

    Плоские геометрические фигуры. Заливка.

    3

    Приемы акварельной живописи – заливка.

    Задание: выполнить рисунок плоских геометрических фигур,  используя технику акварельной живописи – заливка;

    Понимать роль композиционного решения рисунка. Формировать навыки акварельной живописи

    Наброски

    28

    29

    30

    Цветовая гамма. Теплая гамма.

    3

    Цветовая гамма - это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Холодная цветовая гамма. Полученная путем использования цветов с холодным оттенком.

    Задание: выполнить абстрактную композицию из геометрических фигур в теплой гамме;

    Понимать понятие цветовая гамма. Продолжать формировать навыки работы с ограниченной  цветовой палитрой(теплые цвета). Анализировать свою творческую работу.

    Формировать навыки работы с гуашью

    Наброски

    31

    32

    Цветовая гамма. Холодная

    гамма

    2

    Теплая цветовая гамма. Полученная путем использования цветов с теплым оттенком.

    Задание: выполнить абстрактную композицию из геометрических фигур в холодной гамме;

    Понимать понятие цветовая гамма. Продолжать формировать навыки работы с ограниченной цветовой палитрой ( холодные цвета). Анализировать свою творческую работу.

    Формировать навыки работы с гуашью

    Наброски

     33

    34

    Цветовая гамма. Смешанная гамма

    2

    Смешанная или нейтральная цветовая гамма

    ( мы объединили эти два понятия). Равновесие в композиции теплых и холодных (смешанная) или отсутствие теплых и холодных (нейтральная) оттенков.

    Задание: выполнить абстрактную композицию из геометрических фигур, в смешанной цветовой гамме;

    Знать влияние цветовых пятен (холодных или теплых) на равновесие в композиции. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Формировать композиционные навыки

    Наброски

     4  год обучения ( 34 часов)

    Тема урока

    Кол-во уроков

    Содержание урока

    Характеристика учебных действий

    Домашнее задание

    1

    2

    3

    Растяжка от ахроматических к хроматических  цветам

    3

    Приемы выполнения растяжки от ахроматических к хроматическим цветам

    Задание: выполнить растяжку от цвета к цвету;

    Овладеть приемами растяжки. Анализировать собственную творческую работу

    Наброски

    4

    5

    6

    Растяжка от теплых к холодным цветам

    3

    Приемы выполнения растяжки от теплого к холодным цветам

    Задание: выполнить растяжку от цвета к цвету;

    Овладеть приемами растяжки. Формировать умения организовывать свою работу над рисунком, учитывая временные рамки.

    Наброски

    7

    8

    9

    Созвучие цвета

    3

    Понятие звонкости цвета. Созвучие их в живописной работе. Созвучие двух цветов.

    Задание:  нарисовать двенадцатичастный цветовой круг;

    Иметь представление о созвучности цвета. Понимать гармоничность цветовых сочетаний. Совершенствовать технику акварельной живописи.

    Наброски

    10

    11

    Свойство цвета: тон, насыщенность, светлота

    2

    Характеристика цвета. Свойство цвета: тон, насыщенность, светлота.

    Задание: выполнить упражнение в заливке применяя свойство цвета;

    Расширять знания о цвете. Применять характеристику цвета в работе для выразительности рисунка.

    Наброски

    12

    13

    14

    15

    Светлота «Рыбки»

    4

    Светлота - яркость. Градация цвета по светлоте:  от темного к светлому.  Степень отличия данного цвета от черного.

    Задание: выполнить декоративных рыбок, в одном цвете, разной светлоты;

    Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Овладеть композиционными навыками

    Наброски

    16

    17

    18

    19

    20

    Цветовой тон «Изумрудный город»

    5

    Свойство цвета – тон ( качество цвета, сравниваемого с спектральным цветом). Тональная раскладка

    Задание: выполнить рисунок замка, в зеленом цветовом тоне;

    Расширить знания о цвете. Понимать эмоциональную роль цвета. Формировать навыки работы с палитрой.

    Наброски

    21

    22

    23

    24

    Цветовой тон «Житель изумрудного города

    4

    Свойство цвета – тон. Тональная раскладка.

    Задание: выполнить рисунок человека, в зеленом цветовом тоне;

    Расширить знания о цвете. Понимать эмоциональную роль цвета. Формировать навыки работы с палитрой.

    Наброски

    25

    26

    27

    28

    29

    Изменение насыщенности «Дождь в городе»

    5

    Свойство цвета – насыщенность. Изменения

    цвета по насыщенности в зависимости от

    состояния природы

    Задание: выполнить рисунок дождя, с усилением или уменьшением цветовой насыщенности;

    Расширять знания о колористике. Уметь наблюдать разные цветовые сочетания в зависимости от погодных условиях. Продолжать развивать навыки работы с акварельными красками

    Наброски

    30

    31

    32

    33

    34

    Изменение насыщенности «Солнечный город»

    5

    Свойство цвета – насыщенность. Изменения цвета по насыщенности в зависимости от состояния природы

    Задание: выполнить рисунок города, с усилением или уменьшением цветовой насыщенности;

    Уметь наблюдать разные цветовые сочетания в зависимости от погодных условиях. Продолжать развивать навыки работы с акварельными красками

    Наброски

    5 год обучения ( 34 часов)

    Тема урока

    Кол-во уроков

    Содержание урока

    Характеристика учебных действий

    Домашнее задание

    1

    2

    Техника акварельной живописи. Заливка

    2

    Приемы техники акварельной живописи. Приемы выполнения заливки

    Задание: выполнить упражнения – заливка;

    Овладеть основами акварельной живописи и использовать их в своей творческой работе. Творчески подходить к выполнению задания.

    Наброски

    3

    4

    5

    Техника акварельной живописи: лессировка. «Кувшин»

    3

    Приемы техники акварельной живописи. Приемы выполнения лессировки

    Задние: выполнить рисунок вазы, в технике лессировка;

    Освоить приемы техники лессировки. Знать и  использовать навыки композиции в рисунке.

    Наброски

    6

    7

    8

    9

    Техника акварельной живописи: аля- прима. «Яблоко»

    4

    Приемы техники акварельной живописи. Приемы выполнения аля- прима

    Задание: выполнить рисунок яблока, в технике аля- прима;

    Овладеть навыками акварельной живописи – аля прима. Творчески использовать особенности техники акварельной живописи аля – прима.

    Наброски

    10

    11

    12

    Цветовой спектр

    3

    Знакомство с цветовым спектром. Расположение цветов в цветовом спектре.

    Задание: выполнить рисунок цветового круга;

    Понимать понятие цветовой спектр. Анализировать собственную творческую деятельность.

    Наброски

    13

    14

    Изменение цветового тона

    2

    Изменения цветового тона. Приемы выполнения рисунка с изменением цветового тона

    Задание: выполнить упражнение, 3 цвета изменяющихся по тону;

    Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Овладеть композиционными навыками

    Наброски

    15

    16

    17

    Изменение цветового тона: заливка в прямоугольниках

    3

    Изменения цветового тона. Приемы выполнения рисунка с изменением цветового тона – заливка в прямоугольниках

    Задание: выполнить заливку в прямоугольниках, 5 цветов изменяющихся по тону;

    Уметь выполнять заливку, в технике акварельной живописи.   Уметь применять полученные знания при работе.

    Наброски

    18

    19

    20

    21

    22

    Изменение цветового тона: , заливка, ступенчатое и непрерывное решение

    5

    Изменения цветового тона. Приемы выполнения рисунка с изменением цветового тона - заливка, ступенчатое и непрерывное решение

    Задание: выполнить упражнения по разному решению цветового тона;

    Уметь использовать навыки акварельной живописи в  работе. Анализировать собственную работу.

    Наброски

    23

    24

    25

    26

    27

    Изменение цветового тона: заливка, материалы, ткани

    5

    Изменения цветового тона. Приемы выполнения рисунка с изменением цветового тона  -  заливка, материалы, ткани

    Задание: выполнить упражнения по разному решению цветового тона;

    Уметь использовать навыки акварельной живописи в  работе. Анализировать собственную работу.

    Наброски

    28

    29

    30

    31

    32

    33

    34

    Декоративная работа по техникам акварельной живописи

    7

    Обобщение темы – акварельной живописи. Приемы работы акварелью

    Задание: выполнить абстрактную композицию из любых предметов, используя техники акварельной живописи;

    Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Воплотить  творческие идеи в жизнь.

    Наброски

    6 год обучения ( 34 часов)

    Тема урока

    Кол-во уроков

    Содержание урока

    Характеристика учебных действий

    Домашнее задание

    1

    2

    Цвет и форма

    2

    Цвет влияет на форму предмета. Многообразие форм. Цвет в предметах

    Задание: выполнить упражнение соответствие цвета форме геометрических фигур;

    Проанализировать форму и цвет предмета, сопоставить цвет подходящей ей форме.

    Наброски

    3

    4

    5

    Конструктивное начало формы: свет, полутон, тень

    3

    Конструкция предмета. Объем. Свет. Полутон. Тень.

    Задание: выполнить рисунок шара;

    Выявить конструктивное начало формы. Усвоить приемы передачи объема.

    Наброски

    6

    7

    8

    9

    Пластические продолжение формы: полутон света и тени. Рефлекс, блик

    4

    Пластическая форма предмета. Полутон света. Полутон тени. Рефлекс. Блик

    Задание: выполнить рисунок шара;

    Выявить пластическую форму предмета. Анализировать собственную творческую работу.

    Наброски

    10

    11

    12

    13

    Изменение цвета по форме предмета

    4

    Изменение цвета в зависимости от формы предмета и освещения

    Задание: выполнить рисунок вазы, сложной формы, и освещение сбоку;

    Проанализировать и выявить причины изменении цвета в зависимости от формы и освещения. Высказывать свою точку зрения.

    Наброски

    14

    15

    16

    17

    Пространственное воздействие цвета

    4

    Воздействие цвета на предметы. Влияние цвета друг на друга

    Задание: выполнить рисунок фруктов;

    Использовать приемы акварельной живописи. Совершенствовать навыки работы с натуры

    Наброски

    18

    19

    20

    21

    22

    Теория цветовых впечатлений

    5

    Дать основные понятия и законы в теории цветовых впечатлений. Цветовые проявления в природе

    Задание: выполнить рисунок одного и тоже пейзажа, в разное время суток;

    Знать законы теории цветовых впечатлений. Предавать изменения в природе по цвету, в зависимости от времени суток. Анализировать собственную творческую работу

    Наброски

    23

    24

    25

    26

    Теория цветовой выразительности

    4

    Дать основные понятия и законы в теории цветовой выразительности

    Задание: выполнить рисунок натюрморта с натуры;

    Знать законы теории цветовой выразительности. Применять теорию выразительности цвета в рисунке натюрморта с натуры.

    Наброски

    27

    28

    29

    30

    Искусственное освещение

    4

    Особенности искусственного освещения. Как меняется цвет при искусственном освещение

    Задание: рисунок натюрморта при искусственном освещение;

    Знать как изменяются предметы в зависимости от искусственного освещения. Предавать в натюрморте искусственное освещение

    Наброски

    31

    32

    33

    34

    Естественное освещение

    4

    Особенности естественного  освещения. Как меняется цвет при естественном освещение

    Задание: рисунок натюрморта при естественном освещение;

    Знать как изменяются предметы в зависимости от естественного освещения. Предавать в натюрморте естественное  освещение

    Наброски

    7 год обучения ( 34 часов)

    Тема урока

    Кол-во уроков

    Содержание урока

    Характеристика учебных действий

    Домашнее задание

    1

    2

    Три цвета : локальный, цвет  гаммы , и цвет света

    2

    Цвет предметов. Локальный цвет. Цвет гаммы. Цвет света

    Задание: упражнение, рисунок яблока;

    Знать свойства цвета. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов

    Наброски

    3

    4

    Локальный цвет

    2

    Локальный цвет- как основа цветового восприятия предмета

    Задание: рисунок груши;

    Овладеть основными выразительными средствами живописи. Выполнять рисунок с натуры учитывая особенности живописи

    Наброски

    5

    6

    Цвет гаммы

    2

    Дополнительный цвет предмета – цвет гаммы

    Задание: рисунок овощей;

    Овладеть основными выразительными средствами живописи. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

    Наброски

    7

    8

    Цвет света

    2

    Изменение локального цвета предмета при разном освещение

    Задание: рисунок лимона;

    Овладеть основными выразительными средствами живописи. Развивать творческий опыт, предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

    Наброски

    9

    10

    Освещение: сбоку, сверху, сзади

    2

    Виды освещений. Освещение сбоку, сверху, сзади. Особенности освещения.

    Задание: упражнение шар при освещение с разных точек;

    Предавать освещение предметов в работе с натуры. Использовать разные виды освещения для придачи выразительности своей работе

    Наброски

    11

    12

    13

    14

    15

    Освещение: сбоку. Ваза

    5

    Приемы выполнения предмета при боковом освещение

    Задание: выполнить рисунок вазы при освещение сбоку;

    Передавать освещение предметов в работе с натуры.

    Наброски

    16

    17

    18

    19

    20

    Освещение: сверху. Ваза

    5

    Приемы выполнения предмета при освещение сверху

    Задание: выполнить рисунок вазы при освещение сверху;

    Передавать освещение предметов в работе с натуры.

    Наброски

    2122

    23

    24

    25

    Освещение: сзади. Ваза

    5

    Приемы выполнения предмета при освещение сзади

    Задание: выполнить рисунок вазы при освещение сзади;

    Передавать освещение предметов в работе с натуры.

    Наброски

    26

    27

    28

    29

    30

    Влияние фона на предмет. Белое на темном

    5

    Предмет в связи с фоном. Особенности влияния предмета на фон, и фона предмет. Белые предметы на темном фоне

    Задание: выполнить рисунок натюрморта белых предметов на темном фоне;

    Знать и применять на практике  свойства изменения цвета при смешивание. Предавать влияние предметов и кружение друг на друга. Творчески использовать особенности акварельной живописи в собственной работе

    Наброски

    31

    32

    33

    34

    Влияние фона на предмет. Темное на белом

    4

    Предмет в связи с фоном. Особенности влияния предмета на фон, и фона предмет. Темные предметы на  белом фоне

    Задание: выполнить рисунок натюрморта черные предметы на белом фоне;

    Овладеть основами культуры практической творческой работы. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

    Наброски

    8 год обучения ( 34 часов)

    Тема урока

    Кол-во уроков

    Содержание урока

    Характеристика учебных действий

    Домашнее задание

    1

    2

    Физические основы цвета

    2

    Физические явления влияющие на цвет. Образующие цвета.

    Знать свойства цвета. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов

    Наброски

    3

    4

    5

    6

    Оптическое смешение цветов

    4

    Оптическое смешение цвета – условия возникновения смешения. Приемы выполнения смешения.

    Задание: фрукты

    Овладеть основными выразительными средствами живописи.

    Наброски

    7

    8

    Цветовые иллюзии. Выступающие и отступающие

    2

    Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека

    Овладеть основными выразительными средствами живописи. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

    Наброски

    9

    10

    Цветовые иллюзии. Иллюзия цвета и фона

    2

    Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека

    Использовать цветовые иллюзии в выгодном положение, для передачи визуальных изменений.

    Наброски

    11

    12

    Цветоые иллюзии. Легкие и тяжелые цвета

    2

    Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека

    Использовать цветовые иллюзии в выгодном положение, для передачи визуальных изменений.

    Наброски

    13

    14

    Цветовые иллюзии. Фактурные и безфактурные

    2

    Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека

    Использовать цветовые иллюзии в выгодном положение, для передачи визуальных изменений.

    Наброски

    15

    16

    Цветовые иллюзии. Активные и пассивные

    2

    Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека

    Использовать цветовые иллюзии в выгодном положение, для передачи визуальных изменений.

    Наброски

    17

    18

    Цветовые иллюзии. Мажорные и минорные

    2

    Возникновения иллюзий. Восприятие цветов глазом человека

    Использовать цветовые иллюзии в выгодном положение, для передачи визуальных изменений.

    Наброски

    19

    20

    Цветовые гармонии.

    2

    Гармонизация цвета и приемы сочетания гармоничных цветов.

    Овладеть приемами гармоничного сочетания цветов.

    Наброски

    21

    22

    Психология цвета.

    2

    Психологическое влияние цвета. Плюсы и минусы использования цвета в различных ситуациях.

    Использовать психологию цвета, для увеличения воздействия на человека.

    Наброски

    23

    24

    25

    Психология цвета. Упражнение «Страх»

    3

    Психологическое влияние цвета. Плюсы и минусы использования цвета в различных ситуациях.

    Использовать психологию цвета, для увеличения воздействия на человека.

    Наброски

    26

    27

    28

    Психология цвета. Упражнение «Радость»

    3

    Психологическое влияние цвета. Плюсы и минусы использования цвета в различных ситуациях.

    Использовать психологию цвета, для увеличения воздействия на человека.

    Наброски

    29

    30

    31

    Психология цвета. Упражнение «Покой»

    3

    Психологическое влияние цвета. Плюсы и минусы использования цвета в различных ситуациях.

    Использовать психологию цвета, для увеличения воздействия на человека.

    Наброски

    32

    33

    34

    Психология цвета. Упражнение «Движение»

    3

    Психологическое влияние цвета. Плюсы и минусы использования цвета в различных ситуациях.

    Использовать психологию цвета, для увеличения воздействия на человека.

    Наброски

    9 год обучения ( 34 часов)

    Тема урока

    Кол-во уроков

    Содержание урока

    Характеристика учебных действий

    Домашнее задание

    1

    2

    «Цветной замок нашего настроение»

    4

    Передача разного настроения с помощью цвета.

    Задание: выполнить замок-настроение, используя влияние цвета.

    Знать свойства цвета. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов

    Наброски

    3

    4

    5

    6

    Витраж

    4

    Витраж. Применения витража в интерьере.

    Задание: выполнить эскиз витража.

    Расширять опыт в художественной практике.  Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов

    Наброски

    7

    8

    Рисуем музыку

    2

    Передача настроения музыки через цвет.

    Задание: выбрать музыку, и нарисовать ее, используя цвет.

    Овладеть основами культуры практической творческой работы. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

    Наброски

    9

    10

    Импрессионизм. Опыт Моне

    6

    История возникновения импрессионизма. Творчество Моне.

    Задание: выполнить творческую работу в манере Моне.

    Расширять опыт художественной практики изучая мировое искусство.

    Наброски

    11

    12

    Абстракция. Опыт Кандинского

    5

    История возникновения абстракции. Творчество Кандинского.

    Задание: выполнить творческую работу в манере Кандинского.

    Расширять опыт художественной практики изучая мировое искусство.

    Наброски

    13

    14

    Абстракция Опыт Малевича

    5

    История возникновения абстракции. Творчество Малевича.

    Задание: выполнить творческую работу в манере Малевича.

    Расширять опыт художественной практики изучая мировое искусство.

    Наброски

    15

    16

    Мир через очки

    6

    Наложение цветов друг на друга.

    Задание: выполнить творческую работу на тему « Мир через очки».

    Овладеть основами культуры практической творческой работы. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

    Наброски

    17

    18

    Рисуем музыку

    2

    Передача настроения музыки через цвет.

    Задание: выбрать музыку, и нарисовать ее, используя цвет.

    Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Воплотить  творческие идеи в жизнь.

    Наброски


    5. Материально – техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

    Библиотечный фонд

    -Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, Живопись;

    - Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов Рисунок. Живопись. Композиция;

    - М.Ф Иваницкий, М.Г. Манизер, К.М. Максимов. Школа изобразительного искусства;

    - Н.М. Сокольникова Основы живописи;

    - Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов Живопись;

    Печатные пособия:

    • Таблица «Элементы цветоведения»;
    • Таблица « Работа акварелью»;
    • Таблица «Рисование фруктов и овощей»;
    • Таблица «Рисование бабочки»;
    • Таблица «Работа акварелью»;
    • Таблица «Изображение пейзажа с учетом воздушной перспективы»;
    • Таблица «Рисование фигуры человека»;
    • Таблица «Рисование кринки акварелью»;
    • Таблица «Цветовой  тон, светлота и насыщенность»;
    • Таблица «Светотень в сюжетных композициях»;
    • Таблица «Цветовая система Ренге и Оствальда»;
    • Таблица «Цветовая композиция»;
    • Таблица «Типы смешения красок»;
    • Таблица «Круг естественных цветов по Гете»;
    • Таблица «Теплые и холодные цвета»;
    • Таблица «Классификация цветовых гармоний»;
    • Таблица «Символика цвета в иконописи»;
    • Таблица «Восприятие контрастов»;
    • Таблица «Цветовая система Менселла. Цветовая система в полиграфии»;
    • Таблица «Колорит»;
    • Таблица «Значение цвета»;
    • Таблица «Цвета и акварель»;
    • Таблица «Гармонизация цвета»;
    • Таблица «Цвет в интерьере»;

    Информационно – коммуникационные средства:

    -Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

    -Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

    -Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/ 

    -Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm 

    Учебно- практические оборудование:

    - краски акварельные;

    - краски гуашевые;

    - бумага А-3;

    - кисти «Белка» № 3,5,7;

    - емкость для воды;

    - палитра;

    - простые карандаши;

    - зажим;

    Модели и натурный фонд:

    - гипсовые геометрические тела;

    - муляжи овощей и фруктов;

    - драпировки;

    - макеты;

     -керамические изделия;

    - предметы быта;

    Специализированная учебная мебель:

    - стулья;

    - ученический стол;

    - доска;

    - тумба для натюрморта;

    - мольберты;

    6. Требования к уровню подготовки учащихся

    Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

    - названия главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);- элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т.д.);

    - об основных цветах солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); о главных красках (красная, желтая, синяя);

    - об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками,

    - об элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов (оранжевый – от смешивания желтой и красный красок, зеленый – от смешивания желтой и синей, фиолетовый – от смешивания красной и синей).

    - простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

    - начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетания оттенков цвета, колорит и т.д.);

    - деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

    - изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

    -о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;

    -основные средства художественной выразительности в живописи : мазок, тон, цвет, форма, перспектива;

    -о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

    -о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа, а в частности акварельные краски и гуашевые краски;

    -о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

    Учащиеся должны уметь:

    - передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

    - правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).

    - стремиться верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

    - правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими не нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направления мазков согласно форме.

    - чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм и очертаний;

    - правильно определять и изображать цвет;

    - чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

    - анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета;

    - использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.

    -работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;

    -уметь пользоваться красками (гуашь и акварель)

    -видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

    -иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

    -развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

    - -иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

    -работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;

    -использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки

    Критерии оценки творческих работ

    Требования для композиции( основы цветоведения)

    Оценка 5 (пять):

    • Верное композиционное размещение предметов  на изобразительной плоскости.
    • Четко прослеживается подготовительный линейный рисунок.
    • Правильно переданы пропорциональные соотношения и верно решена перспектива.
    • При выявлении средствами акварельной( гуашевый)  живописи светотеневой моделировки формы сохранен собственный (локальный) цвет предметов с учетом влияния световой среды и цветового окружения.
    • Определены цветовые соотношения и выразительно цветовое решение.

    Оценка 4 (четыре):

    • Работа выполнена с некоторыми нарушениями.
    • Прослеживается правильный подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
    • Правильны пропорциональные соотношения и перспективное решение.
    • Недостаточно учтено влияние на предметы натюрморта ( пейзажа) световой среды и цветового окружения или в отдельных участках.
    • Неверно передается локальный цвет предметов.
    • Недостаточно выразительно цветовое решение предметов.

    Оценка 3 (три):

    • Работа выполнена со значительными нарушениями.
    • Прослеживается правильный подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
    • Переданы пропорциональные соотношения.
    • Найдено перспективное решение.
    • Недостаточно выразительно цветовое решение.
    • Недостаточно выявлена форма предметов.
    • Плохо передано влияние световой среды и цветового окружения.
    • В отдельных участках неверно передается локальный цвет предметов.

    Оценка 2 (два):

    • Работа выполнена со значительными нарушениями всех условий.
    • Неумелый подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
    • Грубые ошибки в передаче пропорциональных соотношений и перспективы.
    • Грубые ошибки в передаче пропорциональных соотношений и перспективы.
    • Не выявлена форма предметов.

    Оценка 1 (один):

    • Работа не выполнена.