Рабочая программа по живописи (8 лет обучения)

Антонова Александра Анатольевна

Программа разработана на основе  Программы В.С. Кузина  «Рисунок. Живопись. Композиция. Для школ с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла». М. Просвещение  и  идей художников - педагогов А. Дюрера, Леонардо да Винчи, П.П. Чистякова, И.Е. Репина, И.Н. Крамского, В.И. Васнецова, Б.М. Кустодиева, К.А. Коровина, Н.П. Крымова, методических разработок по живописи Б. В. Иогансона, Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина, Б.М. Неменского и на основе собственного педагогичного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1. Общая характеристика курса

 В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. 

Программа разработана на основе  Программы В.С. Кузина  «Рисунок. Живопись. Композиция. Для школ с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла». М. Просвещение  и  идей художников - педагогов А. Дюрера, Леонардо да Винчи, П.П. Чистякова, И.Е. Репина, И.Н. Крамского, В.И. Васнецова, Б.М. Кустодиева, К.А. Коровина, Н.П. Крымова, методических разработок по живописи Б. В. Иогансона, Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина, Б.М. Неменского и на основе собственного педагогичного опыта.

 Курс живописи является одним из важнейших видов  изобразительного искусства. В классах с углубленным изучением художественных предметов, живопись представляет собой эффективное средство воспитания и развития, формирования духовной культуры, отвечая  творческим и эстетическим потребностям, художественным интересам  учащихся. Красота формы производит сильное впечатление на души детей. Они любят рассматривать разнообразные цветные картинки.

Цель курса – обучение основам живописи, приемам живописи, умению использовать их в практической работе, развитие творческой личности путем приобщение к «красочному» миру;

Задачи курса

-  обучение основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками;

- обучение основам живописной грамоты

- формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений использовать художественно - выразительные средства живописи, углубление знаний о перспективе, передаче формы и объема;

- развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всем многообразии её цветосветовых отношений;

- развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно- творческой активности, художественных способностей, фантазии;

2. Содержание программы

Основным разделом содержания программы является  живопись с натуры. В программе отображаются три основных слагаемых художественного образования: развитие эмоционально- эстетического восприятия произведений изобразительного искусства и объектов действительности, овладение знаниями по теории живописной грамоты и художественно- практическая деятельность в области реалистической живописи.

 Занятия живописью предполагают выполнение рисунков акварельными и гуашевыми красками. Особое внимание уделяется более углубленному, по сравнению с обычной программой, изучению теоретических основ живописи, технологии работы акварелью и гуашью, передаче в рисунках средствами живописи формы, объема, цветовой окраски предметов, перспективы, световоздушной перспективы. Учащиеся должны усвоить, что акварель дает наибольшие возможности в изучении распределения светотени в цвете, влияния одного цвета на другой при различных видах освещения, в изучении изменения цветовой окраски предметов в зависимости от расстояния и т.д. Гуашевые краски позволяют ярко, красочно решать композиции, придавая им декоративный характер.

Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить, что решение колористических задач не может происходить в отрыве от изучения формы.

Все сведения даются в процессе практической работы над постановкой, а также при разборе и обсуждении произведений классической живописи и современных художников.

          В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся, знакомство  учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краски, бумага, кисти и пр.), а также дать учащимся необходимые сведения о цвете (локальный цвет, изменение локальных цветов в свету и тени, светосила цвета в воздушной среде, взаимодействие цветов, холодные и теплые цвета, сближенность и контрастность цветов, спектр и дополнительные цвета).

          В содержание занятий входит изображение красками натюрмортов, букетов цветов, интерьера, природы.

Основные формы художественной деятельности учащихся:  основной формой работы является рисование с натуры, изображение  объемных предметов и пространства на плоскости ,восприятие явлений действительности и произведений искусства;  обсуждение работ  товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия;

3. Место учебного предмета в учебном плане

Программа составлена для учащихся МАОУ СОШ №32 обучающихся в классах с  углубленным изучением отдельных предметов, в 2в, 3 в, 4 в, 5в, 6 в, 7 в, 8 в, 9 а программа рассчитана по 1 часу в неделю,. Задания кратковременные (этюды) – от 10 до 40 минут, и длительные – от 2 до 6 часов.

4. Ценностные ориентиры содержания предмета

                Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

                Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

           Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально - ценностных критериев жизни.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 Личностные результаты освоения предмета живопись:

  • осмысленное и эмоционально - ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
  • понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально- пространственной формы;
  • освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
  • воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
  • овладение основами культуры практической творческой работы живописными художественными материалами и инструментами – акварельными и гуашевыми красками;
  • овладение средствами художественного изображения в живописи;
  • развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценки;
  • формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

           Метапредметные результаты освоения предмета живопись:

  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре другому восприятию мира;
  • обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • умение эстетически относиться к любому виду деятельности;
  • развитие художественно - образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
  • формирование способности к целостному восприятию мира;
  • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
  • получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации;

            Предметные результаты освоения  предмета живопись:

  • эмоционально - ценностное отношение к искусству  и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетической позиции;
  • активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
  • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного  языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов;
  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
  • умение ориентироваться и самостоятельно находить информации по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
  • понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности;

Регулятивные УУД: 

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД: 

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

 - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью                   учителя;

 - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, учитывая  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  -  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

 - сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

                     Коммуникативные УУД: 

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия;

Критерии и система оценки творческой работы:

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности:

  1. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ;
  2. Групповые и индивидуальные выставки;
  3. Анализ и оценка учебно- творческих работ;
  4. Просмотр художественных работ;



2 класс (34 часов)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание темы

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

2

3

4

Натюрморт чайник с лимоном

4

Построение натюрморта. Композиции натюрморта. Способы работы с акварельными красками. Локальный цвет. Влияние освещения на изменения цвета предметов. Искусственно- и естественное освещение.

Знать и использовать  приемы работы акварелью.  Видеть влияние освещения на предмет. Овладеть приемами работа на плоскости.

наброски

5

6

Бабочка. Заливка

2

Симметрия. Способы заливки акварельными красками.

Использовать в работах приемы построения симметричного предмета.  Овладеть акварельной техникой – заливка.

наброски

7

8

Этюд фигуры человека

2

Пропорции человека. Построение фигуры человека. Приемы кратковременного этюда и особенности его выполнения.

Применять в рисунке пропорции.  Освоить приемы кратковременного этюда. Творчески использовать особенности акварельной живописи в собственной работе

наброски

9

10

11

12

Натюрморт из 2-х предметов не сложной формы

4

Взаимосвязь предметов, плановость в натюрморте. Собственная и падающая тень. Правила построения предметов.

Передавать в рисунке натюрморта плановость. Овладеть навыками передачи собственной и падающей тени.

наброски

13

14

15

16

Ваза. Объем

4

Передача объема. Составляющие объема : блик, свет, полутень, тень 9собственная и падающая). Плоскости вазы.

Овладеть навыками передачи объема на плоскость. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов

наброски

17

18

19

20

Натюрморт из 2- предметов в теплой гамме

4

Теплые и холодные цвета. Взаимодействие предметов друг на друга. Оттенки  теплых цветов.

Знать основные теоретические сведения о цвете – теплые и холодные цвета. Овладеть навыками построения на плоскости 2-х предметов во взаимосвязи. Передать цветовое взаимодействие- теплые цвета.

Этюд пейзажа

21

22

23

24

Натюрморт из 2- предметов в холодной  гамме

4

Взаимодействие предметов друг на друга. Оттенки холодных цветов.

Знать основные теоретические сведения о цвете – теплые и холодные цвета. Овладеть навыками построения на плоскости 2-х предметов во взаимосвязи. Передать цветовое взаимодействие - холодные цвета.

Этюд фруктов

25

26

Этюд фруктов

2

Приемы акварельного этюда.

Освоить приемы выполнения этюда. Творчески использовать особенности акварельной живописи в собственной работе

Этюд овощей

27

28

29

30

Натюрморт из 2 –х предметов сложной формы

4

Многообразие форм окружающего мира. Предмет и его форма. Правила построения предметов сложной формы. Взаимодействие предметов в натюрморте. Плановость в натюрморте.

Знать основы построения предмета сложной формы. Передавать в натюрморте плановость. Овладеть техническими навыками акварельной живописи.

Наброски

31

32

33

Весенний натюрморт

2

Взаимодействие предметов в натюрморте. Плановость натюрморта. Предметы в объеме при естественном освещение.

Знать основы построения предмета сложной формы. Передавать в натюрморте плановость. Овладеть техническими навыками акварельной живописи. Передать естественной освещение.

 Наброски

34

35

Этюд весеннего пейзажа

2

Поэтапность выполнения этюда пейзажа. Правила линейной и воздушной перспективы. Плановость в пейзаже

Знать приемы выполнения пейзажа.  Передавать в рисунке плановость. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов

Наброски

3 класс (34 часов)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание темы

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

2

3

4

Кленовый лист

4

Правила построение кленового листа. Многоцветие осенних листьев. Заливка, вливание цвета в цвет. Акварельная живопись

Знать правила построения кленового листа. Применять приемы акварельной живописи.

Творчески использовать особенности акварельной живописи в собственной работе

наброски

5

6

7

8

Натюрморт с овощами

4

Правила построение натюрморта.  Плановость в натюрморте. Загораживание предметов друг другом. Собственная и падающая тень при боковом освещение

Знать основы построения предмета сложной формы. Передавать в натюрморте плановость.  Передать объемность предметов. Овладеть техническими навыками акварельной живописи.

наброски

9

10

11

12

Натюрморт из 2- х предметов

4

Передача светотени одним цветом как средство выражения формы.  Точность цветового решения натюрморта

Применять приемы передачи светотени. Уметь смешивать цвет, для точности передачи цветового решения. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

наброски

13

14

15

16

Натюрморт с цветами и фруктами

4

Плановость натюрморта. Загораживание предметов друг другом. Передача в рисунке пространственного изменения видимового цвета, ослабление цвета на дальнем плане

Закрепить основы построения предметов. Пространство в натюрморте

наброски

17

18

Этюд чучела птицы (сороки)

2

Анатомические особенности птиц (сороки). Передача объемности и материальности.

Знать анатомические особенности птиц. Овладеть навыками выполнения этюда.

наброски

19

20

21

22

Натюрморт из белых предметов на теплом фоне

4

Рефлексы.  Гармоничность сочетания цветов в окраске предметов

Уметь в работе передавать рефлексы. Уметь смешивать цвет, для точности передачи гармоничного сочетания предметов.

наброски

23

24

25

26

Натюрморт из белых предметов на холодном фоне

4

Рефлексы.  Гармоничность сочетания цветов в окраске предметов

Уметь в работе передавать рефлексы. Уметь смешивать цвет, для точности передачи гармоничного сочетания предметов.

наброски

27

28

29

30

31

Натюрморт с чучелом сороки

4

Передача знакомой формы в окружение других предметов

Знать анатомические особенности птиц. Овладеть навыками  передачи пространства в натюрморте

этюд

32

33

34

35

Пленэр

4

Пленэрная живопись. Городская среда

Уметь передавать городское пространство с натуры

этюд

4 класс (34  часов)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание темы

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

2

Осенние листья

2

Прием « вливание цвета в цвет». Композиционное расположение листьев.

Овладеть техникой акварельной живописи – вливание цвета  в цвет. Применять приемы композиции в живописи. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

наброски

3

4

Монотипия

2

Прием рисования «монотипия (отпечаток)

Овладеть техникой живописи монотипия

 ( отпечаток), уметь видеть в отпечатке художественные образы

этюд

5

6

7

8

Груша. Ахроматические цвета

4

Ахроматические цвета. Объем. Свет, полутень и тень (собственная и падающая)

Уметь видеть цвет предмета.  Предавать объем предмета, используя ахроматические цвета. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов

наброски

9

10

11

12

Груша. Хроматические цвета

4

Хроматические цвета. Объем. Свет, полутень и тень (собственная и падающая)

Уметь видеть цвет предмета.  Предавать объем предмета, используя хроматические цвета. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов

Этюд

13

14

Ваза. Светотень

2

Передача светотени предмета сложной формы

Уметь видеть цвет предмета.  Предавать объем предмета

наброски

15

16

Этюд натюрморта с бидоном

2

Передача формы предмета в этюдной быстрой зарисовки

Уметь передавать форму , выполнять работу в технике свободное рисование

этюд

17

18

19

Натюрморт  теплые предметы на холодном фоне

3

Влияние холодного фона на теплые предметы. Цветовые нюансы.

Уметь видеть цвет предмета – влияние фона на предметы. Цветовое решение натюрморта, плановость в натюрморте. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов

этюд

20

21

22

Натюрморт  холодные предметы на теплом фоне

3

Влияние теплого  фона на холодные  предметы. Цветовые нюансы.

Уметь видеть цвет предмета – влияние фона на предметы. Цветовое решение натюрморта, плановость в натюрморте. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов

наброски

23

24

25

26

Натюрморт из смешанных предметов

4

Передача плановости в натюрморте,  сложное влияние холодного на теплого и теплого на холодное

Уметь видеть цвет предмета – влияние фона на предметы. Цветовое решение натюрморта, плановость в натюрморте. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности выразительные особенности цветов

этюд

27

28

29

30

Натюрморт из  деревянных предметов

4

Передача материальности - дерева

Овладеть приемами передачи материальности предметов. Особенности цветового решения деревянных предметов. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности

выразительные особенности цветов

наброски

31

32

33

34

35

Натюрморт из стеклянных предметов

4

Передача материальности - стекла

Овладеть приемами передачи материальности предметов. Особенности цветового решения стеклянных предметов.

наброски

6 класс (34 часов)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание темы

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

2

Этюд цветов

2

Акварельный этюд. Локальный цвет. Кратковременный этюд: способы и приемы.

Освоить теоретический материл по живописи – локальный цвет предмета. Закрепить умения выполнения этюда.

наброски

3

4

5

6

Осенний натюрморт

4

Определение гармоничного сочетание  цвета в окрасе предмета, точность передачи цвета в натюрморте. Использование приемов перехода цвета в цвет. Объем предмета

Уметь видеть цвет предмета, передавать локальный цвет предмета, точность окраски предмета. Совершенствовать технику акварельной живописи.

наброски

7

Этюд пейзажа: с натуры

1

Этюд пейзажа. Пленэрная живопись. Особенности пленэрной живописи. Плановость в пейзажа

Формировать навыки пленэрной живописи. Освоить приемы передачи плановости в пейзажа.

наброски

8

Этюд пейзажа: передача разного состояния природы

1

Разное состояние природы. Передача разного состояния природа с помощью цвета.

Знать особенности передачи пейзажа в разном состояние. Цветовое решения пейзажа в разном его состояние. Совершенствовать технику акварельной живописи.

Этюд

9

10

11

12

13

14

Натюрморт из 3- х предметов. Техника Гризайль

6

Передача светотени одним цветом, как средство выражения формы Техника рисовании акварелью гризайль.

Уметь передавать объем предметов, плановость в натюрморте применяя один цвет.  Совершенствовать технику акварельной живописи.

наброски

15

16

Кратковременные этюды чучела птицы с разных точек зрения

2

Передача  углубленного  пространства.

Уметь передавать пространства в кратковременных этюдах. Улавливать расположение предметов с разных точек зрения.

наброски

17

18

19

Рисунок геометрического тела: куб

3

Построение куба. Техника акварельной живописи : лессировка

Знать приемы построения куба. Овладеть навыками акварельной живописи – лессировка.

наброски

20

21

22

Рисунок геометрического тела: шар

3

Построение шара. Техника акварельной живописи : лессировка

Знать приемы построения шара. Овладеть навыками акварельной живописи – лессировка.

наброски

23

24

25

Рисунок геометрического тела: конус

3

Построение конуса. Техника акварельной живописи : лессировка

Знать приемы построения конуса. Овладеть навыками акварельной живописи – лессировка.

Наброски

26

Этюд фигуры человека

1

Пропорции человека. Фигура человека в пространстве, в интерьере.

Знать пропорции человека. Овладеть навыками передачи фигуры человека в пространстве и интерьере.

Наброски

28

29

30

31

32

33

Натюрморт из геометрических тел

5

Построения натюрморта из геометрических фигур. Расположение на плоскости предметов. Взаимодействие их.

Уметь передавать плановость в натюрморте из геометрических фигур.  Совершенствовать технику акварельной живописи.

наброски

34

35

Складки драпировки

2

Графическое построение складок. Передача объема в складках.

Овладеть приемами рисования складок. Овладеть основными выразительными средствами живописи.

наброски

5 класс (34 часов)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание темы

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

2

Этюд цветов на нейтральном фоне

2

Определение гармоничного сочетание  цвета в окрасе предмета, точность передачи цвета в натюрморте. Использование приемов перехода цвета в цвет. Объем предмета

Знать приемы передачи локального цвета  в натюрморте, смешивать цвета для точность цветовой окраски предмета.

наброски

3

4

5

6

Натюрморт со шляпой

4

Плановость натюрморта. Загораживание предметов друг другом. Передача в рисунке пространственного изменения видимового цвета, ослабление цвета на дальнем плане

Закрепить основы построения предметов. Пространство в натюрморте Овладеть основными выразительными средствами живописи.

наброски

7

8

Яблоко . Рефлекс

2

Рефлекс. Влияние фона на предмет.

Уметь в работе передавать рефлексы. Уметь смешивать цвет, для точности передачи гармоничного сочетания предметов.

Этюд

10

11

12

Натюрморт из предметов, сближенных по цвету, в холодной гамме

3

Различие сближенных цветов путем сравнивания цветовых отношений и умений их гармонировать

Уметь смешивать цвета приближенные друг к другу. Формировать навыки  построения натюрморта передавая плановость и цветовые отношения

Этюд

13

14

15

Натюрморт из предметов, сближенных по цвету, в теплой гамме

3

Различие сближенных цветов путем сравнивания цветовых отношений и умений их гармонировать

Уметь смешивать цвета приближенные друг к другу. Формировать навыки  построения натюрморта передавая плановость и цветовые отношения

Этюд

16

17

Этюд чучела птицы

2

Цветовое решение, пространственное построение цвета, понятие колорит, передача материальности

Формировать навыки передачи материальности предмета. Использовать в рисунке понятие колорит и пространственное построение цвета

наброски

18

19

20

21

22

Натюрморт из 3 предметов при боковом освещение

5

 Особенности бокового освещения. Плановость натюрморта. Загораживание предметов друг другом. Передача в рисунке пространственного изменения видимового цвета, ослабление цвета на дальнем плане

Закрепить навыки использования приемов  построения натюрморта. Предавать в натюрморте плановость. Ощущать влияние положения источника света на предмет – боковое освещение. Предавать освещение предметов в работе с натуры. Использовать разные виды освещения для придачи выразительности своей работе

наброски

23

24

25

26

27

Натюрморт из 3 предметов при освещение спереди

5

Особенности освещения спереди.  Плановость натюрморта. Загораживание предметов друг другом. Передача в рисунке пространственного изменения видимового цвета, ослабление цвета на дальнем плане

Закрепить навыки использования приемов  построения натюрморта. Предавать в натюрморте плановость. Ощущать влияние положения источника света на предмет – освещение спереди Предавать освещение предметов в работе с натуры. Использовать разные виды освещения для придачи выразительности своей работе

наброски

28

29

30

31

32

Натюрморт из 3 предметов при освещение сверху

5

Особенности освещения сверху. Плановость натюрморта. Загораживание предметов друг другом. Передача в рисунке пространственного изменения видимового цвета, ослабление цвета на дальнем плане

Закрепить навыки использования приемов  построения натюрморта. Предавать в натюрморте плановость. Ощущать влияние положения источника света на предмет  –освещение сверху. Предавать освещение предметов в работе с натуры. Использовать разные виды освещения для придачи выразительности своей работе

наброски

33

Рисование дерева с натуры

1

Разная характеристика пород деревьев

Овладеть навыками работы с натуры. Усвоить конструктивное построение дерева Овладеть основными выразительными средствами живописи.

Наброски

34

35

Пленер

1

Особенности пленэрной живописи. Естественное освещение.

Знать особенности пленэрной живописи. Влияние естественного освещения на предметы Предавать освещение предметов в работе с натуры. Использовать разные виды освещения для придачи выразительности своей работе

Наброски

7 класс (34 часов)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание темы

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

Этюд цветов

1

Взаимодействие предметов в натюрморте. Плановость натюрморта. Предметы в объеме при естественном освещение.

Уметь использовать приемы акварельной живописи в этюде. Передавать плановость в натюрморте. Овладеть умением показывать объем предметов при естественном освещение

наброски

2

3

Этюд «Дары осени»

2

Взаимодействие предметов в натюрморте. Плановость натюрморта. Предметы в объеме при  искусственном  освещение.

Передавать плановость в натюрморте. Овладеть умением показывать объем предметов при искусственном освещение. Предавать освещение предметов в работе с натуры. Использовать разные виды освещения для придачи выразительности своей работе

наброски

4

5

6

7

8

Натюрморт с часами

5

Цветовое решение, пространственное построение цвета, понятие колорит, передача материальности

Уметь смешивать цвета, и при помощи цвета показывать плановость и объем предметов. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

Этюд

9

10

11

12

Постановка из 2- х предметов на контрастном фоне

4

Определение гармоничного сочетание  цвета в окрасе предмета, точность передачи цвета в натюрморте. Использование приемов перехода цвета в цвет. Объем предмета

Применять теоретические знания живописи. Овладеть приемами акварельной живописи. Влияние фона на предметы в натюрморте контрастный фон

Этюд

13

14

15

16

Постановка из предметов близких по окраске на цветном фоне

4

Различие сближенных цветов путем сравнивания цветовых отношений и умений их гармонировать

Применять теоретические знания живописи. Овладеть приемами акварельной живописи. Влияние фона на предметы в натюрморте, цветной фон

наброски

17

18

19

20

Интерьер

4

Построение интерьера. Пространство в интерьере.

Уметь выполнять построение интерьера. Овладеть приемами передачи пространства в интерьере

наброски

21

22

23

24

Натюрморт в интерьере

4

Натюрморт в пространстве (интерьере)

Умение вписывать натюрморт в пространстве. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

наброски

25

26

Этюд складок драпировки

2

Графическое построение складок. Передача объема в складках.

Овладеть приемами передачи объема в складках. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

наброски

27

28

29

30

Натюрморт из предметов различной формы и окраске на нейтральном фоне

4

Плановость натюрморта. Загораживание предметов друг другом. Передача в рисунке пространственного изменения видимового цвета, ослабление цвета на дальнем плане

Уметь передавать разную форму предмета и окраску предмета. Совершенствовать технику акварельной живописи

Наброски

31

32

33

34

35

Натюрморт на окне

4

Контражурное освещение. Естественное освещение.

Применять умения показывать предметы в контражурном освещение

Наброски

8 класс (34 часов)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание темы

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

2

3

Монотипия отпечатки листьями

3

Пейзажная живопись в технике монотипия

Овладеть техникой монотипия листьями. Творчески использовать природные материалы для достижения творческих задач

наброски

4

5

6

7

8

Натюрморт  в интерьере. Интерьер артистичной гримерки

5

Взаимодействие предметов в натюрморте. Плановость натюрморта. Предметы в объеме при  искусственном  освещение.

Передавать плановость в натюрморте. Овладеть умением показывать объем предметов при искусственном освещение. Предавать освещение предметов в работе с натуры. Использовать разные виды освещения для придачи выразительности своей работе

наброски

9

10

11

Натюрморт в ахроматической гамме

3

Цветовое решение, пространственное построение цвета, понятие колорит, передача материальности в ахроматической гамме

Уметь смешивать цвета, и при помощи цвета показывать плановость и объем предметов. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

Этюд

12

13

14

Натюрморт фруктов в хроматической гамме

3

Определение гармоничного сочетание  цвета в окрасе предмета, точность передачи цвета в натюрморте. Использование приемов перехода цвета в цвет. Объем предмета

Применять теоретические знания живописи. Овладеть приемами гуашевой живописи. Влияние фона на предметы в натюрморте контрастный фон

Этюд

15

16

Натюрморт фруктов в акварели

2

Различие сближенных цветов путем сравнивания цветовых отношений и умений их гармонировать

Применять теоретические знания живописи. Овладеть приемами акварельной живописи. Влияние фона на предметы в натюрморте, цветной фон

наброски

17

18

19

20

Фигура человека с натуры в костюме повара

4

Пропорции фигуры человека. Построение.  

Уметь выполнять построение фигуры человека с учетом пропорций.

наброски

21

22

23

24

Фигура человека в интерьере в образе учителя

4

Фигура человека в пространстве (интерьере),

Умение вписывать фигуру человекат в пространстве. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

наброски

25

26

Этюд фигуры человека в разном повороте

2

Приемы рисования свободной кистью. Фигура человека. Особенности изображения в разных поворотах

Овладеть приемами изображения человека в разных поворотах. Развивать творческий опыт , предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

наброски

27

28

29

30

Тематическая постановка «Натюрморт художника»

4

Плановость натюрморта. Загораживание предметов друг другом. Передача в рисунке пространственного изменения видимового цвета, ослабление цвета на дальнем плане

Уметь передавать разную форму предмета и окраску предмета. Совершенствовать технику акварельной живописи

Наброски

31

32

33

Бытовой натюрморт

2

Контражурное освещение. Естественное освещение.

Применять умения показывать предметы в контражурном освещение

Наброски

34

35

Пленэр

2

Пленер – живопись на природе, с натуры. Особенности пленэрной живописи

Овладеть навыками пленэрной живописи

Этюд летнего пейзажа


9 класс (34 часов)

Тема урока

Кол-во уроков

Содержание темы

Характеристика учебных действий

Домашнее задание

1

Этюд осенних листьев

1

Построение кленового листа. Композиционное решение целой ветки.

Использовать приемы акварельной живописи в этюде. Уметь передавать конструктивную форму кленового листа акварелью. Видеть вокруг себя прекрасное

наброски

2

3

4

5

6

Натюрморт при дневном освещение

5

Дневное освещение.  Особенности дневного освещения.

Передавать плановость натюрморта при дневном освещение. Знать и уметь предавать особенности дневного освещения.

наброски

7

8

Зарисовки портрета с натуры

2

Портрет. Конструкция головы человека. Передача образа.

Знать основные конструктивные особенности головы человека. Передавать особенности строения человека и эмоциональное состояния человека.

Этюд

9

10

11

12

13

Натюрморт с гипсовой головой

5

Построение гипсовой головы Давида. Особенности выполнения гипса акварелью.

Уметь выполнять построение гипсовой головы.  Передавать материальность предмета (гипса). Развивать творческий опыт.

Этюд

14

15

16

Натюрморт на окне

3

Особенности влияния света на предметы стоящие на окне.

Овладеть умением показывать объем предметов при положение предмета на окне. Предавать освещение предметов в работе с натуры. Использовать разные виды освещения для придачи выразительности своей работе

наброски

17

18

19

20

Натюрморт из предметов быта

4

Разная фактура предметов натюрморта.

Знать понятие блик, и его природу появления. Предавать плановость в натюрморте и фактурность предметов (глянец)

наброски

21

22

23

24

Портрет с натуры

4

Построение головы человека. Физиологические особенности человека.

Знать конструкцию головы человека. Применять навыки построения при рисовании головы человека.  Уметь передавать сходство с портретируемым.

наброски

25

26

Этюд фигуры человека в движение

2

Особенности изменений фигуры человека при движение.

Знать изменения фигуры человека при движение. Передавать движение используя навыки рисования.

Делать акварельные наброски.

наброски

27

28

Этюд натюрморта  с гипсовой головой

2

Зарисовка гипсовой (женской) головы.

Знать особенности и различия построения женской и мужской головы. Уметь передавать характер  постановки в кратковременных этюдах

Наброски

29

30

31

32

Сюжетная постановка с фигурой человека

4

Сюжетная картина: особенности.

Уметь передавать характер постановки. Знать что такое сюжетная картина.

Наброски

33

34

Этюд двухфигурной постановки человека

2

Влияние фигур друг на друга.

Уметь передавать на одном изображение двух разных по характеру и особенностям человека. Предать влияние цветовое и тональное друг на друга.

Этюд летнего пейзажа



  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся 2 класса должны знать:

- теоретические основы живописи: локальный цвет, симметрия, светотень, холодные и теплые цвета, этюд, плановость, пропорции человека;

-основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта ;

-основные средства художественной выразительности в живописи: мазок, тон, цвет;

-о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа, а в частности акварельные краски;

-о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

-о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения

Должны уметь:

- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; - навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

-развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

-уметь пользоваться акварельными красками;

- уметь выполнять заливку акварельными красками;

- различать теплые и холодные цвета;

- уметь выполнять акварельный этюд;

- уметь передавать в натюрморте объем, плановость, и различать локальный цвет предмета;

-соблюдать поэтапность выполнения работы;

 - владеть материалами живописи  на доступном возрасту уровне;

 Учащиеся 3 класса должны знать:

Должны знать:

- теоретические основы живописи: светотень, влияние освещения на падающие тени, рефлексы, анатомические особенности птицы, плэнер;

основные средства художественной выразительности в живописи : мазок, тон, цвет, форма, перспектива;

-о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о приемах акварельной живописи : заливка;

о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

Должны уметь:

- передавать пространство в натюрморте;

- уметь смешивать цвета, для точности передачи цветового решения;

- овалдеть навыками акварельной живописи;

-навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

-соблюдать поэтапность выполнения работы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

-иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

владеть материалами живописи  на доступном возрасту уровне;

-навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;

-навыки передачи формы, характера предмета;

-наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения;

Учащиеся 4 класса должны знать:

- теоретические основы живописи: монотипия, ахроматические и хроматические цвета, этюд, цветовые нюансы, фактура и материальность;

о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

Должны уметь:

- передавать объем в ахроматической и хроматической гамме;

- использовать различные техники живописи: монотипия;

- передавать форму предмета в технике свободное рисование;

- передавать материальность предмета : стекло и дерево;

-соблюдать поэтапность выполнения работы;

 - видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

-иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

 - владеть материалами живописи  на доступном возрасту уровне;

-навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;

-навыки передачи формы, характера предмета;

-наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения;

Учащиеся 5 класса должны знать:

- теоретические основы живописи: колорит, материальность, влияние освещения( боковое, освещение спереди, освещение сверху) на натюрморт, естественное освещение;

 - о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

-о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа, а в частности акварельные краски и гуашевые краски;

 - о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

-знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

Должны уметь:

- передавать плановость в натюрморте, смешивать цвета для точности изображения;

- ощущать влияние положения источника света на предметы;

- улавливать цветовые нюансы и рефлексы;

 - видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

-иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

-владеть материалами живописи  на доступном возрасту уровне;

-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

- навыков анализа цветового строя произведений живописи;

- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

Учащиеся 6 класса должны знать:

- теоретические основы живописи: гризайль, лессировка, живописное решение складок;

 - о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

 - о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

Должны уметь:

- выполнять акварельный этюд;

- передавать в пейзаже разное состояние природы с помощью цвета;

- передавать объем и пространство в натюрморте одним цветом, овладеть техникой гризайль;

- освоить технику акварельной живописи – лессировка;

- уметь передавать фигуры человека в пространстве;

-соблюдать поэтапность выполнения работы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

-иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- владеть материалами живописи  на доступном возрасту уровне;

-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

- навыков анализа цветового строя произведений живописи;

- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

- умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;

- умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

Учащиеся 7 класса должны знать:

- теоретические основы живописи: пространственное построение живописи, пространство в интерьере, контражурное освещение;

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

-о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

Должны уметь:

-использовать приемы акварельной живописи в этюде;

- передавать пространство в интерьере;

-освоить навыки передачи натюрморта в контражурном освеение;

-соблюдать поэтапность выполнения работы;

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

-иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- владеть материалами живописи  на доступном возрасту уровне;

-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

- навыков анализа цветового строя произведений живописи;

- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

-умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

Учащиеся 8 класса должны знать:

- теоретические основы живописи: пейзажная монотипия, прием рисование свободной кистью;

 - о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

-о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа, а в частности акварельные краски и гуашевые краски;

- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

- навыков анализа цветового строя произведений живописи;

- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

Должны уметь:

- применять теоретические основы живописи;

- передавать пространство в натюрморте;

-соблюдать поэтапность выполнения работы;

 - видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

-иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- владеть материалами живописи  на доступном возрасту уровне;

-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

- навыков анализа цветового строя произведений живописи;

- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

 - умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

Учащиеся 9  класса должны знать:

- теоретические основы живописи: конструктивное построение головы человека, особенности передача материала (гипса), передача характера постановок,  фигура человека в движение;

 - о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

- навыков анализа цветового строя произведений живописи;

- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

Должны уметь:

- применять теоретические основы живописи;

- передавать пространство в натюрморте;

-соблюдать поэтапность выполнения работы;

 - видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

-иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- владеть материалами живописи  на доступном возрасту уровне;

-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

- навыков анализа цветового строя произведений живописи;

- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека, портрет;

Список используемой литературы

- Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, Живопись;

- Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов Рисунок. Живопись. Композиция;

- М.Ф Иваницкий, М.Г. Манизер, К.М. Максимов. Школа изобразительного искусства;

- Н.М. Сокольникова Основы живописи;

- Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов Живопись;

-Б. В. Иогансон. «За мастерство в живописи»,
Сборник составлен М. П. Сокольниковым. (http://www.artvek.ru/biblio/ioganson17.html)

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия:

  • Таблица «Элементы цветоведения»;
  • Таблица « Работа акварелью»;
  • Таблица «Рисование фруктов и овощей»;
  • Таблица «Рисование бабочки»;
  • Таблица «Работа акварелью»;
  • Таблица «Изображение пейзажа с учетом воздушной перспективы»;
  • Таблица «Рисование фигуры человека»;
  • Таблица «Рисование кринки акварелью»;
  • Таблица «Цветовой  тон, светлота и насыщенность»;
  • Таблица «Светотень в сюжетных композициях»;
  • Таблица «Цветовая система Ренге и Оствальда»;
  • Таблица «Цветовая композиция»;
  • Таблица «Типы смешения красок»;
  • Таблица «Круг естественных цветов по Гете»;
  • Таблица «Теплые и холодные цвета»;
  • Таблица «Классификация цветовых гармоний»;
  • Таблица «Символика цвета в иконописи»;
  • Таблица «Восприятие контрастов»;
  • Таблица «Цветовая система Менселла. Цветовая система в полиграфии»;
  • Таблица «Колорит»;
  • Таблица «Значение цвета»;
  • Таблица «Цвета и акварель»;
  • Таблица «Гармонизация цвета»;
  • Таблица «Цвет в интерьере»;

Информационно – коммуникационные средства:

-Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

-Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

-Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/ 

-Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm 

Учебно- практические оборудование:

- краски акварельные;

- краски гуашевые;

- бумага А-3;

- кисти «Белка» № 3,5,7;

- емкость для воды;

- палитра;

- простые карандаши;

- зажим;

Модели и натурный фонд:

- гипсовые геометрические тела;

- муляжи овощей и фруктов;

- драпировки;

- гербарий;

- изделия декоративно - прикладного искусства и народного творчества;

- макеты;

-керамические изделия;

- предметы быта;

Специализированная учебная мебель:

- стулья;

- ученический стол;

- доска;

- тумба для натюрморта;

- мольберты;

Критерии оценивания работ по живописи

Оценка 5 (пять):

  • Верное композиционное размещение предметов натюрморта(пейзажа) на изобразительной плоскости.
  • Четко прослеживается подготовительный линейный рисунок.
  • Правильно переданы пропорциональные соотношения и верно решена перспектива.
  • При выявлении средствами акварельной живописи светотеневой моделировки формы сохранен собственный (локальный) цвет предметов с учетом влияния световой среды и цветового окружения.
  • Определены цветовые соотношения и выразительно цветовое решение.

Оценка 4 (четыре):

  • Работа выполнена с некоторыми нарушениями.
  • Прослеживается правильный подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
  • Правильны пропорциональные соотношения и перспективное решение.
  • Недостаточно учтено влияние на предметы натюрморта ( пейзажа) световой среды и цветового окружения или в отдельных участках.
  • Неверно передается локальный цвет предметов.
  • Недостаточно выразительно цветовое решение предметов.

Оценка 3 (три):

  • Работа выполнена со значительными нарушениями.
  • Прослеживается правильный подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
  • Переданы пропорциональные соотношения.
  • Найдено перспективное решение.
  • Недостаточно выразительно цветовое решение.
  • Недостаточно выявлена форма предметов.
  • Плохо передано влияние световой среды и цветового окружения.
  • В отдельных участках неверно передается локальный цвет предметов.

Оценка 2 (два):

  • Работа выполнена со значительными нарушениями всех условий.
  • Неумелый подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
  • Грубые ошибки в передаче пропорциональных соотношений и перспективы.
  • Грубые ошибки в передаче пропорциональных соотношений и перспективы.
  • Не выявлена форма предметов.