Конспект занятия по изо с использованием эор в подготовительной группе

Татьяна Стефейкина

"Русский сине-голубой узор Гжели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_s_ispolzovaniem_eor.doc55 КБ
Файл risovanie_gzhel.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 569

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия с использованием электронных образовательных ресурсов

Тема: «Русский сине-голубой узор Гжели»

Воспитатель: Стефейкиной Татьяны Евгеньевны

 

Санкт-Петербург

2016

 

Тема занятия: «Русский сине-голубой узор Гжели».

Цели:

1. Продолжаем знакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.

3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование:

модель для раскрашивания " Виньетка или "Гжельский бычок",гуашь, кисти баночка для воды,  лист бумаги, салфетка простой карандаш, ластик .

предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки)                 открытки, плакат «Гжель», презентация «Гжель»

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня, ребята, наше занятие посвящено «Сине-голубому узору сказочной  гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

(Показ презентации «Русский сине-голубой узор гжели», воспитатель обращает внимание на особенности гжельской росписи)

- Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.

- Пожалуй самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

 

- Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.

- Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

И.Кадухина

- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

Вопрос: Что украшают гжельскими узорами?

Ответ: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.

Воспитатель: А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Есть у меня набор гжельских бычков (учитель называет имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?

А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Воспитатель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ СИНЕ-ГОЛУБОЙ УЗОР ГЖЕЛЬ Санкт-Петербург 2016 г. Воспитатель Стефейкина Татьяна Евгеньевна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 569 Невского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Есть в России такое местечко, Где белая рощица, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий. И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра слышней: Расцветет Гжель васильковая, Незабудковая Гжель. (П. Синявский)

Слайд 3

В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой. Гжель — это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь она зарождалась, и здесь проявились ее высшие достижения, как наглядный образец наследия народного искусства. Деревня - Гжель

Слайд 4

История промысла Богатые залежи гончарных глин навели местных жителей Гжели на мысль о изготовлении фаянсовой посуды. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: «...во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам».

Слайд 5

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики Мастера создавали нарядную посуду: квасники — декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; Майолика Кумганы , кувшины, рукомои , кружки-шутихи («напейся — не облейся»), блюда, тарелки и др .

Слайд 6

От майолики к полуфаянсу С конца 18 в. и до 1820-x годов в Гжели происходит переход от майолики к полуфаянсу . Меняется и роспись изделий — от многоцветья , характерного для майолики, к одноцветной подглазурной росписи кобальтом.

Слайд 7

Гжельские мотивы Деревня в Подмосковье Прославилась теперь Известно всем в народе Ее названье Гжель. Гордятся в Гжели жители Небесной синевой Не встретите на свете вы Красоты такой. Голубизну небесную, Что сердцу так мила Кисть мастера на чашку Легко перенесла. У каждого художника Есть свой узор любимый И в каждом отражается Сторонушка родимая.

Слайд 8

Гжельские мотивы Ее трава шелковая Ее цветы весенние И мастерство волшебное Достойно восхищения.

Слайд 9

Творения мастеров В течение многих десятилетий мастера Гжели создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

Слайд 10

Полет синей птицы В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.

Слайд 11

Итоговые вопросы: Почему промысел имеет такое название? Какие изделия изготавливали мастера Гжели? Какими цветами расписывали мастера Гжели первую посуду? Какие цвета используют мастера Гжели в наше время? Какие узоры используют мастера Гжели?

Слайд 12

Научись рисовать узор гжель 1. Выложи на палитру белую и синюю гуашь друг напротив друга. 2. Смочи кисть водой и набери на неё белую гуашь. На кончик этой же кисти нанеси синюю гуашь. 3. Коснись бумаги носиком кисти, затем прижми кисть к бумаге и проведи линию любой формы. Во время работы кистью краски перемешиваются на границе и получается новый голубой оттенок. 4. Линия становится художественной и состоит из нескольких оттенков синего цвета. Для каждого нового мазка обновляй кисть на палитре.

Слайд 13

Используемая литература: Алексахин Н.Н. Гжельская роспись - М. Народное образование.2008 Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека – М.Просвещение, 2000 Электронные ресурсы: Мультимедиа. Мировая художественная культура. CD .2007г. http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.artvek.ru/dekor07.html http://www.russian-masters.net/34.php http://www.lio.ru/art/?id=37