Искусство "Гжель"

Токарева Марина Александровна

Разработка урока подходит для проведения изобразительного и кусства в 5 классе по программе Неменского. Соответсвует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo.pptx2.89 МБ
Файл tehnolog.karta_gzhel.docx43.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

травы деревья, кустарники, краски, «Найди лишнее слово» кисти, красивые, красные, короткие вор, воз, вода, вал фломастеры, мелки, карандаши, гуашь гном, гулять, палитра, голубой красный, розовый, малиновый, голубой

Слайд 3

«Искусство гжель»

Слайд 4

Цель: Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Совершенствовать навыки работы красками. Задача: Выполнить орнамент блюдца в цвете .

Слайд 8

-аккуратность, -красочность, -выразительность

Слайд 9

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап Последовательность выполнения

Слайд 10

Думаю, что тема урока усвоена мною на «5» баллов! Я узнал много нового и интересного ! Думаю, мне это пригодится в жизни! Тема урока вызвала интерес!

Слайд 11

Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы: сегодня я узнала… было интересно… было трудно… я поняла, что… теперь я могу… я научилась… у меня получилось … я попробую… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Рефлексия



Предварительный просмотр:

                      Технологическая карта урока

Учитель.

Токарева Марина Александровна

Класс

5

Тема урока.

Искусство «Гжель»

Тип урока.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Дата.

25.11.2015.

Образовательные ресурсы.

Презентация по теме урока, проектор для демонстрации презентации к уроку, компьютеры для индивидуальной работы.  

Наглядный материал.

Оркестр народных инструментов  ( народные песни).

План урока.

  1. Организационный этап.
  2. Постановка проблемной ситуации.
  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
  4. Актуализация изученных знаний.
  5. Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Контроль усвоения на тренажёре «Парные согласные в корне слова».

Индивидуальное обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цели урока.

  1. Образовательная.

Формирование практических умений и навыков рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи.

  1. Воспитательная.  

Формирование личностных УУД через содержание учебного материала

  1. Развивающая.

 Развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД.

Формы и методы обучения.

Индивидуальная, фронтальная форма.

 

Традиционные методы: практический, наглядный, словесный, работа с книгой.

По характеру дидактической цели: закрепление и контроль знаний, умений, навыков.

По характеру познавательной деятельности: деятельностный подход.

Инновационные методы: игровые, ролевые методы обучения, активные методы, методы компьютеризированного обучения.

Основные понятия и термины.

Орнамент, гжельская роспись ,композиция, компоновка, локальный цвет.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные УУД - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные УУД:

  • Регулятивные  УУД. Ученик научится:

-организовывать свою учебную  деятельность: целеполагание, планирование;

 -контролю  и самоконтролю процесса и результатов учебной деятельности.

  • Познавательные УУД . Ученик научится:

- формулировать правила составления орнамента гжельской  росписи ;

- выполнять задания с использованием пособий;

- выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов;

- строить объяснение в устной форме;

-  анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.

  • Коммуникативные УУД . Ученики получит возможность научиться:

-умению слушать и вступать в диалог, коллективному обсуждению проблем;

- взаимопомощи.

 Предметные -закрепить знания работы с красками, составления гжельского орнамента, формировать умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Учащиеся научатся:

- применять изученные правила при выполнении индивидуальной творческой работы;

- создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

-аргументированно доказывать своё мнение;

-сравнивать  благозвучное сочетание  синего и белого в природе  и в произведениях  Гжели.

Получат возможность научиться:

-освоить приёмы гжельского кистевого мазка- «мазка с тенями»;

-давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

                                                                                 

                                                         

                                              Организационная структура урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формы организации со взаимодействия.

Формирование  УУД

Организационный момент.

 

                   

 Слайд 1.

Проверка готовности.

-Внимание! Прозвенел звонок,

Начинается урок.

- Прежде чем начать наш урок рисования, нам необходимо будет выполнить одно задание -  

  •  в каждой цепочке слов есть одно лишнее, постарайтесь найти его и объяснить свой выбор:

деревья, кустарники, краски, травы

кисти, красивые, красные, короткие

вор, воз, вода, вал

фломастеры, мелки, карандаши, гуашь

гном, гулять, палитра, голубой

красный, розовый, малиновый, голубой.

-  Какие слова остались? Прочитай!

(краски, кисти, вода, гуашь, палитра,)

-  Всё это сегодня на уроке будет вам необходимо .

- Проверьте, пожалуйста, глазками готовность

  • Вспомним правила посадки на уроке

     Проверяют готовность

Аутотренинг

   К нам без опоздания

 приходи, старание

Помоги нам потрудиться.

Очень любим мы учиться.

Будем знания пополнять.

И оценим их отметкой «5»!

Говорят правила посадки.

Альбом я прямо положу,

Карандаш правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Индивидуальная работа.

Регулятивные:

 организация  своего рабочего места.

Личностные:

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Личностные:

 формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  1. Постановк проблемной ситуа-ции.

  Слайд 2.            

- Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

     Все ль внимательно глядят?

Что ж давайте по порядку:

Загадаю вам загадку,

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым тему нашего урока назовёт.

Сине–голубые

розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре-

Синяя купель.

Это называется                            

Просто роспись … (гжель)

Высказывают свои предположения.

Фронтальная работа

Личностные:

осознание своей принадлежности к русскому народу и народным промыслам  ;

-ценить базовые ценности: «Родина», «природа»;

формирование позитивного отношения  к знаниям народных промыслов и русской культуры.

  1. Поста-новка цели и задач урока. Моти-вация учеб-ной дея-тельности уча-щихся.

Слайд 3.

  • Давайте назовем какова же тема нашего урока?
  • Какую цель поставите перед собой? Чему будем учиться?
  • Какие задания будем для этого выполнять?
  • И наконец, что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
  • Что же ожидает нас сегодня на уроке?

Мы встретимся с мастерами гжели, которые расскажут много нового и интересного. Затем мы сами  побываем гжельскими мастерами и устроим ярмарку наших изделий.

Ученики формулируют тему урока – «Искусство гжель»

Цель:

формировать практические умения и навыки рисования с образца. Совершенствовать навыки работы с красками.

 задача урока: выполнить орнамент блюдца в цвете.

   

Регулятивные:

– определение и формулировка  цели деятельности на уроке с помощью учителя;

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающего-ся, развитие мотивов учебной деятельности и формирова-ние личностного смысла учения.

Регулятивные:

работать по предложенно-му учителем плану.

  1. Актуализация изученных зна-ний.  

     

Слайд 4. 

Вот и наступил момент познакомиться с нашими гостями-мастерами гжельского искусства.

Они сейчас вам напомнят основные моменты искусства гжели и добавят еще немного интересной информации по нашей теме. Давайте же их послушаем.

1 МАСТЕР:

А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мы живем.

Глину месим и поем.

Родина гжели – подмосковный регион . «Гжельский куст»-это обширный район, состоящий из 27 деревень. Он  расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы  .Сейчас существует современное объединение «Гжель»-это огромное предприятие ,где работают свыше 1500 человек.

Слайд 5.

2 МАСТЕР:

Фарфоровые чайники, подсвечники. Часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась, теперь .

Первые гжельские изделия – из глины. Это произошло очень давно – ещё в 14 веке.Гжельская земля очень богата высококачественными глинами белого цвета. Из неё и изготавливали крестьяне необходимые предметы быта. Слово «Гжель» – родственник слова «жечь».        

Каждое изделие обжигали 2 раза: первый – для закрепления формы, второй – после росписи изделия.  Современные же изделия изготавливают из фарфора и фаянса.Жидкую фарфоровую массу – шликер литейщики заливают в получившиеся формы. Гипс впитывает влагу, шликер затвердевает. Росписью гжель украшали очень много разнообразных предметов, таких как квасник, вазы, блюда, шкатулки, чайные сервизы, статуэтки и многое другое…

Слайд 6.

3 МАСТЕР:

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, много лепестковые розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера ещё лепят скульптурки животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывают их синим. используя в своих работах образы окружающей действительности, гжельские мастера создали своеобразный художественный стиль, отличающийся реалистичностью.

Слайд 7.

4 МАСТЕР:

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

  1. Задают вопросы мастерам.

2)Сравнивают наглядным материал с своими работами.

3)Фиксируют новую информацию в группы по признакам.

Индивидуальная и фронтальная работа.

Познаватель-ные:

отвечать на вопросы, наблюдать и делать выводы                                     выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: 

слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

соотносить новую информацию с уже полученной на предыдущем уроке. Познаватель-ные :

наблюдать и делать выводы в соответствии с наглядным материало

  1. Обобщение и систе-матиз-ция знаний

Слайд 8.

 А теперь давайте мы тоже побудем гжельскими мастерами и выполним в цвете наши заготовки блюдца с прошлого занятия. Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении работы в цвете?

  • а) аккуратность.
  • б) красочность
  • в) выразительность.

- Гжельские мастера всегда соблюдали порядок на рабочем месте, чтобы  их изделия были красивыми и аккуратными.

- Мне бы хотелось, чтобы и вы стремились быть похожими, выполняя вашу работу, на настоящих гжельских мастеров.

1) Учащиеся  в учебнике и на пособиях находят изображения для своей композиции.

2)Повторяют правила работы красками.

3) Проговаривают средства выразительности и технику наложения мазка.

Индивидуальная и фронтальная работа.

Дифференцированная работа с медленно-работающими детьми.

Познаватель-ные :

ориентирова-ться в учебнике, по наглядным пособиям;

наблюдать и делать выводы.

Коммуникативные:

сотрудничать в совместном выполнении задания.

  1. Применение зна-ний и умений в новой ситуации.

Контроль усвоения.

Физкультминутка.

Приступаем к работе. Выполняем все требования необходимые для создания гжельской росписи.

Слайд 9.

Обратите внимание на последовательность  выполнения вашей работы.

Выполняют творческую работу

Индивидуальная работа.

Личностные:

-развитие самостоятельности и личной ответственности.

Регулятивные:

соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Физкультминутка для глаз.

По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело, 
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким 
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

- По окончании своей работы, учащиеся самостоятельно прикрепят свои изделия на доску – образуя выставку работ.

- Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась, наши гости-мастера приготовили сюрприз, полюбуйтесь своими работами и послушайте ребят.

Гжель! Земля моя родная,

Сколько лет и сколько зим

Ты цветёшь, не увядая,

Полыхая голубым.

В этом пламени чудесном

Вижу буйный твой расцвет.

В сочетании небесном

Белый цвет и синий цвет.

Древний край в обличье новом

Как шекспировский сонет,

Ты звучишь высоким словом –

Белый цвет и синий цвет.

И для всей родной России

Не одну уж сотню лет

Даришь ты свой бело-синий,

Сине-белый свой букет!

    Выполняют упражнения для глаз.

Выполняют двигательную разминку.

Прикрепляют свои работы на доску.

Дети читают наизусть стихотворение о Гжели.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная  и коллективная работа.

Личностные: -формирова-ние ответственно-го отношения к здоровью.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества; Коммуникативные:

 активное использова-ние речевых средств и средств для решения коммуникативных и познаватель-ных задач;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

  1. Рефлексия и оцен-ка уча-щихся.

Слайд 10.

  • Вы славно потрудились.
  • Какую цель мы ставили в начале урока?
  • Какие правила работы помогли нам успешно справиться с заданиями? 
  • Подведём итог работы

На уроке я учился…

Я научился…

Нужно повторить…

Оцените смайликом успешность выполнения вами задач урока.

1)Подводят итог чему научились, что надо повторить.

2)Оценка своей деятельности

Фронтальная  и индивидуальная работа.

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  1. Домашнее зада-ние.

Используя дополнительную литературу познакомиться с искусством «Жостово», произведениями жостовской росписи.

Дополнительное задание по выбору.

1)Подготовить сообщение о истоках возникновения жостовской росписи.

2)Подобрать иллюстрации с изображением жостовской росписи.

Сообщают о выбранном задании.

Дифференцированная работа

-овладение способами учебной деятельности

- формирование информационной культуры;

- развитие рефлексивных умений само актуализации через различные виды деятельности.