Живопись

Самсединова Оксана Николаевна

Живопись как вид изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivopis2.docx109.11 КБ

Предварительный просмотр:

Живопись.

Понятие «Живопись».

Живопись (от рус. живо) – вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизни подобно отражающих действительность.
Произведение искусство, выполненное красками (маслеными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесёнными на какую-либо твёрдую поверхность, называется живописью.

Общие сведения.

Главное выразительное средство живописи – цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения. Необходимый для живописи цвет художник обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок – колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, весёлым и грустным, спокойным и напряжённым, светлым и тёмным.
Образы живописи очень наглядны и убедительны. Живопись способна передавать на плоскости объём и пространство, природу, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характеров, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого, мифологические образы и полёт фантазии.
Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на хосте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название «Станковая живопись».
А само слово «Монументальное» говорит о чём-то большом и значительном. Монументальная живопись – это большие картины на внутренних или наружным стенах зданиях (трески, панно и др.).
Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и тп.). Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания и др. Непосредственно с монументальной живописью смыкаются мозайка и витраж, которые также можно отнести к декоративному искусству. Здесь важно достижение стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры, синтезы искусств.

Виды живописи выразительные средства.

Следует отличать такие виды живописи, как декоративная роспись, иконопись, миниатюра, театрально-декорационная. Каждая из разновидности живописи отличается спецификой технического исполнения и решения художественно образных задач.
В отличии от живописи как самостоятельного вида изобразительного искусства, живописный подход может использоваться и в других его видах: в рисунке, графики, и даже в скульптуре. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи с окружающей его пространственной световоздушной средой, в тонкой градации тональных переходов.
Многообразие объектов и событий окружающего мира, пристальный интерес к ним художников привели к возникновению на протяжении XVII — XX вв. жанров живописи: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического, бытового (жанровая живопись), мифологического, исторического, батального жанров.
В произведениях живописи может встречаться сочетание жанров или их элементов. Например, натюрморт или пейзаж могут удачно дополнять портретное изображение.
По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды: масляная, темперная, восковая (энкаустика), эмаль, клеевая, водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др. к некоторых случаях трудно бывает отделить живопись от графики. Произведения, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, могут относиться и к живописи, и к графике.
Живопись может быть однослойной, выполняемой сразу, и многослойной, включающей подмалёвки и лессировки, наносимые на просохший красочный слой прозрачные и полупрозрачные слои краски. Этим достигаются тончайшие нюансы и оттенки цвета.
Важными средствами художественной выразительности в живописи являются, кроме цвета (колорита), пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), валеры, показывающие тончайшие изменения тона в зависимости от освещения, рефлексы, появляющиеся от взаимодействия лежащих рядом цветов.
Построение объёма и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна. Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция. Художник, как правило, начинает работу над полотном с поиска наиболее удачного решения в эскизах. Затем в многочисленных живописных этюдах с натуры он прорабатывает необходимые элементы композиции. Работа над картиной может начинаться с выполнения рисунка композиции кистью, подмалёвка и непосредственно написания полотна теми и иными живописными средствами. Причём даже подготовительные эскизы и этюды порой имеют самостоятельное художественное значение, особенно если принадлежат кисти известного живописца.
Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений живописи XX в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития.
В античную эпоху возникло стремление к воспроизведению реального мира таким, каким видит его человек. Это вызвало зарождение принципов светотени, элементов перспективы, появление объемно-пространственных живописных изображений.
Раскрылись новые тематические возможности отображения действительности живописными средствами. Живопись служила для украшения храмов, жилищ, гробниц и других сооружений, находилась в художественном единстве с архитектурой и скульптурой.

Средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Она отличалась экспрессией звучных, в основном локальных цветов, выразительностью контуров.
Фон фресок картин, как правило, был условным, отвлеченным или золотым, воплощающим в своем таинственном мерцании божественную идею. Значительную роль играла символика цвета.
В эпоху Возрождения ощущения гармонии мироздания, антропоцентризм (человек в центре вселенной) отразились в живописных композициях на религиозные и мифологические темы, в портретах, бытовых и исторических сценах. Возросла роль живописи, выработавшей научно обоснованную систему линейной и воздушной перспективы, светотени.
Процесс развития европейской живописи в XVII — XVIII вв. усложняется, складываются национальные школы, каждая со своими традициями и особенностями. Живопись провозглашала новые социально-гражданские идеалы, углублялись психологическая проблематика, ощущение конфликтного взаимоотношения личности и окружающего мира. Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека, привело к четкому формированию системы жанров: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр и т.д.
Формировались различные живописные системы: динамичная живопись барокко с характерной для нее незамкнутой, спиралевидной композицией; живопись рококо с игрой изысканных нюансов цвета, светлых тонов; живопись классицизма с четким, строгим и ясным рисунком.
В XIX в. живопись играла активную роль в общественной жизни. Живопись романтизма отличалась активным интересом к драматическим событиям истории и современности, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита.
Переворотом в живописи, на долгие годы повлиявшим на ее развитие, было появление импрессионизма, стремившегося передать изменчивую красоту мира выявившего возможности оптического смешения чистых цветов, и эффекты передачи фактуры. Художники вышли писать свои картины на пленэр.
В конце  XIX—XX вв. развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские течения завоёвывают себе право на существование.
Появляется абстрактная живопись (см. авангардизм, абстракционизм, андеграунд), которая ознаменовала отказ от изобретательности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.
В XX в. продолжается поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что несомненно приведёт к появлению новых стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых любимых техник художников.

Знаменитые живописцы.

Рафаэль «Сикстинская мадонна»1512 хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене.

Рембрандт «Ночной дозор» 1642

Хранится в Государственном музее в Амстердаме.


Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» 1495–1498

Находится в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане.


Сальвадор Дали «Постоянство памяти» 1931

Хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.


Ян Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой» 1665

Хранится в галерее Маурицхейс в Гааге.

 

http://files8.adme.ru/files/news/part_28/283055/18.jpg