Занятие по декоративно – прикладному искусству Тема: Городецкая роспись. Элементы городецкой росписи. Тренировочные упражнения.

Мефодий Галина Анатольевна

Занятие по декоративно – прикладному искусству

Тема: Городецкая роспись. Элементы городецкой росписи.

Тренировочные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon городецкая роспись815 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра г. Нягань

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования

муниципального образования город Нягань

«Детская школа искусств»

Тюменская обл., г. Нягань, 1 мкр.,  д.12                  Тел/факс (34672) 5-47-38, 5-63-98, 5-46-12

Занятие по декоративно – прикладному искусству

Тема: Городецкая роспись. Элементы городецкой росписи.

Тренировочные упражнения.

Преподаватель: Галина Анатольевна  Мефодий

Цель урока: Продолжить знакомство с городецкой росписью, её колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора.

Задачи:

1. Продолжить знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2.   Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

1.        Для учащихся:

"        гуашь

"        кисти

"        баночка для воды

"        лист бумаги

"        салфетка        

2.        Для учителя:

"        образцы городецкой росписи,  репродукции

"        плакат "Городецкая роспись"

"        презентации "Городецкая роспись"

.         Музыкальное сопровождение (русские народные мелодии, напевы)

План урока (40 мин):

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку 3-5 мин.

2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентации. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

3. Практическая часть. Самостоятельная роспись фазана для. 10-15 мин.

4. Заключительная часть. Анализ выполненных работ. Рефлексия.                           Подведение итогов. 5 мин.

Предшествующая работа:

·         знакомство с элементами росписи;

·         роспись полоски;

·         знакомство с историей Городецкой росписи

Ход урока:

1.  Орг. момент - Настрой детей на работу на уроке (физминутка)

Сообщение темы и цели урока.

      2.  Повторение.

Запись на доске: Городецкая роспись

Пословица «Кистью писать – мастерство казать»

 

Беседа:

1. Из истории возникновения и  развития промысла.

 

Есть на Волге город древний, настоящий он творец.

 Славится на всю Россию этот город – удалец.

 Распускаются букеты, ярко красками горя.

 Чудо - птицы там порхают, будто в сказку нас  зовя.

Кто сегодня нам расскажет, сразу станет молодец,

Отвечайте дружно хором. Это город  -  ………..   (Городец).

Городецкая роспись…. А что это такое? Ответы: народный промысел, который выполняют народные мастера. Изделия выполнены из дерева. Промысел развит в Нижегородской губернии.

А вы еще знаете, какие то промыслы,  кроме городецкой?

(Дети отвечают)

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость.

Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам - конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, берестяные бураки, солонки, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца -

Чудо-роспись Городца!

                              Л. Куликова.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника.

Роспись,  которая зародилась в Городце, трудно спутать  с какой - то  другой  - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки.

Мастера  любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития  в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, в наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму, но технология росписи осталась такой же, как и много лет тому назад и  те, же образы и мотивы  присутствуют в их мотивах.

2. Рассматривание образцов изделий

 

3. Особенности городецкой росписи: 

  1. Основные традиционные элементы росписи: розан, купавка, ромашка.

(Таблица №1)

             

  1. Особенности построения композиции: закон симметрии.
  2. Краски яркие: синий, красный, зеленый.
  3. Оживка: белый, черный цвета.
  4. Элементы росписи: городецкий фазан, конь вороной.
  5. .Жанровые сцены: выезд, гуляние, чаепитие, свадьба.

4. Презентация.

(Композиции городецкой росписи.)

5.Последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

     ( Таблица №2.)

Сначала крупной кистью делается «подмалевка» - цветное пятно круглой формы. Затем мелкой кистью выполняется «теневка» - обозначается середина цветка и лепестки. На заключительном этапе осуществляется «оживка» у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек.

             

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен.

 Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют "подмалевка".

- Следующий этап называют "теневка", т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

- Завершающий этап росписи называют "оживка", т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. "Оживку" делают белой и черной краской.

(Презентация "Городецкая роспись")

6.Практическая работа (показ на  доске)

Последовательность выполнения городецкого фазана.

А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться, вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

7. Практическая  работа учащихся 
(музыкальный ряд)

Роспись индивидуальных композиций.

8. Вы сегодня все отлично поработали. Ваши птицы получились очень нарядными и красивыми.

Сегодня за урок все учащиеся получают по оценке «5».

9.  Выставка лучших работ.

10. Рефлексия.

Ребята, а с каким настроение вы сегодня трудились? Как вы считаете, мы чему- то научились? Вам на уроке комфортно было?

 11. Итог урока.

Список литературы:

          1.  Р. Бардин  «Изделия народных художественных промыслов и

              сувениров»

2.  В. Вишневская  Искусство народных художественных промыслов.

     Комплект цветных открыток.

  3.  С.К. Жигалова  Русская народная живопись. Издательство

       «Просвещение», Москва 1974 г.

4.  Е. Попова  Городецкие узоры  Издательство «Малыш»,  Москва

     1985г

5.   А. Рогов Конь копытом бьет. Издательство «Малыш», Москва

      1988г.

     6.    Е. Субочева   Народные промыслы. Издательство

          «Околица», Москва 1997г.