Методическая разработка на тему: "Значение наброска в повышении эффективности уроков изобразительного искусства"

Воробьева Надежда Андреевна

В этой методической разработке показана ценность и огромное значение набросков для учебного процесса. Рассмотрены этапы  последовательного усложнения задач, которые ставятся перед наброском, его виды и использование в  набросках различных рисовальных материалов.

Цель этой разработки - привить в учащихся интерес к наброскам  и потребность в их ежедневном выполнении.

Задача:

образовательная - ежедневно и методично повышать и совершенствовать умения и навыки  учащихся при выполнении набросков;

развивающая - способствовать развитию в учащихся глазомера, чувство пропорций, композиции, меры;

воспитывающая - воспитывать в учащихся способность определять и передавать характер и особенности натуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_nabroska.docx234.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Рыльская детская школа искусств» Курской области

Методическая разработка

по рисунку

преподавателя изобразительного искусства

ВОРОБЬЕВОЙ НАДЕЖДЫ АНДРЕЕВНЫ

на тему:

«Значение наброска в повышении эффективности уроков изобразительного искусства».

                                                           

г. Рыльск 2016 г.

Ежедневно на уроках рисунка, живописи или композиции обучающиеся отделения «Живопись» с 1 по 5 класс выполняют наброски в течение 5-15 минут. Обычно мы делаем их после 2-3 урока, когда дети «устают» от основного задания и уже не видят своих ошибок т.к. глаз «замыливается»                                                            

       Набросок - обобщенное изображение,  выполняемое обычно в короткий промежуток времени. Для ускорения работы пользуются минимальным количеством графических средств. Обобщенным считается такое изображение предметного мира, когда сложная форма решается выразительной передачей только основных типических признаков без мелкой деталировки.

Набросок можно определить как «целое, увиденное без частей».

Кратковременные рисунки предполагают непосредственную и наиболее быструю передачу впечатлений художника.

 Набросок может быть сделан с натуры, по памяти, по представлению и воображению.

 Возможны и комбинации нескольких способов.

 Выбор способа работы диктуется художнику как назначением наброска, так и  объективными условиями. Например, ограниченностью во времени, степенью подвижности натуры.

      Набросок с натуры.

 Значение рисования с натуры трудно переоценить. Оно позволяет наиболее полно  и глубоко изучить форму, конструкцию, объем, пропорции натуры, передать ее пространственное положение, перспективное  сокращение,  с наибольшей достоверностью передать чувства, характер, внутренний мир изображаемого человека.

 Такого рода наброски выполняются при одном  условии - неподвижности натуры.

 В природе   любой объект может неожиданно изменить свое положение. Именно в этой условности покоя и заключается большая ценность для наблюдательного глаза художника.

 В работе над наброском с натуры время наблюдения как бы накладывается на время исполнения, поэтому до чрезвычайности обостряется зрительное восприятие. Задача состоит в том, чтобы, руководствуясь первым острым впечатлением, не отвлекаясь на подробности, схватить суть предмета и изобразить его на листе минимальным количеством графических средств.

При выполнении набросков с 1-го же класса я ставлю перед обучающимися 3 главные задачи:

           1. Компоновка листа;

           2. Передача пропорций и движения;

           3.Передача характера и индивидуальности модели.

  Дети учатся правильно компоновать изображаемый объект в листе. Он не должен  располагаться на нижнем крае листа, т. е. в наброске должна быть «глубина», пространство за картинной плоскостью. Набросок должен быть соразмерен листу: ни очень маленьким, теряющимся в нем, ни очень большим, когда некоторые части модели вылезают из листа и их надо «дорисовывать» на мольберте. Большое значение имеет и формат листа. Каким бы он не был, его нужно  хорошо закомпоновать.  Например, стоящую фигуру не стоит располагать в горизонтальном положении листа. Также в наброске необходимо учитывать направление взгляда модели.  Перед ним должно быть пространство,  нельзя модель «упирать носом» в край листа.  

Научившись быстро компоновать и заполнять лист в набросках, обучающиеся легче понимают правила компоновки в больших постановках и в композиции.  В первом классе это особенно трудно и на компоновку уходит много времени, но с практикой дети начинают справляться с ней быстрее.

Выбор положения модели не может быть случайным. В первом классе дети пока плохо справляются с перспективным сокращением, передачей движения. Поэтому для них натурщик ставится в более простую, устойчивую позу, а сидящего натурщика им понятнее рисовать в профиль, чтобы не искажать движение и пропорции. Если же они рисуют сидящую модель в фас, то она у них получается стоящей, так как они не умеют пока учитывать перспективное сокращение, в данном случае,  бедер.

   С самого начала рисования набросков необходимо обратить внимание обучающихся на пропорции человеческого тела. Подчеркнуть,  что с возрастом эти пропорции меняются: у взрослого размер головы равен 1/7 или 1/8 всей высоты фигуры,  у подростка 1/6- 1/7,  у  двухлетнего ребенка -1/4. Сгиб в локте приходится на уровень талии, а вытянутая вдоль тела рука - до середины бедра, она явно тоньше и короче ноги и т. д.

   Обычные, типичные ошибки обучающихся - это непонимание смысла, задачи наброска, неумение делать отбор главного, не вдаваясь в детали: вместо рисования фигуры в целом,  передачи движения,  они  начинают прорисовывать глазки, волосы, узоры на одежде.

   В  первом классе  достаточно, если обучающиеся научатся в наброске компоновать лист, передавать движение и соблюдать пропорции, но некоторые дети справляются и с передачей характера и индивидуальности модели.

   В старших классах задания усложняются и требования к наброску повышаются.

   Обучающиеся уже увереннее владеют карандашом. Линия становится более «живой». Да и отбор деталей более верный.

  Позы натурщика усложняются, становятся динамичнее. Объектом наброска могут быть и части тела: руки, ноги, голова.

  Усложняются и задача в компоновке. На одном листе обучающимся предлагается выполнить несколько набросков с  разным ракурсом модели. Изменяются и рисовальные материалы, которыми выполняются наброски Если в первом классе это в основном карандаш, так как его легче стереть и исправить неправильно нарисованную линию, то в дальнейшем используются другие материалы, стереть которые довольно затруднительно. Такие задания даются, когда обучающиеся уже умеют уверенно компоновать лист, правильно определять пропорции и передавать движение.

   Кстати, со многими рисовальными материалами обучающиеся впервые знакомятся именно работая над наброском. Уже со второго класса можно выполнять наброски гелиевой ручкой, углем, сангиной, соусом, сепией, акварелью (кистью). Сложность в том, что при использовании этих материалов трудно, а иногда и невозможно исправить ошибки. Это дисциплинирует обучающегося, заставляет его быть более собранным, внимательным, серьезнее относится к каждому штриху, исключая случайный. Многие рисовальные материалы ушли в прошлое. Сейчас почти не используются перо (тушь), бистр, свинцовый карандаш и многие другие  рисовальные материалы Зато появились новые, современные,  которыми обучающиеся с удовольствием пользуются.

   Часто наброски необходимы для выполнения заданий по скульптуре, например выполняя этюды животных или птиц. Такие наброски выполняются с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, сверху, чтобы иметь более полное представление о конструкции животного, его пространственном объеме (наброски с чучел).

  Художник должен обладать не только точным глазом, ему нужны  хорошо развитая зрительная память и фантазия. Поэтому наброски с натуры чередуются с наброски по памяти и представлению.

         

        Наброски по памяти.

  Такие наброски выполняются тогда, когда внешние условия позволяют только наблюдать, но не рисовать. Самая большая трудность, если натура быстро движется или часто меняет позу. В этом случае  необходимо все рассмотреть в один момент и немедленно зафиксировать на бумаге, сохранить свежесть впечатления, передать ощущение движения. Выполнить эту задачу можно при очень внимательном наблюдении модели, чтобы выбрать наиболее выразительный и характерный момент движения и определить взаиморасположение ее основных частей. Например, это происходит при рисовании обычных домашних животных: ни собаку, ни кошку не заставить «замереть».

        Наброски по представлению.

   Для таких набросков необходим достаточно большой запас знаний , который накапливается при постоянном наблюдении и систематических упражнениях в краткосрочных набросках с натуры и по памяти. Перед исполнением наброска, например с фигуры человека, нужно восстанавливать в сознании пространственный образ, строение, пропорции, мысленно представить себе, как будет выглядеть фигура с определенной точки зрения, учитывая ее размещение в формате листа. После этого, призвав на помощь знание пластической анатомии человека, наметив «от себя» схему движения , можно начинать строить форму сначала мысленно, затем на бумаге, определяя и намечая в воображаемом пространстве листа взаиморасположение и связь отдельных частей с учетом их размеров, перспективного сокращения и освещения. Такой набросок отличается большей лаконичностью и недоговоренностью в деталях, чем набросок с натуры и выполнить его могут обучающиеся более старших классов .

       Наброски по воображению.  

   Такие наброски служат подготовительным материалом для графических и живописных композиций, произведений скульптуры и декоративно — прикладного искусства. Наброски по воображению- пробные эскизы, быстрая фиксация художественного замысла. Незавершенность подобного рисунка стимулирует творческое воображение, ведет автора к поискам большей выразительности. Набросок позволяет воочию  убедиться в правильности найденного решения, в соответствии  его первоначальному замыслу и без особого труда вносить изменения.

   Количество набросков- эскизов и их художественное качество зависят от развитости воображения и от способности  обучающегося критически оценивать ранее сделанное. Важно находить недостатки и устранять их, видеть и удачные решения, которые нужно сохранить для общего замысла будущего произведения.    

  Например, Леонардо да Винчи, прежде, чем вычертить схемы  проектов сконструированных им летательных снарядов, мельниц, военных машин, архитектурных сооружений, делал их предварительные наброски и эскизы.              

        Для картины «Запорожцы пишут письмо  турецкому султану» И. Репин             в рисунке намечает психологические портреты казаков  ищет наиболее характерные позы . Каждый персонаж глубоко индивидуален, словно выхвачен из жизни. И таких примеров можно привести множество.                                            

      Обобщая вышесказанное можно утверждать:    

     

  1. Наброски способствуют накоплению впечатлений,  развивают умение видеть натуру, ее характерные особенности, развивают зрительное восприятие и координацию движений глаза и руки.
  2. Наброски являются эффективным средством изучения  познаний особенностей конструктивного строения, формы, пространственных отношений предметов и их частей, закономерностей светотени, перспективы, композиции, движений фигуры человека и животных, эстетического содержания в объектах - плавности и гибкости линий, контуров, соразмерности пропорций.
  3.   Быстрые рисунки позволяют передать и выразить в художественной форме непосредственные переживания, чувства, впечатление от наблюдаемого объекта.                                                                                        
  4.  Наброски  способствуют изучению различных рисовальных материалов и закреплению разнообразных способов выполнения рисунков, развивают графические и живописные умения.      
  5. Выполнение набросков активизирует мысль, волю, внимание, эмоции обучающихся, пробуждает интерес к изображаемому объекту, разнообразит деятельность обучающихся  на уроках , предупреждает утомление.      

   Очень  верно сказал о набросках замечательный английский художник

Д. Рейнольдс:

« Они поистине ценны... Они дают представление  целого и это целое  часто выражено с легкостью и ловкостью, в которых.. истинная сила художника, пусть она выявлена только в сыром виде».                                                                                                                                                                Использованная литература:

       

  1. В.С. Кузин.   Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. М., Просвещение, 1983 г.
  2.  Ф.И. Кирсанов. Рисование и труд в школе. М., Ленинград, Просвещение , 1965  г.  
  3.  Журнал «Юный художник», № 1-1978 г., №  2 -  1978 г., № 4 — 1986 г.

Примеры набросков, выполненных учащимися моего класса.