Пленэр-путь к творчеству

Лебедева Людмила Николаевна

Пленэр- это проявление творчество, фантазии, новые впечатления, интересные встречи с людьми. Безграничность мира перед собой!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx42.6 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева Л. Н.

педагог дополнительного образования

Изостудия  «Самоцветы»

                         

Пленэр –путь к творчеству

(выступление на заседании педагогического совета, посвящённом

80-летнему юбилею Дворца)

Творческое развитие- это одна из важнейших составляющих гармоничного развития ребёнка. Всю полноту жизни и красоту природы, мира в целом, развить свои творческие способности  ребёнок может  только посредством выездных путешествий на пленэр.

Это прекрасная возможность не только получить заряд энергии и бодрости от увиденного, но и получить новые знания, познакомиться с культурой, традициями народов и интересными людьми. Считаю, что это один из самых мощных образовательных ресурсов в путешествиях!

В студии «Самоцветы» вошло в традицию каждые период каникулярных дней посвящать выездам на пленэр. 15 лет педагоги - художники студии «Самоцветы» организуют для своих учащихся и родителей, желающих приобщиться к творческой мастерской живописца летние путешествия – пленэры.

Обширна география наших поездок: Хабаровский край, Приморье, Центральная Россия, Крым, Болгария, Италия…

В этом году моя группа детей предприняла поездку в Крым. Ребята с удовольствием изображали красоты крымского пейзажа мелками, карандашами, гелевой ручкой, красками, купались в море, совершали туристические походы в Алушту, Ялту, Балаклаву, Херсонес, Севастополь, Феодосию. Впечатления у юных художников остались самые яркие и положительные. Практика по изобразительному искусству «пленэр» является эффективным продолжением процесса обучения живописи, рисунку и композиции в студии изобразительного искусства.

Занятия направлены на развитие у учащихся таких способностей как:

- широкая пространственная ориентация ( способность восприятия натуры в крупномасштабном трёхмерном пространстве, а её изображение – в двухмерном пространстве на плоскости листа);

- целостное восприятие натуры, природы с учётом общего тонового и цветового состояния освещённости, умения видеть и воспринимать объекты на пленэре в целом, а не порционно, находить большие цветовые отношения.

- способность применять в этюдах  метод работы отношениями, уметь сравнивать цвета натуры по тону, светотени и насыщенности;

- формирование творческого воображения, способность  к созданию выразительных цветовых решений в этюдах с натуры, а также эстетически значимые художественные образы в самостоятельных работах по изобразительному искусству. В летней практике, которая является многогранным учебно-воспитательным процессом различают ряд организационных форм:

  • Художественная практика в условиях туристической базы или других специальных местах, отличающихся природными и архитектурными мотивами.
  • Экскурсии, пешеходные маршруты, групповые поездки по историческим, заповедным, литературно-художественным местам.
  • Различные формы организации летнего отдыха детей (спортивные соревнования, игры, концерты, фестивали, мероприятия, выставки, конкурсы, летний досуг).

Пленэрные занятия по живописи наиболее эффективны, если они идут в сочетании с упражнениями по рисунку. Рисунок  самый демократичный и разноплановый вид живописи по применению материалов (это карандаши, фломастеры, гелевые ручки, соусы, угольки, мелки, тушь,  и т.д) и бумаги различных видов (белая, тонированная, цветная глянцевая и матовая, с шероховатой поверхностью…)

Убеждаюсь на практике, что в первые 4-5 дней рисунка на пленэре необходимо давать детям возможность для большего изучения различий в общих тональных и цветоколористических состояниях пейзажа в течение дня, при различных погодных условиях.

 В последующие дни задания могут быть дополнены несложными композиционными задачами. В дальнейшем, уже в студии на занятиях юные живописцы, опираясь на натурный материал (наброски, зарисовки, этюды, фотографии и сохранившиеся впечатления) проводят анализ и комбинации различных вариантов, обобщают и делают предварительные эскизы, фрагменты будущей большой творческой работы.

Хочу сказать, что выполнение тематических композиций процесс довольно сложный и трудоёмкий, не столько по временным и физическим  затратам, сколько по креативности, вложению творческих сил делится на несколько этапов:

Все пленэрные материалы сопровождают указанные этапы и в этом заключается их значение для детского творчества.

Таким образом, наброски, зарисовки, этюды как подготовительный, подсобный материал  в работе над композицией являются единым компонентом единого творческого процесса создания художественного произведения – детской картины на пленэре.

Сам же пленэр неразрывно связан с развитием креативности, творческого отношения к созданию новых рисунков и картин, формированием неординарного видения мира и является эффективным продолжением процесса обучения живописи.