Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"

 Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании»,  ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа25.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Пояснительная записка

 Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании»,  ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

«Волшебный карандаш» относится к образовательной области «Искусство», является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельтельности.При разработке данной программы использовалась типовая программа для образовательных учреждений под руководством Неменского Б.М. „Изобразительное искусство“ , рекомендованная Минестерством образования Российской Федерации. «Волшебный карандаш» является программой внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетической направленности, предполагает уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной.

Художественная деятельность  связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Изобразительное искусство – одна  из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Актуальность

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста так органичны занятия изобразительным искусством, лепкой, художественным конструированием. Для ребенка 6-7 лет необходим определенный уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Развитие пространственного воображения дает работа с пластическими материалами. Работа с различными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:                                                 

1.  Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

6.  Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

—   репродуктивный (воспроизводящий);

—  иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

—   проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы

- Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы с ними.

- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета

- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы являются внеурочные  занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

 Режим занятий:

Программа рассчитана на 4 года обучения,135 часов. В  1 классе-33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 уч.часу.

В 1-х классах(6-7лет) ходят 16 человек.Набор на кружок «Волшебный карандаш» свободный по желанию детей и родителей.

Ценностные ориентиры содержания курса

Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш»—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Ожидаемые   результаты  работы по программе

К концу учебного года учащиеся должны знать:

- Название цветов,три основных цвета;

- Правила смешивания красок и получения составных цветов;

- Начальные сведения о графике,живописи,скульптуре,декоративно-прикладном искусстве.

Должны уметь:

- Правильно сидеть за столом,правильно держать лист бумаги,карандаши,кисточку,набирать краску и смывать её;

-Писать в тёплых и холодных тонах,легко и пастозно,по-сырому и по-сухому;

- Свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;

- Правильно распологать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображаемого;

- Стараться правильно передавать форму,пропорции,положение предметов;

- Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком большое или маленькое изображение,расположенное в центре листа);

- Передавать в тематических рисунках пространство(изображать основание более близких предметов на бумаге ниже, дальних предметов –выше,крупнее-близких,мельче-дальше);

- Выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного миров,геометрических форм;

- Рисовать кисть самостоятельно,применяя простейшие приёмы росписи(штрихи,точки,волнистые линии и т.д.)

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

Содержание программы

- Знакомство скрасками-7ч;

-«Пейзаж».Знакомство с жанром пейзажа-5ч;

-Зимняя тематика-7ч;

-Любимые животные-1ч;

-«Натюрморт»-2ч;

-Подарки к праздникам-2ч;

- «Анималистический жанр»-2ч;

- «Сказочно-былинный жанр»-2ч;

- Весенняя тематика-4ч;

- «Экзамен художника Тюбика»-1ч.

                         Учебно – методическая литература.

1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006 г.

2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005 г.

3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005г.

4. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003 г.

5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004 г.

6. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998 г.