Развитие творческой активности ребенка в условиях изостудии «Самоцветы»

Денежко Лариса Александровна

Актуальность темы статьи обусловлена значимостью изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества в развитии современного общества. Необходимость приобщения подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям, определяющим суть человеческой жизни, сегодня очевидна, так как существенно возросла ответственность каждого человека за свою судьбу в ее социальном, профессиональном и личностном планах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой активности ребенка в условиях изостудии «Самоцветы»

Денежко Л.А.,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ Маленький принц»,

г. Хабаровск

Содержание

I. Введение. Актуальность темы.

II. Основная часть. Системный подход — условие, а прикладное творчество — средство развития творческой активности детей.

III. Педагогика сотрудничества — важное социокультурное звено в развитии творческой личности.

3.1. Конкурсы и выставки — действенные формы совершенствования творческой активности ребенка.

3.2. Профессиональное мастерство педагога — необходимое условие развития творческой активности ребенка.

IV. Заключение.

I. Введение. Актуальность темы.

Актуальность темы статьи обусловлена значимостью изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества в развитии современного общества. Необходимость приобщения подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям, определяющим суть человеческой жизни, сегодня очевидна, так как существенно возросла ответственность каждого человека за свою судьбу в ее социальном, профессиональном и личностном планах.

За последнее время значительно снизился уровень художественно-эстетической культуры детей, подростков и молодежи. Именно в изобразительном искусстве и декоративно-прикладном творчестве дети постигают многое в окружающем мире, развиваясь в эмоциональном и художественном отношении.

Я считаю, что художественно-эстетическое воспитание и обучение детей определяется разносторонним развитием ребенка как личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, способной применять полученные знания и умения в повседневной жизни, поэтому образовательный процесс направляю на разноплановое развитие ребенка и раскрытие его творческих возможностей.

Творческая активность выражается в том, что ребенок не ограничивается воспроизведением готовых заданий, а стремится к решению новых поставленных перед ним задач и, решая их, приобретает новое знание и новый опыт.

По своим наблюдениям определяю творческую активность как качество личности, в которой в индивидуально-своеобразной форме проявляются познавательные, эмоциональные, креативные способности ребенка. Творческая активность ребенка — это особое переживание поглощенности деятельностью, условием которой является сохранение интереса к этой деятельности и высокий уровень освоения ее средств.

Я объединяю свои усилия и усилия родителей в интересах ребенка. Наша общая задача — воспитать творческую, личность ХХI века.

Считаю, что современный педагог — не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление.

II. Основная часть. Системный подход — условие, а прикладное творчество — средство развития творческой активности детей.

Мир детства уникален и неповторим. Впечатления детства остаются в памяти людей навсегда, и потому так важно, чтобы маленький человек, вступающий в жизнь, делающий робкие шаги по бесконечной лестнице познания себя и мира, преодолевал эти ступеньки с радостью и удовольствием. И первым помощником в воспитании и обучении детей является их творческая активность. Именно от сформированности художественно-эстетической активности зависит, будет ли человек совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет. Занятия по искусству воспитывают у подрастающего поколения потребность в общении с лучшими образцами русской и зарубежной изобразительной культуры и поддерживают определенный уровень художественно-эстетической культуры вообще.

Ученых-психологов, педагогов интересует творческая активность личности, которая проявляется в конкретном виде деятельности. Меня заинтересовала тема творческой активности в прикладном творчестве, и я проанализировала педагогическую и психологическую литературу по вопросу творческой активности в этом виде деятельности.

Творчество, являясь жизненной необходимостью, потребностью человека, захватывает его, преобразует, развивает и обогащает, формируя его как самобытную личность, которая пытается в каждое свое дело внести что-то такое, что присуще только ей.

Среди психологов и педагогов, как и среди философов, нет единого взгляда на категории «активность», «деятельность», «творчество». Самыми единодушными ученые выступают в определении категории «творчество», но на «активность» и «деятельность» у них существуют довольно противоречивые точки зрения.

И.А. Джидарьян считает, что активность и деятельность связаны между собой. Но высшей формой активности личности он считает творческую активность. Творческая деятельность, активность присущи человеку, нужно только помочь ему найти и раскрыть себя в той сфере, в которой он может проявить себя наиболее ярко, с максимальной пользой как для себя, так и для общества.

В.И. Андреев считает, что результат творчества должен быть обязательно направлен на созидание, прогресс.

Творческая деятельность осуществляется методом проб и ошибок, но является единственно возможной, считает И.П. Калошина.

Учитывая все сказанное, хочу сказать, что творческая активность — это индивидуальный процесс. Он является результатом опыта и развития личности.

История нашей студии «Самоцветы» началась 1 сентября 1990 года. В ней занимается 250 учащихся. За это время студия прошла путь от ее создания до присвоения ей звания образцового детского коллектива в июне 2007 года. Затем это звание было подтверждено на уровне министерства культуры Хабаровского края не один раз. Учащиеся моего декоративно-прикладного направления составляют 70 человек от общего количества детей, занимающихся в студии. Все содержание работы в своем коллективе направляю на развитие у детей духовных интересов, на обогащение их культурного кругозора, на воспитание художественной, нравственной и эстетической культуры, на формирование физически здоровой, социально активной творческой личности.

Считаю, что для успешного обучения детей в студии, для формирования творческой личности необходимы следующие организационно-педагогические, научно-методические и психолого-педагогические условия:

  1. Создание атмосферы толерантности, психологического комфорта, взаимной поддержки, дружеского общения, сотворчества и сотрудничества детей, педагога, родителей.
  2. Учет возрастных и природных особенностей детей.
  3. Использование технологий и методов, развивающих познавательный интерес, творческую самостоятельность и активность: словесные, наглядные упражнения, творческие задания и игровые ситуации (упражнения «Долепи скульптуру», «Найди подобное», «Нарисуй схематичную фигуру», «Убери лишнее», «Дострой до целого», «Трансформируй», «Изобрази настроение»), а также:
  • метод опережающего обучения;
  • метод эвристического обучения;
  • метод развивающего обучения;
  • метод погружения;
  • метод проектов;
  • метод рефлексивного обучения;
  • метод проблемного обучения;
  • метод самоорганизации обучения;
  • организация работы в творческих группах;
  • формирование навыков самостоятельной работы;
  • предоставление детям свободы деятельности и права на ошибку при самостоятельном поиске.

3. Обеспечение возможности нравственного, профессионального и жизненного самовыражения и самоутверждения подростков.

4. Выявление, поощрение и развитие одаренных детей.

Ведущую роль в создании условий и стимулов развития творческой активности в образовательном процессе играет опережающее обучение. Оно позволяет осуществлять целостное развитие ребенка «по вертикали» и «по горизонтали» и является предпосылкой для погруженности ребенка в задачу. Успешности применения опережающего обучения способствует наличие авторских образовательных программ и индивидуальной образовательной траектории — персонального пути реализации личностного потенциала ребенка. Я организовываю опережающее обучение двумя способами: первый — дифференциация обучения (деление на группы) и второй — персональный образовательный путь ребенка.

Требованием времени сегодня является сформированная новая компетентность у педагога. Сегодня педагог — это тьютор, организатор, наставник, помогающий выбрать персональный путь развития в соответствии со способностями ребенка. Тьюторство, наставничество — это полноценная система построения и поддержки индивидуального пути развития ребенка, его индивидуального образовательного маршрута.

Используя принцип педагогической поддержки О. Газмана, я помогаю каждому учащемуся осознать свои интересы, планы и проблемы. Помогаю им через включение в конкретные виды прикладной и конструктивной деятельности, создаю равные «стартовые» возможности каждому ребенку, поднимаю каждого на качественно новый уровень индивидуального развития.

Я умею, используя познавательный интерес ребенка и его опыт, определить, с помощью каких методов, средств и условий можно совершенствоваться ребенку дальше. Выполняю функции научного руководителя, вывожу ребенка на ближайший уровень развития, обеспечиваю высокий уровень консультирования, предоставляю свободу выбора и методов достижения целей, создаю условия для конкретного воплощения творческих идей.

Обучение и воспитание детей организовываю так, чтобы обучение было не просто передачей готовых знаний, умений и навыков, а созданием условий для развития творческой активности ребенка. Каждый ребенок — это личность, поэтому к каждому ребенку нужно найти подход для достижения им заданных целей. Если использовать этот личностно-ориентированный подход, то результат получается очень высокий. На занятиях я вижу каждого ребенка и помогаю ему только в том случае, если четко вижу, что ребенок не способен справиться с заданием сам. Если же он может работать без дополнительной помощи, я поощряю его самостоятельность. Я выделяю основные условия, которые содействуют развитию творческой активности.

Моя задача — пробудить в ребенке желание созидать, преобразовывать мир, создавать прекрасное своими руками. От его творческой активности зависит то, как сложится его профессиональная карьера и личная жизнь. Развитие творческой активности — процесс сложный и длительный.

В моем коллективе дети обучаются по двум программам: «Народная игрушка» — 7 лет обучения, возраст обучающихся 6–16 лет, и «Керамика» — 5 лет обучения, возраст обучающихся 8–16 лет.

Большой материал для изучения истоков народного искусства дают промыслы России. Из современных промыслов особый интерес представляет глиняная игрушка, которая несет в себе образы древнерусского народного сознания, его представлений о мире и культуре. Беря в руки невзрачный глиняный комочек и осознав его безграничные возможности, ребенок совершенно по-другому смотрит на ту же землю, внимательно и с восхищением всматривается в окружающую природу, бережно относится к ней.

Задачами моих авторских программ является развитие творческой активности детей, их творческого потенциала с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Суть программ заключается в том, что детям и подросткам предоставляется возможность средствами прикладного искусства и дизайна приобщиться к истокам народных традиций, обычаев, праздников, попробовать свои силы в творчестве, проявить самостоятельность и оригинальность, показать знание исторического материала и свое отношение к нему.

При освоении программ дети получают основы художественных знаний и умений в области декоративной и конструктивной керамики, станковой скульптуры и скульптуры малых форм. Структура занятий предполагает интеграцию двух направлений: занятия по народной игрушке чередуются с занятиями по керамике. Процесс познания происходит через личную художественную деятельность, изучение художественного наследия и произведений современного искусства. Учащиеся получают определенный программами уровень грамотности и развивают способность выражать эстетическое отношение к окружающей действительности через свои творческие работы. Программы способствуют профессиональному самоопределению учащихся, которые посвятят себя работе в области искусства.

Работаю с детским контингентом разного возраста. Особого внимания заслуживает подростковый возраст, так как он является основным для становления личности. Именно в этом возрасте совершается важнейшая перестройка самосознания. У подростков появляется возможность саморазвития, совершенствования, самовоспитания. Он начинает сравнивать, анализировать, планировать, ставить цели, стремиться к ним.

На занятиях с детьми использую разнообразные формы, методы и приемы: беседа; рассказ; лекция; показ видеоматериала; посещение музеев и выставочных залов, мастерских художников и детских студий; работа с натуры в изображении людей и предметов; зарисовки с комментариями; творческая работа по представлению, упражнения по конструированию из бумаги, пластилина и глины; создание собственной композиции; анализ своей работы и работы художников; занятия-экскурсии, мастер-классы. Это позволяет прогнозировать возможности применения знаний и навыков детьми в различных жизненных ситуациях. Формами контроля усвоения программы являются:

  • участие в выставках различного уровня;
  • индивидуальная и групповая формы устных опросов;
  • самостоятельное выполнение заданий;
  • персональная выставка ребенка;
  • участие в конкурсах и олимпиадах в номинации «Прикладное творчество».

В прикладном творчестве важен не только итог, но важен и сам процесс деятельности: рождение замысла, предвидение ошибки и риск решения. На занятиях дети — не просто созерцатели, а действующие лица, которые учатся созидать. Здесь невидимый мир мысли проявляется в движении рук, материала, инструментов. В конечном счете — в изготовленном сувенире. У детей есть простор для самостоятельности и выдумки, для развития умения, сообразительности и интеллекта. Прикладное творчество — это не исполнительское искусство. Здесь дети — полноценные авторы своих произведений. Знания и навыки приобретаются через активную деятельность учащихся. Специфика прикладного творчества — его рукотворность.

Я работаю с детьми, у которых по-разному проявляются способности. Есть дети, которые легко и быстро усваивают объяснение педагога, после похвалы они улучшают качество своих работ, на следующее занятие приходят со своей идеей, много работают дома самостоятельно. Это творчески активные дети. В работе с такими детьми нужно сохранить их индивидуальность, не подавлять их и в то же время обучить навыкам и приемам прикладного искусства.

Есть дети, которые хотят полностью выйти из-под влияния педагога и работать только так, как им нравится. Из таких ситуаций я вижу два выхода:

  1. Объясняю тему, полностью рассказываю последовательность выполнения работы и не вмешиваюсь советами в процесс выполнения работы учащимся. Видя затруднение ребенка, предлагаю свою помощь, но, как правило, эта помощь отвергается ребенком. Этот метод носит название «метод естественных последствий», когда ребенку дается возможность испытать неприятные последствия своего упрямства. Постепенно учащийся заходит в тупик и не может понять, почему у него получается не так красиво, как ему хотелось. Именно в этот момент мягко напоминаю, что я несколько раз пыталась подсказать, но автор решил делать по-своему. А далее объясняю, что именно нужно немного поправить, тем самым даю понять, что у студийца еще мало знаний и опыта, чтобы не прислушиваться к педагогу.
  2. Другая ситуация: после объяснения темы учащийся говорит, что одну часть работы он сделает, как ему объяснили, а другую часть сделает по-своему. Ребенка хвалю за интересную мысль. И вместе с ним, развивая его идею, осторожно даю советы, показываю, как можно улучшить его работу, не вмешиваюсь в его действия, а создаю подобную одновременно с ним. Ребенок непременно видит красивые детали и хочет, чтобы они появились в его работе.

Я строю свою программу так:

  • чтобы каждая последующая тема была сложнее предыдущей;
  • всегда даю возможность ребенку самому оценить свою работу и только после него говорю свои замечания;
  • нельзя выполнять за ребенка более 10% работы;
  • не иду на поводу слов «не получается», «не могу»; разбираюсь вместе с ребенком, почему не получается и еще раз объясняю на своей работе, как исправить ситуацию; даю ребенку не менее пяти раз пытаться самому исправить ошибку. Только после этого, если у ребенка не получается (а зачастую ему удается это сделать), то вместе с ним, желательно, его рукой исправляем работу. Ребенок должен почувствовать, как надо работать с материалом.

Когда и как я хвалю ребенка? Похвала в обучении как лекарство: может помочь, а может навредить.

В младшем школьном возрасте хвалю так, чтобы слышала вся группа. Здесь использую даже не похвалу, а восхищение работами ребенка. Похвалой отмечаю каждый этап работы. Стараюсь удивлять детей на каждом занятии различными приемами лепки, тем самым показывая неисчерпаемые возможности материала. Хвалю детей одинаково, не выделяю любимчиков.

В более старшем возрасте интонации при похвале меняю, они становятся более спокойными. Хвалю ребенка индивидуально, не сообщая всей группе. Похвалой отмечаю большие этапы в работе. Обязательно хвалю в конце занятия.

У любого человека есть идеал, к которому он стремится. Многие дети, увидев работы старших учащихся или работы выпускников, мысленно или вслух восклицают: «Я хочу научиться работать также!». Поэтому при изучении темы показываю новичкам в обучении эти работы. Это задает высокий уровень, на который дети будут ровняться.

Все перечисленные принципы я применяю в процессе обучения на протяжении одиннадцати лет и убедилась, что они работают.

III. Педагогика сотрудничества — важное социокультурное звено в развитии творческой личности.

Педагогика сотрудничества становится важным социокультурным звеном в развитии творческой активности личности ребенка. По мнению А.Г. Асмолова «…индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» [1]. На творческих встречах раскрытие, развитие, расцвет и отстаивание индивидуальности происходит во взаимодействии. Доминирующим на этих встречах является принцип совместной практической деятельности и эмоционального контакта. Приобщение к знаниям, к авторским технологиям осуществляется через совместные действия. Именно через них идет процесс изменения сознания детей. Совместные действия выступают как движущая сила развития и становления личности подростка. Дети учатся созидать, обмениваются впечатлениями и мыслями и становятся богаче нравственно и эмоционально. Вдохновение и радость, поиск и озарение идут рядом. Новые идеи, предложения, обмен опытом помогают увидеть перспективы развития коллектива.

В ходе реализации программы наиболее показательным результатом стало завоевание общественного признания студии в учреждении, городе и крае. Дети представляют яркие творческие, художественные произведения, учатся замечать любые явления красоты в окружающей действительности, в людях, в быту, в традициях и культуре.

Оценивая детские работы, всегда исхожу из того, насколько выражена авторская позиция ребенка по отношению к окружающему миру, развита ли в нем способность понимать и сопереживать. В работах детей меня всегда привлекают те приращения, которые позволяют детям творчески и нравственно развиваться.

Студия активно сотрудничает с различными структурами в социуме — с Управлением МЧС России по Хабаровскому краю по организации и проведению выставок-конкурсов детского творчества на противопожарную тематику, инициирует в городе проведение конкурсов детского творчества по изобразительному и декоративно-прикладному искусству «Свет Рождества“, Русь пасхальная», организовывает оформление итоговой городской выставки «Таланты юных — родному городу». Регулярные встречи, открытые уроки, конкурсы, выставки, мастер-классы, пленэры являются эффективным, оперативным и адресным способом развития творческой активности личности ребенка и педагога.

3.1. Конкурсы и выставки — действенные формы совершенствования творческой активности ребенка.

Организуя участие детей в конкурсах, и выставках, я решаю следующие задачи:

  • Определяю мотивацию участия студийцев в конкурсе.
  • Совместно с обучающимися определяю идею, выполняем эскиз композиции, переносим эскиза на формат, обсуждаем материалы исполнения работы, время выполнения работы.
  • Выбираю работы, которые будут участвовать в конкурсе; обсуждаю с учащимися, почему отобраны именно эти работы, чтобы каждый мог понять, над чем еще нужно работать.
  • Оформляем работы; организовываю просмотр конкурсных работ на выставке и обсуждение с детьми своих и чужих произведений; подвожу итоги и награждаю победителей; анализирую с детьми проделанную работу.

После победы в конкурсе автора работы поздравляю, но не захваливаю. Даю понять, что ему еще есть чему учиться. Для родителей победа ребенка тоже радость, но им объясняю, чтобы они поступали так же как педагог, чтобы не подогревать тщеславие ребенка, иначе он начинает пренебрежительно относиться к занятиям, работам других детей и, в конечном итоге, к педагогу. «Звездную болезнь», как всякую болезнь, легче предотвратить, чем лечить.

Авторов работ, которые были отобраны на конкурс, но не победили, поддерживаю, говоря, что участие в таком конкурсе — уже победа. Надо сделать выводы, поучиться у других и совершенствоваться дальше. При таком разговоре самооценка ученика не снизится, и он не разочаровывается в своих способностях.

Привлекаю обучающихся к участию в ежегодных городских конкурсах творческих работ «Свет Рождества» и «Русь пасхальная», в краевых конкурсах-выставках «Рождество глазами детей», «Моя Святая Русь», «В сердце светит Русь». Это является действенным способом сохранения преемственности вековых русских традиций. Празднование православных праздников удивительным образом гармонично отзывается в душах детей и взрослых и проявляется чудесными творениями рук и активного детского творчества.

Суть участия в этих конкурсах заключается в том, что детям предоставляется возможность для самовыражения в декоративно-прикладном творчестве. Студийцы выполняют работы, связанные с историей возникновения Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы. В творческих работах поражает теплота и искренность детских чувств. По их мнению, главное чудо праздников — человеческая любовь и тепло, которое люди дарят друг другу.

Приобщение к истокам народных традиций имеет большое воспитательное значение: учащиеся пробуют свои силы в прикладном творчестве, проявляют самостоятельность при подборе литературы, показывают знание исторического материала, и оригинальность в содержании и оформлении работ. Детские работы отличаются самобытностью, личностным подходом к оценке этих праздников.

Важной составляющей такой работы является рефлексия — соотнесение результатов с исходным замыслом, оценка этих результатов, анализ, фиксация проблем, трудностей, с которыми пришлось столкнуться в процессе реализации задуманного.

Убеждена, что воплотить можно только те идеи, которыми дети и педагог прониклись и восприняли эти идеи как собственные. Все это необходимо для определения точек роста в дальнейшей деятельности, нахождению новых направлений инновационных разработок и проектов.

Конкурсы стали популярным среди учащихся студии, улучшилось качество детского творчества, растет количество их участников. Участие в конкурсах объединяет мои усилия и усилия семьи в развитии творческой инициативы. Ежегодно в средствах массовой информации «Хабаровские вести», «Тихоокеанская звезда», в телепрограммах ДВТРК и «Губерния» проходит информация и печатаются материалы об участии студийцев в этих конкурсах. Участие в конкурсах и выставках расширяет возможности детей для развития фантазии, воображения, нравственных ценностей, творческих способностей, что побуждает к осмыслению своей жизни. Учащиеся моего коллектива являются:

  • победителями Международной выставки-фестиваля «Мир детства»;
  • Международного конкурса детского творчества «Таланты юных — родному городу»;
  • Всероссийского конкурса детских рисунков «Вперед, Россия!»;
  • Всероссийского фестиваля детско-юношеского творчества «Я люблю тебя, Россия!»;
  • участниками Международного конкурса дизайнеров «Ваза для фруктов» (Италия), региональной выставки «Каждый ребенок — планета» и краевых выставок «Моя семья в рисунках детей», благотворительной выставки «Очей очарованье»;
  • победителями краевой технологической олимпиады в номинации «Прикладное творчество: рельеф, объем»;
  • краевых фестивалей славянской культуры «Моя Святая Русь»;
  • краевых конкурсов детского творчества на противопожарную тематику;
  • участниками и победителями всероссийских и международных он-лайн конкурсов.

Три студийца являются лауреатами Краевого конкурса претендентов на ежемесячную стипендию Губернатора Хабаровского края одаренным детям и талантливой молодежи за особые успехи и выдающиеся результаты в культуре и искусстве, стипендии Министерства культуры Хабаровского края и ежегодной премии мэра города Хабаровска.

3.2. Профессиональное мастерство педагога — необходимое условие развития творческой активности ребенка.

Свою цель вижу в создании условий для качественного обучения детей, его доступности и эффективности. Регулярно прохожу курсы по повышению квалификации по теме: «Психолого-педагогические основы повышения качества дополнительного образования детей». Разработала две авторские программы «Народная игрушка» (5 лет обучения) и «Керамика» (7 лет обучения), которые способствуют раскрытию и осознанию ребенком своих возможностей, развитию творческого потенциала ребенка. Названные программы интегрируют мои усилия по интеллектуальному, духовно-нравственному и художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей. При разработке авторских программ учитывала региональные особенности Дальнего Востока и Хабаровского края, поэтому в программы для изучения включены такие темы: «Животные дальневосточной тайги», «Русский изразец», «Нанайская маска».

Мои программы основаны на идеях педагогики развития. Они являются образовательными программами открытого типа, то есть ориентированы на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач. Совершенствую содержание материала, организационные формы, методы и технологии в обучении детей на основе названных авторских образовательных программ. На их основе можно выстраивать работу, которая отвечает социально-культурным особенностям нашего дальневосточного региона, традициям и условиям нашего образовательного учреждения, возможностям и интересам различных возрастных групп обучающихся и их родителей.

Повышаю свой профессиональный уровень через творческое партнерство с педагогами города. Принимаю участие в работе ежегодных городских методических объединений педагогов изобразительного искусства и прикладного творчества, которые организовываются нашей студией; в семинарах; научно-практических конференциях; мастер-классах и круглых столах с приглашением профессионалов по различным видам искусства; издательскую деятельность воспринимаю как расширение информационного пространства своего коллектива, материалы моего городского мастер-класса по теме «Дымковская свистулька» напечатаны в городском сборнике «Инновационные подходы в методической деятельности с педагогами образовательных учреждений г. Хабаровска в области художественного образования и эстетического воспитания детей и подростков», готовлю буклеты, размещаю статьи в СМИ, дворцовской газете. Участвовала в организации мастер- классов художников-прикладников города Хабаровска: Вольгушева А.Е. по гравюре, Хрустовой Н. по батику в краевом выставочном зале имени А.М. Федотова с целью профессионального взаимодействия художников города и учащихся художественных студий. Студия «Самоцветы» — открытая инновационная база для педагогов прикладного творчества города, мастер-классов, проведения фестивалей и конкурсов. Мастер-классы стали средством трансляции педагогами-мастерами своего опыта коллегам, ведь известно, что личность развивается не только в общении, но и во взаимодействии.

Активно привлекаю родителей к обучению и активному отдыху детей, совместному проведению мероприятий, дел, формирующих нравственность и здоровый образ жизни детей. П.П. Блонский говорил: «Нельзя воспитывать ребенка, не воспитывая его родителей». (1). Родители вовлекаются в творческую жизнь детей сначала через спонсирование образовательного процесса, через закупку материалов и инструментов, нужных для занятий. Затем у них пробуждается интерес к творческим успехам своего ребенка, они посещают выставки, фестивали, зоосад, участвуют в семейном конкурсе «Под крышей дома твоего».

Наша общая задача — воспитание и развитие активной творческой личности, неотъемлемой частью которой является прикладное творчество.

IV. Заключение

Развитие творческого потенциала личности ребенка позволит ему в дальнейшем занять достойное место в обществе. Человек без знания прошлого лишен своих исторических корней и не способен осмыслить себя, свое место в жизни. Прикладное творчество — это «духовный мост», соединяющий прошлое и настоящее — это великая память народа.

Мы живем на земле, которую распахали, застроили городами, провели дороги, защищали не один век мечом и щитом и потом на пепелище опять возводили города и сеяли хлеб. Эта земля — наша Родина. Педагогам и детям не может быть не дорога ее история, которая питает сегодняшний день и новые поколения россиян.

У Антуана де Сент-Экзюпери есть в знаменитой сказке эпизод, когда Маленький Принц спрашивает у Цветка: «Где же люди?». И Цветок отвечает: «Их носит ветром, у них нет корней». Что значит быть без корней? Это значит быть без основы, которая связывает с родственными устоями, национальными традициями, которые дают человеку нравственно-ценостные ориентиры. Обращение к народному искусству — это возможность подняться еще на одну ступень духовного самосовершенствования.

От выпускника студии ожидаю следующего результата:

  • он должен знать историю изученных видов керамики и их отличительные особенности;
  • уметь анализировать свою работу и работу художников;
  • уметь выражать свое личное понимание мира через свое произведение;
  • должен свободно владеть различными приемами лепки;
  • должен быть самостоятелен в работе и творчестве;
  • должен видеть и ценить прекрасное в окружающем мире;
  • с уважением относится к истории и культуре России;
  • стремится к новому знанию и самосовершенствованию.

У многих моих выпускников подростковые увлечения превращаются в профессию. Несколько поколений специалистов: педагогов, художников, дизайнеров прошли через мой коллектив. 70% моих выпускников ежегодно поступают на архитектурный, художественно-графический и дизайнерский факультеты вузов города Хабаровска, региона (Благовещенск, Владивосток) и страны (Москва, Петербург). Другие студийцы, которые не стали профессионалами в сфере искусства, стали интеллигентными, грамотными участниками развития общества. Их реальное соприкосновение с процессом творчества в студии выработало готовность и привычку к творческой деятельности в любой сфере, к содержательному проведению досуга. Каждый год они приходят на встречу со мной и студийцами, рассказывают о своих успехах, делятся проблемами, дают советы тем, кто заканчивает учебу и вступает в самостоятельную жизнь.

Библиография

  1. Горшкова, Л. Воспитание детей совместными усилиями семьи и педагогов дополнительного образования. — Л.Горшкова // «Методист»: — № 8. — 2009. 36-38с.
  2. Климова, Е.В., Аверкина, Т.В. Взаимосвязь предметов в детской художественной школе. // «Дополнительное образование и воспмитание»: — № 2. — 2010.
  3. Коллектив авторов. Интеграция общего и дополнительного образования. — М.: 2006.
  4. Коллектив авторов. Студия декаротивно-прикладного творчества. Издательство Учитель. — Волгоград: 2007.
  5. Кульневич, С.В. Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей. Издательство «Учитель» — Ростов-на-Дону — 2005.
  6. Поспелова, И.О. Нравственное воспитание личности через изобразительное искусство. // «Дополнительное образование и воспитание», № 5, 2010
  7. Севостьянов А.И.Творческая активность как педагогическая и психологическая категория. Журнал «Методист», № 8, 2009.
  8. Филиппова Е.А. Становление креативной личности подростков в культурно-образовательном пространстве школы искусств. // «Методист», № 8, 2009.
  9. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Москва, 2001.