Методическая разработка занятия по керамике. Тема: «Изготовление бытовых предметов по объемным шаблонам. Чайник», 2020 г.

Составила педагог студии "Ботега"  Рассолова Е.А.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepka_chaynikov.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»


Методическая разработка занятия по керамике

Тема: «Изготовление бытовых предметов

 по объемным шаблонам. Чайник»

Рассолова Екатерина Александровна

Педагог ДО

Москва 2020

Цель: изготовить керамический чайник.

Задачи

Образовательные

  • Познакомить детей различными видами чайников
  • Продолжить обучение в технике лепки из глины
  • Найти пластический образ чайника
  • Закрепить навыки работы с инструментами и материалами для керамики

Воспитательные

  • Привить любовь к народному искусству
  • Развить способность наблюдать
  • Привить интерес к лепке из глины и формотворчеству

Коррекционно-развивающие

  • Улучшить мелкую моторику в работе с глиной
  • Развить творческое воображение, зрительную память, фантазию
  • Расширить кругозор
  • Формировать позитивный подход к жизни

Здоровьесберегающие

  • Обеспечить правильную посадку детей за столами
  • Организовать хорошо оборудованное и удобное рабочее место
  • Создать благоприятный психологический климат в коллективе

Оборудование и материалы

Глина (фаянс), глазурь.

Стеки, скалка, пластиковые шаблоны, шильце, штампы, льняная тряпка, стакан с водой, кисти, губка.

Наглядные пособия: готовые изделия – чайники, иллюстрации с изображением чайников. Технологическая карта с этапами изготовления чайника.

Ожидаемые результаты

Дети должны знать:

  1. Как выглядят разные чайники
  2. Технологию изготовления чайника
  3. Правила работы с глиной
  4. Правила работы с инструментами

Дети должны уметь:

  1. Раскатывать глину скалкой
  2. Вырезать по трафарету
  3. Разглаживать глину руками
  4. Склеивать части глины водой
  5. Работать стеками и штампами
  6. Лепить руками заданную форму
  7. Доводить работу до конца

Ход занятия

  1. Организационный момент

   Правильная посадка за рабочим столом, организация рабочего места, необходимая расстановка материалов, инструментов и оборудования. Техника безопасности. Необходимая литература и наглядные пособия.

  1. Введение в тему

Вступительная беседа о значении посуды в быту и методах ее изготовления.

    - Слово "Керамика" происходит от древнегреческого слова др.-греч. κέραμος обозначающего глину. Керамика это обожженная глина. 
  Глиняные кувшины, горшочки, миски, кружки, чайники…  Испокон веков люди использовали глиняную посуду в своем быту. Никакая другая не сравнится с ней такой богатой историей. Тысячелетиями люди придавали глине нужную им форму. Во всех музеях мира можно найти образцы посуды из глины. И в том, что мы по-прежнему пользуемся керамической посудой, нет ничего удивительного. Посуда и предметы быта, из керамики спутники человечества с незапамятных времен. В глиняных чайниках заваривается наиболее вкусный чай, он останется теплым в течение нескольких часов. Помимо бытовых качествах керамической посуды, наши предки так же наделяли её магическими способностями. Такая посуда способна забирать у человека всю негативную энергию, скопившуюся в нем. Алхимики средневековья связывали это с тем, что керамическая посуда состоит из четырех стихий: земли, воды, воздуха и солнца. Совмещение этих стихий и дает такой эффект посуде из глины. Но это имеет и научное объяснение - нужно всего лишь посмотреть на керамику под микроскопом. Тогда можно разглядеть, что обожжённая глина имеет пористую структуру. И эти поры способны впитывать воду, которая в процессе приготовления, отдается блюду. Еда, приготовленная в керамической посуде, получается наиболее вкусной и сочной, за счет этого эффекта.

  1. Физминутка. Упражнения для кистей рук.

  1. Знакомство с готовыми изделиями – фабричными чайниками, и чайниками, слепленными педагогом.

  1. Раскрытие темы

Выбор формы будущего чайника и подборка объемного шаблона.

     6.  Техника безопасности

   Необходимо осторожно работать с колющими и режущими инструментами. Не брать глину в рот, не кидать глиной в товарища.

7.  Практическая работа

  • Раздача глины. Замес глины руками.
  • Формирование 2 частей чайника по шаблону – пластиковой миске с вложенной внутрь тканью
  • Склеивание водой 2 частей чайника
  • Вырезание 2 отверстий – для носика и крышки
  • Лепка носика. Раскатывание пласта глины скалкой, вырезание носика по трафарету, склеивание краев носика
  • Приклеивание носика к чайнику
  • Лепка ручки чайника.  Раскатывание жгута и приклеивание к чайнику.
  • Лепка крышки. Раскатывание скалкой пласта глины, вырезание круга по диаметру отверстия. Приклеивание ручки к крышке в форме шарика.  Раскатывание жгута и приклеивание уступа крышки к нижней ее части.

    Ребята слепили чайник. Остались заусенцы, их необходимо загладить водой. Педагог смотрит результат каждого ученика.

     Вывод: изделия готовы для просушки. Сушка проходит в течение недели.

  1. Анализ

    Ребята выполнили творческую работу, изготовили керамический чайник. Детьми было выполнено сложное технологическое задание, включающее в себя работу с материалом и работу различными инструментами, требующее много умений и навыков. Изготовленное произведение имеет художественные достоинства, такие как выразительность формы и колорит. Дети получили удовольствие от лепки бытовых предметов. В их работе чувствуется непосредственность, теплота и любовь народному творчеству.

  1. Окончание работы.

Уборка рабочего места. Мытье стеков, шаблонов и рук. Вытирание столов.

Информационный источник: http://vk.com/topic-53898154_28161671