"Деньги как объект изобразительного искусства"

Чистякова Ольга Борисовна

Методическая разработка "Деньги как объект изобразительного искусства"

Денежные банкноты наряду с гербом и флагом являются символом государства. Они играют важную роль в жизни каждого человека и каждый человек, даже ребенок, встречается с ними в повседневной жизни. Поэтому, на мой взгляд, очень важно знать самим и рассказать учащимся об этой важной функции денег, не утилитарной, а символической – денежной банкноте – как валюте и символе государства.

Каждый день мы держим в руках деньги, но многие ли задумываются, а что на них изображено? Кто придумал дизайн купюр?  И почему на купюрах изображены именно эти рисунки?

Вот на эти и многие другие вопросы я попробую ответить в своем методическом докладе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dengi_doklad.doc879 КБ

Предварительный просмотр:

МКОО ДО «Детская школа искусств»

Сообщение по теме

«Денежные купюры как объект изобразительного искусства»

Преподаватель Чистякова О.Б.

Облучье

        Для своей методической разработки я выбрала тему «Денежные банкноты как объект изобразительного искусства». Денежные банкноты наряду с гербом и флагом являются символом государства. Они играют важную роль в жизни каждого человека и каждый человек, даже ребенок, встречается с ними в повседневной жизни. Поэтому, на мой взгляд, очень важно знать самим и рассказать учащимся об этой важной функции денег, не утилитарной, а символической – денежной банкноте – как валюте и символе государства.

Каждый день мы держим в руках деньги, но многие ли задумываются, а что на них изображено? Кто придумал дизайн купюр?  И почему на купюрах изображены именно эти рисунки?

        Вот на эти и многие другие вопросы я попробую ответить в своем методическом докладе.

        Современные банкноты Российской Федерации выпускаются Банком России с 1997 года и введены в обращение с 1 января 1998 года. Дизайн купюр в 1000 и 5000 рублей разработан после 1997 года, однако и сегодня они печатаются с датой 1997 год.

Дизайн современных купюр разрабатывал заслуженный художник России Игорь Крылков. Изначально он задумал поместить на деньгах портреты выдающихся соотечественников - так, как делают во многих странах. Но Центробанк предложил иную идеологию. В итоге получилось, что почти каждая купюра несет изображение христианских святынь. Важно, особенно в контексте недавнего требования Иркутской епархии убрать святые символы с денег, что Центробанк свое решение согласовал с Московской патриархией, и православная церковь принимала непосредственное участие в принятии решения о том, какие именно места будут изображены на купюрах. В целом церковь придерживается той точки зрения, что религиозная символика на деньгах имеет глубокий сакральный смысл. Это обращение к небесным заступникам. Когда люди видят, что на них изображено, в сердце приходит радость, а на ум - молитва. С точки зрения социологов и психологов, монеты и денежные купюры идеально подходят для создания системных талисманов. Поэтому скрытая от непосвященных функция денег - служить системным талисманом для укрепления власти и благосостояния государства. Учитывая то, что православие у русского народа в крови, более уместного талисмана, чем христианские святыни, пожалуй, не сыскать.

        Единственное исключение - сторублевый билет. Его утвердили еще до появления религиозной концепции денег. Интересно, что изображение Большого театра в Москве отсылает нас к культуре древней Греции, ведь на купюре изображен покровитель искусств - бог Аполлон.

        На всех купюрах изображены достопримечательности городов страны.

5 рублей были посвящены Великому Новгороду с изображением памятника «Тысячелетие России», но Центробанк с 2000 года решил заменить эти банкноты монетами того же достоинства. В настоящее время банкнота в 5 р. не изъята из обращения и является законным платежным средством на территории России, но встречается крайне редко. В Нижнем Новгороде они продаются как сувениры.

Срок службы монеты составляет более 20 лет, а бумажного денежного знака — меньше года. Поэтому ЦБ выводит из обращения и десятирублевые купюры, чтобы значительно сэкономить на производстве денег. 

10 рублей — Красноярск

Ведущей темой дизайна банкноты номиналом 10 рублей является город Красноярск.
На лицевой стороне 10-рублевой купюры изображена 
часовня Параскевы Пятницы – православная часовня, один из символов города Красноярска.
Часовня Параскевы Пятницы представляет собой небольшую восьмигранную кирпичную постройку в древнерусском стиле. В ней имеется три окна, прикрытых коваными решетками, и один ложный оконный проем. Обрамление проемов повторяет форму кокошников, которыми оформлен переход от стен к шатру часовни.
Высота часовни – 15 м, диаметр – 7 м, высота стен – 7 м, длина каждой из граней – 2,4 м.
Часовня Параскевы Пятницы располагается на вершине Караульной горы, откуда открывается панорама большей части Красноярска. На площадке часовни часто работал над своими этюдами знаменитый художник Василий Суриков. В августе 1887 года великий русский ученый, изобретатель радио Александр Попов там наблюдал солнечное затмение. В память об этом на восточном фасаде часовни в 1977 году была установлена гранитная мемориальная доска.
Также лицевую сторону банкноты украшает 
Коммунальный мост – автомобильно-пешеходный мост в городе Красноярске через реку Енисей. 
На момент постройки в 1961 году Коммунальный мост являлся самым длинным мостом в Азии. Его длина – 2 300 м, ширина – 23 м, высота – 26 м. Коммунальный мост вошел в книгу ЮНЕСКО «Лучшие мосты мира». Утверждают, что мост стоит именно в том месте, где впервые высадился на берег основатель города Красноярска – казак Андрей Дубенской.
На оборотной стороне 10-рублевой купюры изображена 
Красноярская гидроэлектростанция (ГЭС) – первая гидроэлектростанция на реке Енисей. Это уникальное сооружение, крупнейшее энергетическое предприятие Сибири. По установленной мощности (6 000 МВт) Красноярская ГЭС входит в десятку крупнейших гидроэлектростанций мира и занимает второе место по России. Плотина ГЭС образует крупное Красноярское водохранилище, площадь которого составляет около 2 000 км.
Первый бетон в основание плотины заложил космонавт Ю.А. Гагарин.

50 рублей — Санкт-Петербург

Оформление банкноты номиналом 50 рублей посвящено городу Санкт-Петербургу.
На лицевой стороне данной банкноты изображена
 скульптура у подножия Ростральной колонны на фоне Петропавловской крепости.
Ростральные колонны – это один из символов Санкт-Петербурга. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой, символизируют морское могущество России. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн.
Колоссальные статуи из пудостского камня у основания колонн принято считать аллегориями великих русских рек – Волги, Днепра, Невы и Волхова. Скульптура, изображенная на 50-рублевой банкноте, символизирует реку Нева. Она изображена сидящей на каменных глыбах и держащей рог изобилия, наполненный плодами. Эта статуя была выполнена по эскизу французского скульптора Ф. Тибо.
Оборотную сторону 50-рублевой купюры украшает изображение
 стрелки Васильевского острова – одного из самых завораживающих архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, примера гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы. 
По замыслам Петра I здесь должен был разместиться культурный и деловой центр города. С этой целью на восточной оконечности острова разместился морской торговый порт. Восточная оконечность получила название «стрелка Васильевского острова», закрепившееся за ней на века, и отличает ее то, что омывается стрелка сразу двумя реками: Большой и Малой Невой.
Со стрелки Васильевского острова открывается великолепный вид на Петропавловскую крепость, Адмиралтейство, Эрмитаж и другие достопримечательности центра Санкт-Петербурга.
Ростральная колонна изображена на фоне Центрального военно-морского музея (здание бывшей Фондовой биржи) – одного из старейших музеев России. Его история ведется с 1709 года, музейный фонд насчитывает 800 тыс. экспонатов.
Сейчас стрелка Васильевского острова является неотъемлемой частью исторического центра города, ее застройка является несомненным достижением школы русского классицизма

100 рублей — Москва

Дизайн банкноты посвящен достопримечательностям Москвы и представлен зданием Большого театра – одного из главных памятников архитектуры российской столицы. 
Впервые изображение Большого театра появилось на купюрах в 1993 году – это были банкноты достоинством сто тысяч рублей. В 1997 году, в связи с деноминацией, изменился номинал банкноты до ста рублей, но дизайн остался прежним по сей день.

На лицевой стороне купюры изображена гравюра квадриги на портике здания Большого театра.

Изначально Большой театр отсчитывает свои годы именно с того дня, когда на Театральной площади возник исполненный великолепия восьмиколонный театр с колесницей бога Аполлона над портиком. Квадрига – это античная колесница на двух колесах с четырьмя запряженными конями. Данное изображение отсылает нас к культуре Древней Греции, поскольку на купюре изображен покровитель искусств – бог Аполлон, управляющий колесницей.

Скульптура квадриги Аполлона выполнена из металлического сплава, покрытого красной медью. В высоту она достигает 6,5 метров. Аполлон изображен спокойным и уверенным, в его руке – лира. Копыта коней словно зависают в воздухе, что придает скульптуре определенный динамизм.

На оборотной стороне сторублевой банкноты – панорамное изображение площади перед зданием Большого театра.
Большой театр – один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Здание расположено в центре Москвы, на Театральной площади. Монументальное кубическое здание с гладкими стенами обращено в сторону площади колоннадой портика, над треугольным фронтоном установлена квадрига Аполлона.

История театра началась в марте 1776 года, когда губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов по разрешению императрицы Екатерины II приступил к строительству здания театра, который по месту своего расположения (улица Петровка на правом берегу Неглинки) получил название «Петровский». Строительство Большого Петровского театра стало настоящим событием для Москвы начала XIX века.

За годы своей работы театр пережил несколько пожаров, но восстанавливался и перестраивался. В своем современном виде здание существует с 1825 года, потеряв географическую приставку «Петровский» и оставшись в истории просто как «Большой».

За время существования Большого театра было создано более 800 театральных постановок. Первой постановкой, созданной труппой театра, стала опера Д.Зорина «Перерождение».

Репертуарный приоритет Большого театра – шедевры русского музыкального театра XIX-XX вв., а также создание новых произведений, способствующих развитию оперно-балетного жанра в России. 70% репертуара театра – произведения отечественных композиторов.

Большой театр – это предмет гордости для каждого гражданина России. Во все времена Большой театр был именно той сценой, с которой мир увидели признанные шедевры оперного и балетного искусства.

500 рублей — Архангельск

Оформление купюры номиналом 500 рублей посвящено городу Архангельску и Архангельской области.

На лицевой стороне купюры изображен памятник Петру I Великому на фоне морского и речного вокзала. Две достопримечательности северного города удачно соединены в одну композицию.
Петр I – русский царь и первый император Российской империи; один из самых выдающихся государственных деятелей в мировой истории. При жизни Петр I трижды посещал Архангельск. В 1693 году он заложил на близлежащем острове Соломбала строительство первой в России государственной судостроительной верфи и основал Адмиралтейство. В 1694 году участвовал в торжественном спуске на воду первого русского торгового корабля «Святой Павел», построенного в Архангельске. В связи с военными действиями шведского флота близ Архангельска, в 1701 году Петром I была заложена первая русская регулярная Новодвинская крепость. Именно эта крепость стала «прародительницей» одной из самых известных крепостей в России – Петропавловской в Санкт-Петербурге.
Памятник Петру I установлен на историческом месте основания города Архангельска, на берегу Северной Двины. Бронзовая статуя выполнена по проекту и в мастерской скульптора М.М. Антокольского. Петр I изображен в натуральный рост в мундире офицера Преображенского полка и по замыслу автора олицетворяет могущество России. Этот замысел автора еще более подчеркивается высоким, пятиметровым пьедесталом, изготовленным мастерами Соловецкого монастыря. На гранях постамента из серого гранита выбиты четыре даты – 1693, 1694, 1702,1911. Три первые даты означают годы посещения Петром I Архангельска, последняя – год создания памятника.

Оборотную сторону купюры украсила панорама Соловецкого монастыря.
Соловки – исторический центр Русского Севера, главная историческая и архитектурная достопримечательность Архангельской области. С XV века там существует великая христианская святыня – Соловецкий монастырь, основанный монахами Кирилло-Белозерского монастыря Зосимой и Савватием.

Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова. Территория монастыря окружена массивными стенами в виде неправильного пятиугольника высотой 10 м и толщиной 5 м с семью воротами и восемью башнями. С восточной стороны монастыря почти к самым его стенам подходит Святое озеро. Здесь расположены культовые сооружения, соединенные крытыми переходами, окруженные жилыми и хозяйственными помещениями.
Первое каменное сооружение Соловецкого кремля – Успенская церковь, построенная в 1552 – 1557 гг. Второе по времени сооружение – Преображенский собор (1558-1566 гг.). В Соловецком архитектурном ансамбле это самый большой и красивый монастырский храм. Над главным входом в кремль – Святыми воротами – расположена Благовещенская церковь (1596-1600 г.). Более поздние памятники Соловецкого монастыря – колокольня (1777 г.), Филипповская церковь (1798 г.) и Никольская церковь (1832 г.). Под церковью Николая Чудотворца – монастырская ризница с драгоценностями царей и историческими реликвиями (палаш князя Михаила Скопина-Шуйского и сабля князя Пожарского). На вершине горы Секирной – самой высокой точке Большого Соловецкого острова – расположена Вознесенская церковь. 
Самой главной церковью Соловецкого кремля выступает Свято-Троицкий собор, сооруженный в 1859 году. В соборе находятся мощи основателей монастыря, преподобных Зосимы и Савватия.
Всего в Соловецком монастыре 17 каменных строений. В их числе больница, богадельня, тюрьма, монастырская библиотека, начальное училище иконописи.
Промышленность Соловецкого монастыря включала в себя солеварню, рыболовство и производство морепродуктов, чугонно-литейный завод, добычу и переработку жемчуга.
Кроме того, Соловецкий монастырь известен тем, что был стратегически важным пунктом северного Поморья – неоднократно он держал оборону нападавших с моря неприятелей. В память об одном из сражений, под Царской колокольней сложена пирамида из бомб и ядер, которыми англичане в 1854 году обстреливали монастырь.
В настоящее время Соловецкий монастырь – это Историко-архитектурный заповедник. Сюда приезжают туристы, чтобы познакомиться с богатой и интересной историей Соловецкого монастыря, с шедеврами древнерусской каменной архитектуры, полюбоваться удивительной красотой и чистотой пейзажей северной природы. 
Соловецкий монастырь – одна из первых достопримечательностей России, которая включена в Список всемирного наследия, составляемый ЮНЕСКО.

1000 рублей — Ярославль

Ведущей темой дизайна банкноты номиналом 1000 рублей является древний город Ярославль. В 2010 году Ярославль тоже отмечает юбилейную и весьма символичную дату – свое 1000-летие.

На лицевой стороне купюры помещены гравюра с изображением памятника основателю города – великому князю Ярославу Мудрому, часовня иконы Казанской Божией Матери на фоне Спасского монастыря и герб города Ярославля.

Памятник Ярославу Мудрому возвышается на одной из центральных площадей Ярославля – на площади Богоявления. Создал монумент скульптор Олег Комов в 1993 году.
Ярослав Мудрый изображен на памятнике согласно иконописному канону – с ухоженной бородой, как у Христа, в покое и умиротворении. В одной руке Ярослав держит макет будущего города, в другой – опущенный меч, символизирующий миролюбивую политику князя. Главной идеей памятника было показать не князя-воина, а князя-созидателя, строителя городов, объединителя русских земель, создателя первого свода законов древнерусского права – «Русской правды».
Гармонически сопровождают памятник барельефы на пьедестале. На барельефах изображены герб Ярославля, поединок князя Ярослава с медведицей, легенда о котором легла в основу герба, и Ярослав за работой над рукописью. Данные иллюстрации свидетельствуют о том, что Ярослав Мудрый был успешен и в битве, и в просветительской деятельности.

Часовня иконы Казанской Божией Матери представляет собой сооружение в форме ракеты с витражной перегородкой, расположенное на берегу реки Которосль перед Святыми воротами Спасо-Преображенского монастыря в центре Ярославля. 
Памятник был открыт в 1997 году в честь 385-летия выхода ополчения Минина и Пожарского из ярославского монастыря через Святые ворота для освобождения Москвы от захватчиков. Именно с иконой Казанской Божией Матери всенародное ополчение изгнало захватчиков с русской земли. 
Покровительница русской армии и Ярославля – Казанская Богоматерь – изображена на витраже часовни в память о событиях славной старины.

На оборотной стороне тысячерублевой купюры – памятник архитектуры XVII века – церковь Иоанна Предтечи в Ярославле.

Храм сооружен на берегу реки Которосль в Толчковой слободе, его строительство велось 16 лет – с 1671 по 1687 гг. 
Церковь Иоанна Предтечи имеет два придела: один – во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, другой – в честь казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. Пятикупольный храм, дополненный двумя приделами, на каждом из которых пять глав, представляет собой грандиозное 15-главое сооружение. Высота храма достигает 44 метра. Стены церкви изукрашены изразцами и узорами из фигурного кирпича, что придает ей исключительную нарядность и роскошь. Живописность силуэта храма прекрасно дополняют стройная, ярусная колокольня и изящные Святые ворота. Колокольня была возведена на рубеже XVII-XVIII веков и выполнена в новом для Ярославля стиле барокко, тем не менее, она гармонично сочетается с архитектурой и декоративной отделкой храма и органично смотрится в ансамбле.
Внешнему великолепию храма не уступает его внутреннее убранство. Церковь расписывали в 1694-1695 гг. самые лучшие мастера Ярославля, которым удалось создать своеобразную энциклопедию евангельских и библейских сюжетов. На стенах храма фрески расположены в девять ярусов, из которых пять нижних занимает месяцеслов, изображающий последовательно по месяцам и дням святых и праздники. Далее идут сюжеты из жизни Иоанна Крестителя. Всего в храме более 500 картин, написанных на различные сюжеты.
Храм Иоанна Предтечи – это последний храм «высокого ярославского стиля», памятник архитектуры и древнерусской живописи мирового значения. Сегодня церковь входит в состав Ярославского музея-заповедника.

Из всех банкнот Банка России банкнота в 1000 рублей считается самой ходовой, но она же пока остается и самой проблемной. Именно эту купюру наиболее часто изготавливают фальшивомонетчики.

5000 рублей — Хабаровск

На лицевой стороне новых денег изображен памятник генералу, графу и губернатору Восточной Сибири Николаю Николаевичу Му-равьеву-Амурскому. Это именно он положил начало возвращению Амура, уступленного Китаю в году 1689, добившись освобождения нерчин-ских крестьян от обязательных работ в рудниках и сформировав из них казачье войско. А на оборотной стороне - Царский амурский мост. Это самый длинный мост на всем Транссибе. Длина его около 2700 метров, а состоит он из 18 пролетов и левобережной эстакады.

Денежная купюра достоинством в пять тысяч российских рублей вошла в обращение на территории нашей страны в самом начале августа. По традиции на банкноте размещено изображение одного из крупных городов России. «Самым дорогим» городом страны оказался Хабаровск. В качестве символа этого города был выбран памятник его основателю графу Муравьеву-Амурскому работы скульптора Александра Опекушина.

На утесе городского сада в 1891 году был установлен памятник графу Муравьеву-Амурcкому с высеченными именами участников всех сплавов Амурской экспедиции: Г.Невельского, Н.Бошняка, М.Выенюкова, К.Будогосского, Л.Шренка, Р.Мааака, К,Максимовича и др. Сооружался памятник по проекту академика А.М.Опекушина, автора памятников Пушкина в Москве и Лермонтову в Пятигорске).

Хабаровский мост или «Амурское чудо», до 1917 года «Алексеевский мост» — совмещённый мостовой переход через реку Амур возле г. Хабаровска с раздельным железнодорожным двухпутным (по нижнему ярусу) и двухполосным автомобильным (по верхнему ярусу) движением.

Является частью Транссибирской магистрали и федеральной автотрассы М58 «Амур» Чита-Хабаровск. Длина совмещенной части 2599 м, с подъездными эстакадами 3890,5 м.

Первые изыскания по строительству железнодорожного моста в районе Хабаровска были проведены в 1895 году, но в связи со строительством КВЖД были прекращены. Вновь вопрос о сооружении Амурской железной дороги и моста был поставлен в связи с поражением Российской империи в русско-японской войне. С 1906 года изыскания моста почти не прерывались вплоть до окончательного выбора направления. Был объявлен конкурс на лучший проект Амурского моста, в нем приняли участие ведущие инженеры-мостостроители, рассматривались варианты строительства тоннеля под Амуром. Окончательно самым подходящим был признан проект, «привязанный» к деревне Осиповка, находившийся в 8 км от Хабаровска. Лавр Дмитриевич Проскуряков — автор проекта Амурского моста, а Григорий Петрович Передерий — спроектировал железобетонную арочную эстакаду (западный проход к мосту). Постройкой моста заведовал инженер путей сообщения Б. И. Хлебников, старшим производителем работ был инженер В. А.Пинус, его помощником — М. И. Малышев.

Методическая разработка внеклассного занятия

 «Денежные купюры как объект изобразительного искусства».

Цели занятия:

Обучающая - познакомить учащихся с памятниками культуры изображенными на банкнотах российских денежных купюр.

Развивающая

  • сформировать умение изучать денежные купюры для расширения знаний по истории, географии страны;
  • развивать умения интегрировать знания разных, учебных дисциплин;

Воспитательная - воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, предусмотрительность, любовь к познанию.

Задачи занятия:

  • Изучение денежных купюр последних десятилетий.
  • Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления, способности к анализу увиденных изображений.

План занятия.

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

Время

1. Организационный момент

Приветствие

1 мин.

2. Мотивационное начало урока

Постановка цели урока.

3 мин.

3. Ход урока

1й-этап: изучение денежных купюр

32 мин.

2й-этап: вопросы для закрепления

5 мин.

4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного

Подведение итогов:

  • денежные знаки являются источником при изучении истории страны;
  • по денежным знакам можно проследить изменение государственных символов;
  • монеты и купюры являются изделиями художественного ремесла и могут быть также источником по изучению истории искусства.

2 мин.

5. Подведение итогов, домашнее задание.

Можно продолжить работу по некоторым направлениям:

  • можно ли по денежным знакам проследить экономическое или политическое развитие страны;
  • изображение животного мира на банкнотах разных стран;
  • геральдика и бонистика;
  • нумизматика

2 мин.

Ход занятия

Написать на доске. "О чем могут рассказать денежные купюры"

Запомнить слова: Аверс – лицевая сторона, реверс – оборотная сторона купюры.

1. Организационный момент.

2. Мотивационное начало урока.

Учитель: Здравствуйте дети!

Цель нашей встречи – узнать как можно больше о памятниках культуры изображенных на современных денежных купюрах.

Дизайн современных купюр разрабатывал заслуженный художник России Игорь Крылков.

А теперь по порядку о каждой купюре.

Изображение часовни Параскевы Пятницы (в состоянии до переделки 1996 года) размещено на лицевой стороне российской банкноты достоинством 10 рублей образца 1997 года. На широком купонном поле этой же банкноты присутствует водяной знак в виде силуэта данной часовни.

Первой постройкой, возведенной русскими переселенцами на месте нынешней часовни, была деревянная сторожевая вышка, на которой несли караул казаки, предупреждавшие жителей Красноярска о приближении врагов. В 1805 году на этом месте купец И. Л. Новиков воздвиг деревянную часовню в память о своём счастливом спасении из водоворота на речном пороге. По другой версии, деревянная часовня была построена красноярцами в честь избавления предков от врагов.

Высота часовни — 15 метров, диаметр — 7 метров, высота стен — 7 метров, длина каждой из граней — 2,4 метра.

Место, на котором стоит часовня, является одной из лучших видовых точек Красноярска: с площадки на вершине Караульной горы открывается панорама центральной части города. На этом месте часто работал над своими этюдами русский живописец Василий Суриков. В августе 1887 года с площадки рядом с часовней наблюдал солнечное затмение русский учёный, изобретатель радио Александр Степанович Попов (в память об этом событии на восточном фасаде часовни установлена мемориальная доска).

50 рублей

Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворёно показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных вражеских кораблей. Над проектом также работал знаменитый каменотёс С. К. Суханов, выходец из бедных крестьян Вологодской губернии. Статуи у подножия колонн выполнены скульпторами Ж.Камберленом и Ж.Тибом. Открытие состоялось в 1815 г. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. Южный маяк указывает путь в Большую Неву (59°56′35″ с. ш. 30°18′25″ в. д. (G) (O)), а северный в Малую (59°56′41″ с. ш. 30°18′18″ в. д. (G) (O)). У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые согласно распространенной гипотезе аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Однако эта гипотеза не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которым благоволил архитектор. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Ж. Тибо.

Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромной огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, в котором к колоннам подвели электричество. В 1957 году маяки стали освещать с помощью газа из соображений экономии.

В наши дни маяки зажигают только по особым торжественным случаям.

Решение о благоустройстве незастроенного пространства на стрелке Васильевского острова было принято комитетом городских строений в виде плана, утверждённого в 1767 году. Пустующую территорию следовало оформить в подковообразную площадь, что и было сделано. За шесть лет с 1783 по 1789 годы по проекту Джакомо Кваренги на берегу Большой Невы было построено главное здание Академии наук, а также вогнутая часть северного пакгауза (1795—1797). Таким образом были построены здания слева и справа от места будущей биржи.

Кваренги был разработан Проект Санкт-Петербургской Биржи, строительство началось в 1783 году. Но в 1787 году строительство было приостановлено по причине того, что возводимое здание не соответствует облику города и градостроительным задачам.

Разработка нового проекта была поручена архитектору Тома де Томону. В 1805—1810 годах архитектор Тома де Томон построил на пустой площади между этими строениями здание новой Биржи, отвечающее потребностям растущей экономики России.

Позже, в 1826—1832 годах архитектором И. Ф. Лукини были построены здания южного и северного пакгаузов и таможни, которые завершили архитектурный ансамбль площади.

100 рублей

Как известно, здание Большого театра выстроено в 1825 году по проекту Осипа Бове. Но, к несчастью, сильно пострадало во время очередного пожара. Так что всю конструкцию пришлось восстанавливать и даже перестраивать. Взялся за это архитектор Альберт Кавос.

В первоначальном варианте здания фронтон украшала алебастровая колесница. И располагалась она в арочной нише. После того, как то произведение погибло, Кавос решил пересмотреть первоначальный замысел.

Упряжку было решено разместить не в нише, а под открытым небом. И не перед глухой стеной, а на фоне окон. И выполнить их не в алебастре, а в металлическом сплаве, покрытом медью.

Для реализации проекта архитектор пригласил Клодта, выдающегося скульптора-анималиста. Ибо кто в России лучше него умел лепить коней? Они из-под рук скульптора выходили столь живыми, что того иногда даже критиковали за излишний реализм.

И вскоре над портиком Большого театра уже неслась квадрига Аполлона, созданная Клодтом

Квадрига Клодта мощнее предшественницы, массивнее, выше на полтора метра (в высоту достигает 6,5 метров). Вся композиция выдвинута вперёд, копыта коней как бы зависают в воздухе. Динамизм чрезвычайный. Меж тем Аполлон полон спокойствия, уверенности. В его руке – лира.

Реконструирован Большой театр был всего за 16 месяцев. И открылся в 1856 году, к коронации Александра II.

В настоящее время, прошла очередная реконструкция Большого театра, которую завершили в октябре 2011 года. Помимо всего прочего, внимание было уделено и укреплению основания квадриги Клодта. Так что будет колесница стоять ещё прочнее, чем прежде.

Пётр Клодт – выдающийся российский скульптор. Своё предпочтение он отдал коням. Его работы можно увидеть и в Кузьминках, и в Неаполе, и в Берлине, и в Петербурге. Одна из самых знаменитых его колесниц расположена на козырьке Большого театра.

500 рублей

Па́мятник Петру́ I — памятник российскому императору Петру I Великому, установленный в Архангельске в 1914 году. Является памятником монументального искусства федеральной категории охраны. Самая знаменитая (благодаря Центральному банку Российской Федерации) уменьшенная копия памятника М. М. Антокольского.

Памятники, выполненные по той же модели, Антокольского расположены в Петергофе (1884), в Таганроге (1903)[2], в Петербурге возле Сапсониевского собора (1909), в Петербурге на Кирочной улице (1910), в Шлиссельбурге (1957). Гипсовая статуя Петра I (1900) хранится в Русском музее, бронзовая скульптура Петра также хранится в Третьяковской галерее.[3] Оригинальная гипсовая скульптура, созданная Марком Антокольским в 1872 году в Риме и послужившая прообразом упомянутым памятникам, хранится в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

На современной российской купюре церкви Соловецкого монастыря, изображенные на купюре, увенчаны не куполами, а четырехскатными крышами. Такой вид они имели после пожаров 1923 и 1932, а уже в 1960-х купола были восстановлены реставраторами. Таким образом, на купюре изображен скорее не монастырь, а помещавшийся на его территории Соловецкий лагерь особого назначения, одно из подразделений ГУЛАГа. Кроме того, двухмачтовое судно, направляющееся к монастырю-лагерю, также не может находиться там, где оно изображено, поскольку на самом деле на купюре представлен вид не с моря, а с противоположной стороны — тесного Святого озера, судоходство по которому невозможно.

Существует мнение, что изображённый на обратной стороны той же купюры парусник — барк «Седов». Барк «Седов» приходил в Архангельск в 1984 году на 400-летие города. Для того, чтобы он прошёл по Никольскому рукаву Северной Двины, сняли провода ЛЭП, висящие над руслом

Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий. До марта 1682 года, когда была учреждена Архангельская епархия (Холмогорская), монастырь находился в пределах Новгородской епархии.

Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычёва), избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием.

Российская купюра 1000 рублей

Долгое время в Ярославле планировали установить памятник основателю города — князю Ярославу. Выбирали наиболее удачное место. В качестве вариантов рассматривали Стрелку (место впадения Которосли в Волгу), где был заложен город; и Медведицкий овраг, где по преданию состоялся поединок Ярослава с медведицей. Однако была выбрана одна из центральных площадей — Богоявленская. Ярослав Мудрый словно встречает путников, прибывающих в наш город со стороны столицы и символизирует тесные связи с ней. Создателями стали скульптор Олег Комов и архитекторы Н. И. Комова и А. Р. Бобович. Памятник был открыт 23 октября 1993 года с участием первого президента России Бориса Ельцина. Памятник и площадь Богоявления — место посещения свадебных кортежей.

В начале XIX века в Ярославле уже существовал памятник Ярославу Мудрому: «каменный, пирамидальный, стоящий в овраге». По указанию Николая I он был разобран, как не соответствующий своему значению. В начале XX века планировалось построить новый памятник и даже были собраны на это деньги, но в итоге они были потрачены на празднование юбилея дома Романовых.

Описание памятника

Ярослав Мудрый держит в одной руке меч, в другой — макет будущего города. Данное решение показывает князя-созидателя, строителя, способного, если надо, защитить город. Опущенный меч символизирует миролюбивую политику князя.

На барельефах, украшающих пьедестал, изображены герб Ярославля, поединок князя Ярослава с медведицей, легенда о котором легла в основу герба, и Ярослав за работой, может быть, в руках у него текст закона или одна из книг библиотеки, или договор с кем-то из европейских монархов. Любой вариант допустим, так как при Ярославе был создан свод законов «Русская правда», появилась крупная библиотека, а дочерей своих он выдавал замуж за европейских королей для укрепления связей с другими странами.

Ярослав изображён на памятнике согласно иконописному канону, появившемуся позднее времени его жизни, уже в Московском государстве — по тогдашним представлениям о благообразии с ухоженной бородой как у Христа в покое и умиротворении. Согласно более древнему канону, пришедшему от варягов, он изображался с короткими волосами, возможно бритый наголо лишь с клоком волос — символом знатности, бородой короткой, но зато с длинными усами, лицо скандинавского типа.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Толчкове – один из лучших храмов Ярославля. Он был построен в 1671-1687 годах в Толчковской слободе, которую населяли кожевники, богатые люди, решившие в своей слободе возвести храм, ни в чем не уступающий центральным, а то и превосходящий их. В строительстве участвовала вся Толчковская слобода − если не деньгами, то собственным трудом.

Российская купюра 5000 рублей

Денежная купюра достоинством в пять тысяч российских рублей вошла в обращение на территории нашей страны в самом начале августа. По традиции на банкноте размещено изображение одного из крупных городов России. «Самым дорогим» городом страны оказался Хабаровск. В качестве символа этого города был выбран памятник его основателю графу Муравьеву-Амурскому работы скульптора Александра Опекушина.

На утесе городского сада в 1891 году был установлен памятник графу Муравьеву-Амурcкому с высеченными именами участников всех сплавов Амурской экспедиции: Г.Невельского, Н.Бошняка, М.Выенюкова, К.Будогосского, Л.Шренка, Р.Мааака, К,Максимовича и др. Сооружался памятник по проекту академика А.М.Опекушина, автора памятников Пушкина в Москве и Лермонтову в Пятигорске).

Хабаровский мост или «Амурское чудо», до 1917 года «Алексеевский мост» — совмещённый мостовой переход через реку Амур возле г. Хабаровска с раздельным железнодорожным двухпутным (по нижнему ярусу) и двухполосным автомобильным (по верхнему ярусу) движением.

Является частью Транссибирской магистрали и федеральной автотрассы М58 «Амур» Чита-Хабаровск. Длина совмещенной части 2599 м, с подъездными эстакадами 3890,5 м.

Первые изыскания по строительству железнодорожного моста в районе Хабаровска были проведены в 1895 году, но в связи со строительством КВЖД были прекращены. Вновь вопрос о сооружении Амурской железной дороги и моста был поставлен в связи с поражением Российской империи в русско-японской войне. С 1906 года изыскания моста почти не прерывались вплоть до окончательного выбора направления. Был объявлен конкурс на лучший проект Амурского моста, в нем приняли участие ведущие инженеры-мостостроители, рассматривались варианты строительства тоннеля под Амуром. Окончательно самым подходящим был признан проект, «привязанный» к деревне Осиповка, находившийся в 8 км от Хабаровска. Лавр Дмитриевич Проскуряков — автор проекта Амурского моста, а Григорий Петрович Передерий — спроектировал железобетонную арочную эстакаду (западный проход к мосту). Постройкой моста заведовал инженер путей сообщения Б. И. Хлебников, старшим производителем работ был инженер В. А.Пинус, его помощником — М. И. Малышев.

Вопросы для обобщения

С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 10 рублей? (Красноярск)

С каким городом можно познакомиться с помощью купюры достоинством в 100 рублей? (Москва)

Виды и герб какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 1000 рублей? (Ярославль)

Из скольких цифр состоит номер на любой современной российской купюре? (из семи)

Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного.

Учитель подводит итоги. По данной теме можно продолжить работу по некоторым направлениям:

  • изображение животного мира на банкнотах разных стран;
  • банкноты, выпущенные к знаменательным событиям – олимпиада в Сочи.
  • Юбилейные монеты, нумизматика
  • Самые красивые банкноты мира
  • Вспомним старые деньги – Россия – СССР – Россия – Русь

Творческое задание:

Представьте, что через некоторое время наш город прославиться и его изобразят на банкноте в 10.000 рублей. Что бы вы нарисовали? Создайте эскиз своей банкноты по законам бонистики.