Программа Основы композиции.
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
___________________________________________________________________________
ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж парикмахерского искусства и декоративной косметики «Локон»
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель педагогического
Совета ГБОУ СПО СПб
Колледж «Локон»
_________________ Рыбина О.В.
« __» ___________ 2012г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
Составил: преподаватель Щеглов С.Ю
Санкт-Петербург 2012
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), входящей в состав укрупненной группы специальностей 100000 Сфера обслуживания по направлению подготовки 100100 Сервис:
100124 Стилистика и искусство визажа.
Организация – разработчик: ГОУ СПО Санкт-Петербургский колледж парикмахерского искусства и декоративной косметики «Локон»
Разработчик: Чижик Л.А. , преподаватель ГОУ СПО Санкт-Петербургского колледжа парикмахерского искусства и декоративной косметики «Локон».
«РАССМОТРЕНО»
ЦК колледжа
Протокол №___
От
Председатель ______________
Рассмотрено на методическом совете колледжа
Рекомендовано педагогическим советом колледжа
________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы композиции
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 100000 Сфера обслуживания по направлению подготовки 100100 Сервис:
100124 Стилистика и искусство визажа .
Программа учебной дисциплины может быть использована после соответствующей корректировки в программах повышения квалификации и профессиональной подготовки по профессиям рабочих: ОКПР 13456 Маникюрша, 2-ой разряд, ОКПР 16470 Педикюрша, 2-ой разряд
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выделять сюжетно-композиционный центр;
- выполнять композиционные задания по темам;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- правила, приемы и средства композиции;
- передачу ритма, движения и покоя;
- передачу симметрии и ассиметрии в композиции;
- основы композиции фигуры человека
1.4.Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 50 |
контрольные работы | - |
Тематика внеаудиторной самостоятельная работы(всего): реферат, работа с дополнительными источниками, подготовка к практическим занятиям, подготовка отчетов по практическим занятиям. | 32 |
Итоговая аттестация в форме зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы композиции»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
96 | |||
Введение | Цели и задачи дисциплины, связь с другими дисциплинами и будущей профессиональной деятельностью. Порядок проведения занятий. | 2 | 1 |
Тема 1.1. Общие сведения о композиции | Содержание учебного материала: | 16 | |
Понятие о композиции в изобразительном искусстве. История развития композиции. Творческий процесс работы над художественным произведением. Основные законы композиции | 2 | ||
Практическое занятие № 1 Разработка композиций ритмического рисунка в графике и в цвете. | |||
Самостоятельная работа: подготовка материала к практическому занятию, работа с дополнительной литературой и интернет ресурсами | 8 | ||
Тема 1.2. Свойства и качества композиции | Содержание учебного материала: | 16 | |
Ритм. Сюжетно-композиционный центр. Симметрия. Ассиметрия. Динамичность. Статичность. Гармоническая целостность. Композиционное равновесие. | 1 | ||
Практическое занятие № 2 Разработка композиций ритмического рисунка в графике и цвете. Составление композиций из геометрических элементов на плоскости с выделение сложно композиционного центра в графике и цвете. Выполнение симметричной композиции рисунка на заданную тему в графике или цвете Выполнение ассиметричной композиции рисунка из плоских геометрических фигур в графике или цвете. Выполнение динамичной композиции из геометрических фигур. Выполнение статичной композиции из обычных геометрических фигур. Выполнение гармонически целостной объемно-пространственной композиции. Выполнение плоскостной или объемно-пространственной, уравновешенной композиции | 10 | ||
Самостоятельная работа: Работа с дополнительными источниками информации | 8 | ||
Тема 1.3. Средства композиции | Содержание учебного материала: | 16 | |
Пропорции. Контраст. Нюанс. Цвет | 1 | ||
Практическое занятие № 3 Разработка пропорциональной объемно-пространственной композиции из геометрических тел. Выполнение плоскостной или объемно-пространственной композиции с использованием контрастов. Выполнение плоскостной или объемно-пространственной черно-белой или цветной композиции с применением нюанса или нюансировки. Выполнение плоскостной или объемно-пространственной композиции на заданную тему | 4 | ||
Самостоятельная работа: Работа с дополнительными источниками информации | 8 | ||
Тема 1.4. Использование общих основ композиции в создании рисунков для макияжа | Содержание учебного материала: | 16 | |
Основы композиции для боди-арта. Объемно-пространственные элементы в макияже | 5 | 2 | |
Практическое занятие № 4 Эскиз к боди-арту и фантазийному макияжу. Разработка макета объемного элемента для лица и тела с использованием постижерных изделий и поделочных материалов | |||
Самостоятельная работа: работа с дополнительными источниками и выполнение реферата по заданным темам. | 8 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социальных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся (мольберты);
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- DVD фильмы, презентации;
- Электронная библиотека
- Комплект электронных пособий
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Шорохов Е.В. Композиция. – Л.: Просвещение, 1986. Волков Н.Н.
Геометрия и композиция картины. – М.: Искусство, 1975.
- Сокольникова Н.М. Основы композиции. – М., 1981.
Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию.- М., 1981.
- Сомов Ю.С. Композиция в технике. – М.: Машиностроение, 1987.
Дополнительные источники:
- Алпатов М.В. Композиция в живописи. – М., 1940.
- Чернихов Я.Г. Конструкция архитектурных и машинных форм. -
Л., 1931.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция. – М., 1981
- Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия./ Сост. Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатов, Е.В. Шорохов – М.: Просвещение, 1989.
- Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я. и др. Живопись. – М.: Лег-промбытиздат, 1993
- Шубников А.В., Концик В.А. Симметрия в науке и искусстве. – М., 1972
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- выделять сюжетно-композиционный центр; - выполнять композиционные задания по темам; | Практическое занятие №1,2 Самостоятельная внеаудиторная работа: работа с дополнительной литературой; |
Знания: | |
- правила, приемы и средства композиции; - передачу ритма, движения и покоя; - передачу симметрии и ассиметрии в композиции; - основы композиции фигуры человека | Практическое занятие№ 3, 4 Самостоятельная внеаудиторная работа: работа с дополнительными источниками и выполнение реферата по заданным темам. |
