Программа Основы композиции.

Щеглов Сергей Юрьевич

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа по композиции117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

___________________________________________________________________________

ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж парикмахерского искусства и декоративной косметики «Локон»

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель педагогического

Совета ГБОУ СПО СПб

Колледж «Локон»

_________________ Рыбина О.В.

«   __» ___________ 2012г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

Составил: преподаватель Щеглов С.Ю

Санкт-Петербург  2012

         Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), входящей в состав укрупненной группы специальностей 100000 Сфера обслуживания по направлению подготовки 100100 Сервис:

100124 Стилистика и искусство визажа.

Организация – разработчик: ГОУ СПО Санкт-Петербургский колледж парикмахерского искусства и декоративной косметики «Локон»

Разработчик: Чижик Л.А. , преподаватель  ГОУ СПО Санкт-Петербургского колледжа парикмахерского искусства и декоративной косметики «Локон».

«РАССМОТРЕНО»

 ЦК колледжа

Протокол №___

От

Председатель ______________

Рассмотрено на методическом совете колледжа

Рекомендовано педагогическим советом колледжа

________________________________________________________________________________


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы композиции

1.1. Область применения программы

 Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 100000 Сфера обслуживания по направлению подготовки 100100 Сервис:

100124 Стилистика и искусство визажа .

Программа учебной дисциплины может быть использована после соответствующей корректировки в программах повышения квалификации и профессиональной подготовки  по профессиям рабочих:  ОКПР 13456 Маникюрша, 2-ой разряд, ОКПР 16470 Педикюрша, 2-ой разряд

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выделять сюжетно-композиционный центр;

- выполнять композиционные задания по темам;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- правила, приемы и средства композиции;

- передачу ритма, движения и покоя;

- передачу симметрии и ассиметрии в композиции;

- основы композиции фигуры человека

1.4.Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

          Максимальной учебной нагрузки обучающегося 96  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

        лабораторные работы

-

        практические занятия

50

        контрольные работы

-

Тематика внеаудиторной самостоятельная работы(всего):

 реферат,   работа с дополнительными источниками, подготовка к практическим занятиям, подготовка отчетов по практическим занятиям.

32

Итоговая аттестация в форме зачета



2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы композиции»

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

96

Введение

Цели и задачи дисциплины, связь с другими дисциплинами и будущей профессиональной деятельностью. Порядок проведения занятий.

2

1

Тема 1.1. Общие сведения о композиции

Содержание учебного материала:

16

Понятие о композиции в изобразительном искусстве. История развития композиции. Творческий процесс работы над художественным произведением. Основные законы композиции

2

Практическое занятие № 1

Разработка композиций ритмического рисунка в графике и в цвете.

Самостоятельная работа: подготовка материала к практическому занятию, работа с дополнительной литературой и интернет ресурсами

8

Тема 1.2.  Свойства и качества композиции

Содержание учебного материала:

16

Ритм. Сюжетно-композиционный центр. Симметрия. Ассиметрия. Динамичность. Статичность. Гармоническая целостность. Композиционное равновесие.

1

Практическое занятие № 2

Разработка композиций ритмического рисунка в графике и цвете.

Составление композиций из геометрических элементов на плоскости с выделение сложно композиционного центра в графике и цвете.

Выполнение симметричной композиции рисунка на заданную тему в графике или цвете

Выполнение ассиметричной композиции рисунка из плоских геометрических фигур в графике или цвете.

Выполнение динамичной композиции из геометрических фигур.

Выполнение статичной композиции из обычных геометрических фигур.

Выполнение гармонически целостной объемно-пространственной композиции.

Выполнение плоскостной или объемно-пространственной, уравновешенной композиции

10

Самостоятельная работа: Работа с дополнительными источниками информации

8

Тема 1.3. Средства композиции

Содержание учебного материала:

16

Пропорции. Контраст. Нюанс. Цвет

1

Практическое занятие № 3

Разработка пропорциональной объемно-пространственной композиции из геометрических тел.

Выполнение плоскостной или объемно-пространственной композиции с использованием контрастов.

Выполнение плоскостной или объемно-пространственной черно-белой или цветной композиции с применением нюанса или нюансировки.

Выполнение плоскостной или объемно-пространственной композиции на заданную тему

4

Самостоятельная работа: Работа с дополнительными источниками информации

8

Тема 1.4. Использование общих основ композиции в создании рисунков для макияжа

Содержание учебного материала:

16

Основы композиции для боди-арта. Объемно-пространственные элементы в макияже

5

2

Практическое занятие № 4

Эскиз к боди-арту и фантазийному макияжу.

Разработка макета объемного элемента для лица и тела с использованием постижерных изделий и поделочных материалов

Самостоятельная работа: работа с дополнительными источниками и выполнение реферата по заданным темам.

8

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социальных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся (мольберты);

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- DVD фильмы, презентации;

- Электронная библиотека

- Комплект электронных пособий

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Шорохов Е.В. Композиция. – Л.: Просвещение, 1986. Волков Н.Н.

Геометрия и композиция картины. – М.: Искусство, 1975.

  1. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – М., 1981.

Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию.- М., 1981.

  1. Сомов Ю.С. Композиция в технике. – М.: Машиностроение, 1987.

 

Дополнительные источники:

  1. Алпатов М.В. Композиция в живописи. – М., 1940.
  2. Чернихов Я.Г. Конструкция архитектурных и машинных форм. -

Л., 1931.

  1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция. – М., 1981
  2. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия./ Сост. Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатов, Е.В. Шорохов – М.: Просвещение, 1989.
  3. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я. и др. Живопись. – М.: Лег-промбытиздат, 1993
  4. Шубников А.В., Концик В.А. Симметрия в науке и искусстве. – М., 1972

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- выделять сюжетно-композиционный центр;

- выполнять композиционные задания по темам;

Практическое занятие №1,2

Самостоятельная внеаудиторная работа: работа с дополнительной литературой;

Знания:

- правила, приемы и средства композиции;

- передачу ритма, движения и покоя;

- передачу симметрии и ассиметрии в композиции;

- основы композиции фигуры человека

Практическое занятие№ 3, 4

Самостоятельная внеаудиторная работа:  работа с дополнительными источниками и выполнение реферата по заданным темам.