МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК» ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ТЕМА. «РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА»

Усеинова Назлы Исметовна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «СОВРЕМЕННЫЙ  УРОК»

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 

 

УЧЕБНЫЙ  ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ТЕМА. «РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА»

КЛАСС__6 __

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК( ФИО автора) Л.А. Неменская

УЧИТЕЛЬ   (ФИО)_Усеинова  Назлы Исметовна_

КАТЕГОРИЯ ___учитель___6лет  стаж (общий)_____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Особенности преподавания изобразительного искусства в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и  с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.2016-2017 учебный год.

Поэтапный переход на стандарты второго поколения  предполагает несколько изменённый взгляд на преподавание предметов области «Искусство» в системе общего образования в  рамках базисного плана, который ещё в большей мере предусматривает реализацию принципа вариативности и даёт возможность образовательным учреждениям разного типа выстроить траекторию развития художественно-эстетического образования в соответствии с типом школы, концепцией её развития. Такой план создаёт условия для мотивированного выбора педагогическим коллективом и профилизации образовательного учреждения. В своей основе базисный план не претерпевает изменений. Таким образом, следует отметить, что место предметов образовательной области «Искусство» остаётся неизменным. Практика подтверждает наиболее эффективное сочетание в области «Искусство» предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», которые позволяют реализовать принцип непрерывности художественно-эстетического образования. Эта система позволяет выстроить обучение поэтапно от приобщения к отдельным видам искусства к формированию целостной художественной картины мира, от навыков практического освоения языков искусств, к формированию ценностных ориентиров учащихся,  к решению задач нравственно-эстетического воспитания и социализации личности средствами искусства. 

Предметы искусства обладают мощным арттерапевтическим эффектом и способствуют гармонизации личности учащихся, что отвечает задачам современного образования и реализации принципов здоровьесберегающего обучения.

 В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» федеральным компонентом федерального базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, в том числе на изучение учебных предметов федерального компонента «Искусство (Музыка и ИЗО)» 1-9 классы, «МХК» 10-11 классы.

                              Изобразительное искусство

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Особое внимание следует обратить на воспитательное значение предмета, личностные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: 

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; 

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

 

 

Тема . Реальность и фантазия в творчестве художника.  

Цели:

- дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника;

- познакомить с выразительными средствами и правилами изображения;

- развивать навыки решения композиционных задач;

- воспитывать художественный вкус.

Формировать представления о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ, научить понимать роль различных жанров в истории искусства; познакомить с особенностями творчества великих художников: Леонардо да Винчи, Марк Шагал, Джузеппе Арчимбольдо;

2.Развивать чувство условности и правдоподобности в изобразительном искусстве, реальности и фантазии в творчестве художника;

3.Воспитывать интерес к произведениям искусства, пробуждать эмоции, многообразие взглядов.

Образовательные:

Расширять знания о жанре изобразительного искусства - портрет, дать представление о составлении портрета из природных форм

Способствовать развитию активного запаса учащихся, креативного, наглядно-образного мышления.

Способствовать воспитанию чувства любви к прекрасному, мировому искусству в целом.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения , общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить и правильно формулировать ответы на поставленные вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Знания: обучающиеся узнают об особенностях портретной живописи художника эпохи Возрождения, Джузеппе Арчимбольдо, новом техническом приеме в изобразительном искусстве.

Умения: обучающиеся научатся составлять портрет из фруктов и овощей.

Навыки: обучающиеся научатся отбирать и грамотно использовать нужные иллюстрации, рисунки для создания портрета  из различных природных предметов.

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: извлечение необходимой информации из представленной; дополнение и расширение знаний об изобразительном искусстве (видах, жанрах).

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; принимать чужое мнение, допускать существование различных точек зрения.

Личностные: формирование интереса, желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий; соблюдение норм поведения и общения с одноклассниками.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:  репродукции картин Джузеппе Арчимбольдо «Зима», «Времена года», «Библиотекарь», «Флора», «Вертумн», «Библиотекарь», «Юрист», «Огонь», «Земля», «Огонь», «Воздух», «Вода»., иллюстрации различных фантастических и реальных сюжетов ,альбомы или листы формата А4,краски,карандаши.

Музыкальное сопровождение: Средневековая музыка - Музыка эпохи Возрождения

 

 

План урока.

Орг. момент. Актуализация опорных знаний.

а) работа с репродукциями.

2. Изучение нового материала

3. Анализ картины Шагала « Влюблённые»

4. Физкультминутка.

5. Практическая работа

6.  Вывод. Подведение итогов. Выставка работ.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

 

Ход урока.

Эпиграф:  Фантазия художника щедра.

Она нам дарит столько неожиданного!

Представь, насколько жизнь была б бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.

 

1.    Орг. момент. Актуализация опорных знаний.

Здравствуйте, ребята! Вот и начался урок. Давайте посмотрим друг на друга ,и улыбнёмся друг другу, и начнём урок. Сначала давайте повторим названия и авторов картин, изученных ранее .Посмотрите на доску

а) работа с репродукциями. Что мы видим? (репродукции)

Б) Разделите репродукции на 3 части: живопись, графика, скульптура.

 

 

 

 

1.    Е.А. Кибрик « Ласочка» (графика)

2.    Микеланджело  « Давид» ( скульптура)

3.    Леонардо да Винчи.  Набросок ( живопись)

4.    П. Пикассо  « Голубь мира» (графика)

5.    В. Ван  Гог.  Автопортрет за мольбертом ( живопись)

6.    В. Ван  Гог  «Ирисы» ( живопись)

7.    В. Ван  Гог « Море» ( графика)

8.    И. К. Айвазовский  « Девятый  вал» ( живопись)

9.    И. Э. Грабарь « Осень. Рябина и берёзы» ( живопись)

10.В. Ван Гог  « Звёздная ночь» ( живопись)

11.Пирамида  Хеопса (фото)

12.А. А. Дейнека  « Девочка у окна» (гуашь, белила)

13.И. Грабарь  « Зимнее утро» ( живопись)

14.В. Ван  Гог  « Красные виноградники в Арле» ( живопись)

15.Этьен  Морис  Фольконе  « Медный всадник» (монументальная  скульптура)

В) Знакомство с новой репродукцией. Посмотрите на новую репродукцию.

 

Леонардо да Винчи. Проекты.

Проблемный вопрос: « Какими качествами должен обладать художник, чтобы создавать такие проекты?» ( ответы: …. Фантазия)

-Действительно, фантазия помогает развивать творческое воображение, в свою очередь, воображение помогает видеть и понимать окружающий мир и самого себя. На иллюстрациях на доске видим фантастические картины и реальные…Как вы думаете о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О реальности и фантазии)

-Значит, тема нашего урока ? «Реальность и фантазия в творчестве художника»

Давайте определим наши основные цели:

- дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника;

-познакомиться с особенностями творчества великих художников: Марк Шагал, Джузеппе Арчимбольдо;

-сделать фантастический портрет «по Арчимбольдо»

2. Изучение нового материала

Проблемный вопрос: Как вы думаете «Зачем человеку фантазия?»

·        Строить будущее;

·        сочинять новое;

·        делать открытия. (обмен жизненным опытом)

Реальность и фантазия – два крыла художественного творчества.  Художник, умеющий видеть, умеет и фантазировать. Наблюдая природу, зная законы перспективы, изучая человека, его жизнь, художник придумывает свои сказочно-фантастические сюжеты, иные миры, небывалые страны. Такое право на вымысел решительно отличает искусство, например, от науки, даже от обыденного общения. Там всякое несовпадение с реаль­ностью есть обман, ложь или ошибка, заблуждение. А в искусстве можно и отвлечься…

       Фантазируя, художник не стремиться объяснить произведение с точки зрения науки. Местоположение этого фантастического мира относительно нашей реальности вовсе не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, гномы, тролли) и любых других фантастических сущностей. Мы все любим смотреть фильмы (художественные и мультипликационные) «Гарри Поттер», «Артур и минипуты», «Аватар», «Хроники Нарнии» и др. Все персонажи фильмов являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.  То же происходит и в изобразительном искусстве. Реальность в произведении повёрнута к зрителю теми её сторонами, которые выбрал художник. Художнику требуется мастерство владения художественным языком, чтобы передать свои переживания, мысли. И мы смотрим на картину и верим тому, что происходит именно так, а не как иначе; что персонажи – это реально существующие существа, живущие рядом с нами. 

Фантазии - плод нашего творчества, иногда неосознаваемого, но всегда существующего.

В детстве мы все фантазируем. Играя, мы представляем себя феями, борцами со злом. Мечтая, мы превращали комнату в королевский дворец, а сами становились королем или принцессой. А простая шариковая ручка становилась волшебной палочкой.

  Во сне наши фантазии продолжаются. Нам снятся замечательные добрые волшебные сны. Мы живём в сказке. Наша жизнь полна волшебства и фантазий.  Вырастая, одни позволяют своим фантазиям вырываться на волю новыми книгами, фильмами, картинами и музыкой, а другие отвергают их и говорят, что фантазировать бессмысленно.

- А как же реальность? Может от неё следует отказаться - особенно в искусстве? 

 Человек не может жить одними мечтами и фантазиями. В мире много проблем Искусство помогает бороться с этими проблемами.

Реальность является источником вдохновения, художник из нее черпает свои сюжеты, мысли, фантазии, которые воплощает в своих работах. Художник ведет отбор важных для него сторон реальности. В созданном произведении раскрывается явление жизни, пропущенное через фантазию художника, его отношение. Реальность в произведении повернута к зрителю теми ее сторонами, которые выбрал художник, которые его взволновали.

Правда искусства — это реальность, пережитая человеком. И художнику требуется мастерство владения художественным языком, средствами выразительности, чтобы передать свои пережи­вания зрителю. Чувства и мысли, которые выражены в произведе­нии искусства, должны быть подлинными. Цель искусства не в том, чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за са­му реальность.. Зрительские же умения состоят в том, чтобы понимать образ реальности, созданный художником. 

 

Игра «Отгадай картину»

Сейчас мы с вами немного поиграем. Условия игры: дана часть картины, необходимо пофантазировать и придумать продолжение. Затем я покажу еще одну часть, а  вы ребята попытайтесь понять, как выглядит вся картина. Вся репродукция состоит из трех частей. Вот одна часть –изображён город, какой он? Открываю следующую часть-на фоне города стоит юноша ,какой он? Посмотрите его лицо (счастливое)  В руках у него подкова ( олицетворение безмерного счастья)

 

 

Марк Шагал. Влюбленные. Прогулка.

Анализ картины:

-Как бы вы назвали картину?

-Какие чувства она у вас вызывает?

-Что автор хотел сказать?

-Какая её главная цель, зачем он её написал?

-Что сделал автор, чтобы мы поняли его замысел?

-Какими средствами он этого достиг?

       Где использована реальность?

       В чем проявилась фантазия?

Вывод по картине: Марк Шагал хотел показать, что влюбленные находятся в таком состоянии, что даже не чувствуют земли под ногами. Все для них становится неважным и никакие условности их не ограничат.

Короткая справка о художнике. Марк Шагал.

  • (1887-1985)- российский, белорусский и французский художник
  • В семь е было 2 мальчика и 5 девочек
  • Изобразительному искусству обучался сначала в Витебске, а затем в Петербурге
  • В петербуржскую школу рисования поступил без экзаменов и сразу на третий курс
  • В 22года знакомится со своей женой и ее черты угадываются практически во всех картинах Шагала
  • Прожил 98 лет

-Сегодня мы познакомимся еще с одним художником: Джузеппе Арчимбольдо

Жил-был в 16 веке итальянский художник. Будучи юным художником он видел рукописи великого Леонардо да Винчи.(о котором вы подготовите небольшое сообщение, и мы послушаем его на следующем уроке ) Особенно поразили воображение юного Джузеппе наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составляющие человеческие лица. В 1562 году в Вене он стал придворным портретистом, а также занимался приведением в порядок знаменитого «Кабинета», в котором вместе с произведениями искусства были собраны разные «курьезы» (редкости). Кто-нибудь знает где в нашей стране находится подобный музей и как он называется.? Учащиеся: Москва, Краснодар, Санкт- Петербург. и т.д. Правильно: Санкт-Петербург называется музей –Кунсткамера. Основал его Петр 1.Насмотревшись «курьезов» и изрядно устав от придворных портретов Джузеппе начинает писать необычные картины. Это были лица из цветов, овощей, животных, книг.А теперь проверим вашу фантазию. Угадайте названия картин.

 

 

Зима                      Времена года           Библиотекарь      Флора

Вертумн                      Юрист                    Огонь              Вода

Воздух                     Земля

«Зима», «Времена года», «Библиотекарь», «Флора», «Вертумн», «Юрист», «Огонь», «Земля», «Огонь», «Воздух», «Вода». (Учащиеся предлагают варианты названий). Вам понравились работы? Учащиеся: Очень!!! Такие странные, необычные. Лица получаются из цветов, овощей, животных, книг.(как я уже сказала) А передает ли такой портрет характер? Учащиеся: Да, лица разные: задумчивые, сердитые, довольные и т.д. Работы художника восхищали остротой ума ,великой фантазией.Последняя картина «Вертумн» портрет императора Рудольфа ІІ представленного в виде бога времён года .Рудольф состоит из великолепных плодов. Рудольф любил все экзотическое, загадочное, пародоксальное. И Арчимбольдо его очень радовал своими работами.. В эпоху ренессанса при дворах европейских монархов было принято устраивать праздники яркие и торжественные, возможно работа над фантастическими персонажами и рождала у Арчимбольдо идеи аллергоических картин, необычных портретов.

Теперь ваша очередь создать свои шедевры. Включайте свою фантазию! Удачи.

4.Практическая работа:

Сегодня вы тоже будете работать по  « Арчимбольдо», т.е. создадите портреты из овощей фруктов.

Учащиеся создают портреты из овощей, фруктов, спортивного инвентаря, школьных принадлежностей, украшений и т.д , стараясь не просто нарисовать лицо, но и передать характер. (Во время работы ребята помогают друг другу, подают идеи.)

Этапы построения. Рекомендации к построению портрета из фруктов и овощей.

1.    Компановка листа. Вертикальное или горизонтальное положение. Проведение осевой линии (вертикальной)

2.    Установка формы абриса головы(контур, набросок, очертание, линия, показывающая форму головы)Круглая или овальная.

3.    Проводим линию глаз .(посередине высоты головы)

4.    Теперь надо уяснить какой мы будем изображать портрет из овощей или фруктов, или по принадлежности к какой-либо профессии. Это зависит от вашей фантазии.

5.     Изображаем глаза, нос, рот в форме овощей или фруктов.

Действительно получаются необыкновенные лица. Не забудьте придать характер портрету ,т.е. задумчивость или улыбчивость, злость или доброту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время работы звучит Средневековая музыка - Музыка эпохи Возрождения. Ах, какая музыка ,ребята, прислушайтесь, так и кажется , что идёшь по длинным коридорам древнего замка ,рассматривая целую галерею портретов бывших хозяев замка. Да ,именно под такую музыку мы будем писать портрет «по Арчимбольдо».

 

 5.Вывод: Ребята ,что нового вы сегодня узнали? Учащиеся: Оказывается из реальных предметов можно создавать фантастические лица, которые похожи на людей, каждое со своим характером. Реальность и фантазия переплелись. Понравилось ли вам рисовать «по Арчимбольдо?» Учащиеся: Очень! Фантазировать было очень интересно! Работы у всех получились необычные и разные! Хорошо, я думаю ваше творчество понравится всем!

Выставка работ

 

 

 

 

Вашим домашним заданием будет наблюдение: попробуйте увидеть лица в облаках, листве, ветвях деревьев и т.д. Можете сфотографировать или зарисовать их.

 6.Рефлексия. (выбираем смайлики, кто как сегодня работал, и что заработал) Большое спасибо за ваше творчество! Вы все молодцы! До свидания!

Оригинальных вам идей творческих успехов!

 

 

Используемая  литература:

 

1.    Учебник  Л.А.  Неменская  « Изобразительное искусство»  « Искусство  в жизни человека»  6класс.

2.    Сайт  мультиурок.

3.    Рабочая программа по  изобразительному  искусству на 2016/ 2017  учебный год  составлено на основе программы «Изобразительное искусство .Рабочие программы . Предметная линия учебников под редакцией  Б.М. Неменского. 5-9 классы. М. Просвещение,2014»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yavord9.docx1.71 МБ

Предварительный просмотр: