Конспект урока "Цвет в произведениях живописи".

Петропавловская Дарья Дмитриевна

Конспект урока по изобразительному искусству "Цвет в произведениях живописи". Может использоваться учителем ИЗО и педагогом дополнительного образования.

Цели урока: познакомить с понятиями «локальный цвет», «колорит», «тон», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией;учить подбирать гармонические цветовые сочетания; развивать технику работы с красками; воспитывать художественный вкус, воспитывать наблюдательность; формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Оборудование: репродукции картин художников  Веермеера «Женщина наливающая молоко» К. А. Коровина «Зимой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», П. Кончаловский «Сирень в корзине», образец педагогического рисунка «Море и небо»; таблица «Цветовой круг».
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvet_v_proizvedeniyah_zhivopisi.docx8.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству

 Тема урока: «Цвет в произведениях живописи» 

Цели: 

  • познакомить с понятиями «локальный цвет», «колорит», «тон», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией;
  • учить подбирать гармонические цветовые сочетания; развивать технику работы с красками; воспитывать художественный вкус, воспитывать наблюдательность;
  • формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Оборудование: репродукции картин художников  Веермеера «Женщина наливающая молоко» К. А. Коровина «Зимой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», П. Кончаловский «Сирень в корзине», образец педагогического рисунка «Море и небо»; таблица «Цветовой круг».

                                                                      Содержание урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Сегодняшний урок хочется начать со стихотворения, посвященного художникам живописцам Марины Ершовой «Почему живописцы сирени верны»?

Почему живописцы сирени верны?
Потому, что оттенков на каждого хватит.
Если молоды вы, если вы влюблены –
Вам сирень теплотой розоватою платит.

Если вы аскетичны, суровы чуть-чуть,
Синь холодная веток вас к жизни пробудит.
Если чувства кипят, и волнуется грудь,
Хлопья белой сирени румянец остудят.

Нет скромнее и проще малюток-цветков,
Но, сливаясь в пьянящие, вольные кисти,
Унося от обыденной жизни оков,
Нас влекут за собой в недоступные выси….

Что мы усваиваем из данного стихотворения?

- Каждый художник увидит свой цвет, глядя на сирень, подберет подходящий в данный момент колорит.

II. Сообщение темы урока.

На предыдущих уроках мы с вами изучили один из видов изобразительного искусства - рисунок, также мы проходили основные выразительные средства рисунка. Затем мы начали изучать цветоведение – науку о цвете. В основе живописи лежит цвет. А искусному смешению красок художники учатся годами. После того, как мы изучили конструктивную основу формы, мы будем учиться правильно видеть и чувствовать цвет.

III. Изучение нового материала.

Цвет – душа живописи. В основе живописи лежат цветовые отношения. Нас окружает множество цветовых явлений, и художник передает их с помощью смешения красок. Взаимным проникновением цветов, их отражением и богатством оттенков, которые создают пространственную среду. Сами предметы цвета не имеют, а цвет, который мы видим обусловлен, тем какие лучи он поглощает, а те которые отражает, мы и будем принимать за его цвет. Например снег отражает все лучи спектра, поэтому мы видим снег белым. Но не чисто белым, а в нем присутствует большое число оттенков, которые отражаются от других предметов и тел.

Давайте посмотрим, как написан снег в картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».

Перед художником живописцем стоит непростая задача: правильно найти цветовые отношения, определить количество теплого и холодного цвета, степень насыщенности, тона, рефлексы. Все это вместе позволяет ему попасть в цвет натуры и верно передать природу.  Именно правильно взятые цветовые отношения лежат в основе реалистической живописи.

На цвет предмета оказывает большое воздействие освещение. Давайте представим, какими красками мы будем писать пейзаж в пасмурный день, а какими в солнечный.

Естественное освещение очень отличается от электрического, так как при нем предметы будут иметь естественные холодные оттенки, в то время как электрический свет даёт теплым и желтым цвет.

Так же на цвет влияет пространство, т. е. воздушная среда в которой находится предмет. Мы вспомнить должны понятие, изученное еще в начальной школе – воздушная перспектива. В дали предметы будут как бы рассеиваться и постепенно исчезать, станут холодных оттенков, вблизи же будут более теплого цвета, яркого и контрастнее в отношении среды.

Цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов называется в живописи колоритом. Закономерное сочетание цветов помогает глубже выразить замысел художника, передать его настроение, богатство и красоту окружающего мира, раскрыть внутренний мир персонажа.

Одним из средств передачи является прием валёра (от франц. valeur – буквально цена, ценность) – передача последовательной градации света и тени в пределах какого-либо цвета. Его применение позволяет тоньше и богаче показать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов.

Отличным образцом для изучения данного приёма является картина «Ночь на Днепре» мастера пейзажа А. И. Куинджи.

Старые мастера писали тремя красками, ограниченной палитрой, но, не смотря на это добивались большой выразительности цвета. Чтобы писать ограниченной палитрой, необходимо очень внимательно относиться к цвету, чутко чувствовать его, как мастерски делали это старые мастера. Также часто применяя к лессировке.

Другой живописной техникой является Алла-прима. Где художник сразу с первых мазков, а не последовательно, как старые мастера строит живописное произведение, накладывая мазки рядом друг с другом, постоянно сравнивая их между собой, чтобы они вписывались гармонично.

Посмотрите на живописную работу «Море и небо». Картина выполнена маслом.  В изображении воды использована техника Алла – прима. Воду характеризует у нас традиционно синий цвет. Но мы видим богатство оттенков синего и других цветов в написании моря, красивые отражения на воде зданий, лодок, пирса.

Колорит в картине может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые, фиолетовые). По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряженным, по степени насыщенности и яркости цвета – ярким и блеклым, светлым и теплым.

В данной картине колорит по степени насыщенности яркий, но в написании неба он более светлый и блеклый, спокойный по характеру цветовых сочетаний. Художник стремился передать свежесть летнего дня.  

Создание колорита – настоящее искусство. Не случайно лучшими колористами всегда были Д. Веласкес, Тициан, В. Суриков, И. Левитан.

Цветовой тон – одна из основных характеристик цвета (наряду с цветонасыщенностью), определяющих его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой, лиловый, коричневый» и т. д.

В живописи тоном называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий колориту цельность.

 Еще одно понятие в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи». Это – локальный цвет.

Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.

Важнейшая задача художника, использующего цвет, – найти наиболее эффектные гармонические цветовые сочетания. Взятые цвета могут сочетаться красиво (гармонично) или некрасиво (дисгармонично).

 IV. Актуализация знаний учащихся. 

Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.

Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать на листе бумаги изображаемые предметы? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня в нашем городе, добавить к ним дюжину бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками цветов.

Вы составили букет.  Сейчас перед вами стоит задача перенести все изученные нами понятия на лист бумаги, а именно: подобрать формат листа, выбрать колорит, палитру красок, технику и манеры рисования.

V. Практическая работа.

Задание. Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением (работа красками).

Во время практической работы провожу текущий инструктаж.

VI. Итог урока.

  • Обсуждение работ учащихся.
  • Выставка лучших работ.

 Домашнее задание: собрать информацию по теме; принести репродукцию своей любимой картины, описать ее, проанализировать цветовое и композиционное решение.