Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс "Искусство Витража"

Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс "Искусство Витража".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_izo.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ИЗО.

Тема: «Ты – мастер Декоративно-прикладного искусства. Искусство витража».

Предмет: Изобразительное искуссво.

Класс: 5

Тема

Ты – мастер ДПИ. Искусство витража.

Педагогическая цель:

1. Образовательные:

- сформировать первичные представления о витраже, познакомить с тематикой витражей, типами и стилями витражей;

- способствовать формированию представления об истории развития витража, о роли витража в интерьере;

- способствовать созданию подобия витража с эффектом цветного свечения.

2. Развивающие:

- развивать и формировать у обучающихся представления о видах современного ДПИ, в частности – витража;

- развивать навыки самообразования, интереса;

- способствовать развитию творческой и познавательной активности, фантазии;

- способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, гуашь, стекло, кисти).

3. Воспитательные:

- прививать любовь к истории, к народной культуре;

- стимулировать положительное личностное воспитание учащихся;

- формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений различать виды современного  ДПИ.    

   

Тип урока

Комбинированный.

Планируемые результаты

Предметные (ПР)

- Учащиеся должны понимать, что такое – витраж, объяснять роль витража в интерьере, различать типы и стили витражей, знать тематику витража.

- Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.

- Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.

Личностные (ЛР)

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класс;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;

- учиться выполнять различные роли в паре и группе.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре и в группе;

- уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Формы работы:

Групповая

Индивидуальная

Самостоятельная

Просмотр- анализ работ

Витраж как вид современного ДПИ, типы витражей, история витража, роль витража в интерьере.

Образовательные ресурсы, оборудование

Компьютер, мультимедиа проектор

Презентация «Искусство витража».

Готовые образцы витражной росписи

Витражные краски, файлы, контурные рисунки

Ход урока.

Этапы урока

Формируемые умения

Результат этапа

Цели этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Организационный

(этап мотивации).

 Эмоциональный  настрой.

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

обобщения на тему урока

Познавательные  УУД:

- действия исследования, поиска, отбора необходимой информации,

моделирование изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, поприветствуйте и улыбнитесь нашим гостям! Молодцы! Надеюсь, наш урок будет таким же добрым, как ваши улыбки!

– Сегодня у нас очень интересный и занимательный урок и чтобы у всех было отличное настроение и все получилось, я прочту следующие строчки, а вы будете за мной повторять.

– Сегодняшний урок мне хочется начать словами известного русского поэта Сергея Есенина:

«Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек».

– Природа, красота, человек – часто трудно отделить эти слова друг от друга. И не случайно многие художники, писатели, поэты, музыканты посвящали природе свои восторженные произведения.
– Вот и сегодня нам предстоит сделать маленькое открытие в природе, связанное с красотой и человеком.

Природа для человека стала источником вдохновения и фантазии. Наша Россия богата талантливыми людьми, народными умельцами. И думаю, вы согласитесь, что человека, который многое умеет делать сам, вправе называть мастером на все руки.

– Про такого мастера говорят:

Не от скуки МАСТЕР на все руки;
Дело мастера боится.

– А вот родилась поговорка «мастер на все руки» в профессиональной среде перчаточников. Мастером на все руки называли встарь умельца, который мог сделать перчатки на любую руку.
– Нам сегодня тоже предстоит узнать, какие вы мастера рисовать, но это произойдет чуть позже.
– Посмотрите что могут сделать человеческие руки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки.

Настрой на урок.

Просмотр иллюстраций учебника, участие в беседе

3. Актуализация знаний и умений.

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

-выражать в творческой работе своё отношение к-- находить в иллюстрациях  и таблицах презентации ответы на  заданные вопросы

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

- Ребята, что изображено на доске? (Образцы современного выставочного искусства)

- Что такое современное выставочное искусство? (искусство свободное от народных традиций. Изделия которого зачастую являются просто видом творчества или применяются для дизайна).

Перечислите виды современного декоративного искусства:

Керамика

Художественное стекло

Изделия из металла

Гобелен

Батик

Витраж

Коллаж

 Тема урока «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Искусство витража».

- Чему мы будем учиться?

1) Беседа о современном ДПИ

- В чём состоит отличие произведений ДПИ от изделий массового производства?

Покажите это на примерах.

- Где в основном используется современное декоративное искусство?

– Что означает слово “ интерьер “?

- Скажите, пожалуйста, в чём отличие современного художника – прикладника от народного мастера?

Участвуют в беседе.

- Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий.

- Внутреннее убранство здания, помещения.

- Художники и дизайнеры.

- В отличие от народного мастера, работающего в традиции и сохраняющего в своём творчестве передаваемые из поколения в поколение правила и навыки, современный художник - прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то новое.

4..Формулирование  учебной проблемы, планирование действий

Проблематизация и мотивация учебной деятельности.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- определять правила работы по художественно- дидактической таблице;

- сравнивать  предлагаемые образы, находить в них  общее и различное(  характер формы, декор, цветовое решение);

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .

Личностные УУД

Устанавливать связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать здание;

-создание творческого и реалистичного  объекта. Задания;

- уметь выражать в своей работе  отношение к создаваемому объекту.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

- Прослушайте отрывок из рассказа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери»  и постарайтесь определить тему урока.

«…Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника- это не только страница истории Франции, но и история науки и искусства…

Внутри собора было уже сумрачно и пусто. Боковые пределы заволокло тьмой, а лампады мерцали, как звезды, так глубок был мрак, окутывающий своды, лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в закатном луче, переливались во мраке, словно груда алмазов, от которых льется синий и красный , зеленый и золотой свет. Его потоки мягкими волнами попадают внутрь храма , в нем становится таинственно и волшебно. Лица людей, вещи, стены, даже пол делаются загадочными. Словно прикрытые тонкой цветной дымкой, мягко сияют глаза, отблескивая навстречу лучам цветного света…собор становится уютнее. Окна играют, горят красками, словно цветные пожары.»

– Стекло – удивительный, непохожий на другие материал, и работы, выполненные на стекле, получаются хрупкими и оригинальными. Росписи по стеклу необычны и невероятно красивы, они поражают своим магическим великолепием. Можно несколько часов рассматривать расписанные витражи и все равно уйти неудовлетворенным. –Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом декоративно-прикладного искусства – витражом.

  1. - Итак, тема нашего урока:    «Искусство витража»
  2. А теперь, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в город мастеров. Помогут мне в этом наши ведущие мастеровые.

"Ассоциативный ряд"

  1. Витраж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) – это произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма.
  2. Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света.
  3. Искусство витража появилось более полутора тысяч лет назад, в средние века. Оно украшало окна костёлов, монастырей, церквей, затем перешло на общественные жилые здания. Свет, проникая через цветные стёкла, отражаясь на полу, стенах, создавал фантастическую сказочную обстановку.
  4. Витражи появились очень давно. Их пытались делать еще во времена Древнего Египта. Но истинное рождение витражей произошло в Средние века, в Западной Европе. Давайте сейчас с вами отправимся в путешествие во времени и окажемся в средневековом городе.
  5.                            Есть чудеса на белом свете:
  6.                              Глядели мы, глядели дети,
  7.                               Как через узкие оконца,
  8.                              Минуя каменный портал,
  9.                               Сюда снаружи проникал
  10.                             Огонь садящегося солнца.
  11. Вечерний свет уже погас, оставив стены,
  12. И ленты витражей стемнели постепенно.
  13. Был давний век суров,
  14. Но труд для вечных истин
  15. Витражных мастеров
  16. Был вправду бескорыстен:
  17. Ведь вы увидите под сводами немного,
  18. Видны творенья те лишь адресату - Богу.
  19.    - На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?
  20. - Какие же цели мы определим на этот урок?

- Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы?

- Слушают рассказ и  определяют тему и цели  урока.

Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

  1. 1. Узнать, что такое витраж.
  2. 2. Познакомиться с типами витражей.
  3. 3. Выполнить  подобие витража с эффектом цветного свечения.

- Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор.

5.  Первичное восприятие и усвоение нового

теоретического учебного материала

Диалог (фронтальная беседа).

Работа в группе. (класс заранее поделен на 4 группы)

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности ;

- определять критерии  сравнения изучаемого и усвоенного   в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания);

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- ориентироваться в учебнике и тетради;

-находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

- определять критерии  сравнения изучаемого и усвоенного   в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

– Что же такое витраж, какова его история – обо всем этом мы узнаем с ваших докладов, которые вы подготовите, работая в группах.

1. Работа в группе по маршрутному листу.

- Чтобы систематизировать и пополнить наши знания о витраже, предлагаю вам маршрутные листы, по которым вы будете работать в группе.

- Ребята, а как мы узнаем, что вы закончили работу?

- Ознакомьтесь, пожалуйста, с маршрутным листом, всё ли понятно?

- Приступайте к выполнению задания, на это вам отводится 4-5 минут.

- Время вышло.

- А теперь обсудите и договоритесь, кто из группы озвучит предложения, которые получились.

2. Презентация. Рассказ – дополнения учителя.

– Теперь вы знаете, что представляет витраж. Техника его выполнения довольно сложная и кропотливая. Витраж составляют из отдельных кусочков цветного стекла. Для начала цветное стекло в расплавленном виде окрашивалось в разные цвета. Затем разрезалось на куски. После подбора по рисунку кусочки стекла скреплялись свинцовыми перемычками. В настоящее же время выделяют несколько типов витражей в зависимости от техники изготовления.

 - Сейчас  выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:

В наше время есть несколько технологий изготовления витражей:

Классическом наборном витраже, где кусочки стекла нужной формы вставляются в свинцовую оплетку. Такой витраж еще называют паяным, так как детали оплетки (каркаса) паяют между собой. Такая технология витража трудоемка, но очень долговечна.

Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.

Роспись по стеклу и пластику является новой современной технологией витража и очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, как среди людей увлеченных художественным творчеством так и среди профессионалов.

Еще одна интересная современная технология: фьюзинг - спекание (дословно с английского - сплавление) стекла. Рисунок выложенный на целом пласте стекла из кусочков цветного стекла разогревается в специальной печи до высокой температуры и спекается в монолитную единую композицию. Так декорируют стекла для дверей, стекла для кухонной мебели.

Существует еще  технология матированного витража.  Так декорируют стекла и зеркала при помощи механической обработки поверхности стекла воздушной струей с частичками абразива (пескоструйная обработка) или химическое матирование с помощью плавиковой кислоты. Рисунок витража при такой технологии закрывают трафаретом.

Довольно новая промышленная технология контурного витража позволяет украсить интерьеры ванных комнат, бассейнов, аквариумы, стеклопакеты. Такую возможность дают материалы - контуры из сверхпрочного полимера и лаки устойчивые к ультрафиолетовому излучению.

Еще одна современная технология – пленочный витраж. В этом случае

на прозрачное листовое стекло наносится плёночное покрытие, придающее будущему изделию цвет. Имитация жил витража выполняется с помощью самоклеящейся свинцовой протяжки.

Цветные окна были украшением средневековых соборов в городах Западной Европы. Российские царские вельможи также стали украшать свои залы, следуя западной моде.

В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает окна, двери, перегородки общественных зданий, изменяя их облик.

В современном интерьере витраж отлично уживается с любым стилем от классики до хайтека (современный минимализм). Главное - соблюсти основное правило: витраж должен сочетаться с интерьером по стилю и цветовой гамме.

Конечно, сделать настоящий витраж, используя цветные стекла, – дело непростое. Для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия.

- Группа, которая закончила работу, взявшись за руки, поднимает руки вверх.

Знакомятся с маршрутным листом.

Работают в группе: читают текст маршрутного листа  и рассматривают иллюстрации на с. 175-179 учебника, отвечают на вопросы  в маршрутном листе. Анализируют новые сведения о витраже.

- Определяют, кто будет представлять итоги работы в группе. Выступления.

Воспринимают презентацию.

Участвуют в диалоге.

6. Физминутка.

Мы немного отдохнём,

Встанем глубоко вздохнём.

- Предлагаю вам поиграть. Если я назову народные художественные промыслы – потопайте, если современное декоративно-прикладное искусство – похлопайте!

- Дымковская игрушка, керамика, мозаика, жостовский поднос, гжель, панно, хохлома, батик, городецкая роспись, гобелен, витраж.

Отдохнули и тогда,

За работу нам пора!

Отдыхают.

Участвуют в физминутке.

7. Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решении задач.

Формирование УУД.

Контроль над процессом и результатом деятельности.

В  ходе работы  учитель включает музыку, которая способствует творческой активности учащихся.

регулятивные:

- определять и форму-лировать  цель дея-тельность на уроке;

- определять последовательность своих действий на уроке;

предметные:

- владение карандашом, фломастерами, гелевыми ручками.

-первичные умения видеть конструкцию.

- проводить правильно вертикальные , горизонтальные, наклонные линии;

Метапредметные УУД

регулятивные:

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение объясняя его критерии;

- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;

коммуникативные:

- 

слушать и понимать речь других;

- умение развёрнуто и точно( понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

 1. Подготовка к практической работе.

2. Практическая работа.

Мастер изображения подготовил вам  задания. Мастер постройки выстроил нам город, а мы его украсим. Выполним коллективную работу « Город Мастеров».

Итак, дети работают по группам- мастерским.

Я приготовила для вас трафареты контурного рисунка, использовала главное правило – все контуры – линии изображения должны соприкасаться друг с другом и с самой рамой, как бы дробить рисунок на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которых потом появятся цветные “стекла”.

Задание: создать эскиз витража для украшения города мастеров.

Этапы работы:

-  Прорисовка каркаса витража (карандаш)

-  Раскладка композиции по цветам с учетом логики цветопередачи.

-  Прорисовывание жилок.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы

Работа учащихся под руководством учителя

8. Итог. Рефлексия деятельности.

Личностные УУД

- установление связи между целью  деятельности и её результатом;

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь критически оценивать творческие работы  ( свои и одноклассников), определять лучшие и  разделять их по уровню качества;

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

Ведущие мастеровые наиболее удачные работы отбирают, для того, чтобы при помощи двойного скотча украсить город Мастеров.

        Изразцы украсили фасад дома, а окна,  словно цветущий сад, украсили дома города Мастеров. Проект удался.

Меняются времена, меняется мода, но всё-таки народные промыслы живы. И по-прежнему изделия мастеров искусства приносят нам радость.

-  Что мы называем витражом?
– Как вы думаете, где в школе можно сделать такие витражи?
– Как изменилось бы помещение?

- Мы достигли цели, которую ставили перед собой в начале урока?

- Как вы думаете, зачем нужен витраж?

- С какими видами  витражей вы познакомились?                                                          

- Для чего служат изделия современного декоративного искусства?

- Кто может похвалить себя? За что?

- Кто недоволен собой? Что не получилось?

- Молодцы! Все сегодня работали просто, замечательно

Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание (дифференцированное, т.е. на выбор).

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение ранее                  усвоенных ЗУНов

ДЗ  Подготовить сообщение о витраже. Проанализировать работу и подкорректировать обнаруженные недостатки.

Закончить урок мне хотелось бы словами «Мы часто видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть…» Я желаю вам видеть в мире только прекрасное. Спасибо за урок.

На этом наш урок завершается. Желаю вам удачи и всего хорошего.

Запись д/з в дневник.