Безопасность жизнедеятельности Тестовые и ситуационные задания Дидактическая разработка

Марченко Ирина Валерьевна
Дидактический материал содержит коллекции проверочных и тестовых заданий, памяток, наглядного материала, ситуационных задач и викторин для контроля качества знаний и проведения внеклассных уроков по безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании. Возраст обучающихся - 10-15 лет. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_razrabotka._osnovy_zhiznedeyatelnosti.docx83.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО ДХШ г. Усть-Лабинска

Безопасность жизнедеятельности Тестовые и ситуационные задания

Дидактическая разработка

Утверждено на пед. совете

Пр. № ____  от  ______________

Составитель: Марченко Ирина Валерьевна

06.02.2017

Дидактический материал содержит коллекции проверочных и тестовых заданий, памяток, наглядного материала, ситуационных задач и викторин для контроля качества знаний и проведения внеклассных уроков по безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании. Возраст обучающихся - 10-15 лет.


СОДЕРЖАНИЕ 

I. ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 
II. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА «КАК ПОСТУПИТЕ ВЫ?» 
III.  ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ ПО ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

IV.  ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ «ГЕРОИ И ПОДВИГИ» 

V. ТЕСТЫ «Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования».

VI. ТЕСТЫ «Правила безопасного поведения в ситуациях криминального характера».

VII. Тесты. «Основы медицинских знаний».

VIII. ТЕСТЫ. «Идем в поход».

Приложение 1. «Памятки»

Приложение 2. Наглядный материал


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

При разработке проверочных заданий особое внимание было уделено вопросам проверки знаний учащимися правил поведения при угрозе террористического акта, основам безопасности личности и государства, медицинских знаний и здорового образа жизни, затронуты вопросы патриотичного воспитания. Раздаточные «Памятки» по безопасности жизнедеятельности помогут педагогам правильно выстроить занятие и закрепить полученные знания.

Материал составлен в помощь педагогам при проведении внеклассных занятий в дополнительном образовании.

Ситуационные задачи представлены следующей тематикой: 
• опасные ситуации, возникающие на дорогах и касающиеся безопасного 
поведения участников дорожного движения: пешеходов, пассажиров, 
водителей (велосипедистов); 
• опасные ситуации, связанные с обеспечением пожарной безопасности, 
при возникновении пожаров в жилых и общественных зданиях; 
• опасные ситуации криминогенного характера; 
• обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях 
природного, техногенного и социального характера; 
• обеспечение личной безопасности при угрозе возникновения 
террористического акта. 
Работа с ситуационными задачами призвана способствовать 
формированию личной компетенции каждого обучаемого в области правил 
безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. 
Преподаватель может самостоятельно выбрать необходимые ему проверочные и контрольные материалы с учетом: 
– целей урока; 
– уровня подготовка класса; 
– формы организации учебного процесса (комбинированный урок, 
практическое занятие, контрольная работа и др.). 
У учителя имеется возможность регулировать количество заданий, 
количество вариантов заданий, форму организации материала и т.д.


I. ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ 

Задание 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА 

Проверочные задания. 
1. Назовите меры противопожарной безопасности при разведении костра. 
2. Расскажите о ваших действиях в случае обнаружения вами взрывоопасных устройств и предметов. 

Тестовые задания 
1. Назовите явление, для которого важным поражающим фактором является проникающая радиация 
(выберите два правильных ответа): 
а) извержение вулкана; 
б) авария ледокола, работающего на горючем из нефтепродуктов; 
в) авария атомохода, при которой энергетический блок остался неповрежденным; 
*г) авария на атомной электростанции, сопровождающаяся разрушением энергетического блока; 
д) взрыв боеприпаса на основе тротила; 
*е) взрыв водородной бомбы. 
---------------------------------- 
* Звездочкой отмечены правильные ответы. 

2. Нахождение отдельного человека или группы людей вдали от населенных пунктов среди тайги, тундры, 
степи и т. д. называется (выберите правильный ответ): 
а) творческой командировкой; 
*б) автономным существованием; 
в) экскурсионным туризмом; 
г) туристическим походом выходного дня. 
Ситуационные задачи 
1. Вы поехали отдыхать на море на один из курортов. Рано утром из окна отеля увидели, что из глубины моря 
на берег движется огромная волна высотой в несколько метров. Перечислите ваши действия в подобной 
ситуации. Обоснуйте свой ответ. 
2. Возвращаясь из школы, вы поднялись на лестничную площадку, где расположена ваша квартира, и увидели 
двух незнакомых мужчин, которые стараются не показывать свои лица. Ваши действия? 


Задание 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 

Проверочные задания. 
1. Обоснуйте значение соблюдения правил личной и общественной гигиены для здоровья человека. 
2. Сформулируйте порядок оказания первой медицинской помощи при поражении человека электротоком.

Тестовые задания 
1. Повязку «чепец» накладывают пострадавшему (выберите правильный ответ): 
*а) при повреждениях волосистой части головы; 
б) при травме шеи; 
в) при повреждении органов зрения; 
г) при сильном кровотечении из ран конечностей. 
2. При длительном курении воздействие канцерогенных веществ на организм может вызвать следующее 
заболевание (выберите правильный ответ): 
а) туберкулез; 
б) ангину; 
в) катар; 
*г) рак. 
Ситуационные задачи 
1. Во время лыжной прогулки у товарища (у подруги) на щеке появилось белое пятно. Прикосновения пальцев 
он (она) не ощущает. Что произошло? Перечислите меры первой помощи, которые должны быть оказаны 
пострадавшему. 
2. Вы с друзьями (подругами) оказались в зоне химической аварии. Один из ваших друзей серьезно пострадал, не может самостоятельно передвигаться, а его нужно срочно вынести в безопасное место. Носилок у вас нет, на быструю помощь взрослых рассчитывать не приходится. Расскажите подробно о способах безносилочного переноса, которыми вы воспользуетесь. 



ВТОРОЙ ВАРИАНТ 

Задание 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА 

Проверочные задания. 
1. Перечислите порядок своих действий, если вы услышали по радио (телевизору) сообщение о начавшемся 
землетрясении в вашем регионе. Обоснуйте свой ответ. 
2. Перечислите правила, которые должен знать и соблюдать участник дорожного движения. 

Тестовые задания 
1. Как называется событие техногенного характера с трагическими последствиями, приведшее к гибели 
людей? (Выберите правильный ответ.) 
а) несчастный случай; 
*б) катастрофа; 
в) экстремальная ситуация; 
г) чрезвычайная ситуация. 
2. При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции ни 
в коем случае НЕ должны рассматриваться вопросы (выбери правильный ответ): 
*а) о передаче террористам оружия и иных средств поражения; 
б) об освобождении женщин и детей; 
в) о доставке медикаментов; 
г) об оказании медицинской помощи пострадавшим. 



Ситуационные задачи 


1. Потренируйтесь в использовании подручных средств для тушения воображаемого огня на вашем товарище 
(подруге). Как вы будете действовать, если одежда загорелась на вас? 
2. Ваш дом попадает в объявленный район затопления. Обоснуйте правильный алгоритм своих действий. 

Задание 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 

Проверочные задания. 
1. Перечислите правила использования факторов окружающей среды для проведения закаливающих 
процедур. 
2. Охарактеризуйте различные виды кровотечений. Перечислите способы остановки кровотечений. 

Тестовые задания 
1. Способность поддерживать необходимую для обеспечения жизнедеятельности нагрузку и противостоять 
утомлению, возникающему в процессе выполнения работы, называют (выберите правильный ответ): 
*а) выносливостью; 
б) гибкостью; 
в) устойчивостью; 
г) координацией. 

2. Ожоги, вызванные воздействием светового излучения, пламени, кипятка, горячего пара, называются 
(выберите правильный ответ): 
а) химическими; 
б) физическими; 
в) радиационными; 
*г) термическими. 

Ситуационные задачи 
1. У пострадавшего, находящегося без сознания, появились признаки тошноты и рвоты. Кроме вас рядом с 
ним никого нет. Каковы будут ваши действия? 
2. В поезде, в котором вы едете, начался пожар. Сформулируйте алгоритм ваших действий. 
II. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА «КАК ПОСТУПИТЕ ВЫ?» 

В разные сложные ситуации может попасть человек. Как поступить, как выйти из них без потерь, без ущерба? Эти вопросы не всегда удается решить не только детям, но и взрослым. Давайте потренируемся, определим свои возможности и знания. На первый взгляд кажется все просто. А вы попробуйте 
1. Находясь в лесу зимой, вы, кажется, отморозили руку. Вы будете 
а) растирать ее снегом; 
б) согреваться около костра; 
в) согревать ее собственным теплом? 
2. Вам необходимо перебраться вброд через реку с быстрым течением. Каким из предложенных способов вы будете переходить ее в выбранном вами месте: 
а) вниз по течению; 
б) перпендикулярно течению; 
в) против течения; 
г) под углом 45' к течению? 
Как поступите с рюкзаком, находящимся у вас за плечами? 
3. Вас мучает чувство голода, а продуктов питания нет. Как вы определите пригодность растений и ягод к употреблению в пищу: 
а) попытаетесь есть то, что едят птицы; 
б) будете есть все встречающиеся на пути ягоды, за исключением ярко-красных; 
в) возьмете в рот небольшое количество ягод или незнакомых вам растений и, немного разжевав их, подождете 5 — 10 мин; 
г) несмотря на голод, совершенно откажетесь употреблять в пищу незнакомые ягоды и растения? 
4. Передвигаясь по тонкому льду озера, вы внезапно попали в холодную воду. Что вы будете делать, достигнув берега: 
а) освободившись от мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь; 
б) некоторое время кататься по снегу в мокрой одежде; 
в) прыгать в мокрой одежде? 
5. Вам предстоит совершить длительный переход. Далеко от конечного пункта пути вы обнаружили потертости на ногах. Как вы поступите: 
а) протрете подошвы обуви бензином; 
б) намочите носки водой и наденете обувь; 
в) время от времени будете переодевать носки с одной ноги на другую; наденете носки наизнанку; 
г) наденете обувь на босую ногу? 
6. Рядом с вашим биваком — ручей сомнительной чистоты и болотце. Воду для приготовления пищи вы будете брать: 
а) из ручья; 
б) из болотца; 
в) из специально вырытой ямы рядом с болотцем? 
7. Вы укрылись в оборудованной вами снежной пещере. Имеющаяся горелка освещает и согревает убежище. При каком цвете пламени горелки вам не следует беспокоиться: 
а) желтом; 
б) голубом; 
в) красном? 
8. Внезапно разразилась сильная гроза. Вы видите, что приближаются интенсивные вспышки молнии. Ваши действия: 
а) спрячетесь под огромным деревом; 
б) укроетесь под навесом скалы; 
в) останетесь на открытой местности, продолжая движение и не обращая внимания на угрозу, 
г) найдете не выделяющееся на местности укрытие и переждете грозу? 

ВОПРОСЫ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ 


1. Какие виды оружия относятся к оружию массового поражения? Фугасные авиабомбы, артиллерийские снаряды, мины. Реактивные установки залпового огня «Град». Ядерное, химическое и бактериологическое оружие (правильный ответ) 
2. Воздействие какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражение глаз и пожары? 
Проникающая радиация. Световое излучение (правильный ответ). Электромагнитный импульс. 
3. Воздействие какого поражающего фактора ядерного взрыва может разрушить здания, сооружения? Ударная волна (правильный ответ). Световое излучение. Проникающая радиация. 
4. От чего зависит стойкость химического заражения? 
От токсичности ОВ и направления ветра. От площади разлива и рельефа местности. От свойств отравляющих веществ, погоды и условий местности (правильный ответ). 
5. Что относится к индивидуальным средствам защиты органов дыхания? Костюм Л-1, ОВЗК. Противогаз, респиратор, противопыльная тканевая маска (ПТМ-1), ватно-марлевая повязка (правильный ответ). Убежище и ПРУ. 
6. Кем и когда был изобретен противогаз? 
Н.Д. Зелинским в 1915 году (правильный ответ). Г.И. Головиным в 1913 году. М.И. Луховинским в 1914 году. 
7. Чем отличается фильтрующий противогаз от изолирующего? 
В фильтрующем противогазе вдыхаемый воздух очищается от вредных газов и других примесей в фильтрующе-поглощающей коробке и после этого попадает в органы дыхания. В изолирующем человек дышит за счет имеющегося запаса воздуха, кислорода и регенерации выдыхаемого углекислого газа. 
8. Можно ли использовать обычную одежду для защиты кожи от ОВ? Да, можно, если пропитать специальным раствором мыльно-масляной эмульсии (правильный ответ). Нет, нельзя. Можно в любом случае. 
9. Какие коллективные средства защиты вы знаете? 
Убежища и противорадиационные укрытия (правильный ответ). Противогазы, респираторы. Защитные комплекты Л-1, ОВЗК. 
10. Как действовать по сигналу «Внимание всем!»? 
Надеть средства защиты, покинуть помещение. Включить радио или телевизор (правильный ответ). Быстро направляться в убежище. 
11. Что такое дезактивация? 
Удаление радиоактивных веществ с зараженных поверхностей (правильный ответ). Обеззараживание отравляющих веществ. Уничтожение или устранение болезнетворных микробов во внешней среде. 
12. Перечислите основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени. 
Оповещение. Применение индивидуальных и коллективных средств защиты. Эвакуация. Организация спасательных и других неотложных работ. Санитарная обработка. Организация жизнеобеспечения населения. Обучение населения. 
13. В первую мировую войну впервые была проведена газовая атака с использованием хлора. Где, кто, когда осуществил ее? 
22 апреля 1915г. на западном фронте, Германия. 
14. Назовите дату Международного дня гражданской обороны. 
1 марта. Отмечается в связи с созданием в 1972 г. Международной организации гражданской обороны. 
15. Кто является начальником гражданской обороны (НПО) на предприятии, в организации, учреждении и учебном заведении? Директор, руководитель. 
16. Что такое невоенизированные формирования? Из кого и где они создаются? Каково их предназначение? 
Это подразделения, создаваемые из рабочих и служащих своего предприятия (организации, учреждения, учебного заведения), прошедшие специальную подготовку и предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения (разрушения). 
17. Назовите основные принципы защиты населения, которые предусматриваются мероприятиями гражданской обороны. 
Оповещение, укрытие в защитных сооружениях (убежища, укрытия), обеспечение средствами индивидуальной защиты (противогазы, респираторы), эвакуация (отселение). 

III.  ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ ПО ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 
1. При аварии на химически опасном объекте вы можете оказаться в зоне заражения. В каком направлении следует быстро покинуть предполагаемую зону заражения? 
По направлению ветра. Навстречу ветру. Перпендикулярно направлению ветра (правильный ответ). 
2. При аварии с утечкой аммиака в качестве средства индивидуальной защиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Каким раствором следует ее смочить? 
2%-м раствором нашатырного спирта. 2%-м раствором уксусной или лимонной кислоты (правильный ответ). 5%-м раствором соды. 
3. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора. Вы можете оказаться в зоне заражения, живете на 1-м этаже девятиэтажного дома. Как поступите? 
Укроетесь в подвале здания. Поднимитесь на верхний этаж (правильный ответ). Останетесь в своей квартире. 
4. Пары какого из веществ являются наиболее токсичными? 
Хлора. Аммиака. Ртути (пояснить, что они в 100 раз токсичнее паров хлора и в 2 тыс. раз — паров аммиака) (правильный ответ). 
5. Какие стихийные бедствия причиняют наибольший урон людям? Землетрясения, наводнения, бури, ураганы, смерчи, оползни, сели, сходы снежных лавин. 
6. Вы отдыхаете в южном городе. Находясь на 3-м этаже девятиэтажного дома, почувствовали толчок. Назовите ваши действия при землетрясении. 
Остаться дома. Встать в дверной или балконный проем (правильный ответ). Немедленно выбежать из дома на улицу. Оставаться на том же месте, ждать сообщений по радио. 
7. По каким основным признакам классифицируются чрезвычайные ситуации? 
Сфере возникновения (техногенные, природные, экологические). Ведомственной принадлежности (в строительстве, промышленности, транспорте и т.д.). Масштабу возможных последствий (частные, объектовые, местные, региональные, глобальные). 
8. Вы открыли дверь своей квартиры на 10-м этаже и обнаружили сильное задымление. Ваши действия? 
Немедленно спуститься на лифте вниз и выбежать из здания. Срочно выявить источник задымления. Плотно закрыть дверь и позвонить по телефону «01» (правильный ответ). 
9. Что запрещено тушить пенным огнетушителем? Электроустановки и электропровода под напряжением. 
10. Можно ли использовать фильтрующий противогаз при пожаре для защиты от дыма? 
Можно, если вместо фильтрующе-поглощающей коробки навинтить гопкалитовый патрон. 
11. Как остановить сильное кровотечение на руке? 
С помощью жгута, наложенного ниже места ранения. Наложенного выше места ранения (правильный ответ). Непосредственно на место ранения. 
12. Какова последовательность оказания первой помощи при переломах и вывихах? 
В случае открытого перелома: 
Остановка артериального кровотечения (жгут, закрутка, максимальное сгибание). Наложение стерильной повязки на рану. Иммобилизация (наложение шины) перелома подручными средствами. 
В случае вывиха: 
Лед, холод на место вывиха. Тугая повязка на сустав вывиха. Иммобилизация вывиха. 
13. Какова первая помощь при ожогах? 
Погасить горящую одежду. Обожженную часть тела освободить от одежды, обрезая ее вокруг раны. Не вскрывать пузыри, не смазывать различными мазями место ожога. Легко протереть спиртом и наложить стерильную повязку. Вызвать скорую по «03». Сообщить о пожаре (если он был) по «01». 
14. Какова первая помощь при обморожениях? 
Перевести пострадавшего в теплое помещение, мокрую одежду и белье заменить сухим. Поврежденные участки тела протереть спиртом и наложить стерильную повязку. Не рекомендуется растирать отмороженный участок снегом, грубой материей (перчаткой). Напоить пострадавшего горячим чаем, кофе, молоком. При сильном общем охлаждении организма необходимо поместить пострадавшего в ванну с водой +25 — 27'С, постепенно доводя ее температуру до +37"С. Дать горячий чай, кофе и отправить в больницу. 
15. Какова первая помощь на берегу при утоплении? 
Как можно скорее извлечь пострадавшего из воды (клиническая смерть длится не более 5 — 7 минут). Удалить воду из легких и желудка, положив на колено головой вниз. Затем перевернуть на спину и сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Пострадавшего согреть чаем, кофе и отправить в больницу. 
16. Какова первая помощь при отравлении ядовитыми растениями, грибами, ягодами? 
Признаки отравления: общая слабость, головокружение, тошнота и рвота, боли в животе. 
Следует немедленно вызвать рвоту, промыть желудок, сделать клизму, предварительно дать выпить 5-6 стаканов подсоленной воды, свежего молока, затем уложить в теплую постель, создать покой. 
17. Террористический акт. Взорван соседний дом. В вашем подъезде обрушилась лестница, выбиты все стекла. Что делать? 
Не прыгать с верхних этажей. Не паниковать. Выйти на уцелевшие балконы, лоджии или к окнам и звать на помощь криками или размахиванием простыни, полотенца, рубашки. По возможности оказать помощь тем, кто пострадал от разлетевшихся стекол и других предметов. 
18. Разрушено здание. Вы оказались под обломками. Как действовать? 
Не паниковать, не падать духом, обуздать страх. Оценить обстановку. Не делать лишних движений. Берегите силы. Если самому не выбраться, зовите на помощь, особенно в «минуты молчания», когда не работает техника. Ваши крики, стоны будут услышаны спасателями. 


IV.  ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ «ГЕРОИ И ПОДВИГИ» 


1. Когда началась и закончилась вторая мировая война? 
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Англия и Франция, связанные с Польшей пактом о взаимопомощи, объявили войну Германии. 2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. 
2. Когда было учреждено звание Героя Советского Союза? Кто и за что награжден Золотой Звездой № 1? 
16 апреля 1934 г. Верховным Советом СССР. 
Первыми удостоены звания Героя Советского Союза летчики полярной авиации Си-гизмунд Александрович Леваневский (Золотая Звезда № 1), Анатолий Васильевич Ляпидевский, Николай Петрович Каманин, Василий Сергеевич Молоков. 
3. Кто из советских военнослужащих в годы Великой Отечественной войны был трижды удостоен звания Героя Советского Союза? 
Иван Никитович Кожедуб, Александр Иванович Покрышкин, Георгий Константинович Жуков. 
4. Кто из советских полководцев был дважды награжден орденом «Победа»? Георгий Константинович Жуков, Александр Михайлович Василевский. 
5. Какими фронтами было начато наступление Советских войск по освобождению Белоруссии? Как называлась операция? 
22 июня 1944 г., 1, 2, 3-м Белорусскими и 1-м Прибалтийским фронтами. Операция называлась «Багратион». 
6. В каких боях и когда родилась советская гвардия — гордость нашей армии? 
18 сентября 1941 г. 10, 127, 153, 161-я стрелковые дивизии геройски сражались с врагом под Минском, Смоленском, участвовали в контрударе под Ельней. За массовый героизм, мужество личного состава, высокое воинское мастерство они были переименованы в гвардейские. 
7. В каком году были введены погоны в Советской Армии? 
В 1943 году. 
8. Сколько советских воинов удостоены звания Героя Советского Союза за подвиги на фронтах Великой Отечественной войны? Около 12 тысяч. 
9. Кто и когда водрузил Знамя Победы над рейхстагом? Где знамя хранится сейчас? Разведчики 756-го полка 150 сд М.А.Егоров и М.В.Кантария. Хранится в Центральном музее Вооруженных Сил. 
10. Когда проходил на Красной площади Парад Победы? Кто командовал и принимал его? 
24 июня 1945 г. Принимал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, командовал Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский. 
11. Кто такой Александр Матросов? Какой подвиг он совершил? 
23 февраля 1943 г. гв. рядовой А.Матросов в бою за деревню Чернушки (Псковская обл.) закрыл своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев. Его подвиг стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине. Герой Советского Союза (посмертно). 
12. Когда в годы войны был первый салют и в честь какого события? 
5 августа 1943 года в честь освобождения городов Орла и Белгорода. 
13. Когда и где произошло самое крупное танковое сражение второй мировой войны? 
12 июля 1943 г., близ с. Прохоровки на Курской дуге, с обеих сторон участвовали около 1200 танков. 
14. Кто и когда впервые в истории человечества совершил полет в космос? Юрий Алексеевич Гагарин, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток». 
15. Какая дата считается днем рождения регулярного Российского флота? Октябрь 1696 г. Боярская дума приняла Указ «Морским судам быть». 
16. Кто и когда отбил у гитлеровцев в Сталинграде дом, который потом оборонялся 58 дней и ночей? 
Сержант Павлов Яков Федотович. В сентябре 1942 г. его разведгруппа ворвалась в дом в центре Сталинграда (Волгограда) и удерживала его до конца боев в городе. Звание Героя Советского Союза присвоено в 1945 году. 
17. Когда и под чьим командованием авиация Краснознаменного Балтийского флота нанесла первый бомбовый удар по Берлину? 
В августе 1941 г. под командованием полковника Преображенского Евгения Николаевича. Самолеты взлетали с аэродрома на острове Саарема (Эстония). 
18. Где и когда впервые были применены реактивные установки "Катюша"? Кто командовал батареей? 
14 июля 1941 г. в районе станции Орша. Батареей командовал капитан Флёров Иван Андреевич. 

V. ТЕСТЫ

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования.

 

(Дополни предложение)

1.Выживание человека – это…

  а. активное существование в среде себе подобных;

  б. способ существования белковых тел;

  в. активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях;

  г. Активная деятельность, направленная на улучшение качества жизни и здоровья человека в повседневных условиях.

2.Что необходимо сделать потерпевшему бедствие при аварии транспортного средства в первую очередь?

  а. не следует что-либо предпринимать до приезда спасателей;

  б. перебраться в безопасное место. А также оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

  в. покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;

  г. Сориентироваться на местности и уточнить своё местонахождение, а при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.

 3.При каких условиях принимается решение остаться на месте аварии?

  а. местонахождение ближайшего населённого пункта примерно известно, расстояние до него не далеко.

  б. место происшествия не определено, местность неизвестная и малопроходимая.

  в. сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

  г. Большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм;

  д. нет связи только в течении трёх суток.

 4.При каких условиях принимается решение об уходе с места аварии?

  а. когда точно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него не велико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;

  б. когда примерно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него точно не определено и состояние здоровья большинства людей позволяет преодолеть небольшое расстояние;

  в. когда возникла непосредственная угроза жизни (лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение);

  г. Когда люди не обнаружены спасателями на данном месте из-за густой растительности; в течение трёх суток нет связи;

  д.  когда авария произошла на малознакомой и труднопроходимой местности.

 5.Какие известны основные способы ориентирования на местности?

  а. по памяти;

  б. по растениям;

  в.  по небесным светилам;

  г.  По компасу;

  д. по местным признакам.

6.Какие факторы необходимо учесть при оборудовании временного жилища (укрытия)?

  а.  наличие по близости населённого пункта, где можно взять материалы и инструменты;

  б. температуру воздуха и насекомых;

  в. наличие материалов, необходимых для строительства укрытия, и продолжительность предполагаемой стоянки;

 г. количество и физическое состояние потерпевших бедствие.

 7.Какие известны основные виды костров?

  а. опознавательные;

  б. сигнальные;

  в. пламенные и простейшие очаги;

  г. жаровые.

8.Для чего предназначается опознавательный костёр?

  а. такого не существует;

  б. для опознавания людей;

  в. для подачи сигналов;

  г. для обозначения границ лагеря.

9.Для чего предназначается сигнальный костёр?

  а. такого не существует;

  б. для обеспечения своего местонахождения;

  в. для опознавания людей;

  г. для подачи сигналов внутри лагеря.

  10.Для чего предназначается пламенный костёр?

  а. такого не существует;

  б. для приготовления пищи;

  в. для просушки вещей;

  г. для освещения поляны лагеря;

  д. для подачи сигналов.

 11.Для чего предназначается простейший очаг?

  а. для приготовления большого количество пищи;

  б. для приготовления пищи;

  в. для просушки вещей;

  г. для согревания людей, если они ночуют около костра.

12.Для чего предназначается жаровой костёр?

  а. для оповещения и обогрева лагеря;

  б. для приготовления большого количества пищи;

  в. для просушки вещей;

  г. для согревания людей, если они ночуют у костра.

13.Что может послужить основными источниками пищи в условиях автономного            выживания?  

  а. насекомые и их личинки;

  б. дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы;

  в. пища животного происхождения;

  г. крупные волосатые гусеницы и черви.

 (ответы)

 Ф.И.О.

№ вопроса

Варианты ответов

а

б

в

г

д

е

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

 VI. ТЕСТЫ

Правила безопасного поведения в ситуациях криминального характера.

1.Как следует себя вести, если есть с собой крупная сумма денег?

  а. деньги окружающим надо показывать только при необходимости;

  б. не считать деньги на виду у всех;

  в. избегать мест большого скопления народа;

  г. держаться подальше от рынков и любой толпы;

  д. лучше держать деньги в наружных карманах, оттуда их легче достать при совершении покупки.

2.Как необходимо вести себя, если возникла необходимость выйти из дома в тёмное время суток?

  а. двигаться по кратчайшему маршруту, чтобы быстрее преодолеть плохо освещённые и малолюдные места;

  б. стараться избегать малолюдных и плохо освещённых мест;

  в. на улицах держаться подальше от стен домов и подворотен;

  г. держаться поближе к стенам домов.

3.Как следует отнестись к предложению незнакомого водителя подвести на машине?

  а. согласиться и сесть в машину;

  б. посоветоваться с друзьями;

  в. согласиться, если водитель внушает доверие;

  г. не принимать предложение.

4.Как следует вести себя, если показалось, что кто-то преследует?

  а. остановиться и выяснить, что надо преследователю;

  б. следует менять темп ходьбы;

  в. перейти несколько раз на противоположную сторону улицы;

  г. бежать к освещённому месту или к людям, которые могут помочь.

5.Где лучше занять место, зайдя в кафе или ресторан?

  а. подальше от выхода, спиной к стене;

  б. поближе к выходу, спиной к стене;

  в. рядом со стойкой;

  г. подальше от стойки;

  д. в слабо освещённом углу, чтобы не заметили.

6.Как поступить, если необходимо поменять валюту?

  а. менять валюту в любом месте по наиболее выгодному курсу;

  б. менять валюту только в специально предназначенных для этого местах;

  в. действовать по обстоятельствам;

  г. посоветоваться с прохожими;

7.Как следует поступить, если предлагают принять участие в азартных играх?

  а. согласиться, чтобы увеличить свой капитал;

  б. посоветоваться с друзьями;

  в. подумать и, если предлагающие вызывают доверие, рискнуть;

  г. не следует принимать приглашение.

8.Как необходимо действовать, если подошёл к остановке пустой автобус (троллейбус, трамвай)?

  а. не следует садиться;

  б. следует сесть на заднее сидение;

  в. следует сесть, где понравиться;

  г. следует сесть поближе к водителю.

9.Где следует находиться в автобусе, если в нем нет свободных сидячих мест?

  а. рядом с подножкой;

  б. в проходе у выхода;

  в. в центральном проходе;

  г. там, где есть место;

10. Как необходимо обходить стоящий трамвай?

  а. как удобно пешеходу;

  б. сзади, как и автобус;

  в. спереди;

  г. как большинство других пешеходов;

  д. сзади и спереди.

11.Как следует поступить, если посторонние люди предлагают выпить алкогольные напитки, пиво, лимонад?

  а. поблагодарить и выпить,

  б. поблагодарить и отказаться;

  в. посоветоваться с родственниками;

  г. выпить, если предлагающие внушают доверие.

12.Как необходимо поступить человеку, если в подъезд вместе с ним доходит незнакомец?

  а. не следует обращать на постороннего внимания;

  б. пропустить незнакомца вперёд;

  в. под любым предлогом задержаться у подъезда;

  г. войдя в подъезд побежать наверх.

13.Что необходимо принять человеку, если он всё-таки вошёл в лифт с незнакомцем, вызывающим подозрение?

  а. не следует ничего предпринимать, вести себя как обычно;

  б. заговорить с незнакомцем;

  в. нажать кнопки «диспетчер» и «стоп», завязать разговор с диспетчером и ехать на свой этаж;

  г. постоянно наблюдать за действиями незнакомца.

(ответы)

Фамилия, Имя, класс

№ вопроса

Варианты ответов

а

б

в

г

д

е

1

Х

Х

Х

2

Х

Х

3

Х

4

Х

Х

Х

5

Х

Х

6

Х

7

Х

8

Х

9

Х

10

Х

11

Х

12

Х

Х

13

Х

Х

VII. Тесты. Основы медицинских знаний.

1.Каковы основные признаки наружного кровотечения?

  а. медленное и тягучее кровотечение;

  б. быстрое и пульсирующие кровотечение;

  в. сильная боль в повреждённой части тела;

  г. кровь ярко-красного цвета;

  д. кровь темно-красного цвета.

2.Каковы признаки поверхностного венозного кровотечения?

  а. кровь спокойно вытекает из раны;

  б. кровь фонтанирует из раны;

  в. кровь ярко-красного цвета;

  г. кровь тёмно-красного цвета;

  д. слабость.

3.Каким образом наложить жгут при артериальном кровотечении?

  а. прижать пальцем артерию ниже кровотечения;

  б. прижать пальцем артерию выше кровотечения, на 3-5 см выше раны наложить вокруг конечности чистую мягкую ткань;

  в. плотно приложить жгут к конечности и сделать необходимое количество оборотов, а также прикрепить к жгуту записку с указанием даты и точного времени наложения;

  г. доставить пострадавшего с наложенным жгутом в медицинское учреждение;

  д. на 3-5см ниже раны наложить вокруг конечности чистую ткань.

4.Как правильно наложить давящую повязку?

  а. обработать края раны перекисью водорода или марганцовкой;

  б. обработать края раны вазелином или кремом;

  в. прикрыть рану стерильной салфеткой, а на неё положить сложенный в несколько раз бинт;

  г. наложить повязку.

5.Укажите признаки внутреннего кровотечения?

  а. порозовение кожи в области повреждения;

  б. посинение кожи в области повреждения;

  в. учащённый слабый пульс и частое дыхание;

  г. кашель с кровянистыми выделениями;

  д. повышение артериального давления;

  е. чувство неутолимого голода.

6.В чём заключается оказание первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах?

  а. промыть рану содовым раствором и обработать её спиртом;

  б. промыть рану перекисью водорода (раствором марганцовки) и обработать её йодом;

  в. смазать рану вазелином или кремом;

  г. заклеить рану бактерицидным пластырем или наложить стерильную повязку.

7.Каким образом оказывается первая медицинская помощь при ушибах?

  а. наложением холода на место ушиба;

  б. наложением тепла на место ушиба;

  в. наложением на место ушиба тугой повязки и обеспечением повреждённому месту покоя.

 

8. В чём заключается оказание первой медицинской помощи при растяжениях?

  а. наложить на повреждённое место холод;

  б. наложить на повреждённое место тепло;

  в. наложить на повреждённое место тугую повязку и обеспечить ему покой;

  г. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

9.Каким образом оказывается первая медицинская помощь при вывихах?

  а. обеспечить повреждённой конечности покой;

  б. наложить стерильную повязку и дать пострадавшему обильное питьё;

  в. наложить тугую повязку и дать пострадавшему обезболивающие средство;

  г. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

10.Какой должна быть первая медицинская помощь при открытых переломах?

   а. вправить вышедшие наружу кости;

  б. остановить кровотечение и обработать края Раны антисептиком;

  в. на рану в области перелома наложить стерильную повязку и дать пострадавшему обезболивающие средство;

  г. провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она оказалась в момент повреждения.

11.Как оказать первую медицинскую помощь при закрытых переломах?

  а. провести иммобилизацию места перелома;

  б. устранить искривление конечности;

  в. положить на место травмы холод и дать пострадавшему обезболивающее средство;

  г. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

12.Какой должна быть первая медицинская помощь при подозрении на сотрясение головного мозга?

  а. надо обеспечить пострадавшему абсолютный покой;

  б. на голову пострадавшему наложить тёплую грелку;

  в. на голову пострадавшему положить холод;

  г. вызвать врача.

13.Как оказать экстренную реанимационную помощь пострадавшему?

  а. положить пострадавшего на спину на твёрдую ровную поверхность;

  б. положить пострадавшего на спину на мягкую ровную поверхность;

  в. произвести прекардиальный удар в область грудины;

  г. приступить к непрямому массажу сердца и проведению искусственной вентиляции лёгких, вызвать «скорую помощь».

 (ответы)

Фамилия, Имя, класс

№ вопроса

Варианты ответов

а

б

в

г

д

е

1

Х

Х

2

Х

Х

3

Х

Х

Х

4

Х

Х

Х

5

Х

Х

Х

6

Х

Х

7

Х

Х

Х

8

Х

Х

Х

9

Х

Х

Х

10

Х

Х

Х

11

Х

Х

Х

12

Х

Х

Х

13

Х

Х

Х

VIII. ТЕСТЫ. Идем в поход

1. Что называется  стихийным бедствием? Найдите 1 правильный ответ.

а) техногенные и природные чрезвычайные ситуации

б) различные процессы, которые возникают в результате хозяйственной деятельности человека

в) природные процессы, которые возникают в результате действия стихийных сил природе и могут вызвать многочисленные жертвы и притеснить значительный материальный или иной ущерб

2. Укажите с помощью чего можно определить стороны горизонта. Отметьте  4 правильных ответа.

а) по направлению ветра

б) с помощью компаса

в) с помощью карты

г) по звездам и Луне

д) по Солнцу

3. Подготовка к походу включат в себя: Отметьте  2 правильных ответа.

а) чтение художественной литературы

б) подготовка и  ремонт снаряжения

в) изучение района путешествия

г) сбор лекарственных растений

4. Укажите нарушения техники безопасности при обращении с топором. Отметьте  2 правильных ответа.

а) хранение и переноска топора в чехле

б) рубить ветки нужно против направления их роста

в) рубить дерево нужно под корень

г) после работы с топором его можно оставить на земле или воткнуть в ближайшее живое дерево

5. Укажите предмет не относящийся к групповому снаряжению? Найдите 1 правильный ответ.

а) палатка

б) катамаран

в) рюкзак

г) топор

д) котел

6. Кто из группы туристов должен уметь обращаться с аптечкой? Найдите 1 правильный ответ.

а) руководитель

б) ответственный за хранение аптечки

в) все члены туристической группы

7. Что из перечисленного относится к требованиям  туристического снаряжения? Отметьте  3 правильных ответа.

а) прочное

б) водонепроницаемое

в) легкое

г) старое (то, что не жалко)

д) надежность не обязательна

е) все перечисленное

8. Что из перечисленного не является личным специальным снаряжением? Отметьте  2 правильных ответа.

а) спасательный жилет

б) спальник

в) аптечка

г) велосипед

д) каска

е) спасательная система альпинистская

9. Что из перечисленного не является видом туризма? Найдите 1 правильный ответ.

а) пеший туризм

б) конный туризм

в) скалолазание

г) альпинизм

д) водный туризм

10. Какой буквой на компасе обозначается север? Найдите 1 правильный ответ.

а) S

б) N

в) W

г) F

11. Найдите соответствие изображения костра  с его названием.

b65822417ba3bd7f881f5ef0b5fb501e

а) таежный

б) звезда

в) нодья

г) колодец

д) шалаш

12. В какое созвездие входит Полярная звезда указывающая на север? Найдите 1 правильный ответ.

а) Большая медведица

б) Кассиопея

в) Созвездие гончих псов

г) Малая медведица

13. Азимут это… Найдите 1 правильный ответ.

а) угол между направлением на север и ориентир

б) угол между севером и югом

в) угол между югом и направлением движения

14.  Укажите сторону горизонта которая соответствует азимуту 150 градусов. Найдите 1 правильный ответ.

а) север

б) северо – восток

в) юг

г) юго – восток

д) запад

е) юго - запад

ж) северо – запад

15. Экстремальная ситуация – это..

Найдите 1 правильный ответ.

а) ситуация, которая помогает найти выход из трудного положения

б) ситуация, в которой человек побеждает страх и трусость

в) ситуация, которая содержит угрозу жизни, здоровью и имуществу человека

г) ситуация, когда человек не умеет предвидеть опасности

16. Что угрожает человеку при нарушении правил акклиматизации в жарких континентах? Найдите 1 правильный ответ.

а) кислородное голодание

б) переохлаждение организма

в) обезвоживание организма

г) скука и отсутствие общения

17. Какие признаки свидетельствуют о хорошей ясной погоде: Отметьте  3 правильных ответа.

а) ласточки летают низко к земле

б) обильная утренняя роса

в) бледно – розовы закат

г) вечером становится теплее, чем днем

18. Какие из перечисленных деталей относятся к велосипеду: Отметьте  3 правильных ответа.

а) монетки

б) рама

в) патрубок

г) корпус

д) ниппель

19. Что из перечисленного можно использовать в качестве растопки для костра? Отметьте  3 правильных ответа.

а) полиэтиленовый пакет

б) Ветки с зелеными листьями

в) береста

г) сухие хвойные ветки

д) бумага

20. Найдите 1 ошибку в правилах разведения костра.

а) разводить костер на очищенной от сухой травы и веток площадке

б) разводить костер лучше  в углублении у корней дерева

в) разводить костер на расстоянии 4-6 метров от деревьев и кустарника

г) площадку для костра выбирают на открытом, но защищенном от ветра месте

Ключ к тесту

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Ответ

в

б в  г  д

б в

б г

в

в

а б в

б в

в

б

1-г    2-д    3-б   4,5,6-а 7-в

г

а

г

в

в

а б  г

№ вопроса

18

19

20

Ответ

а б д

в г д

б

Приложение 1. «Памятки»

«Безопасное поведение на улице» 

— Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи, свой маршрут движения.

— Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.

— Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам.

— Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную автостоянку, обратись к любому взрослому человеку.

— Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя.

— Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту.

— Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.

— Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.

— Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.

— Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай в ни с кем в конфликт.

— Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает насилие, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик – твоя форма защиты!

«Безопасность дорожного движения»

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;

Главное правило поведения на дороге – удвоенное внимание и повышенная осторожность.

1. Нужно быть крайне внимательным при переходе дороги. Вначале обязательно остановиться и, только убедившись в том, что поблизости нет транспорта, переходить проезжую часть.

2. Вне населенного пункта переходить дорогу нужно в местах, где дорога просматривается в обе стороны, и перпендикулярно к краю дороги.

3. Запрещено переходить дорогу на крутых поворотах, в местах, где дорога идет на подъем, около туннелей и мостов.

4. Запрещается управлять транспортным средством, в том числе мотоциклом, без прав управления.

5. Водителю мотоцикла разрешается перевозить пассажиров старше 12 лет.

6. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

7. Право на управление транспортными средствами предоставляется: мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

Поведение при пожаре в здании

Вызовите службу спасения 01 (с сотового * 01 #).

Сообщите о пожаре соседям, отключите газ, электроэнергию, закройте окна и двери.

Немедленно покиньте помещение, не бегите наугад, не мешкайте на выходе.

Нельзя использовать лифт.

Двигайтесь к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.

В задымленном помещении двигайтесь к выходу пригнувшись или ползком.

Накройтесь мокрой тканью (одеялом, полотенцем). Дышите через мокрый носовой платок, ткань, одежду. Если выйти из помещения невозможно, заткните все зазоры под дверьми мокрыми тряпками; наполните водой ванну и другие большие емкости, снимите занавески, облейте пол и двери водой.

Если единственный путь к спасению – окно, сократите высоту прыжка, связав простыни или что-нибудь другое. Прыгайте на полотняные покрытия грузовика, крышу машины, цветник, навес или предварительно сброшенные матрасы, подушки, ковры. По прибытии пожарных полностью подчинитесь их командам.

Если на Вас напала собака

Попытаться остановить нападающую собаку громкой командой "Фу", "Сидеть", "Стоять" и т.д.

Бросить в собаку какой–либо предмет, чтобы выиграть время. Использовать газовое оружие и аэрозоли с перцовым наполнителем.

Защититься с помощью палки или камня.

При прыжке собаки защитить горло, прижав подбородок к груди и выставив вперед руку.

Ударить собаку в нос, пах, язык.

Нельзя

Заигрывать с незнакомой собакой, даже если она кажется вам дружелюбной. Подходить к собаке, когда она ест. Показывать свою боязнь.

Пытаться убежать.Поворачиваться к собаке спиной.

При укусе собаки необходимо немедленно обратиться к взрослым и в лечебное учреждение, так как собака, возможно, является переносчиком острой вирусной болезни – бешенства.

Первые признаки болезни у людей всегда появляются в месте укуса в виде зуда, боли, невралгических болей по ходу ближайших к месту укуса нервных путей.

Пройти полный курс лечебно-профилактических прививок.

Используемая литература

Основы безопасности жизнедеятельности : дидактические материалы:10– 
11 классы / В. А. Васнев, Р. А. Дурнев; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М. : 
Просвещение.
Арустамов Э. А. “Безопасность жизнедеятельности”. Учебник. М. – 2003.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. Для учащихся 6 кл. общебразоват. шк./А.Т. Смирнов, Б.О. Хренноков; под общ. ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы:

 http://xn--90akw.xn--p1ai/

http://www.uchportal.ru/