Рабочая программа для групп ОРЭР по предмету " Нетрадиционные техники. Рисование"

Кудрова Елена Семеновна

Рабочая программа по рисованию составлена для детей дошкольного возраста для групп общего ранненго эстетического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_orer_risovanie.docx1001.8 КБ

Предварительный просмотр:

E:\папа\2017-03-16 плесовских\плесовских 012.jpg 

Принято на МО

Протокол №1

от 25 августа 2014 г.

Утверждено Педагогическим советом

Протокол № 1 п.10

 от 30 августа 2014 г

Разработчик -  преподаватель МБОУДОД Жердевской ДШИ Кудрова Е.С.

Рецензент- зам директора по УВР отделения изобразительного искусства Сажина В.А. Жердевской ДШИ

Рецензент – и.о. директора  МБОУДОД « ДХШ №1» г. Тамбова Орлова А.Б.

E:\папа\2017-03-16 плесовских\плесовских 007.jpg 

E:\папа\2017-03-16 плесовских\плесовских 008.jpg

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

II. Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

                             

                             

                          1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный наст рой, способствуют развитию творчества, фантазии. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт- чувство пластики, формы, веса, координация движений. Формируется зрительный контроль за движением своих рук, умение синхронизировать работу обеих рук. Развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление.

        В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник, положена идея обучения без принуждения, основанная на  достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребёнка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственного художественного замысла.

Эффективность данной педагогической технологии определяется планированием, которое призвано обеспечить не только последовательное, рациональное распределение программного материала, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов и заданий по изобразительной деятельности.

Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем мире. Форма занятий по изобразительной деятельности  позволяет видеть взаимосвязь рисования, лепки, со всеми сторонами воспитательной работы: чтением, рассказыванием, демонстраций иллюстраций, музыкальными  занятиями.

 Срок реализации учебного предмета

Срок реализации предмета 2 года

 Группа второго года обучения является завершающей. В этой  группе должно продолжаться решение тех изобразительных задач, которые были поставлены в  группе первого года обучения . Творчество детей седьмого года жизни приобретает более индивидуальный характер, и его следует поддерживать, поощрять во всех видах изобразительной деятельности, на всех занятиях.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Изобразительная деятельность» при 2-летнем сроке обучения составляет 60 часов. Из них: 32 часа  – аудиторные занятия, 28 часов - самостоятельная работа.

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

1

2

Полугодия

1

2

3

4

Аудиторные занятия

8

8

8

8

32

Самостоятельная работа

8

8

8

8

32

Максимальная учебная нагрузка

16

16

16

16

64

Вид промежуточной аттестации

просмотр

просмотр

Форма проведения учебных занятий

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения.

Недельную учебную нагрузку составляют 1 час аудиторных занятий, а также 1 час самостоятельной работы.

Цели и задачи учебного предмета

Цель программы:

Программа ставит перед собой цель: раскрыть и развивать творческие способности и задатки, заложенные в ребенке, через занятия изобразительным искусством, лепкой, художественным конструированием.

 

Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.
  • Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
  •  учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости,

  • - способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными умениями, способами и приемами нетрадиционного рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, фломастеры и т.п)
  • -вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него.
  • -учить рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки.

Развивающие:

  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственность, воображение.
  • Развивать «чувство» цвета, формы, зрительную память, воображение.
  • Развивать у детей творческую активность и инициативу.
  • Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

Воспитательные:

  • Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  • Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
  • Формировать умение работать в коллективе.
  • воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
  • воспитание организованности, аккуратности. Умения начатое дело доводить до конца.

                                                                   

Помимо этого, существует еще одна , не менее важная задача  — подготовка детей к школе. Рисование входит в школьную программу по изобразительному искусству, а лепка  — в программу обучения ручному труду (с первого класса). Овладевая этими видами деятельности на занятиях ОРЭР, ребенок избавляется от беспомощности, которая характерна для детей, не умеющих рисовать, лепить. Но умение рисовать нужно детям не только для того, чтобы увереннее чувствовать себя на специальных уроках; с необходимостью рисовать ребенок сталкивается на уроках природоведения, истории и др. На занятиях изобразительной деятельности осуществляется также психологическая подготовка детей к школе. Она заключается в воспитании у малышей желания учиться в школе, в стремлении узнавать новое, овладевать навыками и умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять требования взрослого. Для успешной учебы в школе, выполнения домашних заданий необходимо умение планировать свои действия. Данное умение также формируется у детей на занятиях изобрази тельной деятельностью. (Этому способствуют вопросы педагога: «С чего начнем лепить? А потом что будем делать?»)Важным моментом в подготовке детей к школе является оценка детских работ после каждого занятия. Анализируя свои рисунки, лепку, дети учатся видеть, что удалось, а что получилось неудачно, что можно исправить, дополнить, сделать лучше

Методы обучения

Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

  1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
  2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
  3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
  4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Изобразительная деятельность .              Нетрадиционные техники» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За учебный год освоения программы дети получают знания о многообразии нетрадиционных техниках рисования, а также умения работы в различных техниках .

Содержание программы включает следующие основные разделы:

Раздел 1: Работа с акварелью.

Раздел 2: Работа с гуашью.

Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с материалами, ознакомление с  техниками  живописи.

                    Учебно-тематический план по предмету

                        « Изобразительная деятельность»

                                       1 год обучения

№п\п

Дата

Тема

Задачи

Пояснения

1

.Знакомство с акварелью

Познакомить детей с акварельными красками. Учить способом работы акварелью. Цветовой спектр.

Объяснить детям, что предметы бывают разных цветов и оттенков. Напр. Лимон желтый, клубника красная. Но чистых цветов всего 3 . Это главные цвета. Красный, синий, желтый. Остальные цвета –составные. Их можно плучить путем смешивания.

2

Радуга.

Продолжить знакомство с акварельными красками. Применить знания о цветовом спектре на практике.

Рассказать стихотворение о Радуге, загадки.

3

Осенний лес.

Знакомство с гуашевыми красками.

Штампование натуральными живыми листьями на тонированной бумаге. Показать детям, как закрасить живой лист и как правильно получить отпечаток на бумаге. Решить композиционные задачи

4

Осеннее дерево

Знакомство с новой техникой –выдувание.

Рассказ о новой технике. Как у нас , во время работы разрабатываются легкие, развивается воображение, оригинальность мышления. Развивается способность  приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуаций

5

Волшебные шары

Продолжить знакомство с акварельными  и гуашевыми красками. Применить знания о цветовом спектре на практике. Научит детей смешивать цвета . Различные оттенки от темного до светлого.

Показать на практике, как можно добиться раличных оттенков одного цвета. Например от темно –зеленого до светло-зеленого

Научить  рисовать геометрическую фигуру –круг ( шар).

6

Елочка

Монотопия. Знакомство с новой техникой.

Учить детей различать оттенки зеленого и теплохолодность цвета. Показать на практике, как интересно смешиваются цвета при складывании бумаги

7.

Дружные снеговики

Штампование. Знакомство с новой техникой. У чить детей правильному композиционному решению.

Поговорить о зиме, о том , какие цвета преобладают зимой, какие отенки, теплохолодность.  Поговорить о геометрических фигурах. Из каких фигур состоит снеговик?

8

Куст рябины на снегу.

Штампование ватными палочками. Выдувание веточек рябины. Тонировка листа акварелью со спецэффектами (применение соли)

Цветовые отношения . Как мы видим отражение оранжевого на снегу, почему?

9

Кто в домике живет?

Закрепление происхождения розового, голубого и др.

Продолжить знакомство с геометрическими фигурами. Квадрат. Прямоугольник-домик. Треугольник-крыша и тд.. Крыша-белая, домик красный, в окошке розовый.

10

Подарок папе. Летчик под дождем

Штрихование.

 Работа выполняется по диагонали

. Объяснить детям , что такое вертикаль. Диагональ, горизонталь Штрихование карандашами хорошо подготавливает руку к письму. Дети учатся контролировать амплитуду колебания совей руки. Штрихи получаются разной величины, с разным нажимом на карандаш( чаще очень слабым). Просто так штриховать пустой лист не интересно, поэтому у нас летит летчик под дождем

11

Подарок маме. Ветка мимозы

Штампование ватными палочками

Учить детей композиционному решению. Цветовым отношениям. Продумать о форме изображения о способах изображения

12

Кит в море

Штрихование разними цветными карандашами. По диагонали и по форме предмета

Закрепление знаний о диагонали. Объяснить и показать на практике, как выполняется штриховка по форме .

13

Осьминожки в воде.

Выдувание, штампование ватными палочками

Развивает фантазию, художественный вкус, аккуратность. Рассказать детям об осьминоге. Почему так называется? Изобразить эмоции на « лице» осьминога.  Придумать небольшой рассказ про тех кого изобразили

14

Сказочные цветы.

Монотопия

Закрепление знаний о смешивании цветов. Развивает фантазию

15

Пасхальные яички.

Роспись кистью.

Учить детей работать кистью. Показать как  набирать краску на кисть. Как нажимать, что бы получилась тонкая линия. Роспись орнамента. Продолжить знакомить детей с геометрическими фигурами

16

Веточка в весеннем цвету.

Выдувание. Штампование

Поговорить  о цвете. Какие оттенки преобладают весной? Закрепление знаний о смешивании цветов.

17

Одуванчики

Тонировка акварелью. Штампование поролоновыми штампами гуашью.

Наглядные иллюстрации. Сходить с детьми  на экскурсию, показать одуванчики.  Рассмотреть в каких тонах ( теплых или холодных) раскрасило солнышко одуванчики

К концу года дети могут:

- Создавать изображения предметов ( по представлению, с натуры); сюжетные изображения ( на темы окружающий жизни, явлений природы);  использовать разнообразные  композиционные решения, изобразительные материалы.

- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

- Использовать разнообразные приемы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

Учебно-тематическое планирование

По предмету: «Изобразительная деятельность»

2 год обучения 

1

«Картинка про лето». Пейзаж

Тонировка, штампование.

Учить отражать в рисунке впечатления полученные летом, рисовать различные деревья. Знакомство с жанром . Что такое пейзаж

2

«Идет дождь». Пейзаж

Штриховка.

Учить отражать в рисунке впечатления от окружающей жизни.

3

«Осенний натюрморт»

Работа кистью, штамповка губкой

Учить передавать разные формы, располагать изображение на весь лист, уметь рисовать разными приемами. Применение знаний о композиции. Объяснение детям о том, что такое натюрморт

4

«Гроздья рябины»

Самостоятельная творческая работа различными видами техники.

Развивать интерес к окружающей природе, замечать, как красивы ветки рябины, рисовать с натуры нетрадиционным методом(рябинки – пальцами или ватными палочками).

5

Зимний , хвойный лес. Пейзаж

Техника по выбору ребенка

Закрепление знаний о геометрических фигурах, о размере фигур ( большие, маленькие). Рассказ детям о волшебнице перспективе, которая превращает деревья из больших в маленькие. Выяснение  с детьми  в форме беседы, какие  по теплохолодности цвета будут преобладать в работе

6

Укрась платочек ромашками. Орнамент

Работа кистью

Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину, использовать различные  приемы, рисования кончиком кисти.

7

Снегурочка в русско-народном костюме

Работа кистью

Учить детей рисовать фигуру человека, передавать форму платья, форму и расположения частей тела . Учить рисовать крупно. Закреплять приемы рисования и росписи рисунков кистью

8

Девочка в русско-народном костюме. Портрет

Работа кистью, ватными палочками

Изучение русско-народного костюма. Особенности. Украшения женского головного убора. Изучение орнамента вышивки. Знакомство с жанром. Что такое портрет

8

Тарелочка. Орнамент

Работа кистью

Учить детей располагать  узор на круге, заполняя середину и края. Учить составлять узор по мотивам русско-народной  вышивки

9

Снежинки

Работа кистью гуашью на тонированной бумаге

Учить рисовать узор на форме розетты, располагать узор в соответствии с данной формой, закреплять умение рисовать концом кисти.

10

Деревья в инее Пейзаж

 Использование различных техник на усмотрение ребёнка Работа кистью гуашью на тонированной бумаге. Выдувание

Знакомство с новой техникой « Набрызг».

Закреплять умение передавать в рисунке картины природы. Закреплять приемы рисования гуашью(всей кистью, кончиком кисти).Закрепление умения выдувания, штампования. Освоение новой техники « Набрызг»

11

Подарок маме. Натюрморт с цветами и мимозами

Использование различных техник на усмотрение ребёнка

Закрепление материала. Развитие фантазии, самостоятельности

12

Эмоции. Портрет-шарж

Кляксография. Дорисовка. Знакомство с новой техникой

 Рассказать детям об эмоциях. Ка к изобразить сердитого. Веселого, грустного и тд  человечка

13

Эмоции. Портрет-шарж

Штампование, кляксография . На усмотрение ребенка

Закрепление знаний

14

Весеннее настроение.

Техника выполнения свободная

Учить передавать красоту весенней природы. Закреплять умение использовать разные материалы развивать фантазию, эстетическое восприятие

15

Праздничный салют

Выдувание. Кляксография

Учить передавать в рисунке праздничную обстановку, праздничный город, дома, людей. Учить использовать лист бумаги полностью

16

Пасхальные яички

Работа кистью

Роспись шаблона  геометрическим орнаментом по мотивам русско-народной вышивки

17

УРА, каникулы!

Техника выполнения свободная

Закрепление пройденного материала

Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа по изобразительной деятельности. На занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

К концу 2-го года обучения дошкольник умеет проявлять инициативу: самостоятельно на занятиях в школе или дома выполняет задания на пройденные темы по представлению и памяти; дает оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждения стремиться выражать свою точку зрения.

На занятиях рисованием, лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки.

Принцип тематизма в программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Изображение природы, животного мира, сказочных сюжетов связано с обучением детей умению самостоятельно выбирать различные выразительные средства, уметь передавать радостное настроение праздника, используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный, нетрадиционный). Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

Показатели результативности реализации программы

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
  • применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
  • основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
  • название материалов и инструментов и их назначение;
  • правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
  • определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
  • получать простые оттенки (от основного к более светлому);
  • рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
  • рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
  • изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

4. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

 Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • выставки детских работ;
  • открытые занятия для родителей;
  • участие в мероприятиях разного уровня.
  1. Методическое  обеспечение учебного процесса

Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.