Конспект учебного занятия по предмету "Основы изобразительного искусства" для учащихся подготовительного отделения ДХШ "Изучение теплых и холодных оттенков цвета".

Тема занятия: изучение  теплых и холодных оттенков цветов.

Степень сложности занятия:  простое

Цель  занятия:  создание  композиции «Перо Жар-Птицы» на основе знаний о теплых и холодных оттенков цветов.

Задачи занятия: образовательные:

1.     Повторить основные теплые цвета.

2.     Различать теплые оттенки цвета от холодных.

3.     Научиться  подбирать цветовые сочетания теплых и холодных оттенков.

4.     Знать правила взаимодействия теплых и холодных оттенков цвета.

5.     Создать  индивидуальный образ пера Жар-Птицы.

 

Развивающие:

1.     Развитие фантазии.

2.     Развитие кругозора.

3.     Развитие мелкой моторики рук.

4.     Развитие интереса к предмету

 

Воспитательные:

1.     Воспитывать самостоятельность  решать поставленную задачу.

2.     Воспитывать трудолюбие.

3.     Воспитывать чувство коллективизма и умение  обучающихся  общаться в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская художественная школа имени  художника  П. Е. Заболотского»

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО  ПРЕДМЕТУ ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО  ИСКУССТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

преподавателя

Макаровой Татьяны Владимировны

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

ИЗУЧЕНИЕ ТЕПЛЫХ И ХОЛОДНЫХ  ЦВЕТОВ

Тихвин

22 ноября 2016 Г.

Тема занятия: изучение  теплых и холодных оттенков цветов.

Степень сложности занятия:  простое

Цель  занятия:  создание  композиции «Перо Жар-Птицы» на основе знаний о теплых и холодных оттенков цветов.

Задачи занятия: образовательные:

  1. Повторить основные теплые цвета.
  2. Различать теплые оттенки цвета от холодных.
  3. Научиться  подбирать цветовые сочетания теплых и холодных оттенков.
  4. Знать правила взаимодействия теплых и холодных оттенков цвета.
  5. Создать  индивидуальный образ пера Жар-Птицы.

 

Развивающие:

  1. Развитие фантазии.
  2. Развитие кругозора.
  3. Развитие мелкой моторики рук.
  4. Развитие интереса к предмету

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность  решать поставленную задачу.
  2. Воспитывать трудолюбие.
  3. Воспитывать чувство коллективизма и умение  обучающихся  общаться в группе.

Форма учебного занятия:  учебно-практическое

Форма организации работы:  групповая, индивидуальная

Материалы для занятия:

  1. Лист бумаги размера А-3
  2. Карандаш средней твердости.
  3. Резинка.
  4. Гуашь.
  5. Банка для воды.
  6. Круглые кисти № 3, 5, 7

Методические материалы:

  1. Детские работы из методического фонда.

                ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

План учебного урока:

  1. Вводная, организационная часть (5 мин.):
  • Приветствие
  • Постановка цели занятия

2. Основная часть (25 мин.):

  • Повторение нового образовательного материала
  • Обобщение, систематизация и закрепление материала

3. Заключительная часть (5  мин.):

  • Подведение итогов занятия

                                           ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.

Приветствие, постановка цели.

Педагог заранее написал на доске тему урока,  проверяет готовность к уроку, объясняет тему и цели занятия.

Приветствуют педагога, слушают, проверяют готовность к уроку.

2

Повторение изученного материала.

повторение пройденного материала через фронтальный опрос обучающихся:

  1. Какие теплые цвета  вы знаете?

  1. Какие холодные цвета вы знаете ?

  1. Какие нейтральные цвета вы знаете?

Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя:

  1. Все цвета огня: красный, желтый, оранжевый, охра, коричневый.
  2. Все цвета холодного подводного царства:

Синий, голубой, фиолетовый, изумрудный.

  1. Белый и черный.

изучение материала на примерах демонстрации наглядных  методических плакатов,  детских работ из методического фонда.

Изучают  методические материалы ( плакаты, работы из методического фонда), отвечают на вопросы педагога.

3

Практическая часть.

Предлагает  учащимся решить творческую задачу по созданию  композиции «Перо Жар-Птицы»: представить как держит в руке перо Жар-Птицы добрый молодец.

  1. Выбрать расположение листа (горизонтальное или вертикальное)

Приступают к реализации творческой задачи.

  1. Выбирают расположение листа,  представляя как держит в руке перо добрый молодец.

  1. Наметить общую массу «пера» карандашом без детализации, выбрав за основу одну из графических форм: листик, капля, овал.

2.  Намечают общую массу «пера» карандашом без детализации.

  1. Нанести карандашом детали «пера»: прожилки, перышки, узоры и др. по представлению.
  1.  Наносят карандашом детали «пера»: прожилки, перышки, узоры и др. по представлению.
  1. Смешать на палитре и нанести на лист бумаги  варианты теплых оттенков цвета с использованием нейтральных: желтый с красным, белый с желтым и т. д.
  2. Смешать на палитре и нанести на лист бумаги варианты холодных оттенков с использованием нейтральных:

Синий с белым, фиолетовый с черным и т. д.

  1. Обобщить  работу: теплых оттенков должно быть по массе больше, чем холодных, перо должно отделяться от фона тонально.

Педагог  осуществляет индивидуальный  контроль над ее  выполнением.

  1. Смешивают на палитре и наносят на лист бумаги варианты теплых оттенков цвета.

  1. Смешивают на палитре и наносят на лист бумаги варианты холодных оттенков цвета.

  1. Обобщают работу:

Оценивают массы теплых и холодных пятен, отделяют перо от фона тонально.

Исправляют ошибки.

4.

Подведение итогов.

Педагог раскладывает выполненные работы  перед обучающимися. Использует таблицу достигнутых результатов. Спрашивает  как, по их мнению, выполнено задание ? предлагает ученикам найти ошибки  в  менее удачных работах, и  спрашивает  о возможности  их  исправления  в дальнейшем.

Изучают результаты своей деятельности, сравнивают свою работу с работами других учеников,  находят  сильные и слабые художественные решения задачи. Взаимодействуя как с педагогом, так и с товарищами, набираются опыта, вдохновляясь на дальнейшую творческую работу.

                                 

                                                 Ход занятия

Преподаватель: Сегодня мы повторим какие бывают теплые  цвета в наших красках?

Обучающиеся:  Мы знаем такие теплые цвета: красный, желтый, оранжевый, коричневый, охра, травяной зеленый.

Преподаватель:   А какие холодные цвета в наших красках ?

Обучающиеся:   Синий,  голубой, фиолетовый, изумрудный.

Преподаватель: А какие краски в гуаши не относятся ни к теплым, ни к холодным ?

Обучающиеся: Нейтральные. Это черный и белый.

Преподаватель: Сегодня вашей задачей будет изобразить теплыми оттенками цвета перо Жар-Птицы. Вам можно смешивать на палитре любые теплые цвета, можно добавлять в них нейтральные цвета.

Преподаватель: Как вы думаете, будет ли гармоничной по цвету работа, написанная одними теплыми оттенками? 

Обучающиеся: Нет, для цветовой гармонии в работе необходимы холодные оттенки   цвета.

Преподаватель: Поэтому мы помимо теплых, огненных оттенков цвета, используем незначительные по массе пятна холодных оттенков.

Преподаватель: Помимо самого пера нам необходимо написать фон за ним. Каким способом  мы можем «отделить» фон от пера чтобы они не «сливались» между собой ?

Обучающиеся: Мы можем «отделить» их с помощью тона. Сделать фон темнее или светлее самого пера.

                                                Практическая работа

       Преподаватель предупреждает, что перо Жар-Птицы должно быть большим по массе и должно располагаться в центре листа, лист расположить по своему усмотрению горизонтально или  вертикально.

      Обучающиеся располагают формат листа согласно задуманной композиции и приступают к  работе.  Наносят рисунок будущего пера (общее пятно, без детализации). Начинают прорисовывать детали композиции. Затем подбирают оттенки цвета, смешивая их предварительно на палитре. Преподаватель  внимательно  наблюдает  за  соблюдением  перечисленных правил:

  1. Для «теплого» пера Жар-птицы используют теплые оттенки цвета: красный, желтый, оранжевый и т. д.
  2. Для цветовой гармонии работы вводятся незначительные по массе пятна холодных оттенков цвета.
  3. Для того, чтобы отделить «перо» от фона используется контраст тона (фон темнее или светлее «пера»)

На  работах  обучающихся появляются образы различных перьев Жар-Птицы. Преподаватель  советует  исправить  композицию, если замечает ошибки в работе обучающихся.

В завершении  работы, проводится мини-просмотр и обсуждение:

Преподаватель: Давайте посмотрим на композиции. Как вы считаете, какие работы наиболее удачные, т. е. больше всего нравятся вам?

Обучающиеся: (Указывают на понравившиеся работы.) Нам нравятся эти работы, так как они очень выразительные и яркие.

Преподаватель: Какие теплые или холодные  цвета преимущественно   использованы в этих композициях?

Обучающиеся: (Называют.)Теплые.

Преподаватель: Какое правило в этих работах соблюдено для сохранения цветовой гармонии ?

Обучающиеся: В этих работах для цветовой гармонии введены незначительные по массе холодные пятна, которые подчеркивают собой большие массы теплых пятен.

Преподаватель: А какие работы вы считаете менее удачными?

Обучающиеся: (Называют.)

Преподаватель: Почему они менее выразительны?

Обучающиеся: В некоторых композициях использованы «чистые» краски из баночек, авторы поленились смешивать оттенки красок на палитре, в некоторых композициях авторы смешали теплые оттеки с холодными и вместо теплых оттенков получили «грязно-серые».

Преподаватель: Молодцы, ребята!  В следующий раз мы закрепим наши знания о  теплохолодности  цвета выполним работу «Рыба в холодном  море»

                                         Заключение

   Занятие  прошло  успешно. Ученики повторили пройденный материал и использовали его на практике. Все обучающиеся выполнили задание и создали свой оригинальный образ пера Жар-Птицы. Планируемые результаты достигнуты у  разных обучающихся в разной степени.

Планируемые результаты занятия:

Предметные:

Определяются по таблице:

Таблица достижений предметных результатов для урока:

Планируемые результаты

                    Фамилии  учеников

Уланова К.

Новиков Д.

Федурин С.

Булатов Е.

Савина А.

Матвеева Л.

Крючкова А.

Кувшинова А.

Логинова А.

Чумакова А.

Трофимова П.

Медведева  М.

Шубина А.

Шубана А.

Степанова В.

балл

1.

Знает основные теплые цвета.

5

4

5

4

4

5

5

5

5

5

5

5

5

4

4,71

2.

Знает основные холодные цвета.

5

4

5

4

4

5

5

5

5

5

5

5

5

4

4,71

3.

Знает нейтральные цвета.

5

4

5

5

5

5

4

5

5

4

5

5

5

4

4,71

4.

Умеет смешивать оттенки теплых цветов.

5

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4,43

Умеет смешивать оттенки холодных  цветов.

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

4,64

6.

Умеет компоновать предмет в центре листа.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5,0

Напротив каждой фамилии я ставлю оценку от «1» до «5».

Критерий оценочных баллов:

«1»-ученик не смог выполнить задание

«2»-очень слабо

«3»-удовлетворительно, не полностью

«4»-хорошо, но есть замечания

«5»- отлично

Средний балл по классу показывает эффективность занятия. Средний балл от «1»до «3» -занятие неэффективно, средний балл от  «4» до «5»- занятие эффективно.

 По результатам данной таблицы занятие прошло эффективно и результативно. Все планируемые результаты оценены выше 4-х баллов.

Метапредметные:

  1. Развитие мелкой моторики рук.
  2. Умение анализировать результаты своей работы.

Личностные:

  1. Умение  самостоятельно  решать поставленную задачу.
  2. Умение  работать в коллективе, помогать  и сотрудничать  со своими  товарищами  при  выполнении учебного задания.

Методы и технологии обучения:

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные, наглядные.

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

3. Методы, в основе которых лежит характер познавательной деятельности обучающихся: информационно-рецептивный.

                                           Литература:


1. Учение о цветах по отношению к искусству и технике
.      Бецольд фон В.  издание Т-ва "Общественная польза"  1878 год .

2  Цветоведение в композиции. Никитина Н. П. 2015 г. издательство Уральского университета.