Дети с расстройствами аутистического спектра в пространстве культуры (презентация).

Владимирова Ирина Михайловна

Презентация содержит информацию о направлениях и методах работы специалистов учреждений культуры с детьми, имеющими диагноз аутизм. Приведены примеры успешной социализации людей с РАС на основе художественного творчества. Представлены работы художников с РАС.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети с расстройствами аутистического спектра в пространстве культуры Владимирова И.М. педагог-психолог ГБУ ЦДК кандидат психологических наук доцент

Слайд 2

Для диагностики РДА обязательным является присутствие триады нарушений Недостаток социального взаимодействия Недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной) Недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном репертуаре поведения и стереотипиях

Слайд 3

Интеллектуальные расстройства при аутизме

Слайд 4

Савантизм Синдром саванта (фр. savant - «ученый») - редкое состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического спектра) имеют экстраординарные способности в одной (нескольких) узких областях, контрастирующие с умственной неполноценностью и ограниченностью личности. Наиболее частые проявления савантизма : феноменальная память, уникальные способности к арифметическим вычислениям, изобразительному искусству или музыке.

Слайд 5

Методы коррекции аутизма 1.Арт-терапия, песочная арт-терапия (лечение с помощью изобразительного искусства и творчества). Нет ограничений по уровню развития интеллекта и речи. Активизирует мелкую моторику, память, внимание, воображение. Снижает напряжение и проявления агрессии, улучшает навыки коммуникации, уменьшает стереотипии, позволяет понять внутренний мир ребенка , его переживания. 2.Сказкотерапия оказывает эмоционально-пробуждающее действие на ребенка (учит сопереживать, радоваться, сочувствовать, грустить, стимулирует к речевому контакту, развивает произвольное внимание. 3.Театрализованные игры совершенствуют моторику руки, координацию движений, внимание, навыки общения. Управляя куклой, ребенок проявляет через нее эмоции, чувства, движения, которы е в обычной жизни он не может выразить.

Слайд 6

Музейная педагогика формирование (стимулирование) познавательных психических процессов; развитие коммуникативных функций; совершенствование эмоционально-волевой регуляции; раскрытие творческого потенциала; минимизация социального отчуждения детей с аутизмом, их общекультурное развитие; поддержка семьи, адаптация всех ее членов к индивидуальным особенностям ребенка. Целями программ музейной педагогики являются:

Слайд 7

Индивидуальные особенности детей Изменена чувствительность. Замедлены реакции. Повышена утомляемость. Часто нарушена ориентировка во времени. Преобладает зрительное восприятие. Снижена способность к обобщению (и перенос навыка). Воображение крайне недостаточное (у большинства). Могут быть уникальными память и интеллект.

Слайд 8

Индивидуальные особенности детей Избегают контакта глаз или пристально смотрят в глаза. Могут говорить слишком громко или наоборот еле слышно. Подходят к собеседнику слишком близко или удаляются от него на очень большое расстояние. Плохо понимают эмоции, намерения людей. Трудно мотивировать. Реагируют на любые изменения в жизни (очень переживают). Склонны к стереотипным действиям и агрессии, особенно, при перенапряжении, тревоге.

Слайд 9

Агрессия, аутоагрессия Важно организовать безопасную среду. Будьте бдительны. Устранение источника тревоги, напряжения. Вербальные инструкции во время кризиса увеличивают проблемное поведение. Переключение ребенка. Использование комнаты сенсорной разгрузки. Главная заповедь специалиста – отсутствие ответной аффективной реакции, терпение.

Слайд 10

Предварительная работа с родителями Предложите родителям заполнить анкету об индивидуальных особенностях ребенка. Выясните: на каком расстоянии от ребенка можно находится; каким голосом и в какой манере с ним говорить; -каким способом стимуляции поддерживать необходимый уровень деятельности, чтобы не спровоцировать отрицательных реакций; предпочтения и интересы, возможные мотиваторы . Проинформируйте родителей о важности подготовки ребенка к посещению музея, библиотеки (следует объяснить ребенку на доступном для него уровне правила поведения в том или ином учреждении культуры). Попросите родителей дать ребенку с собой « сенсорную сумку», в которой есть наушники, любимая мягкая игрушка, « мотиватор », и то, что как-то связано с программой посещения (занятия).

Слайд 11

Подготовка культурного объекта и специалистов Важна расстановка мебели, цвет стен, уровень шума в помещении и за его пределами, подбор детей в экскурсионную группу. Адаптироваться в учреждении культуры ребенку поможет визуальный словарь (фотографии мест и вещей, которые предстоит увидеть) и сенсорная карта , на которой обозначены места, где "громко" и где "тихо". Следует объяснить, где расположена комната сенсорной разгрузки и в каких случаях можно ею воспользоваться. Желательно, чтобы у всех сотрудников были памятки по взаимодействию с детьми.

Слайд 12

Рекомендации специалисту Помните, что неудачное сочетание расцветки одежды, запаха духов, высоты голоса и темпа речи может привести к сенсорной перегрузке ребенка, нервному срыву. учитывайте сенсорную гиперчувствительность ребенка (не говорите слишком громко, не делайте резких движений); не смотрите слишком пристально в глаза ребенку; не обращайтесь непосредственно к ребенку; не будьте слишком активным и навязчивым; постарайтесь стать «проводником и опорой» ребенка в незнакомой ситуации; при использовании групповой работы заранее продумайте варианты участия ребенка с РАС; сохраняйте уверенность в себе и спокойствие, особенно в ситуациях неожиданного (агрессивного) поведения ребенка.

Слайд 13

Организация занятия с аутистом в культурном пространстве Обеспечение безопасной среды. Неизменность места и времени. Учет сенсорной гиперчувствительности ребенка. Внимание ребенка ничто не должно отвлекать. Все действия комментируются. Упрощение инструкций (простыми словами). Гибкость , возможность менять схему занятия. Использование рисунков, схем, плана. Сперва предлагаются приятные виды занятий. Понравившиеся виды деятельности повторяются многократно с постепенным расширением. Создание ощущения успеха, так как трудности и неудачи провоцируют поведенческие проблемы.

Слайд 14

Варианты памяток ПАМЯТКА для специалиста библиотеки, проводящего мероприятие с группой детей, среди которых будет ребенок - аутист . 1. Оценить безопасность помещения, где будет проводиться мероприятие. 2. Подготовить помещение согласно требованиям. 3. Собрать информацию о ребенке - аутисте . 4. Изолировать помещение на время проведения мероприятия. 5. Попросить сопровождающего взять мотиватор . 6. Эмоционально настроиться всем, кто будет общаться с детьми. 6.1. Эмоционально настроиться на нейтральный тон. 6.2. Быть готовым к нестандартному поведению ребенка. 6.3. Не говорить громко. 6.4. Не смотреть прямо в глаза. 6.5. Не делать резких движений. 7. Подготовить максимально наглядный материал. 8. Иметь план занятия в картинках. 9. Учесть в сценарии особенности поведения ребенка. Рекомендации специалисту (сопровождающему) Предварительно пообщаться с библиотекой и сообщить о ребенке - аутисте : 1.1. на каком расстоянии общаться; 1.2. как реагировать на отклонения в его поведении; 1.3. любимые игрушки; 1.4. чего боится.

Слайд 15

Терапевтическое воздействие архитектуры Школа для детей-аутистов . Разрез-аксонометрия. Автор проекта – Андрей Чернихов В здании нет ни одной прямой стены, ни одного прямоугольного окна. Есть гуляющие карнизы, разлетающиеся колонны, яркие смешные рисунки на стенах. Архитектор хотел создать такое место, которое ребенок ощутил бы не чужим и враждебным, а продолжением себя. По мнению архитектора, это поможет детям, которые не хотят выходить за пределы своего мира, проявить интерес к окружающим и окружающему.

Слайд 16

Архитектура Центра по реабилитации детей, страдающих аутизмом (Москва)

Слайд 17

Стивен Уилтшир ( Stephen Wiltshire) Известный архитектор и художник родился в Великобритании в 1974 году. Диагноз аутизм ему поставили в 3 года. Рисовать начал в 4 года. Создает прекрасные зарисовки архитектурных сооружений, уличных сюжетов и панорамы городов, в которых побывал. «Человек-фотоаппарат» способен нарисовать точную панораму города после короткого полета на вертолете – он создал большие полотна с изображением Рима, Лондона, Нью-Йорка, Токио.

Слайд 18

Стивен Уилтшир ( Stephen Wiltshire) Панорама Токио.

Слайд 19

Дэвид Барт ( David Barth ) Художник с синдромом Аспергера родился в Роттердаме (Нидерланды) в 1998 году. Рисует с двух лет. Именно изобразительное искусство стало для ребенка средством социализации.

Слайд 20

Дэвид Барт «Птицы» Картина «Птицы» выполнена в 10 лет, не для продажи (хранится у бабушки и дедушки). На рисунке 397 видов птиц, Дэвид знает их латинские названия, повадки. Картина включена в книгу « Рисуя аутизм» (« Drawing Autism », 2009) , в которой представлены работы около 50-ти художников с диагнозом «аутизм» со всего мира.

Слайд 21

Дэвид Барт ( David Barth ) «В тропических лесах Южной Америки» Специалисты отмечают восприимчивость Дэвида к деталям и его способность к визуальной концентрации.

Слайд 22

Дэвид Барт ( David Barth ) В 2005 году выиграл главный приз в конкурсе, организованном Русской школой искусств. В 2007 стал обладателем премии « Caldenborgh Jong Talentprijs » в категории «Комиксы». В 2009 года получил в подарок картину нидерландского художника Пауля Керребийна за победу в конкурсе художественных работ, организованном Музеем Королевских военно-морских сил. Издал книгу картин « Pоeperlak en Plаssebed » и сборник комиксов – «Что это с Кобyсом ?».

Слайд 23

Айрис Грейс Хэлмшоу ( Iris Grace Halmshow ) Художнице из Великобритании сейчас около 7 лет.

Слайд 24

Айрис Грейс Хэлмшоу ( Iris Grace Halmshow ) Работы Айрис отличаются необычной техникой письма, потрясающим чувством цвета, скрытым смыслом и объемными образами.

Слайд 25

Айрис Грейс Хэлмшоу ( Iris Grace Halmshow ) Многие картины превратились в открытки. Всматриваясь в эти цветные разводы, можно увидеть и цветочный луг, и угасание далеких звезд, и едва колышущуюся водную гладь.

Слайд 26

В 2016 году мама Айрис опубликовала книгу « Iris Grace ». Часть средств от продажи картин и книги перечисляется в фонд « The National Autistic Society »

Слайд 27

Алонзо Клемонс (Alonzo Clemons) Болезнь не позволяла Алонзо самостоятельно обслуживать себя, а уровень его IQ не более 50 баллов. Тем не менее, у него проявилась необычная способность воспроизводить из глины фигуры животных, причем эти животные имеют невероятно точные детали.

Слайд 28

Алонзо Клемонс (Alonzo Clemons) Скульптура "Три резвящихся жеребенка" создана за три недели.

Слайд 29

Рекомендуем прочитать Каган В.Е. Аутята . Родителям об аутизме.- Спб,2015. Ли Линда. Учебное пособие по аутизму. 2013. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными , агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- СПб, 2002. Малинн Джилл . ( J.Mullin ). «Нарисованный аутизм » (" Drawing Autism "). 2009. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм. Детский аутизм. Хрестоматия - СПб, 2001.