План-конспект открытого урока по декоративной композиции "Витраж" во 2 классе живописного отделения МБУДО "Детская художественная школа №4"

Синицина Мария Сергеевна

Цели урока: Познакомиться с историей возникновения витражей, с видами витражей. Изучить технологию заливного витража. Сделать по собственным эскизам контурный витраж. Задачи урока: 1. Образовательная. Развитие навыков рисования, развитие творческой фантазии. Последовательно вести работу. Изучить историю и технологию изготовления витражей. 2. Воспитательная. Внимательность, умение вести работу самостоятельно, любовь к предмету, умение анализировать. 3. Развивающая. Умение анализировать, дальнейшее развитие навыков рисования, развитие у детей творческой фантазии. Изучить технологию витражей и попробовать на практике. Межпредметные связи: история искусств, декоративная композиция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vitrazh._otkrytyy_urok.docx414.47 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры и туризма

Республики Мордовия

Управление культуры

Городского округа Саранск

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Детская художественная школа

План-конспект урока по декоративной композиции

во 2 классе живописного отделения

«Витраж».

                              C:\Users\1\Desktop\ВИТРАЖ\222_1326093458.jpg

Подготовила и провела                                                                     преподаватель живописного отделения Синицина Мария Сергеевна

Саранск 2017г


Тема урока: «Витраж».

Вид занятия: Работа в материале,

Тип урока: комбинированный, медиаурок.

Цели урока:

  1. Образовательная.

Развитие навыков рисования, развитие творческой фантазии. Последовательно вести работу.  Изучить историю и технологию изготовления витражей.

  1. Воспитательная.

Внимательность, умение вести работу самостоятельно, любовь к предмету, умение анализировать.

  1. Развивающая.

Умение анализировать, дальнейшее развитие навыков рисования, развитие у детей творческой фантазии. Изучить технологию витражей и попробовать на практике.

Задачи урока:

Познакомиться с историей возникновения  витражей, с видами витражей. Изучить технологию заливного витража. Сделать по собственным эскизам контурный витраж.

Методы и методические приемы:

Словесные, наглядные, практические (методы по источнику информации, стимулирования и активации деятельности учащихся, контроля).

Оборудования для урока:

  1. Для учителя:

-детские заливные витражи;

-фотографии витражей;

-наглядные пособия;

- наглядное пособие изготовления витража,

-ноутбук, презентация на тему «Витраж».

       2. Для учащихся:

       -эскизы витражей;

        -рамки со стеклом;

       -контуры по стеклу и витражные краски.

Структура урока:

  1. Организационная часть-5 мин.
  2. Сообщение темы и целей урока-10 мин.
  3. Изучение нового материала-30 мин.
  4. Игра-переменка- 10 мин.
  5. Закрепление нового материала -30 мин.
  6. Итоги урока, задание на дом- 5 мин.
  7. Окончание урока.

Содержание урока:

  1. Захожу в класс, устанавливаю должную дисциплину. Взаимное приветствие. Проверяю готовность к уроку. Отмечаю отсутствующих на занятии.
  2. Проверка домашней работы:

-«К сегодняшнему уроку вы должны были сделать эскизы на свободную тему. Сейчас мы с вами эти эскизы просмотрим, и вы выполните по ним витраж». Просматриваем все вместе работы, анализируем.

      3. Постановка целей и задач урока:

-«Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из самых красивейших видов монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства.

Это ВИТРАЖ- в переводе с латинского – стекло. И сделаем витраж в технике контурного заливного витража. Точнее мы начнем, а продолжим на следующем уроке».

       4. Объяснение нового материала:

«Термин «витраж» происходит от (фр. Vitre – оконное стекло). Интересный сам по себе он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительного искусства, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.

Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполненные из стекла или на стекле.

Витражи – как окна в мир иной.

Позвала нас сказка в мир иной.

Разноцветный из стекла узор,

Это горы и морской простор,

Осень и зима, весна и лето,

Краски от заката до рассвета.

Вопрос: «Как вы думаете, какое назначение у витражей? Где они используются и для чего служат?»

Ответ: «они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях, кухонные фасады.

-«Правильно. В наше время в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж. Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий. Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой.

Они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений. Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.

Вопрос: « Ребята, а как вы думаете, когда появился витраж?»

Ответ: « Наверное, когда появилось стекло…»

Вопрос: «Логично. А когда было в истории первое упоминание о стекле? И как его использовали в то время?»

Ответ: «наверное, это Египет. На египетских пирамидах облицовка на камне покрывалась глазурью.

        - «Правильно. Хорошо изучили истории. Древнего Египта. Истоки появления стекла восходят к временам Древнего Египта IVтыс. до н.э. стекловидной глазурью покрывали изделия из глины и дерева. А именно первый витраж был мозаичного типа: пластины одноцветного или бесцветного стекла, скреплялись между собой свинцовым мягким профилем, спаянным оловом. Небольшие фрагменты помещались в сегменты жесткой конструкции, что придавало витражу особую прочность. Такую технологию принято считать «классической».

Историки не могут назвать точный период возникновения витражей. Следы создания картин из цветного стекла были найдены в древних культурах, таких, как Рим, Византия, Китай и повсеместно в средние века.C:\Users\1\Desktop\4fb18d0cf1abf786694573c820b998bf_i-165.jpg

В эпоху средневековья витражи стали искусством тесно связанным с культовым зодчеством. Наиболее ранние находки витражей VI в. обнаружены в Европе в соборе Сан-Витале в Равенне, они относятся к VI в.

В IX в. была открыта техника окраски стекол при помощи обжига. Таким образом, в X в. возникла и развилась витражная живопись. Самым древним из образцов считается фрагмент головы Христа из монастыря Лорш на Рейне (Германия).

В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.

C:\Users\1\Desktop\Kyolnskiy-sobor-Tchast-5.jpg

Окно бокового нефа, закрытое просвечивающими пластинами алебастра и витражами.

 В Европе первое использование этого искусства было зафиксировано при строительстве церквей в X веке. Огромные стеклянные окна с изображением Христа и персонажей Библии начали появляться в окнах французских и немецких церквей в Англии.

В период с 12 века соборы в Европе создают большие и сложные композиции из стекла. Многоцветные, разнообразные по форме стекол, скрепленных свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу. Витраж этого времени собрался из стекол чистых цветов, но для достижения других оттенков нередко художники использовали наложение стекол разноцветного цвета.

В эпоху Возрождения витражное искусство процветало. Изображения на картинах в данные период выходят за рамки библейских, они уже не только в церквях, но и украшают многие дома и учреждения.

В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов. Практики изготовления разноцветных стекол для окон в России тоже не было. Поэтому для украшения зданий из-за границы привозили не работы мастеров 19 века, а старинные средневековые произведения. Так в окна здания Арсенала в Царском селе, предназначенное для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV – XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские.(Витраж Собора Нидарос , Трондхейм Норвегия; Витражи в Кентерберийском соборе, Кентербери. Великобритания; Собор Парижской богоматери Париж, Франция).

Николай Iжелал их распространить в России прежде всего в столице империи – Санкт-Петербурге.В первую очередь витражи появились в императорских дворцах. Императорский стеклянный завод по неволе Николая Iтакдже оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла.

Первый фигурный витраж в русском православном храме появился в 1847 г.  Появление в Исаакиевском оборе заалтарной стеклянной картины с изображением Иисуса Христа стало результатом взаимодействия западной и восточной христианской традиции. Алтарный образ был заказан за границей – в Мюнхене.

В 1900-х годах в России формируются собственные кадры в профессиональных художников-витражистов. Таким образом, к началу XX века в России было все необходимое для успешного развития витражного дела.

 С началом первой мировой войны в 1914 году история российских витражей оказалась прервана. Лишь в 1930 –е годы в советской архитектуре вновь появился интерес к полихромным просвечивающим композициям, уже с новой тематикой.

Виды витражей:

Классический витраж (технология Тиффани) – образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками мягкого металла или пластика.

Накладной витраж (Фьюзинг) – получается спеканием, иногда наклеиванием элементов на основу.

Расписной витраж – на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.

Пленочный витраж – на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеющаяся пленка (английская технология).

Комбинированный витраж – образуется сочетанием различных технологий создания витража.

Заливной витраж – имитация, но при правильном подходе , выглядящая очень достойно. Изготавливается с помощью витражных красок, которые после высыхания образуют прочную пленку.

Прежде чем приступить к работе я хочу Вас поделить на две команды, что бы вы немного отдохнули! Ваша задача собрать из кусочков нарисованный эскиз витража! Кто быстрее соберет - та команда и выиграла!

Ну вот мы с Вами немного отдохнули, а теперь приступаем к работе!

Мы с вами теперь притупим к нашему витражу.

 Контурный заливной витраж :

1 этап – нанесение контура – имитация свинцовой пайки классического витража. Контур имеет незначительный объем, что придает изделию дополнительную фактурность, максимально приближена его к внешнему сходству с классическим витражом и добавляя эстетический эффект.

 2 этап – заполнение промежутков, образованных контурной линией, цветными полимерами. Цветные заливки выполняются вручную, что позволяет использовать максимальное количество цветовых оттенков и эффектов. Технология может применяться на любом виде стекла, в том числе на зеркале.

 

Процесс росписи по стеклу:

  1. Перед нанесением краски поверхность необходимо обезжирить спиртосодержащими растворами при помощи салфетки или ватного диска.
  2. Эскиз рисунка приложить к стеклу с обратной стороны. Так вы можете максимально точно повторить задуманный рисунок и в тоже время значительно ускорить работу.
  3. Специальным контуром по стеклу наносим узор. На этом этапе необходимо следить за равномерностью нанесения контура.
  4. Итак по нашим эскизам мы сделаем витражи. Давайте вставим их в рамки под стекло. Протрем стекло от жирных пятен, и контурами, которые находятся в ваших наборах обведем рисунок. Стараемся не спешим, если есть вопросы задаем.

Когда дети приступили к работе я хожу по классу и помогаю учащимся.

После 40 мин. Самостоятельной работы.

  1. Итак подводим итоги. Выставляем ваши витражи , анализируем.

«А если честно говорить, вы сегодня все молодцы, отлично поработали! Мне было очень с вами приятно работать. На следующем уроке, кто не успел, будем продолжать работать в цвете. Для этого вам нужно дома сделать маленькие эскизы акварельными красками варианты ваших работ в цвете. И из ваших эскизов мы выберем наилучший. Творческих вам успехов! Всем спасибо! До свидания!